Амнистия поневоле

№6(806) 10 — 16 февраля 2017 г. 08 Февраля 2017 0

В конце января сотни автолюбителей, чьи легковушки попали в нашу страну на условиях временного ввоза, провели масштабные акции протеста. Они частично перекрыли три трассы на въезде в Киев и жгли покрышки, требуя смягчения условий пребывания автомобилей с иностранными номерами на территории Украины.

Литва бьет рекорды

Люди, незнакомые со схемой такого ввоза машин, подумали, что протестующие просто не хотят иметь проблем с законом, дескать, натворил бед на литовской иномарке, протер руль от отпечатков пальцев и удалился в неизвестном направлении. На самом деле это не так. Если авто ввозится больше чем на 2 месяца, оно подлежит постановке на временный учет в органах Нацполиции.

К акциям протеста автолюбителей подтолкнула ГФС. В конце прошлого года налоговики начали составлять списки автомобилей, которые были ввезены на территорию Украины в режиме временного ввоза начиная с 1 января 2007 г. Авто, владельцы которых нарушили таможенный режим более чем на 48 часов, собирались передать в розыск.

ГФС выявила рекордсменов из Болгарии и Литвы, которые ввезли более 2 тыс. машин на одно юрлицо. Победителем стала литовская контора, ввезшая 3800 легковушек в режиме временного ввоза. Налоговики предупредили, что нарушителям придется платить огромные штрафы и даже нести уголовную ответственность. Подробнее об этом мы написали в статье «Стамбул не помог одесситу» в №43 от 28 октября 2016 г.

Нарушителям было о чем беспокоиться. Согласно ст. 481 Таможенного кодекса, если авто не растаможено до 3 суток, предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в 850 грн. За просрочку от 3 до 10 суток или за повторное нарушение в течение года оштрафуют на 5100 грн. Более 10 суток — штраф 17 тыс. грн.

При выявлении фактов эксплуатации автомобиля, находящегося в режиме «временный ввоз», согласно ст. 485 могут наложить штраф в размере 300% от таможенных платежей для данной легковушки. За нарушение сроков транзита на сутки могут предупредить или оштрафовать на 170 грн. Просрочка от 2 до 10 суток обойдется в 3400 грн. Более 10 суток — штраф 8500 грн. (ст. 470).

Причем появилась «первая ласточка». Гражданин Иордании в 2014 г. ввез в нашу страну в режиме временного ввоза Volvo V70 и передал ее в пользование жителю Одессы. В сентябре 2015 г. машину остановили полицейские, а таможня выписала водителю штраф в сумме 618 395 грн.

Одессит подал иск в суд, в котором сослался на Стамбульскую конвенцию, однако судью это не убедило. В решении суда указано, что Стамбульская конвенция распространяется на нерастаможенные автомобили, ввезенные с целью перевозки пассажиров или грузов на промышленной и коммерческой основе. Истец не предоставил доказательств коммерческого использования машины. А что касается его ссылки, что виноват гражданин Иордании, то она неправомерна. В итоге одессит остался без машины, а на его квартиру наложили арест, чтобы ее продать для оплаты штрафа.

В соцсетях поднялся большой шум, было много гневных высказываний. Причем никто из авторов даже не вспомнил, что с 1 августа 2016 г. можно ввозить подержанные авто не старше 2010 г. в. по сниженным акцизам. Но только если они происхождением не из страны-агрессора. В законе №1389 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития» указано, что сделать это гражданин может только один раз в год. Документ действует до 31 декабря 2018 г.

Растаможить авто можно по месту постоянного или временного проживания гражданина не позднее 10 дней со времени пересечения границы. Исключение составляют транзитные машины, а также те, которые человек хочет вывезти за пределы таможенной территории нашей страны.

На таможне при пересечении границы необходимо предоставить следующие документы: право собственности на транспортное средство или пользование им, его регистрацию с отметками о снятии с учета, право на льготы в налогообложении, обычный или заграничный паспорт или другой документ о постоянном (временном) проживании в Украине либо за границей. Таможенники обязательно осмотрят машину. Никто не запрещает передать автомобиль для управления родственникам или знакомым.

И условно, и частично

Чего же хотят протестующие? Они требуют, чтобы ВР рассмотрела и приняла законопроект №5567 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)», который в декабре прошлого года подали в парламент 85 народных депутатов. Правда, протестующие не знают, что в нынешнем году он был изрядно доработан.

Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что документ разработан с «целью имплементации в национальное законодательство Рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации и приведения его в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур».

Ежегодно фиксируются многочисленные факты нарушения гражданами требований таможенного законодательства в части обязательств о транзите и обратном вывозе транспортных средств личного пользования. Снятие социальной напряженности, вызванной отсутствием возможности легализации в Украине значительного количества ранее ввезенных транспортных средств, требует внесения изменений в Таможенный кодекс (ТК).

Правовые механизмы принуждения к исполнению своих обязательств обратного вывоза транспортного средства за пределы таможенной территории Украины пока отсутствуют. Таким образом, правонарушители имеют возможность и в дальнейшем нарушать закон, рискуя лишь уплатой штрафа, который не идет ни в какое сравнение с соответствующими таможенными платежами.

Учитывая длительное время рассмотрения дел судами, обжалование в судах апелляционной инстанции, исключается привлечение правонарушителей к админответственности в части наложения штрафов. Даже в случае признания правонарушителя виновным заканчиваются процессуальные сроки привлечения лица к такой ответственности.

Законодатели выразили уверенность, что урегулирование вопросов транзита и установления справедливой платы за временный ввоз транспортных средств личного пользования будет способствовать снятию социальной напряженности, вызванной наличием в Украине значительного количества машин, легализация которых действующими нормами законодательства не предусмотрена.

А устранение правовой коллизии при наложении административных взысканий будет способствовать уменьшению количества решений судов о закрытии дел о нарушении таможенных правил, обеспечит воплощение принципа неотвратимости наказания.

Итак, что предлагают народные избранники?

В ст. 380 ТК необходимо внести следующие изменения. Временный ввоз гражданами-резидентами транспортных средств (ТС) личного пользования (весом до 3,5 т и прицепов) разрешается на срок до одного года под письменное обязательство об их обратном вывозе.

В случае временного ввоза ТС, которым 7 и более лет с года их выпуска, применяется условное частичное освобождение от обложения таможенными платежами за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины. При этом ежемесячно уплачивается 0,3% суммы таможенных платежей, которые бы подлежали уплате в случае их выпуска в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату временного ввоза.

Разрешается ввоз гражданином-резидентом одного ТС личного пользования с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами. После обратного вывоза и уплаты штрафа за нарушение сроков, если таковое имело место, разрешается ввоз следующего ТС.

При временном ввозе гражданами-резидентами ТС участники антитеррористической операции освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Cроки ввоза могут продлить органы доходов и сборов с учетом действия обстоятельств непреодолимой силы и личных обстоятельств граждан, при условии их документального подтверждения, но не более чем на 60 дней.

Сумма таможенных платежей уплачивается при пропуске ТС через таможенную границу и рассчитывается, исходя из установленного органом доходов и сборов срока действия временного ввоза. Оформление документов о его продлении на таможнях осуществляется с предъявлением их к осмотру, без обязательного прибытия в пункты пропуска через госграницу.

Общая сумма таможенных платежей, подлежащая уплате за период временного ввоза ТС с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами, не должна превышать суммы, которая подлежала бы уплате в случае их выпуска в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату начала временного ввоза.

Сумма таможенных платежей, уплаченная на основании условного частичного освобождения от обложения таможенными платежами, возврату не подлежит.

В случае выпуска ТС, которые были временно ввезены с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами, в свободное обращение на таможенной территории Украины, таможенные платежи уплачиваются в объеме, предусмотренном законом для импорта авто, за вычетом суммы, уже уплаченной на основании условного частичного освобождения.

При оформлении временного ввоза ТС гражданин-резидент имеет право подать заявление с просьбой направлять сообщения о превышении сроков на его электронную почту.

В ст. 381 ТК вместо слова «ввоз» появится «перемещение». Гражданам разрешается перемещать ТС личного пользования с целью транзита через Украину при условии письменного декларирования и внесения денежного залога в размере таможенных платежей, подлежащих уплате при ввозе таких ТС с целью свободного обращения. Указанные требования не распространяются на транспортные средства, которые перемещаются нерезидентами и постоянно зарегистрированы в соответствующих регистрационных органах иностранного государства, что подтверждается соответствующим документом.

В ст. 467 будет указано, что если дела о нарушении таможенных правил рассматриваются органами доходов и сборов или судами, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через шесть месяцев со дня совершения правонарушения.

Ст. 481 дополнят частью четвертой следующего содержания: «Превышение срока временного ввоза транспортных средств личного пользования на таможенную территорию Украины более чем на шестьдесят суток влечет наложение штрафа в размере стоимости этих транспортных средств или их конфискацию».

Кроме того, в ст. 494 появится положение о том, что протокол о нарушении таможенных правил за превышение срока временного ввоза ТС личного пользования с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами составляется без обязательного присутствия лица, совершившего правонарушение.

Такой документ в течение трех рабочих дней направляется лицу, которое привлекается к админответственности за нарушение таможенных правил.

В заключительных и переходных положениях законопроекта указано, что условное частичное освобождение от обложения таможенными платежами применяется за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины. В 2018 г. — 0,2%, в 2019 г. — 0,25%, в течение 2020-го и последующих лет — по 0,3% суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае выпуска этих ТС в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату их временного ввоза.

Граждане-резиденты, которые на протяжении двух месяцев со дня вступления закона в силу осуществили оформление временного ввоза ТС личного пользования, от наказания освобождаются.

Подводя итоги, можно сказать, что в какой-то мере такой закон действительно необходим. Сотни машин с иностранными номерами колесят по дорогам страны, и с ними действительно нужно что-то делать. Против льгот для участников АТО никто не будет возражать. Плохо то, что государство спохватилось очень поздно, ведь при надлежащем контроле владельцы таких легковушек давно бы их легализовали, а бюджет получил бы существенную прибавку в виде таможенных платежей. А так получается, что абсолютно все нарушители закона получили амнистию, причем за счет граждан страны. Кроме того, проиграли и те автолюбители, которые купили старые иномарки внутри страны, а не поехали за ними в Европу, где они стоят куда дешевле.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Украине стартовал проект по автоматическому...

Государственная таможенная служба объявила о старте "пилотного" проекта по...

В Украине уволили половину руководителей...

На заседании коллегии Государственной таможенной службы уволили 50% руководителей...

Контрабандисти-ілюзіоністи. Як автозапчастини...

Упродовж доби в пункті пропуску «Ягодин», що на кордоні з Польщею, прикордонники...

Правительство уволило глав таможни и налоговой

Кабинет министров уволил председателя Налоговой службы Сергея Верланова и главу...

За добу в Україну повернулося майже 11 тисяч українців

Упродовж минулої доби прикордонники здійснили понад 17, 8 тис. контрольних операцій. На...

ГБР провело обыски на двух таможнях

Следователи Государственного бюро расследований провели обыски на таможенных постах...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка