Авиационно-космический вернисаж и отраслевые будни

№40 (528) 8 - 14 октября 2010 г. 08 Октября 2010 0

4 октября в Украине завершился ставший уже традиционным (ныне — седьмой по счету) международный авиационно-космический салон «Авіасвіт-ХХІ». Он проходил на территории аэродромного комплекса летно-испытательной базы ГП «Антонов», расположенной вблизи Гостомеля на Киевщине.

Широкая география. Многогранные интересы

На «Авіасвіті-ХХI» демонстрируется современная отечественная и зарубежная авиационная и ракетно-космическая техника и презентуются используемые в этих отраслях наукоемкие высокие технологии. А кроме того, как отметил министр промышленной политики Дмитрий Колесников, выставка служит площадкой для укрепления и расширения существующих и налаживания новых деловых контактов между производителями и эксплуатантами, для переговоров между потенциальными партнерами.

Экспонентами нынешнего салона стали более 280 компаний, конструкторских бюро, предприятий, фирм, отраслевых и академических исследовательских институтов, научно-производственных объединений, специализированных вузов, проектных и других организаций из 32 стран. На флагштоках, установленных на одной из площадок аэродрома «Киев-Антонов», были подняты флаги государств, откуда прибыли участники «Авіасвіту-ХХI», — Австрии, Бангладеш, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Иордании, Ирана, Италии, Канады, КНР, Республики Корея, Лаоса, Ливии, Литвы, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Польши, России, Сербии, США, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, ЮАР и Японии, а также флаг Украины.

Разнообразную технику показывали посетителям — специалистам (для них из пяти дней программы были отведены три — 30 сентября, 1 и 4 октября) и широкой публике (она могла побывать на выставке 2 и 3 октября) — не только в наземных экспозициях, размещенных в самом большом ангаре базы и на открытых площадках комплекса, но и во время полетов над аэродромом. Достоинства машин демонстрировали в небе украинские летчики (они пилотировали различные самолеты из семейства «Ан» — супертяжеловозы Ан-225 («Мрія») и Ан-124 («Руслан»), региональные пассажирские лайнеры Ан-148 и Ан-158) и их российские коллеги. Например, заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур мастерски исполнил фигуры высшего пилотажа на истребителе Су-30.

Во время салона состоялся украинско-британский бизнес-форум. Украинскую сторону представляли ведущие специалисты флагмана отечественного авиастроения — ГП «Антонов». Британскую — презентовавшие здесь свои научно-технические, технологические и производственные возможности такие компании аэрокосмической, оборонной и смежных отраслей промышленности, как BAE Systems, Apollo Aerospace Components, Rolls-Royce International, Didsbury Engineering, Wall Colmonoy, Goodrich Control Systems и другие.

На форуме отмечалось, что в Великобритании (да и во многих других странах) «Антонов» известен не только как комплекс, где разрабатываются, создаются и производятся пассажирские, грузовые и специальные самолеты, но и как воздушный перевозчик всевозможных (прежде всего очень тяжелых и крупногабаритных) грузов, транспортируемых авиакомпанией «Авиалинии Антонова».

С участниками бизнес-форума, на котором обсуждались перспективы возможного взаимовыгодного сотрудничества, встретились замминистра промышленной политики Украины — председатель Агентства по вопросам оборонно-промышленного комплекса Константин Кучер и президент — генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива.

Земля — небо — космос

Среди украинских экспонентов выставки были многочисленные предприятия и организации авиастроительной отрасли, подведомственной Минпромполитики, а также структуры, входящие в системы Минобороны (в частности, его авиаремонтные заводы), Национальной академии наук (институты электросварки, проблем прочности, сверхтвердых материалов, проблем материаловедения, электродинамики, химии поверхности и др.), Национального космического агентства Украины.

В экспозиции НКАУ свою продукцию и перспективные разработки демонстрировали ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» из Днепропетровска, где создаются и изготавливаются ракеты-носители (из семейств «Зенитов», «Циклонов», «Днепров» и др.) и космические аппараты (в том числе подготавливаемый ныне к предстоящему запуску спутник «Січ-2»), киевское предприятие специального приборостроения «Арсенал» и ПО «Киевприбор», харьковские предприятия ОАО «Хартрон», НИИ радиоизмерений, «Коммунар» и проч.

НКАУ и входящие в его систему предприятия и организации плодотворно участвуют в совместных программах с коллегами из России, Франции, Германии, США, Китая, Бразилии и других стран. Об одном из этих векторов международного партнерства корреспонденту «2000» поведал гендиректор НКАУ Юрий Алексеев. Речь шла о подписанном недавно в ходе визита в КНР президента нашей страны украинско-китайском соглашении о продолжении сотрудничества в космической сфере на очередные пять лет — с 2011-го по 2015-й.

Юрий Сергеевич, в частности, рассказал, что соглашение включает около пятидесяти пунктов по самым разным направлениям. Это и использование космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, и всевозможные космические научные исследования, и работы, ориентированные на лунные программы. (В частности, специалистов Китая, где полет на Луну с высадкой там тайконавтов относится к числу перспективных целей, заинтересовали сделанные в свое время днепропетровскими конструкторами в КБ, руководимом Михаилом Янгелем, разработки по лунному модулю — «блоку Е». Последний должен был стать одним из компонентов советской космической системы, предполагавшей пилотируемый полет на Луну, — по программе, закрытой тогдашним руководством СССР после того как американцы первыми ступили на поверхность естественного спутника нашей планеты.)

В экспозиции ГКБ «Южное» рядом с моделями ракет-носителей привлек внимание выполненный в масштабе 1:1 макет космического аппарата «Січ-2». У этого экспоната экспресс-интервью корреспонденту «2000» дал главный инженер «Южного» Владимир Василина. Он рассказал, что спутник предназначен для осуществления дистанционного зондирования поверхности Земли из космоса в видимом и инфракрасном диапазонах — с целью получения информации, которая может быть полезной для самых разных отраслей. Этот космический аппарат должен быть выведен на околоземную орбиту с космодрома Байконур с помощью одной из конверсионных, снятых с боевого дежурства в России межконтинентальных баллистических ракет РС-20, преобразованных в мирные космические носители «Днепр». Они используются международной (российско-украинской) компанией «Космотрас» для выведения на орбиты спутников, принадлежащих разным странам. Запуск с Байконура намечен на 16 декабря.

В числе других экспонатов ГКБ «Южное» — усовершенствованный ракетный двигатель для создаваемой сейчас украинскими специалистами в Днепропетровске ракеты-носителя «Циклон-4». Она предназначена для вывода на околоземные орбиты космических аппаратов с расположенного вблизи экватора бразильского космодрома Алкантара. Параллельно с созданием в Украине новой ракеты и испытанием отдельных ее узлов и систем в Бразилии на территории их космодрома уже началось сооружение наземного комплекса для будущих пусков «Циклонов-4».

А ПО «Южный машиностроительный завод» представило на выставке, кроме моделей ракетно-космической техники, изделия для авиастроения — очень прочные и в то же время легкие титановые шасси для региональных пассажирских самолетов Ан-148 и Ан-140.

Киевское предприятие специального приборостроения «Арсенал», известное многочисленными системами прицеливания для ракет, показало на своем стенде ряд интересных разработок, в том числе «БИНС» — бесплатформенную инерционную навигационную систему, уже прошедшую испытания. «БИНС» предназначается для применения в системах навигации перспективных ракет-носителей и космических аппаратов.

«Ан» — доброе имя, надежная марка

Перед Ан-148 открыто большое небо

На состоявшейся во второй день работы салона пресс-конференции президент — генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива рассказал о различных направлениях деятельности возглавляемого им коллектива и прежде всего — о ходе реализации программы серийного производства пассажирских лайнеров Ан-148, об испытаниях нового самолета Ан-158 и о разработках по некоторым другим машинам этого семейства (Ан-168, Ан-178). Также он не забыл упомянуть о традицинно тесном сотрудничестве с партнерами из России и с компаниями из других стран. Поскольку большинство вопросов, освещенных Дмитрием Семеновичем, ранее уже были подробно изложены в интервью, которое он дал «2000» («Крылья «Антонова»: от Фарнборо — до Киева, Казани и Гостомеля», № 34 от 27.08.2010 г.), отсылаем читателей к тому материалу, а здесь добавим несколько новых фактов.

Ныне в коммерческой эксплуатации в Украине и России находятся семь самолетов Ан-148 серийного производства, в том числе два работают в компании «АэроСвит — Украинские авиалинии» (они были собраны в Киеве), а пять (собранные в Воронеже) — в государственной транспортной компании (ГТК) «Россия», базирующейся в аэропорту Пулково Санкт-Петербурга.

Как рассказал и. о. гендиректора «АэроСвита» Александр Авдеев, два «сто сорок восьмых» (первый поступил в авиакомпанию в июне 2009-го, второй — в мае 2010-го) уже выполнили (по данным на сентябрь нынешнего года) более 1800 рейсов и перевезли 74 тыс. пассажиров, причем не только в пределах Украины, но и в Москву, Тбилиси, Ригу, Варшаву, Будапешт, Софию, Стокгольм, Афины, Женеву, другие города — и в обратных направлениях.

Не менее успешно эксплуатируется Ан-148 и в ГТК «Россия». Гендиректор этой компании Сергей Белов поведал о том, что первую машину этого типа они получили в конце декабря 2009-го, а еще четыре в 2010-м. На середину сентября лайнерами Ан-148 выполнено более 2400 рейсов и перевезено около 120 тыс. пассажиров. Самолеты эксплуатируются весьма интенсивно: в отдельные дни налет на один Ан-148 доходит до 14 часов в сутки.

Добрые слова об Ан-148 прозвучали на пресс-конференции не только из уст руководителей «АэроСвита» и «России», но и других топ-менеджеров — гендиректора российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Компани» Александра Рубцова и гендиректора украинской лизинговой компании «Лизингтехтранс» Александра Власишена (обе структуры занимаются продвижением Ан-148 на рынки своих стран — в России и в Украине, закупая самолеты у производителей — соответственно в Киеве и Воронеже — и затем отдавая их в лизинг (долговременную аренду) различным авиакомпаниям. Лизинговые компании также активно участвуют в постоянном совершенствовании «сто сорок восьмых»).

...С учетом всего этого странным, мягко говоря, диссонансом стала появившаяся незадолго до открытия салона «Авіасвіт-ХХI» информация в интернете (со ссылкой якобы на ГТК «Россия») о том, что в ходе эксплуатации самолетов Ан-148 в российской государственной транспортной компании в машинах этого типа будто бы обнаружены серьезные дефекты, не поддающиеся устранению, и что созданным «Антоновым» «сто сорок восьмым» из-за их недостатков не разрешают летать в страны Европы. Понятно, что журналистов не могла не заинтересовать реакция создателей украинско-российского Ан-148 и эксплуатантов этих машин на подобное сообщение, которое очень уж смахивало на черный пиар конкурентов, стремящихся приурочить «ложку дегтя» к проводимому в Украине крупному международному авиационно-космическому салону.

Одним из тех, кто дезавуировал упомянутое сообщение, стал Сергей Белов. Он сказал, что их авиакомпания отвечает за каждую цифру в своих отчетах об эксплуатации Ан-148, но не может нести ответственность за то, как кто-то комментирует эти отчеты в интернете или прессе.

А Александр Рубцов подчеркнул, что проект Ан-148 — публичный и очень открытый, в связи с чем те, кто занимается его реализацией, никогда не скрывали возникавших порой сложностей и гласно обсуждали их, не боялись критики и стремились оперативно устранять недостатки. Так что, предположил он, возможно, именно это кого-то «напрягает».

Что же касается утверждения недоброжелателей о будто бы запрете на полеты лайнеров Ан-148 в Европу, то это — оперируя конкретными фактами — опроверг не только Александр Авдеев (перечисливший европейские города, с которыми связывают Украину рейсы, выполняемые на Ан-148), но и ведущий летчик-испытатель ГП «Антонов» Сергей Трошин. Последний рассказал, в какие страны Европы летают «антоновские» экипажи, пилотирующие лайнеры Ан-148 на рейсах «АэроСвита».

Дмитрий Кива отметил, что и национальные требования Госавиаслужбы Украины, и требования Международного авиационного комитета (МАК) стран СНГ, по которым был сертифицирован Ан-148, гармонизированы с международными — европейскими и американскими — стандартами в этой сфере, а кое в чем и опережают их. Потому «сто сорок восьмые» могут летать по всему миру без ограничений.

Разумеется, тематикой серийно производимых и уже эксплуатируемых Ан-148 и продолжающихся летных испытаний опытного экземпляра новичка Ан-158 рассказ Дмитрия Кива не исчерпывался. Так, он сообщил, что в Киеве совместными усилиями «Антонова» и 410-го авиаремонтного завода осуществляется глубокая модернизация прилетевших из Индии транспортных Ан-32, принадлежащих военно-воздушным силам этой страны. Пока прибыли двумя группами 10 машин (пять и пять), а всего согласно контракту предстоит модернизировать 105 индийских самолетов (с продлением их ресурса на 40 лет и установкой нового оборудования, повышающего безопасность полетов).

Серийный завод «Антонова» производит сейчас и сборку самолетов Ан-32 для Ирака: контракт был заключен на шесть машин, из которых три должны быть готовы до конца нынешнего года.

Наряду с подготовкой к созданию координирующего СП между российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственным авиастроительным концерном «Антонов» (напомним, что в него входят, помимо ГП «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и 410-й авиаремонтный завод в Киеве) ведутся также переговоры между «Антоновым» и другими потенциальными партнерами о создании с ними совместных предприятий аналогичного характера — в частности, с Казахстаном и Бразилией. Дмитрий Кива сказал, что Казахстан интересуют региональные пассажирские Ан-140 и самолеты для местных линий Ан-3 (которые от ветеранов Ан-2 отличаются прежде всего современным двигателем). Бразилия же проявляет интерес к Ан-38 и к некоторым другим типам самолетов, созданных конструкторами «Антонова». Пока обсуждение вопросов, связанных с перспективами создания СП с Казахстаном и Бразилией, находится на начальной стадии, и предстоит достаточно длительный переговорный процесс.

Что касается создания СП между «Антоновым» и ОАК, то об этом рассказал специально прилетевший на выставку председатель совета директоров ОАК Алексей Федоров. Он отметил, что подготавливаемые сейчас обеими сторонами документы предусматривают паритетное (50:50) финансовое участие в СП. В числе основных задач совместного предприятия будет взаимовыгодная координация работ по маркетингу, разработке новой авиатехники, ее производству, продажам и послепродажному сервису во время эксплуатации самолетов, но без передачи в СП каких-либо материальных активов сторон и их интеллектуальной собственности. Штаб-квартира СП будет в России, его руководителем станет представитель ОАК, а заместителем — представитель «Антонова». Ожидается, что соглашение о создании СП будет подписано в Киеве 26 октября (во время визита в Украину главы правительства России Владимира Путина).

Соглашения и протоколы

В один из дней работы салона мы стали свидетелями подписания ряда документов, касающихся предстоящего в ближайшей перспективе расширения круга воздушных перевозчиков, проявивших деловой интерес к пополнению своего крылатого флота региональными лайнерами Ан-148.

Вначале Дмитрий Кива и и. о. гендиректора государственного авиационного предприятия «Украина» Сергей Губань скрепили своими подписями протокол о намерениях этой авиакомпании (занимающейся перевозкой высших должностных лиц нашей страны) приобрести, начиная с 2011 г., шесть самолетов Ан-148.

Затем Дмитрий Кива, Александр Власишен, Александр Авдеев, председатель правления авиакомпании «Днеправиа» Сергей Ткаченко и гендиректор авиакомпании «Донбассаэро» Эдуард Демин подписали генеральное соглашение о намерениях приобрести на условиях лизинга самолеты Ан-148. Их у производителя — ГП «Антонов» — купит «Лизингтехтранс», после чего передаст в лизинг перевозчикам — «АэроСвиту» (он планирует к уже имеющимся двум добавить еще десять «сто сорок восьмых»), а также «Днеправиа» и «Донбассаэро» (у этих авиакомпаний пока лайнеров Ан-148 нет).

Сердце самолета — пламенный мотор

Двигателестроительная корпорация «Ивченко» (названная так в память о выдающемся конструкторе моторов академике Александре Ивченко) продемонстрировала на выставке ряд созданных в Запорожье (совместно с партнерами) всевозможных — и по габаритам, и по мощности — самолетных и вертолетных двигателей. Среди них — турбовальный МС-500В (представляющий собой модификацию двигателя МС-500, предназначенного для применения в качестве силовой установки на таких вертолетах средней грузоподъемности, как Ми-54, «Ансат» и др.). Этот двигатель способен развивать на взлетном режиме мощность от 630 до 950 кВт, а на крейсерском режиме (т. е. в ходе полета) — от 450 до 500 кВт, отличается экономичными показателями удельного расхода топлива и другими преимуществами, а потому будет обладать высокой конкурентоспособностью на рынке.

Впрочем, запорожские конструкторы и производственники- двигателестроители занимаются не только разработкой, созданием и испытаниями новых авиационных моторов, но и другими не менее важными делами.

Ознакомившись с программой демонстрационных полетов на салоне «Авіасвіт-ХХI», я обратил внимание на то, что среди упоминавшихся там различных типов машин, созданных конструкторами «Антонова», нет среднего военно-транспортного самолета Ан-70. Выяснилось: с опытного образца «семидесятки» недавно были сняты двигатели и отправлены в Запорожье. Как рассказал генконструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко, специалисты их КБ (где в свое время был создан турбовинтовентиляторный двигатель Д-27, четверкой которых оснащен Ан-70) будут заниматься его модернизацией — с тем чтобы повысить надежность, топливную эффективность и другие параметры.

Сообщил Игорь Федорович и о проводящейся в КБ «Ивченко-Прогресс» модернизации двигателей Д-18Т, используемых на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан». После модернизации этих двигателей (у них будут значительно улучшены экологические и шумовые параметры) ими оснастят усовершенствованные «Антоновым» «Русланы». Это позволит перейти от базовой модели самолета Ан-124-100 и улучшенной версии с большей грузоподъемностью Ан-124-100М-150 к еще более совершенной модификации Ан-124-200. От своих предшественников она будет отличаться новым оборудованием, современными цифровыми бортовыми системами и т. н. «стеклянной» (т. е. с большим обзором для экипажа) пилотской кабиной.

С возможностями запорожских двигателей посетители «Авіасвіту-XXI» могли познакомиться не только по информационным текстам на стендах и в буклетах, но и в беседах со специалистами. Как мне удалось узнать, модернизированный на конотопском авиаремонтном заводе «Авиакон» вертолет Ми-8МВТ, оснащенный мощным запорожским двигателем, продемонстрировал очень высокую скороподъемность, всего лишь за семь минут набрав высоту в 6 км (мог бы и несколько больше, но помешали погодные условия — на высоте начиналось обледенение).

Гражданские люди Петр Симоненко, Владимир Литвин и Дмитрий Колесников
проявляют особый интерес к военной авиации

Высокоточное оружие: для других больше, чем для своих

Особым вниманием посетителей «Авіасвіту-XXI» пользовались экспозиции украинских предприятий, демонстрировавших созданные и производимые ими разновидности современного высокоточного оружия.

На стенде государственного киевского КБ «Луч» были представлены противотанковые комплексы «Скиф», «Корсар», «Барьер», «Барьер-В», противотанковые управляемые ракеты калибров 100, 115 и 120 мм, а также неуправляемая авиационная ракета АР-8 и корректируемая авиационная ракета АР-8Л (класса «воздух-земля»), предназначенные для поражения с самолетов и вертолетов таких наземных целей, как танки, бронемашины, самоходные артиллерийские установки, радиолокационные станции, склады, эшелоны, пусковые ракетные установки и живая сила противника.

А рядом, в экспозиции государственной акционерной холдинговой компании (ГАХК) «Артем», демонстрировались разные варианты и модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационным и тепловым инфракрасным наведением на цель (таким оружием оснащаются боевые самолеты Су и МиГ).

Но далеко не все из того высокоточного оружия, что было представлено на выставке его создателями и производителями, имеется в распоряжении нашей армии. Сказывается давняя беда — явно недостаточное госбюджетное финансирование Министерства обороны вообще и пополнение вооружением и техникой в частности. На одной из пресс-конференций, предшествовавших открытию нынешнего салона, замминистра обороны Владимир Омельянчук отметил, что хотя в соответствии с законом об обороне бюджет МО должен ежегодно быть не ниже 2% ВВП, фактически он составлял максимум 1,2%, а в среднем — 0,5—1%. Замминистра привел сравнение с Казахстаном: здесь на разработку различных видов оружия и военной техники, их модернизацию и закупку направляется 40% бюджета, тогда как в Украине — максимум 15%, а в среднем — около 12%.

То, что многих технических новинок, в том числе в сфере высокоточного оружия, не хватает отечественным вооруженным силам, нередко сказывается на работе с потенциальными зарубежными покупателями. Те, как правило, интересуются, есть ли предлагаемое им оружие или военная техника на вооружении армии страны-разработчика — в данном случае ВС Украины. И получив отрицательный ответ, зачастую отказываются заключать контракт.

Подобные ситуации корреспондент «2000» попросил прокомментировать гендиректора — генконструктора государственного киевского КБ «Луч» Олега Коростелева и председателя правления ГАХК «Артем» Станислава Смаля. Оба подтвердили, что такие случаи нередки и что многие созданные в Украине новые разработки оружия (в том числе высокоточного) раньше попадают на экспорт — в другие страны, чем на вооружение собственной армии.

Станислав Смаль отметил, что создание новых видов оружия и военной техники имеет три источника финансирования: бюджетные средства заказчика (т. е. Министерства обороны); средства, выделяемые Министерством промполитики, в системе которого находятся многие КБ, НИИ и предприятия ОПК; средства, вырученные от экспортных поставок (из них в основном и удается выкраивать какие-то суммы для создания новинок оружия и техники). К сожалению, первый и второй источники обычно скудны. К примеру, как констатировал Михаил Луханин — заместитель председателя Агентства по вопросам ОПК (структуры, специально созданной в системе Минпромполитики), ни в минувшем году, ни в нынешнем госзаказа для оснащения украинской армии новинками современного высокоточного оружия не было.

А потому все, что создавалось отечественной промышленностью, шло на экспорт.

Хочется надеяться, что при формировании госбюджета Украины на 2011 год в ассигнованиях, выделяемых на нужды Министерства обороны, все же найдутся достаточные средства и на оснащение наших вооруженных сил современным высокоточным оружием, создаваемым и производимым отечественной промышленностью.

Вы сможете скачать бесплатно заставки на телефон абсолютно бесплатно, без регистрации и смс на сайте mobiup.net

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Загрузка...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Николаевский вокзал ожидания

«Брудний і смердючий». Міністр інфраструктури Володимир Омелян під час робочого...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка