Что лучше — пилот без мозгов или авто без водителя?

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 30 Августа 2017 5

Spartan, оборудованный автопилотом Pilotdrive, способен существенно уменьшить потери в зоне АТО

Сразу после завтрака звонит телефон и приятный женский голос сообщает о прибытии беспилотного авто. Через пять минут оно везет вас на работу в потоке таких же интеллектуальных самоходных транспортных средств. 

Даже на скорости 110 км/ч машина четко держится за идущим впереди авто на нужной дистанции, а на все непредвиденные дорожные ситуации «мозг» беспилотника реагирует намного быстрее вас. Вы, погрузившись в чтение, не смотрите на дорогу. Но в какой-то момент замечаете полосу, зарезервированную специально для поклонников старомодных автомобилей, управляемых людьми: они привычно стоят в пробке. «Вот чудаки», — думаете вы.

Такую картину нарисовал английский еженедельный журнал The Economist 1843, обративший внимание на то, что всего лишь за минувшее десятилетие автономный транспорт из фантазий инженеров превратился в реальную и вполне надежную технологию. Самоходные автомобили от Google еженедельно проезжают по 10—15 тыс. км. В следующем году на автомагистрали Швеции выедут 100 автономных машин марки Volvo.

Украина тоже не остается в стороне от технического прогресса. В конце прошлого года запорожская компания «Инфоком ЛТД» анонсировала первый отечественный беспилотный автомобиль, созданный на базе бронеавтомобиля Spartan. Его выпускает Кременчугский автомобильный завод совместно с канадско-эмиратской компанией Streit Group на шасси американского производства Ford F-550.

«Сердце» новинки — система беспилотного управления Pilotdrive, которую можно установить на любое авто отечественного или зарубежного производства. Электронную начинку купили в США, Германии и Китае, а программу разработали инженеры «Инфокома». Для ориентирования на местности Pilotdrive использует камеры, датчики, радары и тепловизор. Датчики имеют охват 360 градусов, а сенсорные системы распознают знаки, ширину и разметку дороги, пешеходов и животных на проезжей части. Автопилот Pilotdrive уже прошел испытания на нескольких автомобилях, включая Lanos, и показал свою работоспособность». 

Возвращаясь к публикации The Economist 1843, следует отметить, что издание предвидит сложности, поскольку для приведения ПДД и прочих юридических моментов в полное соответствие с новыми реалиями потребуются определенные усилия и время, а самоходным автомобилям еще есть чему поучиться у людей.

Тем не менее эксперт инжиниринговой компании Arup Джозеф Харгрейв уверен, что жизнь многих граждан изменится к лучшему: пожилым людям, подросткам и инвалидам будет гораздо проще добраться домой, автомобильные поездки (да и пешие прогулки) станут безопаснее.

Однако далеко не все эксперты заражены его оптимизмом. Никто не отрицает, что количество беспилотных авто с каждым годом будет возрастать. Вопрос в том, как люди будут пользоваться новинкой и где они будут жить — в пригородах или в городах. В любом городе с многомиллионным населением очень много места занимают автомобильные парковки, причем автолюбителям приходится тратить время, чтобы найти место для стоянки. Власти Нью-Йорка недавно провели исследование и выяснили, что в Бруклине 45% водителей регулярно вынуждены нарезать по кварталу круги в поисках свободных парковочных мест.

Самоходные авто избавят жителей мегаполисов от этой головной боли. Можно приехать в офис и отправить машину домой, чтобы она вечером забрала вас с работы. А территории, занятые припаркованными автомобилями, можно использовать для других целей. Власти Сан-Франциско уже запустили программу под названием «превратим обочины в парки», стимулирующую владельцев земли, используемой под парковки, открывать кафе, бутики или миниатюрные художественные галереи.

Между тем никто не мешает нынешние парковки засадить зелеными насаждениями. Растения не только очищают воздух, но и понижают температуру (в любом парке она в среднем на 2 градуса ниже, чем на прилегающих улицах). Оптимисты уверены, что в будущем беспилотные автомобили вытеснят практически все частные обычные авто, но общественный транспорт обязательно сохранится.

Вполне возможно, что те, кто сегодня живет в пригороде, переселятся в утопающие в зелени центральные районы мегаполисов, и потребность в личном авто в итоге отпадет и у них.

Но существует и другой вариант: в 70-е годы его озвучил израильский эксперт по проблемам транспорта Яков Захави. Он обратил внимание на то, что американцы каждый день тратят на разъезды практически одинаковое время — немногим более часа в день вне зависимости от места проживания и от способа проезда на работу.

По мере появления более скоростных видов транспорта люди не стали тратить сэкономленное время на дополнительную работу в офисе или отдых дома, они просто начали проезжать еще больше за упомянутый час. Сегодня американцы и англичане, несмотря на технический прогресс, тратят на поездки все тот же час в сутки.

По мнению экспертов американского министерства транспорта, роботизированные авто способны настолько эффективно использовать существующую дорожную сеть, что объем трафика по этим дорогам можно будет безболезненно нарастить в 5 раз. А вот необходимость в светофорах отпадет благодаря интеллектуальности самоходных автомобилей.

Повышение средней скорости движения транспорта станет толчком к развитию двух тенденций. Во-первых, водители, проживающие в 15—20 км от работы, смогут выбирать себе новое жилье, расположенное в 25—30 км от офисов.

Во-вторых, часть людей, пользующихся автобусами, метро и такси, пересядут на роботизированные автомобили. В конце концов, пользоваться ими будет достаточно экономно, ведь нет необходимости платить зарплату водителю и оплачивать парковку.

Беспилотный транспорт способен одновременно обеспечить удобство проживания и в утопающих в зелени центральных районах, и в расположенном в десятках километров от них частном секторе. Привлекательность центра и окраин (с точки зрения удобства) вполне может повыситься одновременно. 

В Англии запустили программу по страховке беспилотных авто, она предусматривает возмещение разных видов ущерба, который может быть причинен на дорогах

Естественно, кто-то окажется и в проигрыше — скорее всего, не повезет консервативным жителям пригородов. В современном мире дорожных пробок и общественного транспорта пригороды все еще выглядят идеальным компромиссным вариантом в вопросе месторасположения, удобства и стоимости. Но в мире быстроходных роботизированных автомобилей они утратят былую привлекательность. И если вы сегодня живете практически за городской чертой, дождитесь появления на вашей улице первого самоходного авто, а затем смело продавайте свое жилье, советуют эксперты The Economist.

Насколько возможен такой вариант для Украины? Для начала вернемся к отечественному автопилоту Pilotdrive. Инженеры «Инфокома» не скрывают, что создали новинку в связи с АТО. Беспилотный автомобиль существенно уменьшает потери личного состава, поскольку может самостоятельно перевозить боеприпасы, продовольствие, топливо и медикаменты в зону боевых действий и эвакуировать раненых. Весьма перспективно использовать беспилотники при разработке карьеров, уборке урожая и т. д.

С этой точкой зрения трудно не согласиться. Другое дело — массовое применение беспилотных авто на дорогах и городских улицах. Проблема не в самих автомобилях, а в отсутствии необходимой инфраструктуры. В связи с этим следует вспомнить, каким образом беспилотники ориентируются в пространстве. Электроника в первую очередь обращает внимание на дорожную разметку и дорожные знаки. Без них электронные мозги сразу «закипят» и откажутся управлять авто. А что им делать, когда вместо дороги — сплошные ямы и колдобины? А теперь вспомните, много ли у нас дорог, не вызывающих зубовный скрежет у наших автолюбителей. 
Так что эра беспилотных автомобилей в Украине наступит нескоро, а если экономическая ситуация в стране будет улучшаться нынешними темпами, о ней в ближайшие десятилетия можно только мечтать. 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Интенсивное использование электромобиля в Украине...

Затраты на зарядку электромобиля за 5 лет в 10 раз меньше, чем на покупку бензина для...

Париж запретит бензиновые двигатели в 2030 году

Некоторые производители автомобилей уже объявили об окончании производства машин на...

Голландцы запретят авто с ДВС к 2030 году

Речь идет о полной замене новых авто с двигателями внутреннего сгорания на...

В Украине создали «Химеру»

Первый суперкар украинского производства готов

Северная Осетия планирует начать производство...

По мнению специалистов, у Северной Осетии есть потенциал для производства...

Загрузка...

Торговля — двигатель прогресса

В период с 12 по 15 сентября 2019 г. центром «Социс 2000» проведен анкетный опрос 275...

Гиг-экономика* не спасет Восточную Европу от утечки...

Для беднейших стран Европы новая эпоха на рынке труда оборачивается очередной...

Зачем украинцу револьвер

По данным Small Arms Survey (Женева, Швейцария), которая исследует вопросы обращения...

Европе пора перестать налегать на крепкое спиртное

Судя по данным нового отчета ВОЗ, европейцы — самые пьющие люди на планете. В 2016 г....

Украинцы пьют меньше, но умирают чаще

Официальные данные не могут в полной мере учесть потребление алкогольных напитков...

«Нет!» — 41 проценту украинцев

В 2017 г. в Соединенные Штаты по визе типа «B» въехали почти 6,4 млн. человек. Этот...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка