После первой и второй...

№11 (857) 16—22 марта 2018 г. 14 Марта 2018 0

Слухи о том, что в борьбе за кредиты МВФ украинские власти готовы пустить под нож упрощенную систему налогообложения, обретают реальные очертания.

1 марта в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №8089 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты по уменьшению ставки НДС, реформированию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и повышению прозрачности расчетных операций с учетом европейской практики».

Главной новацией этого законопроекта является сокращение с 20% до 16% налога на добавленную стоимость (НДС), что, по логике, должно сыграть стабилизирующую роль на потребительском рынке.

Как значится в пояснительной записке, высокая ставка НДС стимулирует предпринимателей к оптимизации налоговой нагрузки и легализации теневого оборота товаров и услуг. Для этого они оплачивают услуги обнальщиков, стоимость данных услуг составляет 10—12% от обналиченной суммы.

Предложенный вариант снижения НДС якобы сделает такие схемы экономически невыгодными. Новый размер налога также полностью соответствует директивам ЕС, которые предусматривают минимальную ставку НДС — 15%.

Вместе с тем в предпринимательской среде в эти праздничные дни активно обсуждали другие новации депутатов из президентской фракции БПП Андрея Шиньковича и Геннадия Чекиты, которые являются авторами законопроекта.

Согласно предложенным им изменениям, в рамках детенизации экономики сокращению подлежит третья группа плательщиков единого налога, с лимитом годового дохода до 5 млн. грн. Напомним, что предприниматели, платящие единый налог, разделены на 4 группы. Для первой группы установлен лимит в 300 тыс. грн., а для второй — 1,5 млн. грн. Четвертая группа плательщиков единого налога сформирована сельхозпроизводителями. Законопроект №8089 интересы аграриев не затрагивает. Большая часть новаций связана с деятельностью второй— третьей групп единоналожников.

Ликвидируя 3-ю группу, законодатели предлагают перевести ее участников во 2-ю, сохранив общий размер годового дохода в 1,5 млн. грн. Таким образом, тем, кто получает больше, придется перейти на общую систему налогообложения. Сократятся и виды деятельности, необходимые для занятия бизнесом по «упрощенке».

Оформлять отчетность по упрощенной системе смогут предприниматели, занимающиеся производством и розничной реализацией продукции на рынках, в торговых помещениях площадью до 20 кв. м, с передвижных площадок или дистанционно. Конкретный перечень видов деятельности и услуг будет определять Кабмин.

При этом из числа единоналожников предлагают убрать оптовиков, предпринимателей, оказывающих услуги в двух и более торговых объектах или осуществляющих розничную продажу товаров с трех рыночных мест и более. Авторы законопроекта называют это сетевым бизнесом.

Плательщики единого налога не смогут работать в одном торговом помещении с теми, кто реализует подакцизные товары.

Всех участников 2-й группы обяжут иметь регистраторы расчетно-кассовых операций (РРО) без обязательства вести учет расходов и иметь на руках первичные документы на получение товара и усилят финансовую ответственность за неиспользование РРО.

Наибольший резонанс в предпринимательской среде вызвало отсутствие среди плательщиков единого налога ФЛП, арендующих площади в крупных торговых и развлекательных центрах — гипермаркетах, ТРЦ и супермаркетах. А таких в крупных городах немало.

В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что предприниматели, торгующие в этих объектах преимущественно товарами высокой ценовой категории — электроникой, одеждой, ювелирными изделиями и т. д., должны легко преодолеть рубеж годового дохода в 1 млн. грн. В противном случае их деятельность будет нерентабельной. Согласно законодательству «миллионники» обязаны вести бизнес с использованием РРО.

Вместе с тем большинство предпринимателей требование закона проигнорировали, что является свидетельством сетевого бизнеса под видом предпринимательской деятельности.

Законодатели считают, что ФЛП, в основном 3-й группы, владельцами крупных предприятий используются для выплаты зарплат в «конвертах» и выведения наличных для «серых» нужд.

При выплате на руки 10 тыс. грн. фиктивному предпринимателю владелец бизнеса должен перечислить в бюджет и внебюджетные фонды около 13% этой суммы, тогда как платежи за наемного работника составили бы 41,5%. Таким образом, ежемесячная экономия на каждом работнике — порядка $100.

Необходимость увеличения налогового пресса на бизнес депутаты из президентской фракции обосновывают требованиями Международного валютного фонда, который неоднократно отмечал высокую степень тенизации украинской экономики.

Так, согласно опубликованному в январе т. г. докладу, в МВФ оценивают средний объем теневого сектора нашей страны за период 1991—2015 гг. в 44,8% ВВП Украины. Хотя в 2015 г. этот же показатель оценили в 42,9% ВВП, признав таким образом некоторые успехи украинских властей в «борьбе с тенью».

В свою очередь украинские власти, настаивая на «упрощении» упрощенной системы налогообложения, хотят привести законодательство в соответствие со стандартами восточноевропейских членов ЕС.

В Польше, Литве, Болгарии, Румынии и некоторых других странах упрощенная система налогообложения действует для ограниченных видов деятельности и при сравнительно небольших объемах выручки. От использования РРО освобождены самые простые виды бизнеса, например, реализация собственной сельхозпродукции, периодической печати, перевозка общественным транспортом или продажа билетов установленного образца в театрах и кинотеатрах.

При переходе на новую систему «упрощенки», а это планируется ввести с 1 января 2019 г., авторы законопроекта №8089 обещают бюджету потерю поступлений НДС в размере 12—15 млрд. грн. Однако компенсировать большую часть потерянного НДС предполагают за счет сокращения деятельности по незаконному «обналу».

Дальнейшее распространение аппаратов РРО, ужесточение ответственности за отказ от их использования, внедрение в Украине расчетных документов единого образца с возможностью проверки потребителями качества и происхождения товара с помощью QR-кода сделает возможным вывод из тени крупных торговых компаний и принесет казне около 100 млрд. грн.

«При условии надлежащего контроля со стороны контролирующих органов и выполнения его требований теневая экономика может сократиться в 2—3 раза», — уверяют авторы законопроекта.

Хотя скептики говорят, что в нынешних украинских условиях почти наверняка не удастся внедрить все положительные моменты. Тогда как негативный эффект для бизнеса проявится сполна.

К числу непредсказуемых последствий изменения существующей упрощенной системы можно отнести поведение IT-компаний, которые, как известно, сплошь и рядом оформляют своих сотрудников-программистов предпринимателями 3-й группы и выплачивают им высокие зарплаты в виде дохода от выполненных работ.

Теперь владельцы таких компаний окажутся перед дилеммой — увеличить отчисления в украинский бюджет в разы, лоббировать перед властями индульгенцию на внесение IT в разряд упрощенного предпринимательства или проголосовать «ногами», переведя свои офисы в соседние страны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Спасение от глобальных проблем инвесторы находят в...

WSJ: «Инвесторы в поиске активов, слабо связанных с глобальными рынками, словно...

Успеть увести: доля доллара в общемировых валютных...

В валютных резервах многих стран фиксируется минимальная доля доллара за последние...

В МВФ назвали угрозы мировой экономике

Торговые конфликты между странами являются главной угрозой для мирового...

Украина на распутье: инструмент Запада в борьбе...

Президенту Украины Владимиру Зеленскому, получившему весомый кредит доверия в...

Загрузка...

А сало польское съедим?

Перекупщики скупают потенциально инфицированных свиней живьем по цене 25 грн./кг,...

Как украинской экономике стать инновационной

Удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной составил в 2000 г. 9,4%, в 2015-м...

Развод в красивой обертке

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома

Украинцам подложили свинью

Проблема серого импорта свинины в Украину сказалась на падении закупочных цен на...

Новый бюджет Николаева уже успел стать скандальным

Одной из «долгоиграющих», но не теряющих актуальности тем в...

Украина открывает рынок для Танзании

В Украине спрос на кофе, фрукты и продукцию пищевой индустрии Танзании

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка