Борис Трегубов: «За государственную границу спорим по каждому метру»

25 Мая 2007 0

По последним подсчетам, общая протяженность госграницы Украины составляет 6992 км и 98 м. Являясь «священной и неприкосновенной», она тем не менее даже в мирное время может уменьшаться или увеличиваться. Накануне Дня пограничника, который традиционно, хотя и с почти десятилетним перерывом в период новейшей истории страны, отмечается вот уже почти восемьдесят лет 28 мая, еженедельник «2000» встретился с председателем украинской делегации в пограничных комиссиях по проверке линии государственной границы генерал-майором в отставке Борисом Трегубовым для того, чтобы разобраться в самых сложных вопросах основы нашей соборности и самостийности.

— Борис Дмитриевич, для начала давайте все же уточним, сколько у нашего народа границы?

— Точные подсчеты я оставлю географам и просто любознательным людям. Что же касается кордона страны, то по периметру он составляет 6992,98 км, из которых сухопутный участок — 5637,98 км, а морской — 1355 км. Взглянув на карту, нетрудно заметить, что с государствами СНГ украинская граница наиболее протяженная — 5602,24 км и достигает 80% общей ее длины, а со странами Европейского Союза — 1390,74 км. Площадь исключительной (морской) экономической зоны 82,474 кв. км.

— Отношения между Украиной и ЕС в последние пятнадцать лет складывались по-разному, поэтому можно предположить, что с нашими западными соседями возникает наибольшее количество договорно-правовых проблем.

— Вы не правы, именно с этими державами у нас остались незыблемые с советских времен границы, вокруг которых меньше всего споров. На сегодняшний день кордоны с Республикой Польша, а это 592,34 км, Венгерской (136,7 км) и Словацкой республиками (97,852 км) в договорно-правовом отношении полностью оформлены. Сейчас проводится первая плановая общая проверка украинско-румынской границы.

Украина — РФ: договор подписан, проблемы остались

— Самая протяженная граница у нас с Российской Федерацией и, видимо, наиболее сложная — уж очень сроднились наши народы за десятилетия советского народовластия и разграничить сегодня территории непросто. Как тут обстоят дела?

— Сухопутный участок границы с Россией протяженностью 1974,04 км уже делимитирован, то есть согласован и утвержден на картах. 28 января 2003 года подписан Договор между Украиной и РФ об украинско-российской государственной границе, который ратифицирован Верховной Радой и Госдумой.

Но несмотря на это проблемы договорно-правового характера между нашими странами, к сожалению, остались. Связано это прежде всего с тем, что работы по демаркации до сих пор не начаты. Еще в декабре 2005 года указом Президента Украины создана украинская часть демаркационной комиссии, а вот российская до сих пор не учреждена. В одностороннем же порядке такие работы не ведутся. 22 декабря 2006 года в Киеве состоялось первое заседание Украинско-российской межгосударственной комиссии при участии президентов Украины и Российской Федерации. По итогам заседания принято политическое решение об интенсификации переговорного процесса для демаркации сухопутного участка совместной границы. Хочется надеяться, что в этом году такие работы начнутся.

Также остро стоит вопрос разграничения Азовского моря, северо-восточной части Черного моря и Керченского пролива. Соответствующие переговоры ведутся с 1996 года, проведено двадцать шесть раундов, но компромисс так и не найден. Причиной тому — нежелание российской стороны признать прежнюю административную границу между УССР и РСФСР в качестве государственной границы нынешней Украины и России.

— В чем же заключаются основные разногласия между нашими странами?

— В общих чертах позиции сторон таковы. Мы считаем, что акватория Азовского моря в советское время не была делимитирована в соответствии с нормами международного права и нуждается в разграничении линией государственной границы на внутренние воды Украины и России как независимых государств. При этом раздел акватории логичнее всего проводить на основании метода «серединной линии».

Российские же дипломаты предлагают разграничить акваторию Азовского моря по принципу пропорциональности и комбинации методов построения равноудаленной линии. Но это не отвечает нашим политическим и экономическим интересам.

— Звучит столь загадочно и непонятно...

— Такова специфика работы на данном этапе.

— Более двух десятков встреч... И до чего же в результате договорились стороны?

— Определены начальные и конечные точки украинско-российской государственной границы в Азовском море. Эксперты продолжают работать над подготовкой консолидированного текста проекта Договора между Украиной и РФ об украинско-российской государственной границе в Азовском море. Делегации договорились условно разделить линию разграничения в Азовском море на три: северную, центральную и южную. Вопрос делимитации центрального участка Азовского моря на сегодняшний день не согласован. 5—6 июня должен состояться двадцать седьмой раунд переговоров по этой проблеме.

— Но ведь и Керченский пролив по-братски поделить не удается? Что тут не так?

— Украинская сторона считает, что в Керченском проливе Украина и Россия также унаследовали границу со времен Советского Союза, и соответственно она должна совпадать с линией административно-территориального разделения между бывшими УССР и РСФСР.Двоякая трактовка в столь щепетильном вопросе в будущем может привести к непредсказуемым проблемам, а мы этого хотим избежать.

Позиция российской стороны сводится к трем вариантам урегулирования этого вопроса. Первый: вообще нецелесообразно установление государственной границы в акватории Керченского пролива, они считают, что «достаточно» статуса «исторических внутренних вод» Украины и России. Второй: провести границу по побережью обеих стран, а саму акваторию пролива оставить для общего использования. Третий вариант заключается в том, чтобы выделить обеим странам прибрежные полосы размером от 0,3—0,5 морских миль, а остальной акватории предоставить опять-таки статус общего пользования. Как вы понимаете, каждый вариант имеет весьма зыбкую основу, к тому же, как известно с советских времен, общее — значит ничье. Такой подход изначально закладывает будущие межгосударственные проблемы.

— С Белоруссией тоже подвижек нет?

— К сожалению, вы правы. После того как в мае 1997 года в Киеве был подписан Договор о государственной границе между Украиной и Беларусью, демаркационные работы так и не начались. Причина общеизвестна: национальное собрание Беларуси не ратифицировало этот договор, признавая за Украиной бывшие советские долги. Образно говоря, 1084,2 км совместного кордона имеют официальный статус только на картах.

С молдаванами делили, но не доделили

— А какая ситуация на юге — на границе с Молдовой?

— Делимитация украинско-молдавской границы, а это 1222 км, завершена, в 1999 году подписан соответствующий договор, ратифицированный парламентами обеих стран. В 2002-м начаты демаркационные работы и по состоянию на 1 мая 2007 года обозначено на местности пограничными знаками 764 км.

Демаркация северного участка совместного кордона фактически завершена, за исключением обозначения границы в районе буферного гидроузла Днестровской ГЭС-2. Продолжаются работы на южном участке в пределах Одесской обл., где продемарковано 464 км. Несмотря на то, что здесь есть шесть несогласованных участков общей протяженностью 16 км, мы планируем в 2007-м завершить демаркацию южного участка.

— Я так понимаю, что основным препятствием в вашей работе является Приднестровская Молдавская Республика с ее непризнанным статусом.

— Не только, есть и другие причины. Что же касается приднестровского сегмента, а это центральная часть украинско-молдавской границы протяженностью 452 км, то действительно из-за неурегулированности политических вопросов между Кишиневом и Тирасполем не удается начать демаркацию данного участка.

К сожалению, даже при условии общих добрососедских отношений с Молдовой существует несколько факторов, усложняющих нашу работу. Во-первых, в районе населенного пункта Джурджулешты украинская сторона предлагает учитывать документы землепользования и итоговые делимитационные документы, а молдовская — только делимитационные. Надеюсь, что в ближайшее время будет найден компромисс.

Во-вторых, вопрос демаркации участка границы в районе буферного гидроузла Днестровской ГЭС-2 не урегулирован. На сегодняшний день существует ряд нерешенных вопросов, связанных с сооружениями и имуществом этой гидроэлектростанции. В общих чертах ситуация следующая. Молдовская сторона предлагает сначала провести демаркацию буферного гидроузла, а затем определиться с вопросами собственности ГЕС.Украинская сторона предлагает «пакетное» решение вопроса: признать право собственности Украины на буферный гидроузел Днестровской ГЕС, подписать Соглашение между Кабинетом Министров Украины и правительством Республики Молдова об обеспечении функционирования Днестровского комплексного гидроузла и завершить демаркацию границы в этом районе в соответствии с материалами делимитации. Пока компромиссное решение не найдено.

В-третьих, это вопрос передачи в собственность Украины участка автомобильной дороги Одесса — Рени в районе населенного пункта Паланка Республики Молдова. Проблема в том, что в соответствии со ст. 10 Договора между Украиной и Молдовой о государственной границе, подписанного 17августа 1999 г. президентами Украины и Республики Молдова и ратифицированного парламентами обеих стран, предусмотрен дополнительный протокол о передаче в собственность Украины участка автодороги Одесса — Рени. И такой протокол относительно передачи дороги, земельного участка, по которому она проходит, а также по режиму их эксплуатации был подписан 18 августа 1999 года. В ст. 1 вышеупомянутого документа молдовская сторона взяла на себя обязательство передать в собственность (а это значит владение, использование, распоряжение) Украины участок автомобильной дороги Одесса — Рени (длина 7,77 км, средняя ширина 23 м, площадь — 18 га), а также землю, по которой она проходит. Этот участок — собственность Украины на территории Республики Молдова. 11 февраля 2002 года молдовская сторона по акту передала участок автомобильной дороги, то есть дорожное покрытие, но сам земельный участок до сих пор так и не передан.

Румыния ищет правду в международном суде

— Украинско-румынские проблемы регулярно обсуждаются в СМИ. Но все же хотелось бы узнать, есть ли подвижки в вопросах оформления общей границы?

— 17 июня 2003 года в Черновцах президентами двух стран был подписан Договор между Украиной и Румынией о режиме украинско-румынской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам. Документ ратифицирован Верховной Радой и парламентом Румынии. В 2004 году Смешанная украинско-румынская пограничная комиссия начала проверку общего кордона (613,8 км), геодезические измерения и восстановление разрушенных пограничных знаков.

Но на нашей работе отражается незавершенность делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море. Проблема общеизвестна: Украина считает, что при проведении линии разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа в соответствии с п.1 ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву Змеиный является островом и имеет влияние на делимитацию экономических зон и континентального шельфа. Линия разграничения должна начинаться от точки стыка территориальных морей Украины и Румынии и проводиться с учетом расположения Змеиного и принципов разграничения, установленных международным правом. Румынские дипломаты настаивают на том, что Змеиный — это лишь скалистое формирование и согласно п.3 ст. 123 Конвенции ООН по морскому праву не должен влиять на разграничение экономзоны и шельфа. За 24раунда переговоров позиции сторон не изменились. 19 ноября 2004 года Румыния подала заявление в Международный суд ООН для рассмотрения этого вопроса.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка