«Ударим голоданием по ожирению!»

16 Июля 2021 1

Продовольственная безопасность страны является важнейшим показателем и одним из ключевых составляющих общего понятия национальной безопасности. Определения продбезопасности имеют четкие параметры, которые закреплены в законодательстве и де-факто являются законодательно гарантированными нормами.

Эти параметры включают в себя в первую очередь обеспечение государством достаточной калорийности среднесуточного рациона и экономическую доступность продуктов питания для населения.  

На чем основывается продовольственная безопасность современной Украины?

&&& Законодательный базис и ключевые нормативы

Необходимо сперва разобраться с самим понятием продовольственной безопасности и ключевыми индикаторами, по которым она оценивается.

Базовое определение продбезопасности прописано в законе «О государственной поддержке сельского хозяйства», где указывается, что это «защищенность жизненных интересов человека, которая выражается в обеспечении государством беспрепятственного экономического доступа человека к продуктам питания с целью поддержания его обычной жизненной деятельности».

Также в указе Министерства экономики от 2013 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету уровня экономической безопасности» продбезопасность трактуется как «состояние производства продуктов питания в стране, способное в полной мере обеспечить потребности каждого члена общества в продовольствии надлежащего качества при его сбалансированности и доступности для каждого члена общества».

Основные индикаторы продовольственной безопасности определяются соответствующим постановлением Кабмина от 2007 г. Всего есть семь базовых параметров:

1) суточная энергетическая ценность рациона человека;

2) обеспечение рациона человека основными видами продуктов;

3) достаточность запасов зерна в государственных ресурсах;

4) экономическая доступность продуктов;

5) дифференциация стоимости питания по социальным группам;

6) емкость внутреннего рынка отдельных продуктов;

7) продовольственная независимость по отдельным продуктам.

Теперь перейдем непосредственно к анализу «Информационно-аналитических материалов касательно состояния продовольственной безопасности в 2019 году», который подготовил директорат агропромышленного развития Минэкономики. Поскольку оперативность традиционно не является фишкой официальной статистики, придется оперировать не самыми свежими данными. Впрочем, поспешим заверить читателей, что это не помешает в достаточной степени оценить тренды и общий комплекс мер, обеспечивающих продовольственную безопасность граждан в современной Украине.

&&& «Декоммунизированная» калорийность

Рассмотрим данные индикаторов №1-5, которые являются наиболее персонифицированными к каждому гражданину и его семье и непосредственно отражают социальную составляющую госполитики продбезопасности в отношении населения страны.

Итак, первый индикатор -- «Суточная энергетическая ценность рациона человека» -- согласно действующим нормам должен составлять как минимум 2500 калорий при наличии 55% продуктов животного происхождения.

Авторы документа приводят таблицу изменения калорийности питания украинцев за последние 29 лет, в которой кроется сразу две статистические «зради». (СКРИН. ТАБЛИЦА, ДИНАМИКА КАЛОРИЙНОСТИ 1990-2019 гг)       

Во-первых, исходя из приведенных данных, по сравнению с закатом СССР и далеко уже не самым благополучным 1990-м общая калорийность питания украинцев сократилась на 906 ккал, т.е. почти на треть. Также авторы сами указывают на неприглядный факт недостаточного потребления продуктов животного происхождения.

«Доля потребления продуктов животного происхождения почти за двадцатилетний период была ниже установленной нормы 55% суточного рациона и варьировалась в пределах 23% -29,7%», -- указано в отчете.

При этом, судя по таблице, в 1990-м доля продуктов животноводства также не превышала 30% общего рациона, но калорийность советских продуктов была на 225 ккал больше, чем у нынешних.  

Вероятно, правоохранителям необходимо отыскать чиновника, который включил для сравнительной базы данные советского периода, и спросить с него по всей строгости закона о «декоммунизации». Налицо явный и особо опасный факт преступно визуализированного восхваления калорийности советских продуктов и рациона питания. По этому поводу можно и внеочередное заседание СНБО собрать, подключив Институт национальной памяти и другие компетентные органы.

Во-вторых, как показывает динамика цифр, в течение 2015--2019 гг., т.е. «постреволюционного» периода событий Евромайдана, среднесуточная энергетическая ценность рациона «маленького украинца» неумолимо сокращалась. Примечательно, что в таблице не приводятся данные за 2013--2014 гг. -- вероятно, сделано это умышленно.

В конечном итоге, как говорили сами участники событий на майдане, стояли они там «не за дешевую колбасу, а за европейские ценности и свободу». Видимо, в том числе и за свободу от лишних калорий.            

&&& «Экспериментальное голодание» от Супрун

Данные по второму индикатору -- «Достаточность потребления отдельного продукта» -- выглядят уже не так плачевно. Но, как видно из приведенной в документе таблицы, общая «оптимистичность» цифр достигается за счет того, что, во-первых, в качестве сравнительной базы взят не советский период, а 2000 г. Во-вторых, расчеты производятся исходя из неких «рациональных норм потребления». (СКРИН- ТАБЛИЦА ФАКТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ).

Взяв за основу показатели 2000-го, который подытожил, мягко говоря, скудных период 90-х, авторы выдают победную отчетность, констатируя, что «за последние 20 лет увеличилось среднедушевое потребление населением важных для здорового питания продуктов: фруктов -- в 2 раза (по отношению к 2000 году), яиц на 70%, мяса на 63%, овощей на 62%, рыбы на 49%».

Но, в данной отчетности есть еще один нюанс, касающийся «норм рационального потребления», которые к тому же, как указывается «по состоянию на сегодня не обновлены».

Дело в том, что в сентябре 2017 г. Министерство здравоохранения, за подписью небезызвестной и.о. министра Ульяны Супрун, утвердило новые нормы «физиологических потребностей населения в основных пищевых веществах и энергии».

Примечательно, что в сравнении с предыдущими нормативами, утвержденными еще в далеком 1999 г., Супрун де-факто снизила общие показатели. «Так, оптимальной нормой для определения энергетических потребностей для одного человека является 2000 ккал в сутки (корректируется с учетом физической активности, возраста, пола)», -- отмечают авторы документа о состоянии продовольственной безопасности.

В качестве своеобразного обоснования установления более низкой «калорийной базы» авторы приводят целый подраздел «Рекомендации Всемирной организации здравоохранения». В нем дается некий абсолютно иррациональный винегрет из аргументов, ссылаясь на то, что:

1) «ожирение населения, в частности детское, считается одним из самых серьезных вызовов для здоровья в XXI веке»;

2) по данным Минздрава, «распространенность избыточного веса и ожирения в Украине уже достигла опасной черты более 50% населения»;

3) по данным Госстата, «в 2019 году уровень смертности вдвое превысил уровень рождаемости: на 100 умерших приходится лишь 53 новорожденных, а численность населения сократилась на 272,3 тыс. человек»;

4) «согласно последним исследованиям ВОЗ избыточный вес является одним из факторов высокого уровня смертности от коронавируса».

В этом же документе указано, во-первых, что согласно оценкам продовольственной организации объединенных наций (ФАО) и ВОЗ «среднесуточная калорийность рациона в странах ЕС варьируется в пределах 3400-3500 ккал». Во-вторых, что по данным Европейского регионального бюро ВОЗ «около 80% всех неинфекционных заболеваний в мире связаны с неправильным питанием».

Т.е. снижение базового уровня энергетической ценности питания украинцев в целом в правительстве обосновывают необходимостью: а) сократить смертность вследствие защиты населения от ожирения (вызывающего разные болезни и дающего осложнения при ковиде); б) снизить процент страдающего от ожирения населения вследствие снижения общей калорийности рациона граждан.

Подобный уровень аргументации и логичности причинно-следственной цепочки, вместе с «гуманистическими» физнормативами от Супрун, безусловно, заслуживает коллективную номинацию на «премию им. Йозефа Менгеле». 

&&& Ешь зерно, пей зерно

В разрезе данных третьего индикатора -- «Достаточность запасов зерна в государственных ресурсах», по которому оценивается общий уровень продбезопасности, интересны некоторые цифры и сравнения.

Во-первых, приводя таблицу производства зерновых, которое за период 2000--2019 гг. выросло в 3,5 раза, авторы приходят к странному заключению. Поскольку уровень производства зерновых и зернобобовых в разы превысил уровень фактической потребности внутреннего рынка, это, мол, «свидетельствует об обеспечении устойчивости продовольственной безопасности страны». (СКРИН ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНОВЫХ)

Оценка «устойчивость продбезопасности страны» по показателю валового сбора аграрного сырья, мягко говоря, является неполноценной, нерелевантной и вообще довольно странной.

При этом не приведено ни одного показателя фактических государственных резервов зерновых, общего уровня запасов, объемов обязательного хранения и резервирования, наличия стратегических запасов продуктов переработки (вроде муки) и т.д. Указывается лишь то, что в целях обеспечения продбезопасности Минэкономики ежегодно «согласовывает предельные объемы экспорта зерновых культур (пшеницы)».

Иными словами, какая продовольственная безопасность, таковы и меры по ее обеспечению.    

Во-вторых, авторы сами тут же приводят данные о том, за счет чего, в том числе, создалась эта «зерновая устойчивость».

«В свою очередь, почти за 20 лет уровень внутреннего потребления зерна уменьшился на 29% вследствие уменьшения потребления хлеба и хлебопродуктов (сокращение численности населения на более 7,4 млн. человек) и объемов использования на корм (сокращение поголовья животных (свиней на 4,5 млн. голов, КРС на 7,5 гол.)», -- приводятся неприглядные цифры «покращення».

Учитывая вышеописанную логику правительственных «аналитиков», если пустить под нож еще несколько миллионов свиней и коров и выдавить в трудовую эмиграцию столько же украинцев, то «обеспеченность устойчивости продовольственной безопасности» Украины улучшится еще существеннее.

Собственно, о социально-экономическом выдавливании украинцев из Украины красноречиво свидетельствует четвертый индикатор -- «Экономическая доступность продуктов питания».

«В 2019 году среднемесячные потребительские совокупные расходы домохозяйств в общей структуре расходов составляли 8826,32 грн., на продукты питания и безалкогольные напитки -- 4501,64 грн., на питание вне дома -- 180,42 грн.», -- указано в отчете.

Авторы констатируют, «как и все предыдущие годы, доля расходов на питание в совокупных потребительских расходах остается высокой», и по итогам 2019 года этот показатель составил 51% (при граничном критерии в 60%).

Структура продовольственного потребления в основном состоит из расходов на «мясо и мясопродукты -- 24%, хлеб и хлебопродукты и молоко, и молочные продукты -- 15%, соответственно».

Как видим, крылатое изречение экс-министра соцполитики Андрея Ревы о том, что «украинцы слишком много едят», не просто случайная оговорка бывшего чиновника – это цельный принцип государственной социальной политики последних 7-8 лет.

&&& Госгарантия бедности и недоедания

В качестве резюмирующей части к обзору ключевых социальных параметров отечественного уровня продовольственной безопасности приведем выдержки из пятого индикатора -- «Дифференциация стоимости питания по социальным группам».

В данном разделе указывается на нарастающую недоступность базовых продуктов питания для категорий населения с низкими доходами. В документе говорится, что Минсоцполитики признает «наличие проблемы соотношения» между утвержденным размером прожиточного минимума и его фактическим размером.

Авторы подчеркивают, что «для различных социальных и демографических групп населения указанное соотношение составило 41,9%--49,5%, что вызывает существенное снижение покупательной способности населения, особенно у населения с низкими доходами».

Т.е. это констатация того, что государство собственноручно консервирует бедность и нищету населения, культивируя стандарт фактического недоедания с помощью установленного уровня социального обеспечения.

Собственно, в этом и заключается нынешняя госполитика и весь комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности граждан. Нынешнее государство способно обеспечивать только социальный статус «бедного» и «нищего» и гарантировать «соцпакет» уровня «хронического недоедания/голодания».

Вот с чего концептуально должен начинаться и в целом «крутиться» вопрос земельной реформы!

Правительство не планирует устанавливать цены на...

Правительство не планирует устанавливать цены на продукты питания или наценку на них,...

В Украине подорожали продукты

Госстат опубликовал данные о средних потребительских ценах на товары и услуги в...

В Украине подешевел борщевой набор

Цены на продукты «борщевого набора» снизились приблизительно на 40%.

В «Головній темі» назвали ТОП-5 продуктов, которые...

Сезон простуд уже близко, поэтому украинцы бросились в аптеки за витаминами. Но стоит...

ООН: Более половины ливанцев столкнется с нехваткой...

Половина население Ливана может остаться без продовольствия из-за аварии в порту...

Объемы продаж в розничной торговой сети Украины...

Объемы продаж в розничной торговой сети Украины по итогам мая выросли на 15% п сравнению...

Как в Турции потроллили «аграрную гегемонию»...

Недавно министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко дал интервью...

13 лет ВТО для Украины

Вступление Украины в ВТО в торгово-экономическом плане стало безальтернативным» и...

Мираж украинского «Голубого Дуная»

Коллективный Запад, предлагая свой опыт и настаивая на закрытии «экологически...

Мертворожденная немощь

Создается впечатление, что главная цель законопроекта – напугать и обозлить...

Экспортные тренды и тенденции

Украинская торговля товарами законсервирована в примитивно-сырьевых рамках

«Кінець епохи бідності» 2.0

Отчет об итогах экономической политики в 2020 г. – это отражение обобщенного...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
MDX

Два главных числа, на мой взгляд, немножко потерялись у автора в середине статьи, поэтому хотелось бы выделить их. Итак, цитирую:
1) "...согласно оценкам продовольственной организации объединенных наций (ФАО) и ВОЗ «среднесуточная калорийность рациона в странах ЕС варьируется в пределах 3400-3500 ккал»."
2) "...оптимальной нормой для определения энергетических потребностей для одного человека является 2000 ккал в сутки (корректируется с учетом физической активности, возраста, пола)" - это по утвержденным в 2017 году нормам НАШЕГО Минздрава.
Я так понимаю, в странах ЕС о рекомендациях ВОЗ по сбалансированному питанию и борьбе с ожирением слыхом не слыхивали, иначе с чего бы их суточные энергетические потребности составляли 170-175% от наших? Или, чтобы нагляднее, то, что жители ЕС съедают за 4 дня, нам должно хватить на неделю. Звучит?

- 5 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка