Что общего у мобильных реакторов СССР и доменных мини-печей Мао?

№39(835) 29 сентября – 5 октября 2017 г. 27 Сентября 2017 3

Ни тех, ни других никогда не существовало

Начнем с того, что одни из самых дорогих автомобилей как раз и «клепают» (по выражению автора письма) вручную в маленьких цехах и даже в гаражных мастерских. Речь идет не только о тюнингованных машинах и восстановленных раритетных авто, но и о вполне серийных образцах вроде Rolls Royce Phantom (стоимость в Украине — около 20 млн. грн. за штуку).

Впрочем, в материале «Закон уменьшения энергии» речь шла вовсе не об этом. Когда гигант индустрии производит уникальное оборудование вроде промышленных станков, газовых турбин, кораблей или самолетов, то без больших по территории цехов ему не обойтись.

И мы это утверждение не отрицали. Более того, очень сожалеем о судьбе, например, трех кораблестроительных заводов Николаева и продолжаем надеяться на их возрождение в обозримом будущем. Пока в нашей стране еще сохранились кадры, способные производить суда и передавать премудрости профессии следующим поколениям корабелов.

Но бывшее предприятие ВПК, производящее еще по советской конверсионной привычке троллейбусы или автопогрузчики, — это, извините, нонсенс. Ведь вы прекрасно понимаете, что расходы на производство таких машин будут несравнимо выше (за счет хотя бы стоимости энергоресурсов или обслуживания огромной территории). Это значит, что такой товар не выдержит ценовой конкуренции с продукцией специализированных предприятий.

Что, к примеру, прикажете делать с помещением, в котором при СССР производили пусковые установки для ракетного комплекса Р-36М (того самого SS-18 Satan по классификации НАТО)? А это гигантский цех с пролетом, если мне не изменяет память, около 50 метров.

Блуждающий реактор

Автор письма недоумевает, почему мы восхищаемся модульными ядерными реакторами, мол, в СССР таковыми обеспечивали «далекие северные районы, а также ими давно оснащают атомные подводные лодки».

Тут наш читатель, скорее всего, путает транспортные ядерные реакторы с энергетическими установками. И это ошибка классификации реакторов по характеру их использования.

Все равно что сравнивать водяную мельницу для перемалывания зерна в муку с гидроэлектростанцией. Ведь в обоих случаях используется энергия проточных водоемов. Но строить ГЭС исключительно для перемалывания зерна так же нелепо, как и пытаться обеспечить электроэнергией населенный пункт при помощи водяной мельницы.

Кроме того, современные модульные реакторы (точнее — атомные станции малой мощности, АСММ) не являются альтернативой мобильных (передвижных) установок — они призваны развивать и улучшать существующие АЭС.

Специалисты выделяют несколько основных преимуществ АСММ. Во-первых, весь цикл серийного выпуска готовых блоков производится на предприятии-изготовителе, что исключает в дальнейшем сложную сборку реактора и процесс его пусконаладки непосредственно на промышленной площадке.

Во-вторых, разработчики модульных реакторов предлагают различные альтернативы, пожалуй, самой сложной операции на действующих АЭС — перегрузки ядерного топлива. Например, планируют использовать т. н. ядерные батарейки с гораздо более продолжительным сроком эксплуатации. Существуют и другие интересные варианты.

В-третьих, АСММ гораздо безопаснее традиционных АЭС, ведь для них гораздо проще обеспечить аварийное расхолаживание реактора с помощью пассивных элементов с отводом тепла в атмосферу.

Это в свою очередь позволяет использовать модульные реакторы для их установки на большем количестве потенциальных площадок. К примеру, в качестве замены угольных ТЭС. И это весьма актуально для современной Украины.

Транспортируемая электростанция (ТЭС-3)

Да, перечисленные преимущества АСММ не исключают их нынешних недостатков. Модульные реакторы все еще дороги в изготовлении и установке. К тому же каждый мегаватт произведенной энергии пока что требует привлечения значительного количества персонала.

Но у нас всего 20 лет назад сотовая связь считалась атрибутом невиданной роскоши и была доступна лишь народным депутатам, крупным бизнесменам и разнокалиберным бандитам. Сегодня же мобильный телефон есть практически у каждого украинского пенсионера, не говоря уж о школьниках и их родителях.

Автор письма упомянул модульные реакторы, которыми «несколько десятилетий назад СССР обеспечивал... далекие северные районы».

Выше мы уже выяснили, что модульные и мобильные ядерные установки не есть одно и то же. Хотя бы потому, что мощность АСММ — до 300 МВт, а проекты советских передвижных атомных электростанций предполагали более скромную мощность — 500—800 кВт. К тому же в СССР дело дальше опытных образцов так и не пошло.

Итак, в 1957 г. коллектив Физико-энергетического института (Обнинск, Калужская обл.) подготовил эскизный проект транспортируемой электростанции (ТЭС-3). А уже три года спустя готовое оборудование смонтировали на базе более удлиненного гусеничного шасси от тяжелого танка Т-10. При этом весь комплекс станции размещался на четырех самоходных установках.

В 1960 г. в Обнинске начались испытания станции, которые продлились до 1965 г., после чего проект ТЭС-3, так и не испробованный в суровых условиях Крайнего Севера, был фактически свернут. (К слову, в 1967 г. была остановлена работа еще по одному начинанию Физико-энергетического института — плавучей АЭС «Север».)

В начале 60-х Институт ядерной энергетики белорусской Академии наук начал разработку передвижной атомной электростанции «Памир 630Д», опытный образец которой был готов только к первой половине 80-х. Пуск реактора состоялся 24 ноября 1985 г.

Но 26 апреля 1986 г. случилась трагедия на ЧАЭС. В этих условиях Компартия и правительство дальнейшие изыскания, касающиеся передвижных АЭС, решили прекратить. Как же, всего в 6 км от Минска (столицы республики, наиболее пострадавшей от последствий Чернобыльской аварии) работает экспериментальный ядерный реактор! В итоге Совмин СССР в феврале 1988 г. поставил на проекте «Памир 630Д» окончательный жирный крест.

На китайском плакате «Коммуны — это хорошо» (1958 г.) показана образцовая сельхозкоммуна, в которой и занимаются сельским хозяйством, и выплавляют чугун.

О сталях и сплавах

Уважаемый читатель в своем письме упомянул бывшего руководителя КНР Мао Цзэдуна, который «хотел превзойти уровень Англии по выплавке стали, соорудив мини-домны в каждом колхозе».

Это еще одна распространенная ошибка — доменные печи не выплавляют сталь. Агрегат предназначен для выпуска чугуна, который является основным материалом для производства стали.

Чугун — сплав преимущественно железа с углеродом. И суть превращения чугуна в сталь заключается в уменьшении до необходимого содержания углерода и минимизации включения вредных примесей (фосфора и серы). Процесс этот происходит в других агрегатах — мартенах (устаревший способ), конвертерах и электросталеплавильных печах.

Вряд ли Мао собирался при помощи кустарных доменных печей побить мировые рекорды выплавки чугуна. Да и назвать это нечто домнами невозможно. Как и некорректно сравнивать металлургический мини-завод с производственными коммунами Китая времен «Большого скачка вперед».

Чтобы не утомлять читателя излишними техническими подробностями, скажу лишь, что мини-завод представляет собой комплекс, состоящий из набора основных агрегатов: электросталеплавильной печи, установки доводки стали вроде «ковш—печь» (внепечная обработка стали), машины непрерывной разливки заготовок и набора прокатных станов.

Грубо говоря, процессы на таком предприятии начинаются непосредственно с выпуска стали. Тогда как большие металлургические комбинаты полного цикла имеют в своем составе доменные печи, а некоторые из них — коксохимические и агломерационные производства.

Украинский ученый-металлург Алексей Смирнов относит к мини-заводам все современные электросталеплавильные цеха небольшой мощности с производством стали от 40 тыс. т/г. до 2 млн. т/г. Тогда как мощности нынешних отечественных металлургических гигантов спроектированы на выпуск стали в объеме не менее 5 млн. т/г.

Конфигурация мини-заводов обеспечивает им определенные преимущества перед собратьями полного цикла. Среди них: относительно небольшие затраты на производство, максимально короткие простои оборудования и агрегатов, минимальная продолжительность производственного цикла при высоком уровне производительности, продаж и рентабельности. К тому же такие предприятия обеспечивают низкие выбросы технологических отходов в окружающую среду.

Источники статистики

Г-н Лонский, аргументируя свою позицию, ссылается на официальные данные: «От экспорта черных металлов в январе—июне получено $4 млрд. 82 млн. — на 22% больше, чем за аналогичный период 2016 г.», подчеркивая, что эти результаты были достигнуты «не асфальтовыми заводами и пекарнями, и даже не трамвайным заводом».

Можно привести другую статистику. Так, по итогам 2016 г. объем экспорта продовольствия из Украины в денежном выражении составил около $15 млрд., что на 13% превысило показатель 2015 г. ($14,2 млрд.).

Т. е. аграрии сегодня приносят валютной выручки больше, чем металлурги, которые еще несколько лет назад являлись лидерами данного показателя, обеспечивая более трети всех внешних поступлений в бюджет.

Но дело не в том, кто больше завел валюты в страну. Внешнеторговое сальдо Украины все равно остается отрицательным, несмотря на локальные успехи отельных отраслей экономики. Т. е. мы все равно выводим долларов и евро из страны куда больше, чем их заводим домой.

И создание новых предприятий при помощи иностранных инвестиций — как раз наиболее желанный способ вхождения к нам валюты, т. к. внешние вложения развивают внутренний рынок. На ограниченность которого, кстати, уже более 20 лет сетуют прежде всего металлурги.

Так, в отдельные периоды новейшей истории нашей страны поставки металлопродукции (замечу, низких переделов, а значит — по бросовым ценам) за рубеж достигали 90%!

Ведь стабильное и высокое внутреннее потребление металлопродукции обеспечивает производителям защиту от капризов внешнего рынка, его крайне непостоянной конъюнктуры, антидемпинговых процессов и других прелестей работы в высококонкурентной среде. Особенно, повторюсь, с учетом того, что наши предприятия могут предложить миру зачастую лишь крайне низкие цены при посредственном качестве товара.

А кто даст металлургам стабильное потребление внутри Украины? Да те же «асфальтовые заводы, пекарни, трамвайные заводы» и т. п., о которых автор письма отзывается столь уничижительно. Например, во фразе: «это факт, один из фактов, проясняющих соотношение «динозавров» и... «тараканов», (наверное так, следуя лексике автора «Закона уменьшения энергии»)».

Замечу, раз уж речь зашла о лексике, я бы все-таки применил вместо слова «тараканы» термин «млекопитающие».

Нетрудно заметить, что в структуре ВВП Украины по показателю конечного использования в прошлом году самый больший прирост показали как раз потребительские расходы (+84,7%), а экспорт товаров и услуг дал +49,3%.

Автор письма отмечает: «Ведь есть ли повод радоваться, что за определенный период по сравнению с таким же прошлым периодом потребили меньше газа за счет остановки заводов минудобрений?».

Согласны, радоваться нечему. Только остановка нескольких заводов кардинально не влияет на показатели потребления энергоресурсов в стране. Так, по данным Минэнерго, в 2015 г. Украина сократила потребление газа до 33,7 млрд. куб. м, что почти на 21% меньше, чем годом ранее. В 2016 г. использование природного газа в нашей стране по сравнению с 2015 г. сократилось до 33,2 млрд. куб. м (на 2%). А химические заводы Дмитрия Фирташа остановили работу только в начале февраля 2017 г.

Консервация любого крупного завода в Украине оборачивается трагедией по другим причинам. От СССР нам достались т. н. моногорода, т. е. населенные пункты, сформированные вокруг крупного предприятия. И любой каприз хозяина завода автоматически оборачивается обязательными для исполнения пунктами правил для сотрудников компании. А уж неуспех бизнеса олигарха ввергает в депрессию целый регион.

Человеку просто некуда пойти, если он недоволен новыми условиями труда или зарплатой. За окном — все те же трубы того же опостылевшего комбината. В родном городе отсутствует какая бы то ни было альтернатива трудоустройства — нет «асфальтовых заводов, пекарен» и даже «трамвайного завода». Не забываем, сегодня около 2 млн. украинцев трудоустроено именно в структурах крупного бизнеса.

Г-н Лонский интересуется, «почему бы не легализовать добычу столь прибыльного янтаря с рекультивацией земли или не получать государству доход от продажи табачных изделий «за бугор»?».

И в данном случае я полностью согласен с автором письма. Еще экс-министр финансов Наталья Яресько отмечала, что законная добыча янтаря позволит привлечь дополнительно 1,5 млрд. грн. По ее же версии — легализация игорного бизнеса ежегодно добавит в госбюджет еще до 5 млрд. грн.

Эксперты по административной реформе полагают, что сокращение числа госслужащих в два раза позволит сэкономить 8 млрд. грн. в год. Еще один источник пополнения средств — нелегальный рынок бензина. Так, по расчетам специалистов, ежегодно потери госбюджета от теневого рынка топлива (контрабанды, фальсификата, пересортицы) достигают 7—8 млрд. грн.

Думаю, можно найти еще десятки источников, которые бы существенно поправили общегосударственную статистику в лучшую сторону. Но нынешняя структура экономики не поощряет инвестиции и диверсификацию, зато предполагает наличие сверхкрупного бизнеса олигархов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Минобороны «отвоевывает» земли

С начала 2018-го МО вернуло 25 тыс. га незаконно отчужденных территорий

Украинская архитектура будущего: «коллективная,...

Крупные города Украины — Киев, Харьков, Одесса и Львов — входят в число самых...

Министерство возможностей

Существующая система социальной поддержки ветеранов не способна удовлетворить ни их...

Заграничное турне в тюрьму на три года

Украина стала объектом посягательства. Расследованием будет заниматься СБУ

Плати алименты, чтобы не лишиться ребенка

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию...

Скрипит, трещит, но пока держится

По неофициальным данным, теневой рыбный рынок оценивается

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка