Рост не без причины

04 Мая 2017 4.2

Вывеска Минфина

Перед майскими праздниками Минфин обнародовал последнюю сводку по долгам Украины перед внешними и внутренними инвесторами. По итогам I квартала т.г. общая государственная и гарантированная правительством задолженность составила 1,952 трлн. грн или $ 75,35 млрд. Если сравнить с ВВП за 2016 год – это почти 82% ВВП.

Опубликованные данные статистики не учитывают полученные Украиной в апреле почти $ 1 млрд. у Международного валютного фонда и 600 млн. евро макрофинансового кредитования Евросоюза. С учетом этих вливаний, соотношение долга к ВВП составило бы около 84%.

Соотношение размера государственного и гарантированного долга к ВВП является одним из важных критериев, по которому определяется возможность страны осуществлять обслуживание долговых обязательств за счет внутренних резервов.

Причем, Маастрихтское соглашение, подписанное при создании Евросоюза, указывает, что страны-члены ЕС и кандидаты в члены должны иметь соотношение долга к ВВП не более 60%. А более мягкие критерии МВФ и Всемирного банка указывают на отметку – 80-100% ВВП.

Учитывая планы украинских властей и дальше наращивать внешнюю задолженность, развивая сотрудничество с МВФ и другими международными донорами, Украину в роли кандидата в ЕС не видят ни сами европейцы, ни украинские евроинтеграторы. Что, в общем-то давно не секрет. Но если все же через несколько лет или десятилетие вопрос кандидатства Украины в ЕС будет серьезно рассматриваться, наличие избыточной задолженности наверняка станет весомым препятствием для евроинтеграции и поводом для проведения экономической политики затягивания поясов.   

Увеличение долга с начала года почти на 22 млрд. грн. обеспечил выпуск облигаций внутреннего государственного займа, которые почти полностью пошли на докапитализацию государственных банков. В частности, в феврале и марте «Ощадбанк» получил от государства почти 9 млрд. грн., а «Укрэксимбанк» - 7,7 млрд. грн.

По данным Минфина, внутренние ОВГЗ в настоящее время составляют 35,72% всего государственного и гарантированного долга ($25,84 млрд. в долларовом эквиваленте).

Объем ОВГЗ, выпущенных для внешнего рынка, превышает $ 19 млрд., т.е. 26,32% в структуре всего долга. 

Яресько и Яценюк на фото

Крупнейшая эмиссия облигаций для внешних заемщиков на сумму более чем $ 14 млрд. была проведена в 2015 году в рамках реструктуризации задолженности Украины по инициативе министра финансов Натальи Яресько, и вызвала неоднозначную реакцию.

Как известно, по условиям соглашения с группой западных инвестиционных фондов, главным из которых был фонд Franklin Tempelton (США), Украине списали 20% задолженности ($ 3,6 млрд.) и отсрочили с 2015 на 2019 гг. выплаты по реструктуризированным облигациям.

Наряду с этим, соглашение с кредиторами предполагает для них механизм компенсации стоимости, когда страна должна начиная с 2021 по 2040 гг. расплачиваться частью экономического роста, как только номинальный ВВП Украины достигнет $ 125,4 млрд.

Таким образом, на два предстоящих десятилетия Украине прописано два сценария экономического роста: 1) невысокие темпы развития, низкий курс национальной валюты, неудовлетворительный уровень зарплат и социальных выплат либо же 2) роль регионального экономического «тигра» и при этом ежегодные отчисления кредиторам, которые по завершению соглашения о реструктуризации составят десятки миллиардов долларов США. Первый вариант выглядит более вероятным.     

Как бы то ни было возможности Украины подпитываться гривневыми и валютными ОВГЗ сейчас выглядят не особо перспективными из-за  высокой стоимости их обслуживания. К примеру, те же реструктуризированные бонды выпускались под 7,75% годовых. Это выше существующих банковских ставок по долларовым депозитам. Стоимость обслуживания гривневых облигаций еще выше.

Поэтому украинские власти делают ставку на кредиты или макрофинансовую помощь (те же кредиты) международных организаций и стран-доноров.

Тот же МВФ, как известно, кредитует своих заемщиков в виде специальных прав заимствования или SDR (Special Drawing Rights).Это резервное платежное средство, эмитируемое самим МВФ, не имеющее наличной формы. Курс SDR определяется долларовой стоимостью корзины четырех основных валют – доллара США, британского фунта стерлингов, евро и японской иены.

SDR используется для пополнения золотовалютных резервов и выплаты внешней задолженности и значительно реже – для пополнения бюджета. Условия использования каждый раз оговариваются с МВФ. И одним из главных достоинств является невысокая стоимость кредитования. Соглашение с Украиной, подписанное в 2014 году, предполагает финансирование под 3% годовых.

Еще дешевле может обходиться прямая помощь от ЕС или правительств других стран, где финансирование ведется по ставкам межбанковского кредитования Libor, Euribor плюс небольшой процент.

И Libor, и Euribor сейчас имеют отрицательные показатели, а значит надежные клиенты имеют возможность вернуть меньшую сумму, чем занимали. Такие кредиты могут выдаваться на большее число лет и под меньший процент. Но такая помощь, как правило, тоже выдается под определенные условия, часто согласованные с МВФ.

В украинском случае – это параметры бюджетного дефицита, рыночные цены на газ и электроэнергию, реформы в системе госуправления и пенсионная, в энергетике, приватизация госпредприятий, продажа земель сельхозназначения в частные руки и т.д.

По данным Минфина, менее трети всей задолженности Украины является гривневой и почти 69% - валютной. Почти половина ее – в долларе США, остальные в SDR, евро, канадском долларе и японской иене.

Но у низкой стоимости валютных кредитов есть и обратная сторона в виде высокой зависимости страны от экспорта. Если внешние поставки по какой-то причине падают,  недостающие средства опять же приходится взаймы на внешнем рынке, увеличивая госдолг, или покрывать дополнительной эмиссией национальной валюты, что приводит к снижению ее стоимости. Вследствие этого ухудшаются индикаторы, отвечающие за стабильность экономики, в том числе, соотношение долга к ВВП и т.д.

С начала 2013 года государственный и гарантированный долг Украины в гривневом эквиваленте вырос почти в 4 раза, в значительной мере из-за девальвации гривны. 

Поэтому для оценки стабильности валютного рынка эксперты используют данные о соотношении ежегодных выплат госдолга (основного долга, процентов и комиссий) к объему экспорта. Оптимальным считается показатель 20-25%, и Украина как раз балансирует на этой отметке.

Программа управления госдолгом на 2017 год, утвержденная Минфином, в конце января т.г., предполагает выплату кредиторам – 241 млрд. грн.  ($ 8,86 млрд. по утвержденному бюджетом среднегодовому курсу 27,2 грн. за 1 доллар США). Этот показатель составляет 19,7% от прошлогоднего экспорта Украиной товаров и услуг – $ 44,89 млрд.

Кроме того, соотношение внешнего долга к экспорту учитывается инвесторами при размещении в странах производств с долгосрочным периодом освоения. Двукратное превышение долга к экспорту считается критическим. В Украине, по последним данным, этот показатель приближается к 1,7. Поэтому дальнейшее увеличение государственного и гарантированного долга может стать тормозом на пути привлечения в страну стратегических инвесторов.

Еще большие неприятности для экономической стабильности Украине могут принести ведущиеся с прошлого года в Лондоне и Стокгольме судебные разбирательства с Россией. В первом случае речь идет о выплате еврооблигаций на $ 3 млрд. В конце 2013 года, по соглашению с Москвой, Украина получила первый транш кредита на $ 15 млрд., оформленный в виде 2-летних облигаций. В конце марта Высокий суд Лондона принял решение в пользу РФ, которое сейчас обжалуется.

Во втором случае речь идет о нескольких встречных исках АО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України». В наиболее значимых из них российский монополист требует от украинских коллег компенсации за недобранный газ, согласно межгосударственному контракту в общей сложности на $ 37 млрд. НАК хочет получить от «Газпрома» разницу между украинской и европейской ценой, которая в 2010-2014 гг. составила $ 18 млрд.

Нетрудно заметить, что любой неблагоприятный для Украины исход этих дел может серьезно изменить долговую карту, а значит и экономические перспективы.

НБУ в срок выполнит все взятые на себя обязательства...

Национальный банк Украины (НБУ) полностью и в срок выполнит все взятые на себя...

Зеленский пообещал МВФ назначить независимого главу...

Президент Украины Владимир Зеленский в телефонном разговоре сообщил...

МВФ требует независимости НБУ

Международный валютный фонд (МВФ) отмечает существенные достижения в обеспечении...

Украина получила $2,1 млрд первого транша МВФ

Украина в пятницу полностью получила $2,1 млрд первого транша от Международного...

Госдолг США вновь бьет рекорды

Госдолг США впервые в истории превысила 26 триллионов долларов

МВФ обнародовал меморандум с Украиной

Международный валютный фонд (МВФ) в четверг опубликовал Письмо о намерениях и...

Импотенция экономического мышления

У правительства нет видения будущего отрасли и даже более или менее четких контуров ее...

Сладкая история успеха: первая медовая аграрная...

На мировом рынке меда Украина не один год занимает лидерские позиции среди десятка...

Кризис разморозился

Пандемия разморозила кризис, и первым его импульсным движением стала «нефтяная...

Коллекторам дадут по рукам

Уже в следующем году коллекторы вряд ли будут так кошмарить должников

Не в Бенджамина корм

Зарубежные фармкомпании готовы предоставлять большие скидки на препараты,...

Страхи и страсти

2020-й должен стать годом перенастройки экономики на поиск вариантов импортозамещения и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка