Хроники деградации медицины

№34(918) 23— 29 августа 2019 г. 21 Августа 2019 5

В середине августа в Министерстве здравоохранения подвели итоги сданного в июле студентами третьих курсов медвузов международного экзамена по основам медицины (IFOM). Результаты оказались настолько провальными, что их решили не учитывать при переводе студентов на следующий курс. Отчислению, по мнению представителей рабочей группы МЗ, подлежат только студенты, пойманные на фотофиксации и распространении тестовых заданий.

В общей сложности IFOM сдали 10 099 студентов, а 2783 на экзамен не явились. Из них только 45 — по уважительным причинам. Большинство студентов сдавали экзамен в интернет-версии на украинском языке. Доступными были также веб-экзамен на английском и тестовые вопросы на бумаге — на русском. Последними вариантами в основном воспользовались иностранцы, обучающиеся в украинских вузах.

В Харьковском нацуниверситете им. Каразина, Одесском и Ивано-Франковском национальных медуниверситетах и Сумском госуниверситете явка была меньше половины. Поэтому их результаты МЗ не публиковало.

По остальным вузам среднее количество правильных ответов составило 30,24%. С учетом столь высокой неявки (более 27%) результаты, показанные третьекурсниками 21 медицинского вуза, являются не то что неутешительными, а шокирующими.

Лучшие результаты продемонстрировали Тернопольский национальный медуниверситет (36,32%), Национальный медуниверситет им. Богомольца (34,69%) и Львовский национальный медуниверситет им. Данилы Галицкого (32,90%).

Замыкают список Черноморский нацуниверситет им. Петра Могилы (24,88%), Днепровский мединститут традиционной и нетрадиционной медицины (24,12%) и Львовский медуниверситет (21,19%).

Следует учесть, что экзамен IFOM представляет собой усложненный вариант теста, в котором на каждый вопрос предлагается выбрать один правильный ответ из 10 предложенных. Знакомые с теорией вероятности назвали результаты аутсайдеров гаданием.

Некоторые студенты из Иордании, Кувейта и Израиля пытались найти правильный ответ, фотографируя задания на смартфоны и рассылая через интернет своим сокурсникам.

В частном вузе «Днепровский медицинский институт традиционной и нетрадиционной медицины» иностранные студенты проявили еще большую изобретательность, явившись на экзамен с поддельными (или чужими) паспортами. Заподозрив это во время процедуры идентификации, проктор тестирования вызвал полицейских, которые подтвердили его догадку и составили соответствующий акт. В результате 22 студента были доставлены в полицию, а остальные сбежали.

Описанная выше апокалиптическая картина вполне достойна ознаменовать собой апофеоз развала медицинского образования в Украине, которое всегда считалось элитным. Вспомним, что еще два-три десятилетия назад в мединституты удавалось поступить лишь немногим, по призванию сердца и имея высочайшую предварительную подготовку.

Однако сейчас медицинское образование стало гораздо более доступным, особенно для тех, кто способен оплатить свое обучение. И вряд ли это радует пациентов, которые понимают, что получить гарантированное качественное лечение сейчас возможно на платной основе в частных клиниках. Да и там не всегда.

Нынешний IFOM по основам медицины третьекурсники сдавали впервые. По решению МЗ в этом году он впервые стал частью Единого государственного квалификационного экзамена (ЕГК). А до этого в марте с. г. студенты четвертых курсов украинских медвузов сдавали IFOM как пилотный экзамен.

При этом, что уж скрывать, включение IFOM в ЕГК в профессиональной среде было воспринято скорее негативно. Преподаватели нескольких вузов открыто саботировали IFOM и призывали к тому же своих студентов, считая низкие оценки неизбежными и не соответствующими уровню знаний своих подопечных.

Как утверждает профессор Харьковского университета им. Каразина Александр Козлов, разместивший в социальных сетях целую серию сообщений об IFOM, введение данного экзамена в Украине проводилось с нарушением процедуры, прав студентов, финансовыми рисками и без подготовленной нормативно-правовой базы.

IFOM представляет собой экзамен для обучающихся по американским программам, которые коренным образом отличаются от украинских.

«У нас учат сначала фундаментальные дисциплины, а потом уже клинические (вертикальный подход), а в Штатах — наоборот, используют горизонтальный подход, изучая фундаментальные и клинические особенности определенных органов и систем. Кроме того, в США, в связи с доступностью сверхсовременных методов диагностики и лечения, программы изучения всех дисциплин ориентированы на рутинное (т. е. ежедневное, регулярное, обычное) использование таких методов диагностики и лечебных тактик, которые для 99,99% украинцев недоступны из-за сверхвысокой стоимости, а в украинских лечебно-профилактических учреждениях отсутствует соответствующее оборудование и техническая возможность их использования», — утверждает г-н Козлов.

Кроме того, перечень дисциплин, которые изучают за первые три года обучения в США, не совпадает с таковым в Украине, а количество часов, отведенных на изучение тех дисциплин, которые совпадают в сравниваемых программах, отличается. Т. о. студенты, обучавшиеся три года по украинским программам, не имели возможности подготовиться к IFOM.

Как это может отразиться на оценке экзаменуемого, профессор из Харькова продемонстрировал на примере не самого сложного задания, предлагающего студенту выбрать оптимальный метод диагностики туберкулеза. У нас это рентгенография и бактериологическое исследование, а в США — позитронная эмиссионная томография, которая в действующем протоколе лечения и диагностики туберкулеза в Украине указана как дополнительный метод диагностики, который может быть использован только в учреждениях третьего уровня оказания медицинской помощи.

Вероятно, поэтому, по данным Александра Козлова, IFOM по основам медицины (IFOM Basic Science Exam) как обязательный экзамен не сдается ни в одной стране мира.

Внедрение этого экзамена американская частная организация со звучным названием «Национальный совет медицинских экзаменаторов» (National Board of Medical Examiners, NBME) начала только в 2011 г. За последние четыре года IFOM BSE («помимо этого экзамена, есть еще IFOM Clinical Science Exam — IFOM Клинические науки».Авт.) сдавали лишь 3,5 тыс. студентов в 29 странах мира — и только на добровольной основе. Как правило, инициаторами сдачи такого экзамена были администрации частных клиник, отбирающие на работу выпускников медвузов.

Поспешность в обязательном внедрении IFOM BSE, которую проявило МЗ, оппоненты министерства усматривают в солидных бюджетных ассигнованиях на организацию экзамена. На эти цели было выделено 22 млн. грн., из которых не менее половины (более $500 тыс.) перекочевали американским организаторам — NBME и компании Prometric, обеспечившей компьютерные классы необходимым программным обеспечением.

Если принять во внимание американское гражданство министра здравоохранения Ульяны Супрун и ее более чем вероятное скорое расставание с этой должностью, обязательное внедрение в Украине необязательного в других странах IFOM, которое замглавы МЗ Александр Линчевский назвал «концом эпохи покупки дипломов», заслуживает самого пристального внимания антикоррупционных органов.

Но и это лишь отчасти способно подсластить пилюлю от неудачно проведенного эксперимента в подготовке будущих медиков, которые все же обязаны быть знакомы с современными методами лечения и диагностики. Для собственной профессиональной состоятельности и блага пациентов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

«Нет!» — 41 проценту украинцев

В 2017 г. в Соединенные Штаты по визе типа «B» въехали почти 6,4 млн. человек. Этот...

Визовый рекорд заробитчан

МИД Чехии сообщает о рекордном интересе иностранцев к въездным визам в страну: так, за...

Два взгляда на историю Украины

В этом году исполнилось 80 лет с начала Второй мировой войны и 75 лет со дня освобождения...

Словаки — братерський народ

Словацька громада в Україні зовсім невеличка: лише 6,4 тис. осіб згідно з даними...

Свобода от голода — основополагающее право человека

За собой государство оставляет крупные инфраструктурные проекты: строительство дорог...

Мировая рисовая держава?

В Украине рис можно выращивать на 255 тыс. га — от Херсона до Чугуева

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка