Что нам стоит космодром построить

№13 (901) 29 марта – 4 апреля 2019 г. 27 Марта 2019 1 4.4

Территориальный спор с Россией вокруг Крыма и поддержка РФ непризнанных республик Донбасса поставили крест на большинстве совместных космических проектов. Так что пока единственной космической отдушиной для украинской ракетно-космической отрасли является Северная Америка.

Пока проект Sea Launch приостановлен, украинские ракетчики мечтают о новых океанских космопортах

В канадской провинции Новая Шотландия днепровское КБ «Южное» готовит к реализации проект «Циклон-4М». Кроме того, американская компания выходца из Запорожья Макса Полякова — Firefly Aerospace — стала партнером НАСА и получила разрешение правительства США использовать для своих разработок стартовую площадку на военном космодроме Ванденберг.

Однако это далеко не единственные проекты, вынашиваемые в недрах космического сообщества Украины. Если некоторые из них покажут свою состоятельность, появится возможность внести серьезные коррективы в стратегию развития космической отрасли.

Хотя еще в начале 90-х гг. прошлого века были проведены расчеты, которые свидетельствовали, что существующая ракетно-космическая техника не позволяет Украине иметь свой наземный космодром. Как показал проект Sea Launch, запускать ракеты можно прямо с морской поверхности. А если разработать новые образцы ракетной техники, для стартов подойдет и украинская территория.

Возмутителем спокойствия стал гендиректор «Южмаша» (г. Днепр) Сергей Войт. Побывав в начале марта на судостроительном заводе «Паллада» в Херсоне, он заявил о готовности его предприятия совместно с «Палладой» заняться проработкой вопроса о создании плавучего космического космодрома.

«Украина не имеет собственного космодрома, хотя один только «Южмаш» специализируется на ракетостроении и осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 23 странами, в т. ч. Европы. Нам давно нужно иметь собственную площадку для запуска ракет, и создать ее можно на Херсонщине», — заявил Сергей Войт, отвечая на вопрос судостроителей о возможности привлечения их предприятия к космической деятельности.

Вообще-то «Паллада» обладает потенциалом, вполне достаточным для создания подобных сооружений. Судостроительный завод входит в структуру «Укроборонпрома», специализируется на строительстве уникальных композитных плавучих доков и известен далеко за пределами Украины.

Тем не менее заявление о возможности самостоятельной реализации Украиной проекта, подобного Sea Launch, вряд ли можно рассматривать всерьез. Это скорее зондирование почвы на предмет привлечения инвестиций, а возможно, и попытка вызвать ревность коллег из России, по чьей вине проект «Морской старт» был приостановлен.

Куда более осязаемые цели изложены в отчете Исследовательского института космической индустриализации (Research Institute of Space Industrialization, ISI), материалы которого оказались в редакции «2000».

В ISI предполагают, что уже в самом ближайшем будущем в нашей стране под эгидой ГКАУ и совместно с Минобороны будет создано госпредприятие «Космопорт Украины», которое объединит несколько полигонов, пригодных для запусков небольших ракет прямо с украинской территории.

Прежде всего это полигон филиала «Южмаша» — Павлоградского механического завода (Днепропетровская обл.). Его длина 40 км. Здесь в апреле прошлого года на высоту более 3 км была запущена студенческая суборбитальная ракета с тестовым спутником-прототипом CanSat весом 330 г. Изготовили ее студенты инжиниринговой школы Noosphere на базе Днепровского национального университета им. Олеся Гончара.

Более серьезные разработки типа геодезических ракет-зондов и университетских исследовательских ракет массой 200—400 кг и более можно было бы запускать с военного полигона в Черноморском (неподалеку от Одессы). Там имеется обширная площадь, развитая инфраструктура и закрытая для посторонних морская акватория.

По данным ISI, есть техническая возможность уже в текущем году провести на одном из наших полигонов под Одессой запуск польской экспериментальной ракеты ILR-33 Amber (типа Bursztyn), разработанной Институтом авиации в Варшаве (главный конструктор Бартош Бартковяк).

Это первая в мире гибридная ракета, в которой используются перекись водорода с концентрацией более 98% и полиэтилен в качестве топлива. Однако в Польше существуют законодательные ограничения на сухопутные ракетные старты. Поэтому в ходе первого испытательного полета Amber в октябре 2017 г. ее эксплуатационные характеристики были снижены так, чтобы ракета достигла высоты 15 км.

У нас таких ограничений нет. Поэтому Государственное космическое агентство и Минобороны Украины могли бы посодействовать следующим пускам польской ракеты, в ходе которых она бы поднялась до отметки 100 км над уровнем моря, отделяющей атмосферу Земли от космоса.

Тем более что разработки подобного класса имеются и у отечественных предприятий. Например, проект «Сокол» киевского ГКБ «Луч. Твердотопливная многоразовая ракета-зонд с артиллерийским запуском предназначена для оперативного мониторинга земной и морской поверхностей, радиационного и химического изучения атмосферы, ионосферы, биологических экспериментов в условиях микрогравитации и т. д.

Ракета выводится на высоту 100—110 км и приземляется на парашюте около 50 мин., передавая при этом необходимую информацию.

Крупнейшей же украинской ракетной плошадкой, по данным ISI, мог бы стать военный полигон «Ягорлыцкий» (Голопристанский р-н Херсонской обл.). Здесь для государственного испытательного полигона предварительно отобрано около 3,8 тыс. га. Этого вполне хватает для испытаний ступеней ракет-носителей и запусков легких ракет массой 14—32 т.

В общем, преодолеть кризис в развитии космической отрасли Украины можно было бы новыми разработками, после чего появятся и совершенно иные стартовые возможности.

К примеру, проект «Лунный экспресс», предложенный ISI, предполагает строительство основных частей ракеты-носителя предприятиями космической отрасли Украины и окончательную сборку ракеты на одном из судостроительных заводов Николаева или Херсона с последующей доставкой морем в точку старта, расположенную в Черном море на широте мысов Херсонес и Сарыч.

Двухступенчатая жидкостная ракета — аналог Sea Dragon, американского проекта 1961—1962 гг., выполненного в рамках лунной программы NASA. Запуск ракеты этой конструкции не требует космодрома и мощных плавучих сооружений.

В надводном горизонтальном положении ракета заправляется компонентами топлива и газом и с помощью балластных цистерн устанавливается в виде поплавка. Старт производится прямо из воды, также как и старт ракет с подводных лодок.

Конструкция ракеты такова, что хотя она и относится к классу сверхтяжелых и способна вывести 650 т груза сначала на переходную Гомановскую орбиту, а затем на круговую полярную высотой 354 км, благодаря использованию парашютной системы спасения первой ступени эта ступень становится многоразовой. Дальность ее приводнения — не более 70 км от места старта.

Контроль старта и полета ракеты-носителя мог бы осуществляться дистанционно — с помощью радаров и специальных технических комплексов Министерства обороны Украины на полигоне поблизости от Одессы.

Существуют в сегодняшней Украине и проекты многоразовых космических аппаратов — т. н. орбитеров, похожих на беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37В, но меньших габаритов и не с такими широкими возможностями.

Украинский орбитер мог бы доставлять на орбиту небольшие грузы, в т. ч. наноспутники и мини-заводы для изготовления различных материалов в невесомости, сам выполнять функцию спутника и обслуживать орбитальные группировки. После выполнения задачи на орбите космический аппарат маневрирует к месту запуска и приземляется с помощью парашюта.

Впрочем, понятно, что и «Лунный экспресс», и производство новейших для нашей промышленности орбитеров — дело не самых ближайших лет. Реализация подобных проектов требует серьезной международной кооперации и финансовых вливаний. У государства денег на космос сейчас нет, а значит, ракетно-космическая отрасль должна рассчитывать прежде всего на свои силы и иностранных инвесторов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Искусство гордиться катастрофой

В сети шутят: Израиль — третья в мире страна, которая смогла только разбить свой...

Николай Литвин: «В 2014-м нас обвиняли: почему граница не...

Пограничное ведомство сыграло решающую роль в сохранении государства в 2014 г.

Андрей Гармиш: «Любые проблемы, связанные с...

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Загрузка...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
29 Марта 2019, Виктор

Ну ладно омелян и гиперлуп. А автору зачем эти фантазии? Кто даст украине продвинуться в этом направлении, кого она сможет потеснить на этом тесном пятачке, даже если представить, что падение в этой области возможно заменить ростом?

- 6 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка