Теорема дырявого бюджета

№43(965) 11 –17 декабря 10 Декабря 2020

Кредитный эксгибиционизм и запретный печатный станок

В украинской политической «традиции» уже давно и крепко прописалась практика принятия государственного бюджета, что называется, под елочку. Однако накал страстей и близость к провалу дедлайнов в процессе подготовки и голосования за бюджет-2021 превзошли самые эпичные бюджетиады предыдущих лет.

В разгар экономического кризиса и пандемии коронавируса Украина столкнулась с критической по значению и колоссальной по объему проблемой дефицита бюджетных средств.

Огромная бюджетная дыра обрела пугающие размеры, а перспективы ее экстенсивного расширения в 2021 г. ужасают. Ощущение полной безнадежности добавляет тот факт, что в условиях полуразрушенной национальной экономики у Украины нет иных вариантов затыкания дыры, кроме как привлечение не менее чудовищных по объемам кредитных средств.

Количественные масштабы бюджетной катастрофы и просроченные дедлайны

В текущем году правительство столкнулось с аналогичной ситуацией нехватки бюджетных средств для покрытия государственных расходов, предусмотренных бюджетом-2020. Напомним, что в прошлом году в бюджете также образовалась значительная финансовая дыра в размере 80—100 млрд. грн. Тогда правительство Алексея Гончарука де-факто объявило в начале декабря технический дефолт по бюджетным трансфертам, заморозив все платежи, кроме критических расходов на социальное обеспечение, долговые расчеты и прочие важнейшие операционные расходы.

К концу текущего года ситуация сложилась еще более угрожающая, размер общей дыры в бюджете, которая сформировалась по состоянию на декабрь, оценивается примерно в 150—200 млрд. грн.

По данным Государственной казначейской службы, за период января—октября 2020 г. общий фонд госбюджета сведен с дефицитом в 120,5 млрд. грн. Доходы госказны за 10 месяцев составили 842,437 млрд. при плане в 1,014 трлн. грн. Расходы за январь—октябрь составили 950,842 млрд. грн., по общему фонду — 843,12 млрд. грн.

Как свидетельствуют данные Госказначейства, правительство существенно недовыполнило план по привлечению займов, причем как внутренних, так и внешних. В октябре заимствования составили 20,9 млрд. грн., а за 10 месяцев — почти 426,5 млрд. грн. при плане в 567,146 млрд. грн.

Согласно недавно представленному Счетной палатой анализу выполнения госбюджета 2020 г. за период с января по сентябрь общий объем государственного и гарантированного государством долга увеличился на 347 млрд. грн., или на 17%, и составил 2,3 трлн. грн. Комментируя ситуацию с выполнением доходной части бюджета, глава СП Валерий Пацкан отметил, что за девять месяцев доходы составляли 75,6% годового плана.

При этом, как указал Пацкан, такой высокий уровень выполнения плана доходов обусловлен в первую очередь тем, что Кабмин в апреле существенно снизил плановые показатели в процессе секвестра бюджета.

«Это высокий уровень выполнения, обусловленный уменьшением прежде всего еще в апреле установленного в законе о государственном бюджете объема доходов на 117 млрд. гривен, или 11%», — подчеркнул глава СП.

Перед правительством Дениса Шмыгаля встала насущная проблема поиска дополнительных источников средств, чтобы худо-бедно закрыть бухгалтерскую ведомость бюджета текущего года. Мало того, что казенных денег и так не хватает, так власть еще и анонсировала дополнительные антикризисные программы по поддержке бизнеса. Речь идет об инициативе президента Владимира Зеленского о предоставлении материальной помощи физлицам-предпринимателям (ФЛП) в размере 8 тыс. грн.

Создалась серьезная проблема по изысканию достаточного количества средств для обеспечения даже базовых бюджетных статей расходов к концу текущего года. При этом продолжает расти т. н. скрытый дефицит — это фактически экономия правительством средств за счет целенаправленного недофинансирования заложенных в бюджете статей расходов. По предварительным расчетам Счетной палаты, только за первое полугодие объемы скрытого дефицита превысили 50 млрд. грн. К концу года размеры скрытого дефицита выйдут на показатель в 90—100 млрд. грн.

В первом чтении в проекте госбюджета на следующий год заложен план колоссального по объему привлечения заемных средств. Погашение долгов является главным приоритетом бюджетной политики государства. В следующем году на погашение долга планируется направить более 400 млрд. грн. В целом для выплат по текущей задолженности и финансированию бюджета правительство намерено привлечь фантастическую сумму в размере около 700 млрд. грн. Примечательно, что наблюдается удорожание обслуживания госдолга на 19,2 млрд. грн. по сравнению с расходами в текущем году. Всего же в 2021 г. по процентам займов нужно заплатить 160 млрд. грн. На обслуживание долгов Украина тратит больше, чем на медицину или социальную защиту населения.

Кредитные фортели МВФ

Ко второму чтению проект госбюджета-2021 Кабмин согласовал и передал на рассмотрение парламента только 27 ноября. Спонсором наметившегося «праздника» проваленных дедлайнов и предновогоднего бюджетного переполоха выступил Международный валютный фонд. Рада ждала законопроект к ознакомлению ровно к тому моменту, пока правительство не согласовало основные параметры государственной сметы на следующий год с кредиторами. С украинской стороны главным переговорщиком выступало Министерство финансов, где 26 ноября, т. е. ровно за день до подачи документа в парламент, заявили о завершении бюджетных консультаций с фондом.

В пресс-службе Минфина заявили, что ключевым вопросом переговоров было формирование общего с МВФ видения основных бюджетных показателей: рамки доходов, расходов и дефицита. Минфин каждый день консультировался с экспертами фонда насчет возможностей финансирования дефицита и приоритетных расходов бюджета в 2021 г.Причину столь трепетного внимания к мнению МВФ относительно параметров бюджета, ради которого пожертвовали даже разумными временными рамками и поставили под угрозу своевременное принятие госсметы, вполне конкретно пояснил глава Минфина Сергей Марченко.

В интервью «ВВС News Украина» 26 ноября Марченко отметил, что из-за того, что Украина так и не получила запланированных траншей от МВФ, в бюджете до конца текущего года образовался дефицит в 3 млрд. долл.

«Я не сижу в розовых очках и не вешаю, как говорится (лапшу), не хочу вас обманывать. Не все у нас так просто. Есть задержки, сложности... И мы думаем, как закрыть этот месяц, как финансировать следующий. Ситуация непростая, абсолютно непростая. Я никого не обманываю, просто говорю, что так сложилось, что значительная сумма средств до сих пор нам не поступила. Речь о более чем 3 млрд. долл., которые были заложены у нас в бюджете», — заявил министр.

Судя по всему, речь идет о 1,4 млрд. долл. — двух плановых траншах по 700 млн. долл. от МВФ в рамках кредитной программы stand-by, а также о привязанных к траншам фонда первой части кредита в размере 600 млн. долл. от ЕС (в рамках кредитного соглашения и ратифицированного Радой меморандума о сотрудничестве) и еще около 600 млн. долл. от Всемирного банка.

Под редакцией МВФ общий итог изменения основных показателей госсметы на 2021 г., на первый взгляд, кажется достаточно косметическим. Базовым показателем, претерпевшим трансформацию, стало сокращение дефицита бюджета следующего года с 6%, которые фигурировали в первой редакции документа, до 5,47%. В абсолютных цифрах дефицит сократился с 270 млрд. грн. в редакции законопроекта в первом чтении до 246 млрд. грн. — ко второму чтению, после правок фонда.

В новой редакции госбюджета-2021 добавили дополнительно более 20 млрд. доходов (например, в виде роста налоговых поступлений — плюс 12 млрд. грн., от НДС — плюс 5,5 млрд. грн., таможенных сборов от импортных товаров — плюс 2,2 млрд. грн. и т. д.). При этом почти на 13 млрд. грн. сократили расходы (в основном за счет социальных статей).

В отношении источников обеспечения дефицита бюджета явный крен наблюдается в сторону внешних заимствований над привлечением внутренних ресурсов. Общий фонд государственного бюджета по долговым операциям в 2021 г. уменьшен на 30,5 млрд. грн. с такой корректировкой: внешнее финансирование увеличено на 49,1 млрд. грн., внутреннее — уменьшено на 79,7 млрд. грн.

Изменение показателей в балансе заимствований в пользу наращивания внешних кредитов — крайне важный и показательный нюанс. Продолжая жестко контролировать бюджетную политику, внешние кредиторы намерены не менее внимательно редактировать и монетарную политику Украины. Главная цель — сохранение критической зависимости финансовой и бюджетной стабильности Украины от внешних кредитов и жесткий запрет на использование эмиссионного инструмента количественного смягчения.

Поговорить об эмиссии

В последнее время ряд источников сообщили, что в Офисе президента рассматривают вариант решения проблемы недостатка бюджетных средств через дополнительную эмиссию гривни. Механизм следующий: Национальный банк Украины выделяет банкам дополнительные объемы средств на рефинансирование, которые банковский сектор направит на скупку облигаций внутреннего государственного займа Министерства финансов.

Поскольку НБУ на законодательном уровне запрещено поддерживать бюджет путем скупки ОВГЗ на первичном рынке ценных бумаг, подогреть спрос на правительственные ценные бумаги нацрегулятор может путем создания дополнительной ликвидности в сегменте госбанков и активизации их активности на первичном и вторичном рынке ОВГЗ.

Как пример такой активности — во второй половине ноября НБУ выдал банкам рефинансирование в объеме 16,5 млрд. грн., которые спустя неделю-полторы плавно перекочевали в ОВГЗ. При этом банки скупали бумаги Минфина с доходностью в 10—11%, что на 1—2% больше, чем ставка доходности в 9%, по которой облигации приобретались еще в начале ноября.

Как и раньше, главными покупателями гривневых ОВГЗ выступают государственные банки, которые в течение года последовательно увеличивали портфель ценных бумаг Минфина. После начала кризиса и массового бегства иностранных финансовых спекулянтов с рынка ценных бумаг Украины госбанки вышли на передовые позиции по скупке ОВГЗ, став главным фактором обеспечения процесса внутренних бюджетных заимствований. Однако Минфину так и не удалось выполнить план по внутренним заимствованиям.

С апреля были приняты все необходимые решения по части функционирования НБУ, чтобы начать наращивание объема предоставляемого банкам рефинанса. Т.о. делался расчет на замещение внешних заимствований внутренними ресурсами. Однако раскачать печатный станок Украине не позволил МВФ. В общей сложности под ОВГЗ было заведено всего до 80 млрд. грн.

Чтобы выполнить план по внутренним заемным средствам, Минфину нужно до конца декабря привлечь еще почти 100 млрд. грн. Вполне очевидно, что такие объемы средств ведомство занять уже не успеет. Остается только перекладывать часть дефицита по бюджетным расходам текущего года на следующий и молиться о получении траншей от МВФ и остального пула внешних кредиторов.

Следует отметить, что идея с раскачкой печатного станка в исполнении ОП далеко не нова, и такой вариант, в т.ч. и на Банковой, рассматривали уже давно. Ранее в ОП и правительстве озвучивали элементы плана, который завязан на триаде кредитно-денежных механизмов: снижении учетной ставки НБУ, контролируемой девальвации гривни и плановом наращивании эмиссионной гривневой массы.

Впрочем, впоследствии власть отказалась от планов форсировать освоение дополнительных монетарных механизмов для поддержки экономики. В первую очередь это стало результатом давления Международного валютного фонда и других внешних кредиторов.

Переговоры о выделении Украине очередного транша со стороны фонда уже давно зашли в тупик, и в этом году на получение данных средств можно явно не рассчитывать. При этом МВФ отказывает Украине в предоставлении дополнительных средств в связи с чрезвычайной кризисной ситуацией. В таких условиях у правительства может не остаться иного выбора, кроме как прибегнуть к печатанию гривни.

Собственно, об этом заявил министр финансов Сергей Марченко, комментируя отказ МВФ предоставлять Украине дополнительные кредитные ресурсы. Министр отметил, что договориться с МВФ о транше в этом году не удастся, но на эти средства можно рассчитывать уже в следующем. При этом он напомнил, что в бюджете Украины на 2020 г. эти средства предусмотрены.

«Я не могу сказать категорически, что средств не будет. Может оказаться так, что это решение каким-то образом будет найдено. Но я не хочу давать какие-то оптимистичные обещания на этот счет. Более вероятным сценарием, я бы сказал, очень высоко вероятным, что нам удастся договориться в текущем году о миссии (о приезде технической миссии МВФ — Р.Г.), и эти средства будут уже в следующем году», — добавил Марченко.

Иными словами, власть всерьез рассматривает вариант проведения дополнительной эмиссии, но путем согласования этого вопроса с МВФ. Грубо говоря, проблема ставится следующим образом: если кредиторы не хотят предоставить нам дополнительную макрофинансовую помощь, пусть тогда разрешат нам печатать гривню. Очевидно, что надежды на то, что «западные партнеры» позволят Украине «расчехлить» печатный станок, тщетны.

Внутренний ресурс

Сигналом к тому, что власть рассматривает усиление роли эмиссионного инструмента в тактике поддержки экономической стабильности, можно рассматривать недавнюю колонку главы совета НБУ Богдана Данилишина.

Глава совета НБУ определяет ряд фундаментальных факторов, которые свидетельствуют о критическом состоянии экономики на данном этапе.

Первый фактор. «Падение промышленного производства за 9 месяцев 2020 г. составило -7,0%. Глубокое падение наблюдалось в производстве товаров инвестиционного назначения: -23,6% за 9 месяцев 2020. Снижение сельскохозяйственного производства составило -13,1%, сферы транспорта -15,6% (в т. ч. грузооборот -16,6%, пассажирооборот -54,4%)».

Второй фактор, на который указывает Данилишин, это уровень потребительской инфляции, который в октябре составил 2,6% в годовом измерении и с начала 2020 г. остается ниже целевого диапазона Национального банка (5+/-1%). Очевидно, здесь автор намекает на наличие достаточного инфляционного коридора, позволяющего умеренный разгон инфляционного показателя, который неизбежно станет следствием дополнительной эмиссии.

Третий фактор — цена кредитов. «Ставки по государственным заимствованиям самые высокие среди развивающихся стран Европы. Доходность по годичным ОВГЗ в гривне (на аукционе 17.11.2020) составляла 10,5%, по 3-летним — 11,1%. Для сравнения: доходность 10-летних государственных заимствований в Польше составляет 1,3%, Чехии — 1,2%, в еврозоне является отрицательной на уровне -0,5%», — указывает Данилишин.

Вследствие дороговизны заемных средств автор указывает на четвертый фактор: «Кредиты банков в реальный сектор снизились в октябре на 5,3% в годовом измерении, в том числе гривневые корпоративные кредиты — на 6,4%, корпоративные кредиты в иностранной валюте — на 16,4%. Процентные ставки по гривневым кредитам бизнеса составляли в октябре 8,8%, по гривневым кредитам домохозяйств — 35,2%».

Пятый фактор — замедление темпов привлечения средств на внутреннем рынке и ограниченный доступ к международным рынкам капитала из-за неопределенности, связанной с сотрудничеством с МВФ. Кроме того, нельзя выполнить имеющийся план заимствований до конца текущего года без существенного повышения стоимости государственных заимствований.

В связи с этим Данилишин рекомендует расширить возможности НБУ по операциям с ценными бумагами.

«В период чрезвычайных ситуаций или системных негативных явлений в экономике целесообразно применение Национальным банком широкого инструментария воздействия на экономическую активность, включая возможность содействия по расширению фискальных возможностей правительства с помощью операций с государственными ценными бумагами. Активное участие центрального банка на рынке ОВГЗ позволит уменьшить «эффект вытеснения», при котором правительство вынуждено повышать ставки по своим займам с целью финансирования расходов», — резюмирует глава совета НБУ.

Грубо говоря, Данилишин подводит к тому, что у правительства не остается иных инструментов в текущей ситуации, кроме как разработать план количественного смягчения, вбросив в оборот дополнительные объемы напечатанной гривни.

Позади бюджетный гранд-каньон

Фактически у Украины нет других вариантов, кроме как задействовать печатный станок, учитывая сложившиеся экономические реалии. В этом отношении украинской власти давно пора выходить из-под пристальной монетарной «опеки» МВФ, взяв курс на формирование суверенной кредитно-денежной политики, не основанной на лекалах кабальных меморандумов с фондом.

Безусловно, результатом количественного смягчения станет всплеск инфляционных показателей. Главный вопрос в том, как использовать эмиссионную гривню. Банальное затыкание бюджетных дыр, когда напечатанная гривня направляется на т. н. проедание, — не лучший, если не самый худший вариант для применения дополнительной эмиссии. Условную напечатанную гривню можно направить на покрытие текущих бюджетных расходов только частично.

Эмиссионную массу рационально использовать для финансирования бюджетных программ, направленных на стимулирование внутреннего производства. Только в таком случае печатание денег можно рассматривать как рациональный монетарный инструментарий.

Единственно верным решением является насыщение эмиссионной массой реального сектора экономики в виде государственных капиталовложений в инфраструктуру систем образования, здравоохранения, транспорта, в сферу государственного социального обеспечения, программы профессиональной переквалификации, политику стимулирования занятости и т.д.

Редкостный пример такого подхода — предложение направить бюджетные средства на развитие железнодорожной инфраструктуры и закупку пассажирских вагонов. Эту инициативу еще в начале сентября озвучил заместитель министра финансов Александр Кава:

«Развитие современной транспортной инфраструктуры невозможно без государственных инвестиций».

Немного расширяя горизонты тезиса замминистра, можно сказать, что современное развитие невозможно без государственных капиталовложений. Предложение Минфина было финансово визуализировано в проекте бюджета на 2021 г. Министерству инфраструктуры предложили выделить 4,5 млрд. грн. на электрификацию нескольких участков железнодорожного сообщения и закупку пассажирских вагонов.

Безусловно, такая программа будет намного более эффективной, если Мининфраструктуры будет покупать подвижной состав у простаивающих вагоностроительных заводов Украины. Бюджетные средства оживят производственные цепочки машиностроительных предприятий, создадут заказы, рабочие места, налоговые поступления и т. п.

Украинское вагоностроение имеет практически 100-процентный уровень локализации производства, и капиталовложения государства с максимальным КПД сработают на разогрев едва дышащих остатков отечественной промышленности. Системность и цельность подхода рационального таргетирования бюджетных инвестиций в национальный сектор производства должен создать законопроект №3739 «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности».

Только в случае направления большей части эмиссионных средств в реальный сектор экономики политика «печатания денег» способна дать действительно положительный экономический эффект с минимальным количеством макроэкономических издержек.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Экспортные тренды и тенденции

Украинская торговля товарами законсервирована в примитивно-сырьевых рамках

«Кінець епохи бідності» 2.0

Отчет об итогах экономической политики в 2020 г. – это отражение обобщенного...

Неутолимая тяга к саморазрушению

Сколько бы кубометров карпатского леса ни вырубила Украина, это никогда не сравнится...

Энергетика = спекуляция

Украинцам следует подготовиться к каскаду очередных подорожаний электроэнергии уже в...

Азы экономического протекционизма

Только вернув механизмы суверенного регулирования отечественной...

Экономическая наука и социально-гражданское...

Чья-то вопиющая безграмотность в области экономической науки и чей-то злой умысел в...

Дерегуляция через приватизацию

Приватизация заводов ВПК подытожит многолетнюю историю их использования не по...

Ставка меньше, чем жизнь

Прямо инвестируйте в свою пользу: недвижимость, ценности, образование. Лично в свои...

Грезы Шмыгаля

Дефицит госбюджета-2020 в четыре раза превышает аналогичный показатель прошлого года

Храните деньги в банке. Желательно в стеклянной

Действия НБУ вызывают острое недовольство вкладчиков и напряжение в обществе

Вагон пенсионного возраста

Перед чиновниками стоит не самая простая задача: не допустить смерти вагоностроения и...

Барский жест

Вместо системной нормализации экономических отношений — восстановление торговли в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка