Беспилотное будущее: и победим, и проиграем

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 30 Августа 2017 0

Садаюки Цугава (японский инженер, а ныне пенсионер) к разработке т. н. интеллектуальных автомобилей приступил еще в 70-е годы минувшего столетия. В те времена исследователей, проявлявших интерес к работе с данной технологией, в буквальном смысле слова можно было пересчитать по пальцам. Даже японское правительство, финансировавшее изыскания, изначально скептически оценивало эту утопию, ведь тогда национальные автопроизводители в лице Toyota и Nissan лишь пытались догнать американских и европейских конкурентов.

Самого изобретателя в проекте более всего интересовала возможность оказаться в авангарде технологий. «На тот момент это был наиболее передовой рубеж в инженерной мысли», — говорит Цугава. В 1977 г. ему совместно с группой сотрудников лаборатории инженерной механики министерства международной торговли и промышленности Японии удалось превратить неприметный черный седан Toyota в транспортное средство, которое многие эксперты сегодня называют «первым в мире беспилотным автомобилем». Оснащенный двумя аналоговыми камерами автомобиль был способен «видеть» и обрабатывать собранные изображения, а также раскатывать по трекам полигона со скоростью до 20 миль/час.

Цугава получил ряд наград за свои исследования, в т.ч. и от правительства Японии (в 1999 г.), но десятилетия его труда во имя создания умных транспортных средств находят широкое и заслуженное признание только сегодня.

Бум автономности

Сегодня ни дня не проходит без публикации в СМИ очередной громкой новости о беспилотных автомобилях или о разрабатывающих их могущественных компаниях. И причины ясны. Только в США граждане ежегодно проезжают свыше 4 трлн. миль — преимущественно на легковых авто. Среднестатистическая американская семья каждый год тратит на транспорт больше денег, чем на любые иные (за исключением ипотеки) статьи расходов.

Такие промышленные гиганты, как Ford, Toyota и Daimler, вступили в решительную схватку с новичками автомобильной индустрии вроде Tesla и тяжеловесами рынка высоких технологий — Alphabet, Uber и Baidu. Ряды неофитов, похоже, пополняются ежедневно: в мире тысячи компаний занимаются разработкой самоходных автомобилей и непосредственно связанных с ними технологий. Только в Калифорнии — Мекке беспилотного транспорта — свои детища в данный момент тестируют 3 десятка фирм.

Бум беспилотного предпринимательства стимулирует «девятый вал» корпоративных поглощений, альянсов и стратегических инвестиционных проектов. Вот лишь несколько наиболее громких сделок минувшего полугодия: Ford инвестирует $1 млрд. в разработки искусственного интеллекта стартапом Argo AI, Intel за $15 млрд. приобретает израильского разработчика визуальных систем MobileEye, а Google вступает в партнерство с сервисом такси Lyft.

Сегодняшние водители уже завтра станут пассажирами, а потенциал беспилотного транспорта позволяет трансформировать нашу цивилизацию в масштабах, невиданных с тех пор, как автомобили, потеснив лошадей, обрели статус главного транспортного средства человечества. Неуклонное совершенствование роботизированных технологий радикально изменит все — от мест проживания и работы человека до ресторанов и отелей. Даже войны мы будем вести иначе. Эта революция коснется каждого индивидуума, каждой отрасли экономики и каждой страны, и в ней будут как победители, так и проигравшие.

Автопроизводители уже много лет постепенно оснащают автомобили продвинутыми системами содействия управлению транспортным средством ADAS, способными выявлять «мертвые зоны» обзора, обеспечивать экстренное торможение, оказывать помощь при парковке и решать многие другие задачи. Но подавляющее большинство гигантов автоиндустрии уже к 2020 г. планируют вывести в продажу транспортные средства, умеющие самостоятельно перемещаться по дорогам без помощи человека — естественно, только в ограниченных случаях, например, на автомагистралях. А вскоре после этого на рынке появятся уже и продвинутые автономные модели, требующие от человека еще меньше внимания.

Несмотря на нагнетаемую шумиху, полностью автономные транспортные средства будут выходить на рынок лишь постепенно. Даже если безопасность, эффективность и доступность беспилотной технологии будут доказаны практикой в самое ближайшее время, от ее широкого распространения нас отделяют многие годы (вероятно, два-три десятилетия).

Результаты же свежих соцопросов говорят о том, что этот процесс может затянуться и дольше, поскольку общество пока не слишком оптимистично воспринимает будущее, в котором под окнами домов проносятся исключительно самоуправляемые автомобили. В начале этого года социологи Deloitte сообщили, в частности: потребители ряда крупнейших государств с немалой настороженностью относятся к беспилотному транспорту. Так, 75% американцев уверены — «он не будет безопасным».

А на повестке дня возникает и вопрос правовой ответственности. Кто будет отвечать за ДТП с участием автономного или частично автономного транспортного средства? Водитель? Производитель? Или же поставщик систем автомобильной навигации? Многие правоведы полагают, что в конечном итоге ответственность будет переложена с плеч водителей на плечи производителей. Вот вам еще одна причина, по которой создатели беспилотных автомобилей не будут сильно спешить с завоеванием мира.

Впрочем, вопреки всем сложностям новая эра в истории транспорта уже просматривается на горизонте. Руководители многих автомобильных гигантов уверены: сегодня индустрия стоит на пороге события, аналогичного введению практики массового производства на заводах Генри Форда.

Помимо беспилотного вождения, нас ожидает становление и ряда других разрушительных трендов — например, сервис совместных поездок на одном авто, выход автомобильных компьютеров в интернет и, конечно же, повальная электрификация.

Электромобили сегодня занимают лишь ничтожно малую нишу на рынке, но в борьбе с двигателем внутреннего сгорания добиваются победы за победой: они более эффективны, их легче выпускать, а по своему замыслу — они часть будущего автомобильной индустрии, основанного на широчайшем применении софта. Этим летом компания Volvo — первой из именитых автопроизводителей — анонсировала полный переход на выпуск только электромобилей и гибридов уже в 2019 г.

Слияние технологий стимулирует рост популярности новой модели ведения бизнеса под девизом «мобильность как услуга»: по мнению многих экспертов, именно этот принцип в итоге разрушит давнюю модель владения автомобилем. Транспорт будущего — в особенности для горожан — станет электрическим и автономным, а пользоваться им люди будут совместно и только по мере необходимости.

Вместо того чтобы тратить десятки тысяч долларов на авто, простаивающее без дела 90% времени (а именно таковы данные по среднестатистическому автомобилю), большинство из нас предпочтет просто вызвать авто с помощью мобильного приложения, испытывая при этом безмерное облегчение от отсутствия необходимости раскошеливаться на страховку, техническое обслуживание и стоянку.

По прогнозам, в беспилотном будущем лишь малая часть потребителей продолжит упорно покупать автомобили, а многие из них будут приобретать их в складчину или сдавать в аренду ради заработка.

Победители и проигравшие

О степени кардинальности перемен, стимулируемых беспилотным будущим, судить пока рано. Но даже на ранней стадии уже очевидно, что у этой революции будут и победители, и проигравшие. В число первых войдут миллионы рядовых водителей, получившие возможность экономить время и деньги. Старики и люди с ограниченными возможностями обретут новый уровень автономности, особенно в пригородных и сельских районах, где отсутствует нормально функционирующий общественный транспорт.

Самоуправляемые авто будущего окажутся существенно более эффективными и безопасными, а это подразумевает снижение уровня смертности в ДТП и остроты проблемы пробок, а также уменьшение потребления энергоносителей.

Поразительно, но даже незначительные улучшения принесут весомые результаты. На нашей планете в ДТП каждый год гибнет свыше 1 млн. человек, и почти 90% трагедий спровоцировано ошибкой человека. В США на долю транспорта приходится около 70% всего объема сжигаемого бензина, а доля автомобилей в выбросах двуокиси углерода превышает 30%.

В лагере проигравших окажутся профессиональные водители, ведь им грозит потеря рабочих мест. По прогнозам экспертов, первыми на рынок выйдут автономные такси, грузовики и автобусы, а уже к концу следующего десятилетия беспилотной будет примерно половина всего коммерческого автотранспорта.

В случае с США это означает постепенное исчезновение примерно 4 млн. рабочих мест. Почти три четверти этих водителей управляют грузовыми автомобилями, а, по словам экономистов, дальнобойщики с давних пор являются представителями одной из наиболее хорошо оплачиваемых профессий, не требующих наличия диплома о высшем образовании. Естественно, от ухода этих людей с трассы пострадает и множество бизнес-объектов, существующих вдоль дорог, — парковки для грузового транспорта, мотели и придорожные точки общественного питания.

Беспилотное будущее непременно скажется на большинстве отраслей экономики — от энергетики до торговли недвижимостью. Но определить сегодня, кто выживет, а кого ожидает упадок, все еще невероятно сложно. Некоторых автогигантов беспокоит, что они могут разделить участь таких легендарных производителей мобильных телефонов, как Nokia и Motorola. После выхода iPhone на рынок в 2007 г. этим компаниям не удалось достаточно оперативно отказаться от производства техники и перейти к разработкам программного обеспечения. В итоге путь от глобального доминирования до практически полного забвения они прошли всего за несколько лет.

Крупные автопроизводители ведут отчаянный поиск стратегических партнеров, а вопросы исследований и развития обретают для них приоритетный статус. В прошлом году Toyota открыла один из крупнейших в мире исследовательских центров в Силиконовой долине: здесь японцы максимум внимания уделяют робототехнике и искусственному интеллекту.

По мнению некоторых аналитиков, автомобильная индустрия в целом только выиграет за счет беспилотной революции, а объем реализации автомобилей со временем лишь возрастет, поскольку эксплуатируемые с максимальной загрузкой транспортные средства придется чаще менять. Иными словами, в этой индустрии тоже будут победители, но их имена пока нам неизвестны.

Атмосфера неопределенности царит и в лагере относительных неофитов автомобильной промышленности — Tesla, Uber, Apple, Baidu, Samsung. Tesla действительно остается любимицей Уолл-стрит, а в прошлом апреле компания даже ненадолго лишила General Motors статуса американского автопроизводителя с максимальной капитализацией. Впрочем, предприятие Илона Маска все еще не приносит прибыль, а до выхода на производственные масштабы конкурентов Tesla предстоит пройти очень долгий путь. Так, детище Маска в прошлом году произвело менее 100 000 автомобилей, а с конвейеров Toyota и VW за тот же период сошло свыше 10 млн. авто.

Но и это еще не все — в Tesla только учатся тому, как держать под контролем глобальные цепочки поставок, бьются над сокращением производственных издержек и осваивают принципы соблюдения непростых регуляторных требований. Пройти этот путь экстерном невозможно. И сегодня даже некоторые из самых мощных компаний Силиконовой долины поняли, что подлинно массовое производство собственных авто им не по плечу.

Распределение плодов революции

Отголоски беспилотной революции в разных странах греметь будут по-разному. Все государства, принявшие автономный транспорт, могут рассчитывать на выгоду в виде спасения человеческих жизней от последствий ДТП и загрязнения атмосферы. Судя по всему, максимум благ в этом вопросе получит Китай — крупнейший и самый быстрорастущий автомобильный рынок мира.

Риски особенно высоки для стран, издавна сделавших ставку на автомобильную индустрию как один из основных источников экспортных доходов. Это Германия, Япония, Южная Корея и США. Автомобильное производство десятилетиями обеспечивало эти страны стабильным притоком иностранной валюты, рабочими местами в промышленности и чувством национальной гордости. Любое сокращение объемов производства чревато не только экономическими, но и политическими последствиями.

По мере постепенного вытеснения ДВС электромобилями добывающие нефть государства (Нигерия, Россия и Саудовская Аравия) начнут сталкиваться с проблемами экономического спада и внутренних политических волнений — естественно, в случае неспособности обеспечить диверсификацию источников дохода.

Руководители некоторых энергетических гигантов говорят, что до начала устойчивого спада спроса на нефтепродукты нас может отделять лишь одно десятилетие. Кстати, Великобритания и Франция планируют к 2040 г. ввести запрет на продажу бензиновых и дизельных двигателей.

Ставки чрезвычайно высоки, и число государств, отдающих предпочтение беспилотному транспорту, неуклонно растет. Политики от Питтсбурга до Сингапура открывают общественные автомагистрали для тестирования самоуправляемых авто, а также выделяют площади для строительства научно-исследовательских центров. Так, этой осенью Южная Корея планирует открыть «самый крупный в мире испытательный полигон для беспилотных авто», где совершенствованием новых технологий будут заниматься эксперты Hyundai и Kia.

Сложно назвать страну, инвестирующую в беспилотное будущее больше средств, чем правительство Японии, которое намерено представить свои самые продвинутые транспортные системы уже на токийской Олимпиаде-2020. Японцы планируют провести финальное испытание технологии самоуправляемых авто в 30 городах страны непосредственно перед стартом Игр.

Что касается Цугавы, то в его оценке состояния современных технологий восхищения явно нет. Он ожидал более стремительного развития этой индустрии. «Естественно, технические характеристики улучшаются, но сам принцип известен хорошо и достаточно давно», — говорит инженер. По его мнению, ему так и не суждено будет стать свидетелем выхода на дороги планеты полностью автономного транспорта. «Это произойдет лишь в отдаленном будущем, не ранее 2050 года», — прогнозирует создатель первого в мире беспилотного автомобиля.

Foreign Affairs 17.08.17 г.

Джонатан МАСТЕРС

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

В Киеве произошло ДТП с участием такси Uber, есть...

Изначально машину занесло, а после она вылетела на тротуар

Европе пора перестать налегать на крепкое спиртное

Судя по данным нового отчета ВОЗ, европейцы — самые пьющие люди на планете. В 2016 г....

«Деньги на ветер»: улицу Киева засыпало долларами...

В Киеве на ул. Старокиевской произошла авария, после которой всю улицу засыпало...

В Днепропетровской области в ДТП пострадали более...

Утром в субботу, 31 августа, в Днепропетровской области маршрутка Днепр — Каменское...

Режиссер сериала «Закон каменных джунглей» Игорь...

От полученных травм режиссер скончался на месте. Через три дня, 28 августа, ему...

Загрузка...

Торговля — двигатель прогресса

В период с 12 по 15 сентября 2019 г. центром «Социс 2000» проведен анкетный опрос 275...

Гиг-экономика* не спасет Восточную Европу от утечки...

Для беднейших стран Европы новая эпоха на рынке труда оборачивается очередной...

Зачем украинцу револьвер

По данным Small Arms Survey (Женева, Швейцария), которая исследует вопросы обращения...

Украинцы пьют меньше, но умирают чаще

Официальные данные не могут в полной мере учесть потребление алкогольных напитков...

«Нет!» — 41 проценту украинцев

В 2017 г. в Соединенные Штаты по визе типа «B» въехали почти 6,4 млн. человек. Этот...

Визовый рекорд заробитчан

МИД Чехии сообщает о рекордном интересе иностранцев к въездным визам в страну: так, за...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка