НЭП? Скорее НИИП — новая инновационно-инвестиционная политика

№15 (554) 15 - 21 апреля 2011 г. 14 Апреля 2011 4

От редакции. Продолжение дискуссии, начатой в №13 (552) 1 — 7 апреля 2011 г. в статьях «Капельная система орошения» экономического роста Украины» и «Модернизация как задача экономических реформ».

Денис ЖАРКИХ

О механизмах экономического подъема Украины начали говорить еще задолго до обретения ею независимости. Различные эксперты предрекали быстрый подъем, мощную экономику и молочные реки в кисельных берегах. Действительно, в 1991 год, несмотря на наметившиеся трудности, мы входили если не самым развитым государством, то достаточно развитой частью СССР.

Однако если вспомнить экономическую политику тех лет, основной упор делался не на развитый технопарк, а на природные ресурсы — чернозем, уголь, черные металлы. Украина и вправду была житницей СССР, и экономику пытались строить на том, чтобы «Москва дала справедливую цену украинским богатствам». Подобную экономическую стратегию породил советский стереотип, согласно которому продовольствие ценилось выше энергоносителей и энергии в любой форме. Именно продовольствию отдавалась стратегическая роль в отношениях с другими странами, и прежде всего с Россией.

Наше продовольствие было весьма конкурентоспособным в системе СССР, но в целом проигрывало мировому пищевому рынку, который устремился на развалины коммунистической империи. Не особенно конкурентоспособным оказался и уголь. Шахтеры врезались вглубь примерно на километр, а такая добыча дороже, чем на 10—40 метрах или вообще открытым способом, как, например, в Казахстане или в Австралии. Таким образом, конкурентных ресурсов оказалось ничтожно мало для такой большой страны, а потому совершенно предсказуемо начался экономический спад.

Операция «Либерализация»

Эпоха Кучмы и премьеров, в первую очередь Ющенко, а потом и Тимошенко, эволюционировала в сторону демонтажа советской системы, пустырь после которой занял примитивный рынок. По совету МВФ и Всемирного банка дорогу давали мелкому и среднему бизнесу. Это значит, что технопарк СССР, к тому времени начинавший активно разваливаться, снова был обойден вниманием. Основной упор делался на приватизацию магазинов, ресторанов, ларьков, словом, всего того, что давало «быстрые деньги». Либерализация по-украински развивалась в плане не экономической свободы (как это понимается под классической либерализацией рынков), а свободы обогащения. То есть тот, кто имел такую возможность, мог весьма быстро и успешно обогатиться.

Конечно, большинство данной возможности не имело, что вызывало постоянную политическую напряженность. Кроме того, даже классическая, «стерильная» модель рынка должна означать понижение социальных стандартов и государственных гарантий, которые в СССР традиционно были высоки. Таким образом, все большее число граждан рисковали окончательно быть вычеркнутыми из жизни, поскольку никак не вписывались в эту новую экономическую модель.

А те, кто мог реально использовать свой шанс на обогащение, занимались не столько экономикой, сколько битвой за ресурсы. Все это, конечно, не способствовало экономическому возрождению Украины и ее продвижению на мировой рынок.

Коренная перестройка экономической политики

Переход к новой стратегии экономики произошел без обычной в таких случаях шумихи, а точкой отсчета этого процесса была разработка нынешним правительством Программы социально-экономического развития Украины до 2015 года. Казалось бы, подобных программ принято много. Но эволюция экономической политики страны постепенно приводит к переходу от деклараций и двойных стандартов к жестким требованиям мировой конкуренции. Политика того же либерала по-украински Ющенко основывалась на том, что в экономику вмешиваться не надо, но вот в виде исключения по просьбе кумовьев... В результате получалось что-то среднее между либерализмом и феодализмом. Впрочем, классический феодализм даже более гуманен, чем современный (если его можно так назвать). В классическом феодализме нет «лишних» людей, каждый — так или иначе — занимает свою нишу. Нынешнее общество переполнено «лишними» людьми, висящими социальным грузом на немощном государстве.

Основной идеей, модной тогда не только у нас, но и в мире, была идея исключительно монетарного вмешательства в экономику. То есть экономика должна расти как-нибудь сама, а регуляция должна осуществляться через монетарное воздействие (кредитные ставки, курс валюты, уставные капиталы банков и др.). Однако мировой опыт показывал совершенно другие примеры. Прорыв на мировой рынок страна могла осуществить, когда объединялись усилия государства и частного капитала. Япония, Южная Корея, Тайвань, Германия, Мексика, Канада уже давно прошли по этому пути. Все главные конкурентоспособные отрасли там поддерживаются государством.

Тут важно сделать замечание: не фирмы поддерживаются, а именно отрасли. Фирма, корпорация, получив протекцию государства, не получает индульгенцию от всех грехов, поскольку никто не отменяет внутреннюю конкуренцию с другими отечественными фирмами.

В экономически развитых странах вы никогда не встретите только одну корпорацию ведущей отрасли. В основных автомобильных державах не существует только одна марка автомобилей, лидеры бытовой техники имеют еще больше торговых марок, а мелкооптовое производство (например, кафельной плитки) имеет сотни и тысячи качественных производителей.

Нельзя не отметить Китай, где государственная поддержка инвестиций имеет рекордные показатели, а в результате видим рекордный экономический рост в течение десятилетий.

Новая Программа инвестиционно-инновационной деятельности, разработанная группой отечественных экономистов, привлеченных правительством, все это учитывает.

Что, собственно, было решено? Раз на ресурсах не выехать, то можно выехать на новых технологиях. При этом они должны развиваться не с помощью какого-либо местечкового Кулибина, а системно государством для обеспечения нового качества экономического роста. Пора понять, что без существенной модернизации экономики Украина не состоится как государство. Без повышения доли высокотехнологичных и энергоэффективных производств страна не только не начнет жить лучше, а продолжит деградировать. Поэтому решено активно стимулировать направление инвестиционных потоков именно в производство с высокой добавленной стоимостью. И другого пути в Европу просто нет. Туда нужно идти со своими конкурентоспособными товарами и услугами, а не бесправной дешевой рабочей силой.

В новой программе господдержка — лишь катализатор для привлечения частных инвестиций. Государство не будет нести 100%-ные риски, вместе с ним эти риски понесут инвесторы.

При этом заложено реальное партнерство, а не декларации. Все подряд поддерживаться не будет. Теперь есть конкретные критерии, по которым проекты смогут попасть в список претендующих на поддержку:

— высокотехнологичность;

— создание новых рабочих мест и развитие именно отечественного производства;

— высокая степень готовности объектов инвестирования;

— достаточная часть частного капитала;

— импортозамещение;

— уменьшение загрязнения окружающей среды.

Ранее под все подряд давались государственные гарантии (часто только «кумовьям»). Теперь к конкурсам, на которых будут определяться проекты, получающие господдержку, допускаются только самоокупаемые проекты. Значит, государство будет не дотировать экономику, а инвестировать в нее. Но следует заметить, что основные риски понесут частные инвесторы. Конечно, и тут возможны ошибки — самоокупаемость тоже можно оценивать по-разному. Но если это коснется нескольких проектов из сотен, это не сильно снизит результативность общего подхода.

Кроме того, для финансирования проектов привлекаются государства-партнеры — Евросоюз, Россия, Китай. Финансовое участие Украины позволит контролировать этот общий капитал, направлять его в русло своих интересов. Исходя из этого решаются следующие задачи:

1. Государство находит недостающие ресурсы и своим участием дает гарантию внешним и внутренним инвесторам.

2. Дотации в экономику становятся инвестициями, так что государство не теряет свои финансовые ресурсы безвозвратно.

3. Постепенно, в течение примерно десяти лет, отечественная экономика «малой кровью» переходит на более высокий технологический уровень.

4. Высокооплачиваемые рабочие места помогают решить социальные проблемы. Кроме того, создание этих мест позволяет включить в мировой рынок большую часть экономически активного населения.

5. Отечественный и зарубежный инвестор не сможет воспользоваться протекцией и благосклонностью чиновников, поскольку его будет давить внутренняя конкуренция. Ведь подать проект может любая фирма, и оцениваться он будет с позиции экономической целесообразности.

6. Участием в проектах государство будет активно контролировать и направлять их.

7. Точечная стимуляция проектов даст возможность Украине найти свое место в международном распределении труда.

Очень важно, чтобы идеи отечественных экономистов реально заработали. По их словам, обнадеживает тот факт, что соавтором программы является первый вице-премьер Андрей Клюев, для которого эти идеи оказались очень близки.

Уже есть ряд подтверждений, что многие интересные проекты по модернизации существующих или созданию новых производств активно реализовываются.

Можно сказать, это только первый малый шаг на пути к созданию новой структуры нашей экономики. И тут Киев должен стимулировать активность крупного отечественного капитала во внедрении инноваций. Ведь именно концентрация государственного и частного капитала на инновациях позволила «азиатским тиграм» сделать свои прыжки.

В противном случае роль государства сведется к «ощипыванию» малого и среднего бизнеса, как было до последнего времени. Как заметил академик Пахомов в 2004 г., «Только крупный капитал может выдержать мировую конкуренцию!» Следующий шаг — создание системной инновационной инфраструктуры, в первую очередь уже для среднего бизнеса.

И другого пути у нас, судя по всему, нет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

С 1 июля рынок Украины открыт для хорватских мясных...

Несмотря на затяжные переговоры с Европейской комиссией по вопросу гармонизации...

Спасение от глобальных проблем инвесторы находят в...

WSJ: «Инвесторы в поиске активов, слабо связанных с глобальными рынками, словно...

А сало польское съедим?

Перекупщики скупают потенциально инфицированных свиней живьем по цене 25 грн./кг,...

Как украинской экономике стать инновационной

Удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной составил в 2000 г. 9,4%, в 2015-м...

Развод в красивой обертке

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома

Украинцам подложили свинью

Проблема серого импорта свинины в Украину сказалась на падении закупочных цен на...

Загрузка...

Новый бюджет Николаева уже успел стать скандальным

Одной из «долгоиграющих», но не теряющих актуальности тем в...

Украина открывает рынок для Танзании

В Украине спрос на кофе, фрукты и продукцию пищевой индустрии Танзании

Банковский год обещаний

Нацбанк пообещал бизнесу и простым гражданам снять более 20 ограничений на обращение с...

Оброчное налогообложение

Об этой форме мобилизации финансовых ресурсов вспомнили в 1984 г. Сумма сбора с одного...

Облигации для народа

Все большую потребность в заемных средствах государство собирается покрывать с...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка