Генерал Александр МИЛЕНИН: «Для объективности оценки работы подчиненных нередко сам сажусь за руль»

№4 (57) 26 января - 1 февраля 2001 г. 26 Января 2001

Главный «гаишник» страны отвечает на вопросы «2000» 

— Александр Леонидович! Юрий Кравченко не раз заявлял о неизбежности реформирования украинской милиции в полицию европейского образца. Хотелось бы знать, как в связи с этим изменится служба ГАИ.

— Идея реформирования милиции и нашей службы нами полностью поддерживается. Внесено предложение о переименовании ГАИ в Департамент государственной службы дорожной безопасности, который бы оставался в структуре МВД Украины. Однако дело, как вы понимаете, не в простой смене вывески, а в том, чтобы Госавтоинспекцию не боялись, а уважали, и чтобы инспектор был для участников дорожного движения первым помощником. Поэтому в настоящее время на смену традиционным, устаревшим принципам оценки работы сотрудников ГАИ пришли новые, современные критерии — основным приоритетом стало не количество наказаний, а конкретная помощь. Есть положительные сдвиги: в прошлом году количество выявленных нарушений правил дорожного движения уменьшилось на 18% за счет более гуманного отношения к водителям, допустившим незначительные нарушения ПДД.

— Перед вами на столе — справки и отчеты за 2000 год. Что-то из них можно назвать для нашей газеты?

— Конечно. Благодаря принятым мерам количество ДТП по сравнению с 1999-м снизилось на 1215 (или 3,5%), число погибших — на 84 (1,6%), раненых — на 1641, или 4,3%. Достигнуто снижение аварийности на региональных дорогах по вине водителей предприятий, учреждений, организаций, частного транспорта, нетрезвых водителей и пешеходов. Стабильные показатели имеют многие подразделения Госавтоинспекции.

— Чем вы это объясняете?

— Прежде всего, совершенствованием национального законодательства в сфере дорожного движения. По инициативе УГАИ МВД подготовлены и приняты ряд законодательных, нормативных актов, направленных на повышение безопасности при перевозке опасных грузов, усиление ответственности за незаконное завладение транспортными средствами, упорядочение использования специальных световых и звуковых сигнальных устройств и номерных знаков, усовершенствование регистрации автотранспорта и др.

Активизировалась агитационно-разъяснительная работа среди водителей автотранспортных предприятий, в трудовых коллективах, по месту жительства.

Много внимания уделялось совместной работе с дорожно-коммунальными службами по улучшению состояния улиц и дорог, их обустроенности техническими средствами регулирования, обеспеченности знаками информационно-маршрутного ориентирования водителей.

Использовались и другие формы, например, негласные проверки на дорогах...

— Это что еще такое?

— Это — скрытый контроль за ситуацией на дорогах, соблюдением правил движения, осуществляемый нашими патрулями. На обычных, не специальных автомобилях они следуют в общем транспортном потоке и по радиосвязи информируют ближайшие посты о тех или иных нарушениях. В составе таких экипажей находятся переодетые в гражданскую одежду сотрудники ГАИ, в том числе их общественные помощники. Это тоже приносит эффект.

Хотел бы сказать еще об одном — на протяжении года мы проводили кадровую реформу ГАИ.

— Что же она дала?

— Укрепление кадрового потенциала службы. В прошлом году численность Госавтоинспекции мы сократили на 8549 человек, из них 7454 — аттестованные сотрудники (находившиеся на офицерских должностях). В первом квартале эта программа будет завершена полностью.

Последовательно и решительно освобождаемся от тех, кто не способен в должном объеме выполнять возложенные на них функции, порочит звание сотрудника милиции, допускает грубые дисциплинарные нарушения и проступки.

— Сколько всего будет в Украине сотрудников ГАИ или, если по-новому, Дорожной полиции?

— Около 20 тысяч.

— А было 32,5?

— Да.

— И этого будет достаточно, чтобы обеспечить должный порядок на дорогах?

— На такую цифру мы вышли, исходя из количества автотранспорта, протяженности дорог, других факторов, а также сравнив аналогичные показатели России, Польши, Чехии, Словакии.

— Готовясь к интервью, я полистал статистику. Согласно официальным данным, именно из-за невнимательности пешеходов происходит примерно четверть аварий — верно?

— Точнее будет сказать, из-за недисциплинированности... Вчера (11 января. — Ред.) на дорогах Украины зарегистрировано 8 случаев со смертельным исходом. Позавчера — 6. Сегодня — 13. Виновниками 12 из них были пешеходы, неправильно, в неположенном месте переходившие проезжую часть. И только один водитель не справился с управлением. Нам сегодня предстоит вести огромную профилактическую, разъяснительную работу, широко привлекая к этому и СМИ.

— Александр Леонидович, на Западе дорожной полиции почти не видно, но люди — и водители, и пешеходы — достаточно дисциплинированны. У нас же все наоборот: люди в форме ГАИ чуть не на каждом шагу, а каждый из участников движения норовит если не правила езды нарушить, то под колеса угодить. Отчего так?

— И на Западе не сразу пришли к тому порядку, о котором вы говорите. Там на дорогах тоже были аналогичные проблемы. Со временем все отшлифуется и образуется. Да, в развитых странах контроль за обстановкой на дорогах осуществляют видеокамеры, средства фиксации нарушений. Это очень дорогостоящая аппаратура. В Германии один такой прибор стоит 70 тысяч марок. Но он и окупается очень быстро — за счет высоких штрафов. Мы к этому придем, только не в одночасье, постепенно.

— Время от времени народные депутаты вносят те или иные предложения, касающиеся упорядочения ситуации на дорогах. Как вы к ним относитесь?

— Большинство достойны внимания и воплощены в принятых Верховной Радой законах, о которых я уже упоминал. Но есть и такие, с которыми вряд ли можно согласиться. Например, выдвигают предложение не изымать водительские удостоверения в случае серьезных нарушений, предусматривающих штраф, а выписывать квитанцию — мол, пусть человек едет и платит. Ну, а если не заплатил — тогда уж, дескать, следует искать. Спрашивается, где его найдешь? У нас больше 9 миллионов таких нарушений в год! Как повлияешь на тех, кто их совершил? Или еще предлагают: каждое нарушение, допущенное участником дорожного движения, рассматривать в суде... Представляете, сколько дел обрушится на суды?! Возникнет хаос, с которым невозможно совладать... Надо реально оценивать ситуацию... Должен быть принцип неотвратимости наказания: виновен — отвечай. Но усложнять события, запутывать процедуру санкций нельзя.

— У нас ДТП происходят в среднем каждые 24 минуты, и каждые три часа на дорогах гибнет человек... В России — тоже?

— В Украине ежесуточно 10—12 смертельных случаев, в России в 10 раз больше. Хотя населения — лишь втрое больше. Так что, исходя из этих параметров, ситуация на наших дорогах выглядит лучше.

— Какая самая заветная мечта начальника ГАИ Украины? Что бы вы хотели видеть — в вашей службе, в отношениях между водителями, пешеходами и сотрудниками Госавтоинспекции?

— Ну как вам сказать... Хочу, чтобы мои подчиненные не выбегали на дорогу с жезлами из засад, не цеплялись к водителям с мелкими придирками. Чтобы техника была на уровне, и трассы контролировались электронными средствами слежения и видеонаблюдения. Чтобы дороги отвечали современным требованиям, как можно меньше людей гибло и травмировалось. А для этого население должно строго соблюдать правила дорожного движения. Хочу, чтобы изменилось отношение к инспектору ГАИ, и каждый водитель, увидев его на дороге, испытывал не страх, не растерянность, а уважение к нему, чтобы знал — от этого человека зависит безопасность, что он окажет помощь. Вот такие мои простые пожелания и мечты.

В этом году, надеюсь, примем новые Правила дорожного движения, которые также повлияют на улучшение ситуации. Хотелось, чтобы наши сотрудники получали адекватное денежное вознаграждение за свою нелегкую работу, и чтобы всегда возвращались со службы домой целыми и невредимыми. К сожалению, еще есть факты гибели, травм работников ГАИ на посту.

— Сами-то вы сколько за рулем?

— Больше 20 лет.

— Конфликты с ГАИ были?

— Как таковых конфликтов не было. Но — останавливали, проверяли документы. Пытались даже на штрафплощадку машину поставить.

— Уже в качестве начальника ГАИ Украины?!

— Я ведь иногда просто сажусь за руль обычного автомобиля и езжу, чтобы проверить работу ГАИ. Когда был начальником УМВД в Кировоградской области, то лично курировал Госавтоинспекцию и, переодевшись, нередко выезжал на машине с частными номерами на кольцевую дорогу, дабы посмотреть, как несут службу инспектора, как они ведут себя, как разговаривают. В большинстве случаев оставался удовлетворен...

— Может, это потому что узнавали, кто перед ними?

— Да я бы не сказал, что всегда узнавали. Я же без формы езжу — так сказать, для чистоты эксперимента, объективности. В большинстве эпизодов узнавали уже после того, как предъявлял документы.

Дело не в простой смене вывески, а в том, чтобы ГАИ не боялись, а уважали, и чтоб инспектор был для участников дорожного движения первым помощником

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Академическая доброчестность в обществе двоемыслия

Только в обществе двоемыслия, борясь с плагиатом, одновременно восхваляют плагиатора

Оттенки ненастоящего

Есть прямая связь между материальным пресыщением и духовным истощением

Деформация сознания

Активный поиск национальной идеи может возобновиться лишь тогда, когда терпение...

Убей норку — спаси...

Звероводческая отрасль стала санитаром чуть ли не всей мясо- и рыбоперерабатывающей...

Новогодняя икра

Если икра выглядит так, будто покрыта инеем, она фальшивая

«Антонова» снова атакуют. Доколе?

Необходимо реально поднимать украинское авиастроение (как и другие стратегические...

Злоключения народных надежд

Чтобы общество эмоционировало в нужном выгодоприобретателям направлении, в массовое...

Политэкономические горизонты легалайза медицинской...

В случае победы Байдена Офис президента Зеленского не без удовольствия предъявит...

О евродраме «укропейцев»

Экономика — это «кормовая база» этноса. Чем она скудней, чем уже, тем слабей и...

Аудит тридцатилетнего саморазрушения

Деградация индустриального сектора является одной из важнейших причин...

Если завтра война...

Global Firepower Index 2020 оценивает общее число потенциальных резервистов украинской армии в 1...

Знамение времени

Украина теперь сама «таскает каштаны из огня», втягиваясь в Третью мировую войну...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка