1 млрд. 281 млн. 238 тыс. грн. потрачено на армию сельхозчиновников

№21(820) 26 мая -- 1 июня 2017 г. 24 Мая 2017 5

Ассоциация животноводов Украины направила запрос в отечественный Минагропрод, поинтересовавшись, на что, собственно, министерство израсходовало средства госбюджета в 2016 г. Ответ руководства отрасли обескуражил.

Итак, всего на выполнение закона «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» министерство из общего и специального фондов бюджета получило средства на общую сумму 1 млрд. 731 млн. 134 тыс. 900 грн.

Отметим, в общем фонде размещаются средства для реализации общих функций министерства. Специальный фонд (который аккумулирует в т. ч. внебюджетные средства бюджетных учреждений и организаций) предназначен для реализации конкретных программ.

Цена общего руководства

Из общего фонда госбюджета потрачено 1 млрд. 690 млн. 856 тыс. 200 грн. (97,7% расходов). Из них 85 млн. 869 тыс. 400 грн. ушло на «Общее руководство и управление в сфере агропромышленного комплекса» (здесь и далее — код программной классификации расходов и кредитования, КПКРК — 2801010).

Цель «общего руководства» выписана достаточно туманно. Тем не менее расходы по данной статье должны способствовать: расширению участия в обеспечении мирового рынка сельскохозяйственной продукцией; повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, эффективности отраслей, обеспечению стабильности рынков и продовольственной безопасности государства.

«Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» (2801030) обошлась налогоплательщикам в 279 млн. 814 тыс. 300 грн.

Цели этой статьи расходов практически слово в слово повторяют обоснование трат на «общее руководство», но с одним нюансом. Данные средства должны использоваться на частичную компенсацию процентной ставки субъектам хозяйствования АПК по привлеченным в национальной валюте банковским кредитам. Самые большие объемы выплат получили (кто бы сомневался!) — Виннитчина (32 млн. 930 тыс. 238 грн.) и Киевщина (30 млн. 79 тыс. 170 грн.).

На статью расходов «Исследования, прикладные научные и научно-технические разработки, выполнение работ по государственным целевым программам и государственным заказам в сфере развития агропромышленного комплекса, подготовка научных кадров, научные разработки в сфере стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции, исследования и экспериментальные разработки в сфере агропромышленного комплекса» (2801050) потрачено 50 млн. 503 тыс. 600 грн. «Повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса» (2801130) обошлось в 5 млн. 682 тыс. 600 грн.

Нет никакого секрета, что Украина тратит на финансирование всей науки (не только аграрной) в год меньше, чем некоторые западные частные вузы за аналогичный период.

При этом львиную долю бюджетных средств научные учреждения используют в качестве оплаты коммунальных услуг (попробуйте при нынешних тарифах отопить огромные здания НИИ, например). Почти все остальное уходит на зарплаты сотрудников. В результате на современное оборудование и материалы средств уже не остается.

Наконец, еще с марта 2014 г. действует постановление правительства №65 об экономии бюджетных средств. Документ среди прочего запрещает государственным НИИ и вузам тратить деньги на покупку компьютеров и другой техники, накладывает вето на зарубежные командировки. Фактически посетить крупное международное мероприятие (конференцию, выставку и т.п.) украинский ученый может либо за свои личные сбережения, либо за счет принимающей стороны.

Однако вину за жалкое существование науки в нашей стране должен разделить и корпоративный сектор. Например, 80% средств на научные изыскания в Японии поступают от крупных частных компаний, в Евросоюзе — более половины. А практически все селекционные фирмы на Западе тратят не менее 20% своего годового бюджета на научно-исследовательские работы.

«Ликвидация и экологическая реабилитация территории влияния горных работ государственного предприятия «Солотвинский солерудник» Тячевского района Закарпатской области» (код — 2801160) обошлась бюджету в 3 млн. 4 тыс. 900 грн.

Напомним, на территории нынешнего поселка Солотвино добыча каменной соли проводилась еще со 2000-го до н. э. В 1970-х ежегодная добыча ископаемых там составляла 451 тыс. т (примерно 10% общей добычи соли в УССР). Но к 2012 г. работы полностью прекратили, а шахты — затопили.

Дело в том, что в 2000-х из-за не вовремя устраненного притока пресных грунтовых вод и размывания подпочвенных соляных пластов на территории поселка началось развитие карстовых провалов, угрожающее жилым домам. Так, 22 декабря 2010 г. на территории шахтных выработок произошел провал 3 тыс. куб. м грунта.

30 марта 2011 г. Кабмин выделил Закарпатской облгосадминистрации 149 млн. 556 тыс. грн. на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и недопущение возникновения техногенной катастрофы.

Впрочем, 16 апреля 2015 г. произошел еще один обвал грунта возле Солотвинского водоканала общим объемом около 1 тыс. куб. м. Причем данное событие связывают именно с работой солерудника, хотя официально он уже давно закрыт.

Рыбные пастбища

«Государственная поддержка отрасли животноводства» (2801540) обошлась в 29 млн. 985 тыс. 700 грн. Программа предусматривала частичное возмещение стоимости закупленных для последующего воспроизведения телок, нетелей, коров отечественного происхождения и племенных телок, нетелей, коров молочного, молочно-мясного и мясного направления продуктивности, племенных свинок и хряков (класса «элита»), племенных овцематок, баранов, ярок.

В соответствии с отчетом Мин-агропрода, по состоянию на 1 января 2017 г. из общего фонда бюджета было закуплено 4737 голов, что на 2837 голов больше запланированного. Министерство объясняет это тем, что отклонение показателя является положительным и свидетельствует о том, что возмещена стоимость большего количества животных.

Самые большие средства по этой статье получили Ровенская (9 млн. 420 тыс. 500 грн.), Житомирская (5 млн. 384 тыс. 400 грн.) и Тернопольская (2 млн. 814 тыс. 500 грн.) области.

Впрочем, по информации Ассоциации животноводов Украины, ни один субъект хозяйствования не претендовал на частичное возмещение за приобретение отечественных пород свиней класса «элит»: миргородской, большой черной, украинских степных — белой и пестрой, полтавской мясной, украинской мясной и красной белопоясой.

Сразу четыре статьи расходов были предусмотрены для рыбной отрасли. Для «Руководства и управления в сфере рыбного хозяйства» (2804010) выделено 116 млн. 710 тыс. 400 грн. Для «Организации деятельности рыбовозобновляемых комплексов и других бюджетных учреждений в сфере рыбного хозяйства» (2804020) — 38 млн. 340 тыс. 500 грн. Для «Прикладных научно-технических разработок, выполнения работ по государственным заказам в сфере рыбного хозяйства» (2804030) — 745 тыс. 300 грн. и «Международная деятельность в области рыбного хозяйства» (2804090) — 4 млн. 491 тыс. 200 грн.

Еженедельник «2000» регулярно публикует материалы, посвященные плачевному состоянию отечественного рыбного хозяйства (см. «Кто съел наше море», «2000» №16 (816) 21—27.04.2017).

Напомним, собственный вылов еще в 1990-х составлял 1,1 млн. т, в 2013 г. промысел сократился до 216 тыс. т. По данным Госстата, в 2016 г. отечественная рыбная отрасль добыла еще меньше живых водных ресурсов — 88 443 т.

Во внутренних водных объектах лов составил 40 754 т, из которых 22 тыс. т пришлось на рыбу, выращенную в рыбоводных хозяйствах, а 18 754 т — на промышленный вылов. В исключительной (морской) экономической зоне Украины выловили 40335 т, в Азовском море — 35 762 т, в Черном — лишь 4573 т. Но это мелочи, главное — на чиновников от рыбного хозяйства выделили почти 117 млн. грн.

Три статьи расходов расписали на поддержку лесов страны. Как и в прочих сферах АПК, больше всего выделено на административный аппарат, меньше всего — науке. Так, на «Руководство и управление в сфере лесного хозяйства» (код — 2805010) дали 49 млн. 229 тыс. 800 грн. На «Исследование, прикладные разработки и подготовку научных кадров в сфере лесного хозяйства» (2805020) — 5 млн. 122 тыс. 100 грн. На «Ведение лесного и охотничьего хозяйства, охрану и защиту лесов в лесном фонде» (2805060) — 66 млн. 163 тыс. грн.

Отметим, что впервые за всю историю существования отрасли в прошлом году прекратили финансовую поддержку государственных лесохозяйственных предприятий.

Закрома и фонды

Государство продолжает тратить бюджетные средства на ПАО «Аграрный фонд». Напомним, компания создана правительством весной 2013 г. Основное направление ее деятельности — производство муки.

Интересно, что ПАО со дня своего создания демонстрировало исключительно отрицательный финансовый результат работы. Но в 2015 г. внезапно впервые показало 154,6 млн. грн. чистой прибыли. В прошлом году Аграрный фонд заплатил 667,3 млн. грн. налогов, сборов и обязательных платежей, из них дивидендов — 116 млн. грн.

При этом Аграрный фонд как компания государственная распоряжается немалыми оборотными средствами. Такая привилегия позволяет ПАО формировать значительные запасы зерна в период снижения цен на него. А затем выходить на розничный рынок с предложением более дешевой продукции, нежели мелкие конкуренты.

Фонд запомнился громким скандалом во времена, когда его возглавлял Александр Кирюк (2013 — 2015 гг.). Дело в том, что на счета «Брокбизнесбанка» компания положила более 2 млрд. грн., еще 300 млн. грн. госсредств разместили в «Радикал банке». Так как оба эти финучреждения вскоре обанкротились, казна потеряла огромные деньги. Переводили ли эти средства злонамеренно, выясняет Генпрокуратура.

Итак, на статью расходов «Организация и регулирование деятельности учреждений в системе агропромышленного комплекса и обеспечение деятельности Аграрного фонда» (2801310) из госбюджета выделено 48 млн. 686 тыс. 600 грн.

Из специального фонда госбюджета для обеспечения «Расходов Аграрного фонда, связанных с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда» (2801250) — 25 млн. 395 тыс. 600 грн. С целью «Предоставления кредитов фермерским хозяйствам» (2801460) — 14 млн. 810 тыс. 400 грн.

А для «Формирования Аграрным фондом государственного интервенционного фонда, а также закупки материально-технических ресурсов для нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей» (2801560) — только 72,7 тыс. грн. Это всего лишь 0,004% от общей суммы выплат из бюджета для Минагропрода. Как при помощи столь мизерной суммы можно обеспечить нужды сельхозпроизводителей — неизвестно.

Отметим, что в начале этого года правительство приняло решение выставить Аграрный фонд на приватизационные торги. Аналитики полагают, что ПАО не вызовет большого энтузиазма у потенциальных покупателей, так как компания не имеет собственных мощностей для переработки зерна, и ее основное конкурентное преимущество — значительный государственный финансовый ресурс.

Продовольственная опасность

Наконец, расскажем о любимчике госбюджета — Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Статья расходов «Руководство и управление в сфере безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей» (2809010) потянула на 634 млн. 625 тыс. 400 грн. Это 37,5% от общей суммы выплат Минагропрода. Абсолютный рекорд и недосягаемая высота для остальных получателей казенных средств в отечественном сельхозсекторе. Более чем в семь раз больше, нежели выделило министерство на «общее руководство» отраслью.

Добавим к этому «Осуществление государственного контроля в области сельского хозяйства» (2807010) — 79 млн. 315 тыс. 400 грн. и «Противоэпизоотические мероприятия и участие в Международном эпизоотическом бюро» (2809020) — 56 млн. 476 тыс. 500 грн., «Организацию и регулирование деятельности учреждений в системе Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей» (2809030) — 134 млн. 838 тыс. 500 грн. и «Проведение лабораторных испытаний, измерений, исследований и экспертизы при осуществлении государственного контроля (надзора)» (2809040) — 1 млн. 251 тыс. грн.

Госпродпотребслужба создана постановлением правительства от 10 сентября 2014 г. № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». Новая структура объединила функции Госсельхозинспекции, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Но эффективность ее деятельности — вопрос как минимум спорный. Во всяком случае, многие аграрии имеют к службе претензии.

К примеру, эксперты критикуют руководство Госпродпотребслужбы за якобы пролоббированное им распоряжение Кабинета Министров от 13.01.2016 г. № 59-А, касающееся плана оптимизации сети государственных лабораторий в сфере госнадзора (контроля). Существуют опасения, что в результате будут ликвидированы государственные лаборатории, а на их базе создадут частные предприятия, которые будут обслуживать исключительно интересы крупного бизнеса.

В марте этого года несколько общественных организаций обратились с открытым письмом к президенту, премьер-министру и спикеру ВР реформировать систему защиты прав потребителей.

«Еще два года назад Кабмин запланировал до 2017 г. привести защиту прав потребителей к нормам Евросоюза, включая борьбу с дискриминационной ценовой политикой, обеспечение доступа к полной информации о товаре, а также недопущение несправедливых практик бизнеса по отношению к потребителям. Соответствующее положение было закреплено в плане имплементации актов законодательства ЕС. Но на данный момент ситуация не только не улучшилась, наоборот — ухудшилась», — говорится в документе.

Но наиболее показательный провал — неспособность вовремя остановить распространение в Украине африканской чумы свиней (АЧС). Когда эпизоотия еще только набирала опасные обороты, тогда еще правительство Яценюка в августе 2015 г. назначило главой комиссии по борьбе со вспышкой АЧС гуманитарного вице-премьера, министра культуры Вячеслава Кириленко. Не правда ли, логичное занятие для кандидата философских наук, коим Вячеслав Анатольевич и является?

Больше года животноводы пытались добиться от правительства принятия важных документов. И наконец-то 7 марта 2017-го вступил в силу приказ Министерства аграрной политики и продовольствия № 111 «Об утверждении Инструкции по профилактике и борьбе с африканской чумой свиней».

К тому моменту (начиная с 2012 г.) в Украине зарегистрировано 208 случаев АЧС. С момента появления болезни уже уничтожено более 120 тыс. голов свиней. Только в первые месяцы этого года произошло 60 вспышек АЧС. Притом что за весь 2016 г. зафиксирован 91 случай заболевания. Эксперты оценивают прямые и косвенные экономические потери по состоянию на 2016 г. — более 1,1 млрд. грн.

По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), убытки госбюджета Украины по причине АЧС в 2017 г. могут составить более 1,5 млрд. грн. Из-за чумы экспорт украинской свинины запретили Молдова, Румыния, Армения, Беларусь.

Т.о. из общего и специального фонда госбюджета в 2016 г. на функционирование органов управления в аграрном секторе потрачено около 74% средств, или 1 млрд. 281 млн. 238 тыс. грн.

При этом, по оценкам Ассоциации животноводов Украины, только около 20% выплат бюджета можно считать расходами инвестирования в сельскохозяйственную отрасль, да и то — с натяжкой.

Примечательно, что на всех уровнях руководства АПК постоянно слышатся жалобы на катастрофическую нехватку средств. Возможно, все же речь идет о недостаточной эффективности расходования уже имеющихся ресурсов?

Справка «2000». Ассоциация животноводов Украины: 03039, Киев,
просп. Голосеевский, 42, тел. +38 (096) 346-7077, info@usba.com.ua, usba.com.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

С «Останкино» на Кремль

За пять лет нового витка обструктивных1 противодействий защищенному Конституцией...

Телевизор душит смартфон

Обеспечение всех граждан, всех территорий доступом к широкополосному интернету —...

Водородной может быть не только бомба

По данным ВОЗ, около 80% неинфекционных заболеваний провоцирует вода

Призрак подземелья

До 70% дозы естественного облучения мы получаем от распада радона. Самое любопытное, что...

Мудрость Ярослава Мудрого и архаизация сознания масс

«Слово о законе и благодати» можно рассматривать как идеологическую подготовку...

Загрузка...

Нашу еду уничтожают болезни, но повода для паники нет

Чтение новостей подводит к закономерному (и простительному) выводу — подлинная чума...

Ликбез по модернизации

Николаев с полным правом может считаться одним из лидеров в развитии сферы...

Хвалебная ода каннабису

«Каждый имеет право на свободное развитие своей личности» и потому может курить...

Министерство бывшей угольной промышленности

На смену прагматичному подходу сохранения экономических связей пришла воинствующая...

Субсидиантам обещают скидки

О масштабной поддержке государством и международными донорами энергомодернизации...

Догнать и перегнать Азарова

Накануне евромайдана тогдашний премьер-министр Николай Азаров обещал украинцам...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка