Творческое налогоблудие

14 Января 2015 2 4.9

Пообещав сократить налоги и расходы на их администрирование, Кабмин, не мудрствуя лукаво, «скрестил» уже существующие платежи и обложил украинцев новыми податями. Анонсировав в конце прошлого года налоговую реформу, призванную сократить количество налогов и сборов с 22 до 9, правительство Арсения Яценюка сулило бизнес-сообществу улучшение условий предпринимательской деятельности. Это должно было отразиться в международном рейтинге Doing Business — в сокращении времени и расходов на налоговое администрирование, выравнивании налоговой нагрузки за счет ликвидации налоговых ям (которыми в основном пользуются крупные финансово-промышленные группы), а для малого бизнеса — в упрощении ведения деятельности.

Но грандиозная реформа, похоже, свелась к механическому объединению отдельных «упраздненных» налогов с увеличением ставок и расширением базы плательщиков. Других способов обеспечить поступления в бюджет на фоне обвального сокращения производства правительство не придумало.

Негативная реакция большинства депутатского корпуса Верховной Рады к такой налоговой «косметике» проявилось уже на стадии первого голосования за проект изменений в НКУ в целом. 25 декабря за налоговую реформу проголосовало лишь 86 депутатов из 345, присутствовавших в зале. Да и то 76 голосов за Яценюку дала его родная фракция «Народного фронта», а остальные коалицианты выступили против. Причем объединение «Самопомич» и фракция Радикальной партии не дали премьеру ни одного голоса.

Устранить сбои в работе законодательной машины удалось кадровыми уступками и преференциями, а также увещеваниями, что без необходимых изменений Налогового кодекса бюджет нового года не будет принят, а о выделении очередного транша МВФ в январе можно забыть.

Поэтому уже 28 декабря проект закона № 1578 «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» был принят во втором чтении и за основу, а 31 декабря подписан президентом.

Проект налоговой реформы получил негативную оценку всех без исключения парламентских экспертных комиссий, которые изучали его на стадии подготовки к принятию ВР.

Так, например, в Главном научно-экспертном управлении аппарата ВР признали, что основная новация предложенной налоговой реформы — сокращение количества налогов — не соответствует действительности, поскольку на самом деле большинство налогов и сборов не отменяются, а трансформируются в другие платежи путем укрупнения.

Параллельно в порядок налогообложения вносятся изменения, которые увеличивают налоговое давление на плательщиков. Это в полной мере относится к рентной плате, в которую объединены сборы за специальное использование водного, лесного и радиочастотного ресурсов, а также плата за недра для добычи полезных ископаемых. В последней увеличены ставки налога для добычи углеводородов с глубины менее 5 тыс. м и уменьшены — с более низких горизонтов.  

Изъятие сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства сопровождалось введением акциза на реализацию в розницу алкогольной продукции и пивных напитков, а также табачных изделий, нефтепродуктов и сжиженного газа по ставке 2–5%. При этом акцизом будут облагаться напитки с содержанием спирта от 0,5%, тогда как раньше порог составлял 1,2%.

Вместо целевой надбавки к действующему тарифу на электро- и теплоэнергию в 2015 г. введут акцизный сбор. Акцизом же заменят плату за первую регистрацию автомобилей, переоборудованных в легковые из грузовых. В эту категорию попадают многочисленные Sprinter Mercedes, которые в Украине используются в качестве маршрутных такси.

Однако наибольший резонанс вызвало появление среди местных налогов объединенного на землю и недвижимость, который остряки прозвали «налог на второе очко».

Большинство украинских СМИ уже изрядно повозмущались планами правительства ввести налог (до 2% минимальной заработной платы) на жилплощадь квартир свыше 60 кв. м и общую площадь домов свыше 120 кв. м. И вправду, почему одну и ту же ставку должны платить владельцы полуаварийного жилья на окраинах депрессивных городов и хозяева хором в центре столицы стоимостью в несколько сотен, а то и миллионов долларов?

Отсутствие в формуле налога на недвижимость ее оценочной стоимости можно пояснить только наличием в собственности законодателей неприлично дорогих квартир и особняков.

Но мало кто осветил тот факт, что основными плательщиками налога на недвижимость станут вовсе не горожане или обитатели коттеджных городков, а сельские жители среднего достатка. Ведь под облагаемую налогом площадь в сельской местности подпадают капитальные хозпостройки — гаражи, сараи, свинарники и даже «удобства» на улице, которые селяне давно уже не используют.

И это далеко не единственная «новация» Кабмина.

С нынешнего года за автомобиль с двигателем объемом свыше 3 тыс. куб. см (дизельным — более 2,5 тыс. «кубиков») моложе 5 лет нужно платить ежегодный налог 25 тыс. грн. Он получил название налога на роскошные автомобили.

Продлено действие военного налога — 2% начисленной зарплаты.

Увеличена ставка подоходного налога на доходы, превышающие 10 минимальных зарплат, т. е. 12 180 грн. в месяц. С сумм до этой отметки будет взиматься 15%, после— 20%. Прежняя ставка — 17%.

Не забыли власти и о «дорогих» пенсионерах. До размера трех минимальных зарплат (3654 грн/месяц) снижается порог налогообложения пенсий. На все, что выше, распространяется 15%-ный налог.

Ранее облагались только пенсии, превышающие 10 тыс. грн.

С 15 до 20% увеличена ставка налога на пассивные доходы (проценты по вкладам, дивиденды от акций предприятий, вознаграждение за авторские права и т. д.).

Кроме того, обладателям банковских вкладов свыше 200 тыс. грн необходимо декларировать депозиты и уплатить установленные 3%. Аналогичную процедуру предлагают владельцам крупных сумм наличных вне банков.

«По факту законопроект о налоговой реформе отменяет лишь три местных сбора, а задекларированное сокращение количества общегосударственных налогов и сборов по сути не предусмотрено, что не приведет к уменьшению затрат предприятий на определение налоговых обязательств и составление отчетности, а государства — на общее администрирование», — значится в пояснительной записке, подписанной главой парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Романом Насировым.

Некоторые из фискальных новаций не соответствуют европейским директивам, ломают хозяйственные отношения между субъектами общей и упрощенной систем налогообложения. Внедрение же непрямых методов определения доходов и расходов в предложенной форме может привести к увеличению коррупции и многочисленным нарушениям прав и свобод граждан.

Претензия юридического комитета ВР — многие положения закона об изменениях в НК изложены вне соответствия принципу юридической определенности, «согласно которому юридические нормы должны быть четкими, ясными и недвусмысленными, поскольку иное не может обеспечить их одинаковое применение, не исключает неограниченной трактовки в правоприменительной практике».

Изменения в НКУ не соответствуют также принципам стабильности налогового законодательства, согласно которым изменения вносятся не позднее чем за полгода до начала нового бюджетного периода.

Поэтому в юридическом управлении прогнозируют увеличение административных исков о защите прав от физлиц и частных предприятий к государству. Понятно, что платить увеличенные налоги и сборы они не будут. И стоило ли тогда корпеть над изменениями 21 закона и подзаконного акта?


Загрузка...

Спасение от глобальных проблем инвесторы находят в...

WSJ: «Инвесторы в поиске активов, слабо связанных с глобальными рынками, словно...

А сало польское съедим?

Перекупщики скупают потенциально инфицированных свиней живьем по цене 25 грн./кг,...

Как украинской экономике стать инновационной

Удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной составил в 2000 г. 9,4%, в 2015-м...

Развод в красивой обертке

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома

Украинцам подложили свинью

Проблема серого импорта свинины в Украину сказалась на падении закупочных цен на...

Новый бюджет Николаева уже успел стать скандальным

Одной из «долгоиграющих», но не теряющих актуальности тем в...

Загрузка...

Украина открывает рынок для Танзании

В Украине спрос на кофе, фрукты и продукцию пищевой индустрии Танзании

Банковский год обещаний

Нацбанк пообещал бизнесу и простым гражданам снять более 20 ограничений на обращение с...

Облигации для народа

Все большую потребность в заемных средствах государство собирается покрывать с...

Оброчное налогообложение

Об этой форме мобилизации финансовых ресурсов вспомнили в 1984 г. Сумма сбора с одного...

Застройщики заблокировали новые ДБН

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко назвал это «рейдерством реформ»

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Дмитрий
15 Января 2015, Дмитрий

Ярослав, меня интересует налог на недвижимость. В родителей в деревне дом 102 м2 и хозпостройки (сараи, гараж). В сумме больше 120 м2.
Недвижимость попадает под налог как я понял?

- 0 +
Ярослав ДМИТРЕНКО
16 Января 2015, Ярослав ДМИТРЕНКО

Да, Дмитрий. Налог на недвижимость необходимо будет платить. Но порядок самой уплаты определят местные власти. Ведь налог - местный. Юристы уже придумывают схемы уклонения. Но не буду о них рассказывать. В ближайшее время напишу об этом отдельную статью.

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка