Блоха и керосин в придачу

№48(932) 29 ноября – 5 декабря 2019 г. 27 Ноября 2019 4.9

В начале следующего года информационное пространство Украины может кардинально поменяться. И далеко не в лучшую сторону. Вполне возможно, что некоторые печатные и электронные СМИ, а также телеканалы будут вынуждены прекратить свою деятельность: правительство готовит новый законопроект, текста которого еще никто не видел, однако его основные тезисы уже озвучены.

О некоторых аспектах этого крайне тревожного процесса рассказывается в статье Ярослава Дмитренко «Масаракш. Башни Зеленского» («2000», №47, 22—28.11. 2019 г.). Однако тема нуждается в продолжении.

Опасная и недостоверная информация

Началом процесса послужил президентский указ №837/2019 от 8 ноября «О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства». В п. 7 правительству было поручено до 31 декабря 2019 г. разработать и внести на рассмотрение ВР законопроекты «по урегулированию деятельности медиа в Украине».

Напомню, что в них необходимо предусмотреть положения о требованиях и стандартах новостей, механизмы предотвращения недостоверной и искаженной информации, ее опровержения, запрет физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине, а также предусмотреть усиление ответственности за нарушение законодательства об информации.

Владимир Бородянский

В середине ноября на авансцену вышел министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский. Он заявил, что правительство в декабре внесет в ВР два законопроекта (о медиа и о противодействии дезинформации), которые связаны между собой, но имеют «разный уровень развития».

Обращаясь к журналистам, он на своей странице в Facebook написал, что их правильно обеспокоило и возмутило наличие в указе слов об установлении «требований и стандартов новостей». «Это терминологическое недоразумение, которое возникало из-за ложного применения термина «стандарты новостей» в документах МКМС. Мы не собирались и не собираемся регулировать стандарты новостей. Это право — исключительно профессионального сообщества.

Что мы собираемся делать: ввести понятие опасная информация, дезинформация, недостоверная информация. Обозначить характер информации — новостная, развлекательная, юмористическая и т. п. вместе с возможной обязанностью обозначать распространяемый контент в соответствии с тем видом контента, к которому относится информация. Это является частью надлежащего информирования граждан и реализацией их права на информацию.

В странах с устоявшимися демократиями, где существует журналистское самоуправление и саморегулирование медиа, вопрос стандартов решен кодексом профессиональной этики и стандартами, за соблюдением которых следит профессиональное сообщество. В Украине мы как государство должны создать условия для профессионального сообщества, которые сделают эту модель работающей и в нашей стране. То есть государство не заходит на территорию, которую оно не должно регулировать, а создает надлежащие условия для саморегулирования», — заверил журналистов министр.

Однако и после этого ясности не наступило, появилось еще больше вопросов. Кто, собственно, будет решать, является ли информация опасной или недостоверной, какие санкции за это будут предусмотрены в законе?

К слову, в начале ноября в ВР прошли первые парламентские слушания по вопросу безопасности журналистов. Постановление об их проведении приняли в сентябре. Слушания совпали с опубликованием указа президента о создании Совета по вопросам свободы слова и защиты журналистов.

Выступая в сессионном зале, Бородянский отметил, что, помимо физического, на журналистов могут оказывать и финансовое давление, направленное на манипулирование общественным мнением или замалчивание важных фактов. Ответственность за это должна быть существенно усилена, что будет отражено в изменениях, которые будут внесены в действующее законодательство.

— Но ответственность за распространение манипулятивной или неправдивой информации также должна быть усилена, — заявил г-н Бородянский. — Третья часть наших изменений — введение понятий манипуляции общественным мнением и введение административной и уголовной ответственности за такое манипулирование. Мы знаем, что граница между свободой слова и манипулированием очень тонка, и задача государства — вывести этот баланс. Не будет ответственности — не будет защиты.

**Основной удар будет нанесен по телеканалам и интернет-площадкам, которые вызывают у нынешней власти раздражение

Глава Союза журналистов Украины Сергей Томиленко в ответ на это заявил, что воевать с журналистами — значит, сокращать свое пребывание при власти. Сначала безопасность, а потом пугаете криминальной ответственностью. Позднее г-н Томиленко назвал поручение главы государства относительно новых законопроектов о СМИ драконовским и подчеркнул, что современное законодательство уже позволяет бороться с недостоверной информацией, а подобные изменения должны проходить через широкие публичные дискуссии.

Глава комитета по гуманитарной и информационной политике Александр Ткаченко в стенах парламента неожиданно вспомнил, что в Украине частные СМИ убыточны, и выступил с оригинальным предложением: «В УЕФА уже 10 лет действует принцип: сколько зарабатываешь, столько и тратишь. Если на протяжении трех лет СМИ убыточно, есть смысл применения санкций. Будет меньше каналов, но это будет честный бизнес и зарплата не в конвертах. В новом законе, который мы готовим, эта идея найдет свое отображение. Могу заверить, что эту систему мы вместе с вами сделаем».

Этот сугубо денежный подход к СМИ раскритиковал глава Общественного телевидения Украины Зураб Аласания. В интервью изданию «theБабель» он заявил, что Петр Порошенко вел себя по отношению к СМИ как хозяин, хотя декларировал свободу слова и демократию. У новой власти, отметил Аласания, чрезмерно бизнесовый подход. Она хочет продать все, что не нужно. Можно продать туфли старые, а можно — почку собственную. Нынешняя власть примерно одинаково относится и к почке, и к туфлям. «Так нельзя — у них разная ценность для организма», — сказал он.

Идея закрытия неприбыльных СМИ похожа на ситуацию, когда человек, увидев блоху на руке, собирается облить керосином конечность и поджечь ее. Такая идея не сработает. «Весь цивилизованный мир скажет: «Вы обалдели? Куда вы вообще лезете в частный бизнес? Если человек хочет быть неприбыльным, это его идиотские проблемы. Он филантроп», — заявил г-н Аласания.Прозрачность собственности и аудит

Между тем разработчиков законопроектов о СМИ критика мало волнует. На этом поприще особую активность развил заместитель главы парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики, депутат от партии «Слуга народа» Никита Потураев. В конце октября

он, например, заявил, что основная цель этого документа — определение правового статуса интернет-медиа. Появится норма, позволяющая определить, является ли онлайн-медиа средством массовой информации и каким именно. «А что касается контент-контроля, конечно, он должен быть, иначе мы будем постоянно проигрывать», — подчеркнул он.

Через две недели Никита Потураев и Александр Ткаченко на открытом заседании комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики презентовали концепцию и ключевые положения нового законопроекта.

В документе будут обновлены нормы, регулирующее работу традиционных СМИ, медиаплатформ и провайдеров, появится формат их работы в соответствии с нормами ЕС, а также будут учтены вызовы, «с которыми столкнулось украинское государство с началом российской военной агрессии».

Медиа поделят на категории. В первую войдут телеканалы и радио, медиаплатформы, общественные теле-, радиокомпании местного и общенационального уровня, а также печатные и онлайн-медиа. Во вторую — провайдеры, социальные сети и поставщики электронных коммуникационных услуг с использованием радиочастотного ресурса.

Не исключено, что будет введен лимит на владение медиаактивами для предотвращения монополий: на уровне не более 35% для аудиовизуальных медиа и 5% — для печатных. Международные и иностранные СМИ и мультимедийные платформы могут обязать выпускать не менее 30% контента на украинском языке, а также транслировать продукт отечественного производства.

Концепция закона предусматривает «противодействие влиянию Российской Федерации на отечественное информпространство». В частности, если акционерами или бенефициарами СМИ будут физические или юридические лица, а также компании из РФ, то им запретят владеть медиа в Украине. Госрегулированию подвергнут онлайн-медиа и соцсети, но пока неизвестно, каким образом это будет сделано. Также предлагается внести изменения в УПК и УК — ввести уголовную ответственность за вмешательство в работу журналиста или его подкуп с целью распространения недостоверной информации.

К слову, о гигантских планах переформатировать информпространство Никита Потураев заявил еще до президентских выборов. Он отметил, что, во-первых, «нужно обеспечить прозрачность собственности и понимать, за какие деньги СМИ купили. Во-вторых, нужно проводить публичный ежегодный экономический аудит. В-третьих, должна быть независимая редакционная политика в новостях. Для этого мы можем обязать компании предоставлять договор с владельцем о его невмешательстве в редакционную политику», — утверждал г-н Потураев.

Сегодня ситуация для него изменилась в благоприятную сторону. После президентских и парламентских выборов все рычаги по влиянию на медиа были переданы новому комитету — по информационной и гуманитарной политике. Его возглавил Александр Ткаченко, вошел в него и Потураев.

Еще в середине августа 2019 г. г-н Потураев заявил, что Нацсовет должен будет заниматься всеми СМИ, а не только телевидением и радио, включая интернет-сайты, которые за плохой или вредоносный контент этот регулятор должен блокировать (критерии такого контента появятся в законопроекте).

Но журналистов летом нынешнего года больше всего удивило заявление Потураева о том, что в финансовом плане в Украине могут существовать только четыре вещателя: «Громадське», «1+1», StarLight (объединяет ICTV, СТБ и «Новый канал») и «Украина». Остальные телеканалы закрывать никто не собирается, но где взять деньги для их существования? При этом он почему-то не назвал в числе вещателей, «имеющих право на существование», телеканалы «Интер», «112 Украина», NewsOne и ZIK.

Без хлеба и зрелищ

Из того, что наговорили разработчики законопроекта «О медиа», можно сделать вывод, что основной удар будет нанесен по телеканалам и интернет-площадкам, которые вызывают у нынешней власти раздражение.

Глава наблюдательного совета «Центра свободы слова» Елена Бондаренко, характеризуя этот документ, назвала его очевидным регрессом в информационной политике Украины, наступлением на свободу слова, отказом от демократических принципов и попыткой цензурировать контент: «хлеба в стране нет, а теперь еще и зрелища отбирают».

— Я с трудом представляю, как будут соблюдать квоты на украинский контент международные группы, например CNN, — говорит г-жа Бондаренко. — Озвученная инициатива является ксенофобской и дискриминационной не только по языковому принципу, но и по национальному. Многие нормы упираются в одно — исключить абсолютно все русскоязычное. Но в таком случае, где защита Украины от негативного воздействия других стран? На международной арене все государства друг другу конкуренты. И не всегда доброжелательные.

Елена Бондаренко подчеркнула: настораживают и попытки обложить налогами электронные площадки, содержащие тот или иной контент, например YouTube, который стал прибежищем многих альтернативных и оппозиционных блогеров. Предлагаемые нормы законопроекта, скорее всего, призваны существенно сократить их влияние. По сути это давление на тех, кто представляет альтернативные точки зрения, пытается давать возможность высказываться двум или трем сторонам по вопросам, которые будоражат наше общество. Но самое главное — узаконить дискриминацию информационных конкурентов и альтернативных точек зрения в информационном пространстве Украины.

Елена Анатольевна уверена: люди, которые говорят, что еще рано делать какие-либо выводы относительно будущего законопроекта, глубоко ошибаются. Именно сегодня его нужно активно обсуждать, в противном случае повторится история с законом о продаже земли.

Что касается введения уголовной ответственности за фейки и ложь, то это мера лишняя: в Украине судебная система работает, и каждый, кто считает, что его честь и репутация пострадали, имеет возможность подать иск в суд. Другое дело, что судебная реформа пробуксовывает и судебные процессы длятся годами.

Г-жа Бондаренко не исключает, что в проекте закона может появиться норма, согласно которой любого пользователя соцсетей, у которого больше 3 тыс. подписчиков, заставят регистрироваться в качестве работника СМИ и обяжут получить лицензию. Утешает лишь тот факт, что после жалоб YouTube и Facebook, расположенных на территории США, за такую инициативу украинским застрельщикам американцы дадут по рукам.

Медиаэксперт Ирина Гаврилова тоже уверена, что сегрегация медиа на хорошие и плохие, правильные или неправильные ни к чему хорошему не приведет. А если разработчики законопроекта вопреки обещаниям установят еще и стандарты новостей и соответствующее наказание, то это будет прямым нарушением ст. 10 Конвенции о правах человека. Ни одна страна в мире не позволяет себе такие драконовские нормы.

Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев называет попытки нынешней власти оседлать информационное пространство фобией, вызванной угрозой досрочных парламентских выборов, а также нечестной бизнес-конкуренцией. По его словам, попытки нынешней власти унифицировать под себя информационное пространство нашей страны заведомо обречены на провал.

Хотелось бы закончить статью на этой оптимистической ноте, однако практика свидетельствует о том, что у нас все возможно. Как тут еще раз не вспомнить, что ВР сначала приняла в первом чтении закон о продаже земель сельскохозяйственного назначения, а затем действующий президент пообещал провести референдум на тему, нужно ли продавать ее иностранцам. Законопроект о референдуме даже не внесен в парламент, а первый заместитель фракции «Слуга народа» Александр Корниенко уже заявил, что закон о запуске рынка земли будет рассмотрен в парламенте во втором чтении уже в декабре этого года.

Получается, что мнение народа, протестующего против запуска рынка земли и готового перекрывать улицы, нынешнюю власть не интересует. Так что нет никаких оснований утверждать, что всем СМИ в Украине не прикрутят гайки.

Продолжение темы читайте в статье "Масаракш. Башни Зеленского"
https://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/realii/masaraksh--bashni-zelenskogo.htm

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Минкульт анонсировал создание...

Будем показывать лучшие украинские продукты и контент, специально подготавливаемый...

В Минкультуры хотят ввести должность «омбудсмена по...

В Министерстве культуры, молодежи и спорта рассматривают вариант ввести должность...

Нарезка портфелей

Объединение под одной крышей культуры, спорта и информполитики символизирует победу...

Загрузка...

И четверг станет пятницей

У давних идей периодически возникает шанс на возвращение в русло экономического...

ООН: к 2100 году температура на планете возрастет на 3,2...

26 ноября опубликован ежегодный доклад об объемах выбросов в атмосферу Земли Программы...

ЗЕмельный блеф

Иностранные инвесторы уже сейчас обрабатывают и частично владеют почти 1 млн. га наших...

С каких пор Украина — «критически важный» союзник...

Выслушав показания представителей госдепартамента США Джорджа Кента и Уильяма...

Последний(?) компромисс

При годовом плане в 1 млрд. грн. за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Движение в разнонаправленных векторах*

Общемировой тренд — поворот крайне вправо — усилился с приходом в Белый дом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка