Дареный конь стоит дорого

№46 (883) 16 — 22 ноября 2018 г. 14 Ноября 2018 5

НАМ ПИШУТ

Командующий ВМС Игорь Воронченко сообщил, что посольство США обратилось к Украине с предложением передать ей американские фрегаты типа Oliver Hazard Perry. Патриоты возмущаются, что руководство ВМС, вместо того чтобы поблагодарить и немедленно принять подарок, решило сначала все просчитать. Так все-таки нужны Украине эти фрегаты или это подарок из серии «на тебе, боже, что нам негоже»?

Александр НИКОНЕНКО, Херсон

Военный атташе США в Украине действительно передал письмо, адресованное министру обороны Степану Полтораку. В послании говорится, что американцы в рамках программы «Избыточное имущество» (Excess Defense Article) Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности минобороны США «в целях повышения обороноспособности украинских военно-морских сил на Черном и Азовском морях» готовы передать фрегаты Oliver Hazard Perry. По предварительным данным, речь идет о трех кораблях.

Такой корабль США хотят передать Украине

Эту информацию подтвердил Игорь Воронченко, отметивший, что Украине такая помощь нужна, поскольку «защиту в море надо закрывать», однако фрегаты не подходят для использования в Азовском море из-за своей большой осадки. По его словам, Минобороны Украины «пока не приняло решение», надо подсчитать, во сколько обойдутся эксплуатация и ремонт фрегатов, а также подготовка экипажей.

Чтобы понять, чем вызвана его осторожность в оценке предлагаемой помощи, необходимо рассказать, что собой представляют вышеупомянутые корабли.

Фрегаты типа Oliver Hazard Perry строились в 1975—2004 гг. Всего построили 71 корабль (51 в США и 20 по лицензии в Австралии, Испании и на Тайване). Их водоизмещение составляет 4,2 тыс. т, осадка 6,7—7,77 м, скорость до 29 узлов, экипаж — 219 человек, дальность плавания — до 5 тыс. миль. Из вооружения — 76-мм артиллерийская установка, 20-мм зенитная артиллерийская установка и два торпедных аппарата. На корме вертолетная площадка. Фрегаты предназначены для проводки океанских конвоев, осуществления противолодочной и противовоздушной обороны, а также для поддержки десантных операций.

Проблема в том, что, вопреки сообщениям украинских СМИ, в США все фрегаты этого класса не эксплуатируются. Последний был выведен из состава флота в 2015-м. В прошлом году начальник службы военно-морских операций адмирал Джон Ричардсон, выступая в Военно-морском колледже США, заявил, что из 12 законсервированных Perry теоретически можно вернуть к службе 8, однако «нужно проанализировать затраты на восстановление их боеспособности», а это дело трудное и затратное.

Именно по этой причине все устаревшие Perry американцы собираются либо продать, либо передать странам-союзникам. К слову, сегодня ходовые корабли американской постройки находятся в Пакистане и Бахрейне (по одной единице), Польше (2), Египте (4) и Турции (8).

Никто не сомневается в том, что три Perry значительно усилят ВМС Украины, ведь каждый из них по тоннажу и возможностям сопоставим с флагманом флота «Гетманом Сагайдачным». Когда г-н Воронченко заявил, что нужно все просчитать, он в первую очередь имел в виду финансы. Согласно концепции программы Excess Defense Article, корабли передаются бесплатно, но получатель обязан оплатить их текущий ремонт, обработку и транспортировку.

Американцы в рамках программы зарубежных военных продаж (FMS) уже передали восемь списанных фрегатов Perry Турции, по четыре — Египту и Тайваню, два — Польше, по одному кораблю получили Пакистан и Бахрейн. Подготовка и передача одного фрегата обошлась Пакистану в $65 млн. Восемь Perry стоили Турции $205 млн., однако ей пришлось раскошелиться на их ремонт и модернизацию, в результате чего сумма сделки превысила $400 млн.

В связи с этим следует вспомнить, что 27 сентября в Балтиморе в рамках американской программы избыточного имущества состоялась церемония бесплатной передачи Украине двух патрульных катеров класса Island. Однако Киев обязали оплатить их ремонт, переоборудование и другие сопутствующие расходы. Замначальника штаба командования ВМС ВСУ Андрей Рыженко заявил, что «они в хорошем состоянии», это позволяет использовать их еще как минимум 15 лет.

Катера прибудут в Одессу в конце 2019 г. Передача двух Island уже обошлась Украине в $10,1 млн., однако до ввода в состав ВМСУ их необходимо еще вооружить (поставить отечественные боевые модули «Катран» с автоматической пушкой, гранатомет и пулемет) и оборудовать радиолокационными станциями. Это без учета того, что предстоят еще немалые расходы на эксплуатацию катеров.

По фрегатам Perry аналогичная ситуация. Еще неизвестно, что лучше — брать корабли в оригинале и подсесть на весь комплекс сервиса или находить ресурсы и все переделывать под то оборудование и вооружение, которое можно найти в Украине. По предварительным расчетам, в целом расходы на введение в строй трех фрегатов могут составить $300 млн. Изыщут ли в госбюджете такие дополнительные средства?

Отдельный вопрос — подготовка экипажей. Ведь только на один фрегат нужно найти 219 человек, причем специалистов, освоивших американскую аппаратуру. Придется собирать моряков со всех кораблей и судов вспомогательного флота и отправлять их на обучение в США, и неизвестно, за чей счет. И только после этого доводить их до кондиции боеготовой команды.

Кроме того, потребуется подготовка портовой инфраструктуры, а также адаптация к украинским реалиям и системам боевого управления, связи, обеспечения, штатным структурам и т. п.

Немаловажен и тот факт, что осадка Perry в зависимости от солености воды и загруженности корабля запасами, топливом и вооружением составляет 6,7—7,7 м. Между тем Азовское море мелководно. В среднем его глубина 6—8 м, а наиболее глубоководная часть имеет 13 м. Морские каналы к портам Бердянска и Мариуполя обеспечивают осадку в 9 и 7,9 м соответственно.

Это означает, что если ВМС намерены задействовать Perry на Азове, придется провести дноуглубительные работы по всему морю, да еще переоборудовать тот же Бердянск под военно-морскую базу. В противном случае фрегаты можно использовать только в Черном море. Но тогда неизбежно встает вопрос создания для них наземной инфраструктуры в Одессе, Ильичевске или порту Южный.

Специалисты также подвергают сомнению, укладываются ли фрегаты в концепцию ВМС. По мнению экспертов, в условиях обновления российского ЧФ и создания Россией группировки в Азовском море целесообразнее озаботиться созданием береговых противокорабельных комплексов и передачей в состав ВМС новых ракетных катеров. И только после этого можно вести речь об ударной группе в виде американских фрегатов.

Об этом свидетельствует и тот факт, что на Азовское море «с целью недопущения незаконных остановок судов страной-агрессором, направляющихся в Мариупольский и Бердянский торговые порты», Украина перебросила на Азов малые бронированные артиллерийские катера.

Как заявили в СНБО, до конца года в Азовском море будет создана военно-морская база ВМС путем переброски Южной военно-морской базы из Николаева, которая до ухода Крыма под юрисдикцию России находилась в поселке Новоозерном, в заливе Донузлав. В дальнейшем на ее основе будет создан катерный дивизион с будущим развертыванием сил и средств.

Так что «дареному коню» действительно стоит хорошенько посмотреть в «зубы» и семь раз отмерить, прежде чем отрезать от госбюджета громадную сумму.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Искусство гордиться катастрофой

В сети шутят: Израиль — третья в мире страна, которая смогла только разбить свой...

Николай Литвин: «В 2014-м нас обвиняли: почему граница не...

Пограничное ведомство сыграло решающую роль в сохранении государства в 2014 г.

Андрей Гармиш: «Любые проблемы, связанные с...

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Загрузка...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка