Без чувства меры

№14 (553) 8 - 14 апреля 2011 г. 07 Апреля 2011 0

14 марта на сайте информагентства УНИАН появилась статья Максима Кидрука «Случайной ли была катастрофа украинского Ан-148?»

Несмотря на «дежурный» экивок в конце: «Я не хочу делать слишком поспешных предположений. Следует дождаться официального отчета по результатам расследования катастрофы, а уже потом делать выводы», — выводы автор как раз сделал однозначные: катастрофу подстроили россияне, которым три года назад украинское правительство зачем-то «слило», дабы устранить конкурента, свой «Суперджет» (Superjet) — ведь Ан-148 является «самым эффективным и наиболее конкурентоспособным авиалайнером в своем классе».

Автор «уже вырисовывал себе в голове картинки того, как через несколько лет Украина будет продавать по меньшей мере сотню таких лайнеров в год и получать миллиардные прибыли», а он, «путешествуя по миру и рассказывая всем об Украине», наконец перестанет «повторять, словно заклинание, «Андрей Шевченко» и «братья Кличко» и с гордостью... говорить: «Мы выпускаем Ан-148!»

Компетентность своих суждений Кидрук удостоверяет тем, что по специальности он «инженер, причем определенное время имел дело именно с авиационными турбинами». «Кроме того, — пишет он, — авиация привлекает меня сама по себе, я знаю достаточно как о конструкции современных самолетов, так и о ситуации на мировом рынке авиаперевозок».

Честно говоря, трудно представить, что мало-мальски знакомый с авиацией человек способен написать пассаж: «никому не известное ВАСО». Для справки: Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) — это легендарный Воронежский авиационный завод, давший жизнь штурмовику Ил-2, а в последующие годы производивший такие знаменитые машины, как Ту-16, Ил-28, Ил-86, Ил-96 и сверхзвуковой Ту-144!

Но вернемся к аргументам автора УНИАН. Свой безапелляционный постулат о превосходстве украинского лайнера над всеми конкурентами он обосновывает всего двумя параметрами — отпускной ценой и топливной эффективностью.

Но разве конкурентоспособность любой машины, не только пассажирского авиалайнера, можно свести лишь к этим двум, безусловно важным характеристикам? Тот же Кидрук в другой своей статье пишет, что у самолетов последнего поколения «в салоне намного ниже уровень шума, комфортный микроклимат, да и сам самолет значительно более мягок в полете» (об Ан-148 в этом материале ни слова).

А есть еще и такой показатель, как надежность (что не совсем то же самое, что безопасность)...

Как сообщила ГТК «Россия», эксплуатирующая Ан-148, за 2009 г. количество неисправностей на тысячу часов налета у Boeing-737-500 составило 19,95, тогда как у Ан-148 — 253,7! Да и цифры расхода топлива Ан-148 в разных источниках сильно разнятся, но достаточно очевидно, что принципиальных преимуществ здесь у него нет.

Честно говоря, Ан-148 (на 69% состоящий из комплектующих, производимых российскими предприятиями) — типичный постсоветский самолет, соотносящийся с лайнерами ведущих мировых производителей примерно так же, как «Лады» с «Фордами» и «Тойотами» аналогичного класса.

Показательно, что пока ни одна коммерческая авиакомпания за пределами России и Украины не проявила интерес к Ану, в то время как производители «Суперджета», несмотря на трехлетнее отставание от Ан-148 (первый коммерческий рейс запланирован на 12 апреля), уже имеют до десятка твердых контрактов и предварительных соглашений с перевозчиками из третьих стран, включая Италию и Швейцарию.

Собственно, сверхзадача проекта «Суперджет», на решение которой были выделены немалые средства, и сводится к тому, чтобы сделать самолет, способный на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями. Поэтому и создается он в широкой международной кооперации, с привлечением самых передовых технологий и в значительной мере снабжен импортными комплектующими.

А вот Ан-148 — если хотите, «бюджетный» самолет, говорю это без всякого ерничества, ведь главное — чтобы у любого продукта была своя ниша на рынке, а к неоспоримым преимуществам «Антонова» специалисты относят возможность посадки на грунтовые аэродромы благодаря расположению крыльев с двигателями сверху фюзеляжа.

Поэтому слухи о непримиримой конкуренции «Суперджета» и «Антонова» сильно преувеличены, скорее эти машины дополняют друг друга, тем более что Ан-148 больше российский самолет, чем украинский, — ведь собирается на российском авиазаводе и на 69% состоит из российских комплектующих, многие из которых просто «не подошли» «Суперджету» и заменены импортными аналогами. И «уничтожить» проект Ан-148 россияне при желании могли бы очень просто — выйдя из него, ведь и участие в нем украинских предприятий финансирует российская сторона.

Есть еще один момент, делающий «устранение» Ан-148 для производителей «Суперждета» совершенно бессмысленным. На нынешнем этапе главная проблема поставщиков обеих машин — недостаток производственных мощностей, не позволяющий своевременно выполнить уже имеющиеся заказы. Причем самое узкое место «Суперджета» — производство выпускаемых по французской лицензии двигателей. Т. е. даже в случае гипотетического отказа от Ан-148 и перевода освободившихся мощностей ВАСО на изготовление «Суперджетов» (что очень непросто) для них попросту не будет двигателей!

И размещение сборки Ан-148 на ВАСО обусловлено тем, что киевский «Авиант» ныне не в состоянии выполнить все заказы на Ан-148, хотя вопреки очередному «компетентному» заявлению Кидрука продолжает окончательную сборку этих машин в пределах своих производственных возможностей.

И самое главное — катастрофа только вышедшего из заводского цеха Ан-148 стала серьезным имиджевым ударом не только по украинскому, но и по российскому авиапрому и, пожалуй, в первую очередь по «Суперджету», по перспективе его продвижения на мировые рынки, где и эксплуатанты, и рядовые потребители (пассажиры) очень настороженно относятся к авиатехнике российского производства. Поэтому поиск в произошедшем российского следа (злого умысла), по-моему, граничит с паранойей.

Конечно, возникает вопрос: а стоило ли вообще реагировать на «паранойю»? Мало ли чего, рожденного в воспаленных мозгах наших национал-патриотов, можно отыскать в интернете? Однако данный опус опубликован не в ЖЖ, не на каком-нибудь никому не известном или маргинальном сайте, а на сайте одного из ведущих и наиболее известных украинских информационных агентств. Мало того, спустя две недели, 30 марта, статья Кидрука в отредактированном виде (но с тем же смыслом) вновь была размещена на главной странице УНИАН («Что на самом деле стало причиной катастрофы АН-148?»), что в редакционной практике случается редко.

Т. е. руководство УНИАН посчитало крайне необходимым донести «тезисы» Кидрука до максимального числа читателей. Да, политическая ориентация агентства известна, но есть же и границы допустимого, чувство меры, журналистская этика, наконец, особенно если издание претендует на респектабельный статус! Зачем опускаться-то до приемов геббельсовской пропаганды? Или никакими другими приемами лозунг «Геть від Москви!» в сознание украинцев не внедрить? Получается, коллеги из УНИАН сами в этом и расписались.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Телевизор душит смартфон

Обеспечение всех граждан, всех территорий доступом к широкополосному интернету —...

Водородной может быть не только бомба

По данным ВОЗ, около 80% неинфекционных заболеваний провоцирует вода

Призрак подземелья

До 70% дозы естественного облучения мы получаем от распада радона. Самое любопытное, что...

Мудрость Ярослава Мудрого и архаизация сознания масс

«Слово о законе и благодати» можно рассматривать как идеологическую подготовку...

Нашу еду уничтожают болезни, но повода для паники нет

Чтение новостей подводит к закономерному (и простительному) выводу — подлинная чума...

Ликбез по модернизации

Николаев с полным правом может считаться одним из лидеров в развитии сферы...

Загрузка...

Хвалебная ода каннабису

«Каждый имеет право на свободное развитие своей личности» и потому может курить...

Министерство бывшей угольной промышленности

На смену прагматичному подходу сохранения экономических связей пришла воинствующая...

Субсидиантам обещают скидки

О масштабной поддержке государством и международными донорами энергомодернизации...

Догнать и перегнать Азарова

Накануне евромайдана тогдашний премьер-министр Николай Азаров обещал украинцам...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Искусство гордиться катастрофой

В сети шутят: Израиль — третья в мире страна, которая смогла только разбить свой...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка