После первой и второй...

№11 (857) 16—22 марта 2018 г. 14 Марта 2018 0

Слухи о том, что в борьбе за кредиты МВФ украинские власти готовы пустить под нож упрощенную систему налогообложения, обретают реальные очертания.

1 марта в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №8089 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты по уменьшению ставки НДС, реформированию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и повышению прозрачности расчетных операций с учетом европейской практики».

Главной новацией этого законопроекта является сокращение с 20% до 16% налога на добавленную стоимость (НДС), что, по логике, должно сыграть стабилизирующую роль на потребительском рынке.

Как значится в пояснительной записке, высокая ставка НДС стимулирует предпринимателей к оптимизации налоговой нагрузки и легализации теневого оборота товаров и услуг. Для этого они оплачивают услуги обнальщиков, стоимость данных услуг составляет 10—12% от обналиченной суммы.

Предложенный вариант снижения НДС якобы сделает такие схемы экономически невыгодными. Новый размер налога также полностью соответствует директивам ЕС, которые предусматривают минимальную ставку НДС — 15%.

Вместе с тем в предпринимательской среде в эти праздничные дни активно обсуждали другие новации депутатов из президентской фракции БПП Андрея Шиньковича и Геннадия Чекиты, которые являются авторами законопроекта.

Согласно предложенным им изменениям, в рамках детенизации экономики сокращению подлежит третья группа плательщиков единого налога, с лимитом годового дохода до 5 млн. грн. Напомним, что предприниматели, платящие единый налог, разделены на 4 группы. Для первой группы установлен лимит в 300 тыс. грн., а для второй — 1,5 млн. грн. Четвертая группа плательщиков единого налога сформирована сельхозпроизводителями. Законопроект №8089 интересы аграриев не затрагивает. Большая часть новаций связана с деятельностью второй— третьей групп единоналожников.

Ликвидируя 3-ю группу, законодатели предлагают перевести ее участников во 2-ю, сохранив общий размер годового дохода в 1,5 млн. грн. Таким образом, тем, кто получает больше, придется перейти на общую систему налогообложения. Сократятся и виды деятельности, необходимые для занятия бизнесом по «упрощенке».

Оформлять отчетность по упрощенной системе смогут предприниматели, занимающиеся производством и розничной реализацией продукции на рынках, в торговых помещениях площадью до 20 кв. м, с передвижных площадок или дистанционно. Конкретный перечень видов деятельности и услуг будет определять Кабмин.

При этом из числа единоналожников предлагают убрать оптовиков, предпринимателей, оказывающих услуги в двух и более торговых объектах или осуществляющих розничную продажу товаров с трех рыночных мест и более. Авторы законопроекта называют это сетевым бизнесом.

Плательщики единого налога не смогут работать в одном торговом помещении с теми, кто реализует подакцизные товары.

Всех участников 2-й группы обяжут иметь регистраторы расчетно-кассовых операций (РРО) без обязательства вести учет расходов и иметь на руках первичные документы на получение товара и усилят финансовую ответственность за неиспользование РРО.

Наибольший резонанс в предпринимательской среде вызвало отсутствие среди плательщиков единого налога ФЛП, арендующих площади в крупных торговых и развлекательных центрах — гипермаркетах, ТРЦ и супермаркетах. А таких в крупных городах немало.

В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что предприниматели, торгующие в этих объектах преимущественно товарами высокой ценовой категории — электроникой, одеждой, ювелирными изделиями и т. д., должны легко преодолеть рубеж годового дохода в 1 млн. грн. В противном случае их деятельность будет нерентабельной. Согласно законодательству «миллионники» обязаны вести бизнес с использованием РРО.

Вместе с тем большинство предпринимателей требование закона проигнорировали, что является свидетельством сетевого бизнеса под видом предпринимательской деятельности.

Законодатели считают, что ФЛП, в основном 3-й группы, владельцами крупных предприятий используются для выплаты зарплат в «конвертах» и выведения наличных для «серых» нужд.

При выплате на руки 10 тыс. грн. фиктивному предпринимателю владелец бизнеса должен перечислить в бюджет и внебюджетные фонды около 13% этой суммы, тогда как платежи за наемного работника составили бы 41,5%. Таким образом, ежемесячная экономия на каждом работнике — порядка $100.

Необходимость увеличения налогового пресса на бизнес депутаты из президентской фракции обосновывают требованиями Международного валютного фонда, который неоднократно отмечал высокую степень тенизации украинской экономики.

Так, согласно опубликованному в январе т. г. докладу, в МВФ оценивают средний объем теневого сектора нашей страны за период 1991—2015 гг. в 44,8% ВВП Украины. Хотя в 2015 г. этот же показатель оценили в 42,9% ВВП, признав таким образом некоторые успехи украинских властей в «борьбе с тенью».

В свою очередь украинские власти, настаивая на «упрощении» упрощенной системы налогообложения, хотят привести законодательство в соответствие со стандартами восточноевропейских членов ЕС.

В Польше, Литве, Болгарии, Румынии и некоторых других странах упрощенная система налогообложения действует для ограниченных видов деятельности и при сравнительно небольших объемах выручки. От использования РРО освобождены самые простые виды бизнеса, например, реализация собственной сельхозпродукции, периодической печати, перевозка общественным транспортом или продажа билетов установленного образца в театрах и кинотеатрах.

При переходе на новую систему «упрощенки», а это планируется ввести с 1 января 2019 г., авторы законопроекта №8089 обещают бюджету потерю поступлений НДС в размере 12—15 млрд. грн. Однако компенсировать большую часть потерянного НДС предполагают за счет сокращения деятельности по незаконному «обналу».

Дальнейшее распространение аппаратов РРО, ужесточение ответственности за отказ от их использования, внедрение в Украине расчетных документов единого образца с возможностью проверки потребителями качества и происхождения товара с помощью QR-кода сделает возможным вывод из тени крупных торговых компаний и принесет казне около 100 млрд. грн.

«При условии надлежащего контроля со стороны контролирующих органов и выполнения его требований теневая экономика может сократиться в 2—3 раза», — уверяют авторы законопроекта.

Хотя скептики говорят, что в нынешних украинских условиях почти наверняка не удастся внедрить все положительные моменты. Тогда как негативный эффект для бизнеса проявится сполна.

К числу непредсказуемых последствий изменения существующей упрощенной системы можно отнести поведение IT-компаний, которые, как известно, сплошь и рядом оформляют своих сотрудников-программистов предпринимателями 3-й группы и выплачивают им высокие зарплаты в виде дохода от выполненных работ.

Теперь владельцы таких компаний окажутся перед дилеммой — увеличить отчисления в украинский бюджет в разы, лоббировать перед властями индульгенцию на внесение IT в разряд упрощенного предпринимательства или проголосовать «ногами», переведя свои офисы в соседние страны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

После обращения Минздрава к премьер-министру...

В Кабмине указали на виновных в ухудшении эпидситуации в стране

Кабмин: на Азовском море появится военно-морская база...

Украина усиливает военное присутствие на Азовском море, чтобы противостоять...

Беларусь не договорилась с МВФ и отказалась от его...

Фонд и правительство республики не сошлись во мнениях по поводу сроков реализации...

Загрузка...

Застройщики заблокировали новые ДБН

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко назвал это «рейдерством реформ»

Субсидии уже не греют

Еще не решив, поднимать ли цены на газ, власти придумывают все новые и новые способы,...

Я бы в фермеры пошел

Петр Порошенко подписал закон, реализация которого даст селу от 200 тыс. до 1,1 млн. новых...

"Роттердам" унесет ветром

Аналитический центр Bloomberg New Energy Finance опубликовал прогноз развития энергетики до 2050 г....

Как упаковать экспорт

Примерно половина ВВП Украины формируется благодаря экспорту, и сокращение этого...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка