Гречка в газе

№ 5 (893) 1 — 7 февраля 2019 г. 30 Января 2019 5

Монетизация субсидий как предвыборный ход и обман избирателей

Повышение коммунальных тарифов — хороший ход на переговорах с МВФ о формировании очередной программы финансовой поддержки. Но совсем негодный в избирательной кампании, где президенту Порошенко и его политической силе скоро придется иметь дело с плательщиками жилкомуслуг, которые уже возросли в разы и все еще не собираются останавливаться на достигнутом.

Чем ближе выборы, тем заметнее попытки власти минимизировать для себя политические риски, связанные с высокими коммунальными тарифами.

В качестве главного оружия власть избрала монетизацию субсидий, которые в 2017 г. правительство выплачивало 6,9 млн. домохозяйств, а в 2018-м — сократило их количество до 4 млн.

Вероятно, чтобы как-то скрасить этот неприятный момент, Кабмин 27 декабря прошлого года принял постановление №1176 «Некоторые вопросы предоставления жилищных субсидий населению в денежной форме».

Не прошло и месяца с момента его публикации, как Порошенко инициировал пересмотр документа, поставив под сомнение компетентность социального блока правительства и пытаясь совместить выгоды плательщиков жилкомуслуг с собственными предвыборными потребностями.

Почему же постановление №1176 стало неугодным? В госбюджете-2019 средства на компенсацию коммунальных тарифов населению были разбиты на две части. В первой — субвенция на предоставление льгот и субсидий местным бюджетам в размере более чем 35 млрд. грн. Во второй — 20 млрд. грн. Минсоцполитики для выплаты льгот и субсидий в денежной форме.

Постановление о предоставлении жилищных субсидий в денежной форме предполагает, что на первом этапе монетизации все, кому субсидия уже была начислена, продолжают получать ее в безналичной форме. В этом случае, даже если по окончании действия субсидии на счету остаются сэкономленные средства, потребитель их не получает. Это вызывало и вызывает нарекания многих получателей субсидий еще и потому, что эти деньги возвращаются в казну и никак не засчитываются при оформлении субсидий на следующий отопительный сезон.

Монетизация (согласно видению авторов постановления №1176) на первом этапе затрагивает только тех, кто впервые подал заявку на субсидию уже после 1 января 2019 г. Таких, очевидно, будет немного. Но даже они не будут ежемесячно получать какие-либо выплаты в денежной форме.

Предназначенные им деньги пойдут на специальные счета в «Ощадбанке», откуда каждый месяц на погашение коммунальных услуг будут списываться определенные суммы.

Если выставленные счета окажутся выше начисленной субсидии, потребитель будет доплачивать разницу из собственного кармана. Если ниже — разница остается на счете. Получить остаток можно будет только по окончании действия субсидии, т. е. после завершения отопительного сезона и перевода средств на другой персональный счет, открытый в «Ощадбанке».

Несомненно, такой порядок не несет практически никаких выгод действующему президенту и его команде. Первый тур президентских выборов состоится 31 марта, второй назначен на 21 апреля.

Отопительный же сезон для домохозяйств частного сектора, согласно действующему законодательству, продлится до 15 апреля. Примерно в середине апреля — в зависимости от широты и погодных условий — прекратится централизованная подача тепла в многоэтажки. Т. е. ни к первому, ни ко второму туру выборов компенсацию за переплату жилкомуслуг никто получить не успеет.

Это обстоятельство стало причиной критики в адрес составителей постановления о монетизации субсидий и попытки его откорректировать спустя месяц после его вступления в силу.

На прошлой неделе Петр Порошенко собрал представителей Минфина, Минсоцполитики, Мининфраструктуры, НАК «Нафтогаз Украины», «Ощадбанка», «Укрпошти» и представителей некоторых ОСМД и общественных организаций.

На совещании было объявлено о принятом «политическом решении» — начать еще в марте ежемесячно выдавать деньги домохозяйствам, оформившим субсидии в нынешнем отопительном сезоне.

Как пояснил министр соцполитики Андрей Рева, это делается, чтобы до мая иметь представление, как работают оба — безналичный и наличный — механизмы начисления субсидий, и какой из них более эффективный.

«Сегодня у нас 4 млн. получателей субсидий, средний размер субсидии составляет 1,5 тыс. грн. То есть 6 млрд. грн. в месяц мы будем выдавать наличными, а в безналичной форме субсидию получат те, кто обратился в управления соцзащиты после 1 января 2019 года», — заявил глава Минсоцполитики.

Не удивительно, что предложение президента аккурат к выборам положить под избирательную «елку» примерно пятую часть ежемесячных пенсионных выплат представители самых разных политических сил подвергли резкой критике и назвали его предвыборным подкупом.

«Вам не кажется странным, что в течение пяти лет все что угодно делалось, чтобы не допустить монетизации субсидий, и тут незадолго до выборов президент хочет раздать 6 млрд. грн. Первый вопрос — где он их возьмет? Наверняка из бюджета. А туда платят налоги украинцы. Используя то, что в Украине нет закона о субсидиях, происходит такое, что президент «в ручном режиме» внедряет механизм монетизации и раздает деньги», — заявил в эфире телекомпании NewsONE бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко.

Он считает, что правительство хочет раздать украинцам больше средств, чем потратило на энергосбережение, и это очень странно.

«Как экономический эксперт я могу четко сказать, такие субсидии могут выдать лишь один раз за неделю до выборов. Потому что правительство предусмотрело монетизацию не на всю сумму субсидий, а на разницу. Но Порошенко же не скажет о том, что это одноразовая «акция». Произойдет то, что людям, которые будут правдами и неправдами заходить на субсидии, раздадут эту наличку, и все. Потому что монетизировать такие объемы просто невозможно», — подчеркивает Кучеренко.

Бывший министр соцполитики Наталья Королевская также утверждает, что «этот социальный эксперимент — не больше чем банальный шантаж людей перед выборами. После выборов, скорее всего, людям сообщат, что эксперимент не удался, деньги потратили не по назначению, поэтому наличкой выдавать больше не будут, так как в бюджете по программе монетизации предусмотрено денег только на 2,5 месяца».

И далее она объясняет: сначала власть сократила количество получателей субсидий почти в два раза, потом в угоду МВФ резко повысили цену на газ и тарифы, а социальные нормы — сократили. Так правительство в очередной раз обмануло людей, пообещав помощь на оплату коммунальных услуг, а потом цинично отобрав субсидии и повысив тарифы. Ну ладно, если бы правительство просто так одарило малоимущих несколькими бюджетными миллиардами. Так ведь речь идет не только о раздаче денег на руки, но и о жестких санкциях к тем, кто распорядится ими не так, как следует.

И действительно, если дать малоимущему на руки 1—2 тыс. грн., нельзя быть уверенным, что 100% этих средств дойдут до адресата. Есть и соблазн, и объективная потребность потратить часть денег на самое необходимое — еду, теплую одежду или лекарства.

В этом случае виновным грозят штрафы, а, возможно, и лишение права на субсидию. Т. о. власть еще больше сократит круг получателей субсидий, а тарифы на газ в 2019 г. поднимут еще раз. Как известно, в прошлом году при подписании нового кредитного соглашения с МВФ представители кредитора настаивали на подорожании голубого топлива для украинских потребителей на 50—60%. Однако сошлись на 23,5%, решив, что еще 15% стоимости газ доберет после окончания отопительного сезона, читай — после президентских выборов.

Т. е. обещанная монетизация, собственно, ничем не отличается от предвыборных продуктовых наборов и пресловутой гречки. Но даже если и найдутся те, кто будет рад по окончании отопительного сезона получить сэкономленные деньги, то многие еще считать не разучились.

Вследствие повышения тарифов на тепло, газ и электричество и уменьшения размера ежемесячной субсидии ваши расходы на коммуналку выросли в среднем на 700 грн. в месяц (4 тыс. грн. за сезон), а после этого вам вернули 1—1,5 тыс. грн. Будете ли вы считать себя в выигрыше?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Загрузка...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Николаевский вокзал ожидания

«Брудний і смердючий». Міністр інфраструктури Володимир Омелян під час робочого...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка