Заговор супермаркетов

07 Мая 2015 4.6

Крупнейшие торговые сети уличили в ущемлении конкуренции и завышении цен на товары

Крупнейшие торговые сети уличили в ущемлении конкуренции и завышении цен на товары

Вслед за народными депутатами, пожелавшими национализировать продуктовые сети «АТБ» и «Брусниця», претензии украинским супермаркетам предъявило антимонопольное ведомство.

В конце апреля Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) объявил о раскрытии картельного сговора с участием крупнейших торговых сетей, работающих под брендами «Сільпо», «Фора», «Фуршет», «Велика кишеня», «ЭКО маркет», «Караван», Billa, «Новус», Spar, «Бимаркет», «МЕТРО», «Ашан», «АТБ», «Перекресток» и «Край та Країна».

Координатором незаконной деятельности ретейлеров чиновники назвали украинский филиал всемирно известной американской исследовательской корпорации The Nielsen Company — ACNielsen Ukraine.

Эта компания занимается маркетинговыми исследованиями, и одним из основных направлений ее деятельности является розничный аудит, предоставляющий сравнительную информацию о том, что происходит с продукцией в розничных сетях.

Постоянный мониторинг, который ведется в супермаркетах, позволяет получить информацию о сегментации и объеме рынка, а также о динамике продаж отдельных товаров, приверженности покупателей определенным брендам и изменениях предпочтений потребителей.

На основании таких данных торговые сети производят закупку ассортимента для своих магазинов и формируют запасы, делают выводы об эффективности работы конкретных торговых точек, а производители товаров судят о результативности проведенных рекламных кампаний.

Получить такой массив информации без ведома и участия компаний, управляющих торговыми сетями, невозможно. Однако в АМКУ пришли к выводу, что информация, полученная владельцами супер- и гипермаркетов от маркетологов, использовалась ими для ограничения конкуренции, создавала проблемы производителям и поставщикам и препятствовала выходу на рынок малому и среднему бизнесу. Что в конечном счете привело к существенному подорожанию товаров повседневного спроса. Законодательство о защите конкуренции предполагает максимальный размер штрафов до 20% годового дохода каждой компании-нарушителя. А с учетом масштабов деятельности торговых сетей, объединяющих сотни супермаркетов, наказание для ретейлеров могло бы составить астрономическую для Украины сумму в $1 млрд.

Но в данном случае АМКУ оказался предельно лоялен к нарушителям, оценив их ущерб для конкуренции в 0,2—0,3% товарооборота, или в совокупности — 203,6 млн. грн.

Объясняется это давностью расследования, начатого еще в 2012 году, при прошлой власти, в бытность начальником АМКУ — Рафаэля Кузьмина, а также негативным международным резонансом, который может вызвать решение антимонопольного ведомства.

Среди нарушителей, помимо ACNielsen Ukraine, оказались авcтрийская Billa, немецкая Metro Cash&Сarry, французская Auchan, испанская франшиза — Spar. Компании-владельцы чисто украинских сетей также зарегистрированы на Кипре или на других офшорных территориях.

При экс-президенте Викторе Януковиче АМКУ собирался наказать нарушителей на 20 млрд. грн. Однако негативное отношение к такому решению высказали международные бизнес-ассоциации и руководство крупных иностранных компаний, работающих в Украине. Поэтому вопрос положили под сукно и более двух лет к нему не возвращались.

В нынешнем году к разбирательству о сговоре крупнейших ретейлеров решили вернуться. Основанием для этого, вероятно, стали задача наполнения оскудевшей государственной казны и слабые позиции торговых сетей, замеченных в непатриотичной перерегистрации своего крымского имущества в России и участии в контрабандных поставках товаров на оккупированные территории Донбасса.

С этой точки зрения демарш группы народных депутатов, зарегистрировавших в Верховной Раде два законопроекта, предполагающих национализацию торговых сетей — «АТБ» и «Брусниця», можно считать банальным «разогревом» для последующего узаконенного рэкета со стороны чиновников.

Судя по всему, так думают и сами участники гипотетического картеля. По информации «Украинской ассоциации ретейлепров», о намерении оспорить решение АМКУ уже заявили Metro и Novus, а в Nielsen Ukraine назвали обвинения в свой адрес «фактически и юридически несостоятельными и противоречащими экономической действительности».

В заявлении компании указано, что маркетинговые исследования не ограничивают, а стимулируют конкуренцию и позволяют участникам рынка эффективно реагировать на меняющийся потребительский спрос. Кроме того, услуги Nielsen изучались антиконкурентными ведомствами по всему миру, и они не пришли к выводу об их противоречии национальным законодательствам. (rau.com.ua)

Представители Европейской бизнес-ассоциации и Американской торговой палаты даже вынуждены были обратиться с письмом к президенту Украины Петру Порошенко, премьер-министру Арсению Яценюку, спикеру парламента Владимиру Гройсману и профильным министрам. Они считают, что решение АМКУ станет негативным сигналом для иностранных инвесторов и может нанести ущерб инвестиционной привлекательности Украины. Но официальной реакции на это пока не было. Так что ретейлерам придется отстаивать свою репутацию в суде.

Пока же, согласно решению АМКУ, Nielsen Ukraine в двухмесячный срок должна привести свою деятельность в рамки законодательства о защите экономической конкуренции. Надо понимать, филиалу американской маркетинговой компании предложили ограничить объем исследований, проводимых по заказу продуктовых ретейлеров, потеряв таким образом существенную часть заработка в нашей стране.

Торговые сети за этот же период должны нормализовать отношения с поставщиками и изменить подходы к ценообразованию. Что, видимо, предполагает уменьшение сроков оплаты за поставленный товар (такой срок как правило, составляет не менее 60—90 дней) и отмену различных маркетинговых премий поставщиков в пользу супермаркетов.

«От торговых сетей требуют относиться к мелким поставщикам и производителям так же, как к крупным отечественным и даже транснациональным компаниям, а это нереально», — рассказала «2000» на условиях анонимности руководитель службы маркетинга одной из отечественных торговых компаний.

«У крупных поставщиков — просто огромные маркетинговые бюджеты. Они сами тратятся на продвижение своих товаров и готовы участвовать в различных акциях, предоставлять скидки. Мелкие себе этого не могут позволить. А любая сеть заинтересована в дополнительных средствах. Иногда от этого зависит и рентабельность деятельности ретейлера. Поэтому равного отношения к производителям разного калибра однозначно не будет.

Наконец, крупные поставщики не меньше ретейлеров заинтересованы в надежных каналах сбыта своей продукции и не готовы терять конкурентные преимущества. Многие даже сами готовы за это переплачивать и давать откаты. Поэтому ожидать каких-то серьезных изменений в системе взаимоотношений торговых сетей и поставщиков товара, еще и в нынешний кризисный период, было бы наивно», — утверждает маркетолог.

АМКУ открыл дело в отношении Рошен

Антимонопольный комитет открыл дело против субъектов хозяйствования, которые входят...

Зеленский назначил госуполномоченную АМКУ

Президент Украины Владимир Зеленский назначил Ольгу Музыченко государственным...

Китай стал главным торговым партнером Украины

Доля Китая во внешнеторговом обороте Украины по итогам первого полугодия выросла до...

Счетная палата обнаружила признаки непрозрачности в...

Счетная палата обнаружила признаки непрозрачности в деятельности Антимонопольного...

Рахункова палата виявила у звіті Антимонопольного...

Діяльність Антимонопольного комітету України (АМКУ) при проведенні досліджень ринків...

Парламент уволил главу АМКУ

Верховная Рада поддержала постановление об увольнении Юрия Терентьева с должности...

Термометр бизнес-климата поставили на паузу

Публикацию одного из самых известных мировых рейтингов — Doing Business — отложили...

Транш или гідність

Сотрудничество с МВФ все больше ассоциируется у рядовых граждан с...

Стратегическая пропасть

За использование кредита не нужно отчитываться перед депутатами о дальнейшем...

Бей евробюрократов, спасай украинское машиностроение

Украина стала примером того, как пожертвовать национальным производством, открыв...

Накопил и прослезился

На 100 человек 60 лет и старше в 2018 г. приходилось 79 детей в возрасте до 18 лет

Пересмотр или экономический саботаж?

На запланированном на начало октября саммите «Украина—ЕС» официальный Киев...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка