Исследования в Антарктике и околотендерные игры в Украине

23 Декабря 2016 0

Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» (фото вверху слева) и место её расположения на одном из островов у побережья Антарктического полуострова (фото того региона было сделано с работавшего на околоземной орбите украинского космического ап-парата «Січ-2»).

На финише завершающегося 2016 года корреспондент «2000» взял эксклюзивное интервью у директора Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Валерия ЛИТВИНОВА.

Пересменка экспедиций может оказаться под угрозой срыва

Отправляясь 21 декабря на беседу в НАНЦ, автор этих строк собирался поинтересоваться у руководителя центра, как на антарктическом острове Галиндез, где находится украинская станция «Академик Вернадский», трудятся ныне двенадцать зимовщиков 21-й экспедиции (2016-2017 гг.) и как они готовятся к новогодним и рождественским праздникам.

Валерий Аркадьевич (который уже восемнадцатый год, с июля 1999-го, успешно руководит центром) поведал мне, что полярники здоровы, работают, обеспечивая функционирование всех систем станции и реализуя планы разнообразных -- геолого-геофизических, гидрометеорологических, биологических, геокосмических, медико-физиологических и других исследований и радуясь наступившему в декабре в тех краях Южного полушария нашей планеты антарктическому лету.

Готовятся зимовщики и к приближающейся встрече Нового года. Причем обычно полярники «Академика Вернадского» традиционно отмечают это событие дважды: сперва -- по киевскому времени, а затем -- пять часов спустя -- уже по местному.

Директор Национального антарктического научного центра Валерий Литвинов

Рассказал руководитель НАНЦ и о том, что сейчас идет процесс формирования персонала следующей годичной зимовки -- 22-й экспедиции (2017-2018 гг.) и программы предстоящих научных работ.

Однако, несмотря на предновогоднюю пору (которая вроде бы должна была настраивать на радостный лад), наш разговор, к сожалению, сфокусировался не столько на исследованиях в Антарктике и наступающих новогодне-рождественских праздниках, сколько на гораздо более тревожных обстоятельствах, серьезно осложняющих деятельность НАНЦ по подготовке к очередной экспедиции.

-- Мы, -- говорит Литвинов, -- вынуждены работать в условиях непрекращающихся «наездов» определенных сил на Национальный антарктический научный центр -- с использованием ими для этого всевозможных, скажем так, «нетрадиционных» (хотя и нередких для нынешних реалий в нашей стране) неприглядных средств и методов. Ситуация обострилась настолько, что если для ее нормализации и прекращения «наездов» не будут предприняты безотлагательные меры, то под угрозой срыва может оказаться комплекс закупочно-логистических операций по приобретению всего необходимого для дальнейшей деятельности станции «Академик Вернадский» и доставке туда запасов дизельного топлива, продуктов питания, снаряжения и расходных материалов, а самое главное -- может сорваться своевременность проведения пересменки зимовщиков 21-й и 22-й экспедиций.

-- Дело в том, -- подчеркивает руководитель НАНЦ, -- что с настойчивостью, достойной лучшего применения, эти силы всяческими способами, причем вопреки требованиям действующего законодательства относительно тендерных процедур, выполнения работ и закупок, осуществляемых за счет госбюджетных средств, пытаются протолкнуть для операций по обеспечению нашей антарктической станции и ротации ее персонала рыболовно-крилевый траулер «Море Содружества» -- судно, которое по целому ряду своих параметров является совершенно неподходящим для проведения транспортно-разгрузочных операций у острова Галиндез, особенно тех, что связаны с перекачкой привезенного топлива в береговой бак.

…Свой дальнейший рассказ Валерий Литвинов конкретизировал и иллюстрировал письмами различных лиц и организаций и другими документами, имеющими отношение к  этой, мягко говоря, невеселой околотендерной эпопее, -- и предоставил корреспонденту «2000» их ксерокопии.

Так выглядит процесс перекачки 150-ти тонн топлива с судна по специальному 410-метровому шлангу (одна из его секций видна на переднем плане) -- к основному баку станции [этот снимок сделан корреспондентом «2000» в марте 2012 года во время участия в пересменке антарктических экспедиций, осуществлявшихся тогда зафрахтованным судном «Поляр Пионер»].

Траулер «Море Содружества» и его лоббисты

-- Хотелось бы напомнить, -- говорит руководитель НАНЦ, -- что из двадцати одной украинских антарктических экспедиций лишь в четырех использовались для их транспортировки отечественные научно-исследовательские суда: в 1997-1998 и 1998-1999 гг. это был «Эрнст Кренкель», а в 2000-2001 и 2002-2003 гг. -- «Горизонт». В остальных же случаях -- и доныне -- украинские исследователи Антарктики проводили пересменку экспедиций на своей станции и доставку туда всего, что нужно для очередной годичной зимовки, задействуя для этого работающие в том регионе Южного океана специализированные суда ледового класса из разных стран, занимающиеся, наряду с выполнением круизных рейсов с туристами в тех акваториях, ещё и перевозками антарктических экспедиций и их грузов. Причем к услугам таких перевозчиков мы обращались и обращаемся не от хорошей жизни: ведь наш НАНЦ из-за серьезных сложностей, переживаемых украинской экономикой, и связанной с этим скудностью госбюджетного финансирования (центр является, как известно, государственным учреждением, подведомственным Министерству образования и науки), по-прежнему лишен возможности постройки или приобретения для своих нужд экспедиционного судна ледового класса. К примеру, для осуществления пересменок 19-й -- 20-й и 20-й -- 21-й экспедиций (соответственно, в 2015 и 2016 гг.) было зафтрахтовано аргентинское судно «Ушуая», приписанное к одноименному порту Ушуая, что на крайнем юге Аргентины (а ранее оно использовалось для таких же целей в 2003, 2004, 2005 годах), -- и хорошо зарекомендовало себя в тамошних условиях.

-- А о судне «Море Содружества», -- рассказывает Литвинов, -- нам впервые довелось услышать в 2014-м: тогда об этом рыболовно-крилевом траулере, предлагаемом как потенциальное средство доставки экспедиций в нашей станции «Академик Вернадский», ходатайствовала компания «Интеррыбфлот». Однако этот их запрос остался без удовлетворения и без рассмотрения, поскольку к тому времени уже состоялся тендер, на котором был определен его победитель, ставший партнером НАНЦ по комплексу транспортно-логистических операций в Антарктике.

-- Два с лишним года спустя, в августе 2016-го, -- продолжает Валерий Аркадьевич, -- когда был объявлен очередной тендер на закупки (в том числе на фрахт судна к 22-й экспедиции), вопрос о «Море Содружества» возник снова, лоббируемый на этот раз обществом с ограниченной ответственностью «Интерпромфлот» (ТОВ «Інтерпромфлот»), которое, как указано на его фирменном бланке, находится в Николаеве. В своем письме от 10 августа 2016-го, адресованном заместителю министра образования и науки М. В. Стрихе (который курирует в МОН науку, в том числе и наш НАНЦ) директор «Интерпромфлота» С. Ю. Смагин пространно описал всё то, что он считает достоинствами «Моря Содружества» (до марта 2014-го приписанного к порту Севастополя, а затем во избежание «национализации» после аннексии Россией Крыма преоформленного на порт Ильичевск в Одесской области, не столь давно получивший новое название -- Приморск), но обошел умолчанием некоторые другие параметры судна и высказал заинтересованность в том, чтобы этот рыболовно-крилевый траулер был привлечен к работам по снабжению станции «Академик Вернадский», смене зимовщиков и доставке сезонных исследователей, особо отметив -- в рамках финансирования, предусмотренного госбюджетом Украины для обеспечения деятельности антарктических станций.

-- Иными словами, -- поясняет руководитель НАНЦ, -- те, кто лоббируют выбор в пользу «Моря Содружества», продемонстрировали свое стремление прежде всего к освоению бюджетных ассигнований, выделяемых государством на комплекс работ в Антарктике, но при этом, судя по-всему, сознательно не акцентировали внимание на тех параметрах траулера (на них я далее остановлюсь подробнее), которые делают невозможным использование этого судна в прибрежной акватории пролива у острова Галиндез. К тому же эти лоббисты «Моря Содружества» показали и свою неосведомленность в том, что из года в год зарубежные партнеры, выигрывающие тендер, осуществляют закупки необходимых для станции продуктов питания и топлива, приобретение авиабилетов из Киева в Южную Америку и в обратном направлении и, конечно же, фрахт судна за свои финансовые средства, таким образом авансируя наш НАНЦ, который затем, после получения госбюджетных средств (естественно, в гривнах) покупает на них свободно конвертируемую валюту (доллары США) и возвращает партнеры долги. На такую схему нам приходится идти потому, что, увы, госбюджет на очередной год, как правило, принимается Верховной Радой Украины в самом конце декабря уходящего года (так произошло и нынче), а реально получить выделенные средства нам удается в лучшем случае в январе.

-- В своем стремлении убедить руководство МОН в целесообразности отдать предпочтение «Морю Содружества», -- говорит Литвинов, -- владельцы траулера и его лоббисты -- «Интеррыбфлот» (Г. К. Луцай) и «Интерпромфлот» (С. Ю. Смагин) нашли поддержку у Государственного агентства рыбного хозяйства Украины, которое, помимо прочих своих задач, представляет нашу страну в Комитете по охране живых морских ресурсов Антарктики -- международной организации, также выдающей и квоты на вылов рыбы и криля в морях Южного океана, омывающих ледовый континент (кстати, именно в тех акваториях Западной Антарктики находятся районы, в которых осуществляет промысловый лов траулер «Море Содружества»).

-- Ну, а теперь, -- подчеркивает Валерий Аркадьевич, -- остановимся на главном -- тех параметрах этого траулера, по которым он никак не подходит для операций по обеспечению необходимых слагаемых жизнедеятельности нашей антарктической станции. Один из этих факторов связан с тем, что, помимо топлива, продуктов питания, снаряжения и других грузов для «Академика Вернадского», фрахтуемое для обслуживания антарктических экспедиций судно из Южной Америки в Антарктиду и в обратном направлении перевозит в качестве пассажиров зимовщиков и участников сезонных научных отрядов. А траулер «Море Содружества», предназначенный для добычи и переработки морских биоресурсов (в частности, криля), не имеет свидетельства на пассажирские перевозки и на этом судне вообще нет кают для пассажиров, а имеющиеся на нём 132 койкоместа рассчитаны на экипаж траулера и рабочих, перерабатывающих выловленные рыбу и криль.

-- Но самое важное, -- поясняет Литвинов, -- это габаритные и некоторые другие параметры такого довольно крупного судна, каким является «Море Содружества»: его длина 114,5 метра, ширина -- 17,3 м, осадка -- более 6,5 м, водоизмещение -- 8109 тонн. Эти параметры делают весьма рискованным маневрирование судна при подходе к месту выгрузки -- в нешироком и не очень глубоком проливе Мика между островом Гротто и островом Галиндез (на котором находится станция «Академик Вернадский»). Именно там, ближе к острову Галиндез, находится точка, в которой прибывшее судно для выполнения перекачки топлива не только становится поперек пролива на якорь, но и дополнительно закрепляется на месте тремя растяжками, идущими с носа и с кормы к заранее определенным и соответствующим образом оснащенным трем береговым креплениям. Общая длина гибкой (шланговой) магистрали, по которой перекачивается топливо, -- 410 метров, из них 360 метров приходятся на прокладку шланга по суше, а 50 метров остается на расстояние от берега до топливного узла судна. Описанная жесткая фиксация судна на том месте необходима в связи с тем, что перекачка топлива длится, как правило, 10-12 часов, а за это время, как известно, происходят приливно-отливные колебания водных масс, тогда как смещения судна в течение всего времени перекачки топлива крайне нежелательны, ибо может нарушиться герметичность гибкой магистрали, что чревато загрязнением окружающей среды, а это недопустимо вообще, а в хрупкой и очень чувствительной к внешним воздействиям природе Антарктики -- тем более.

-- Вот потому, -- говорит руководитель НАНЦ, -- было рассчитано (и внесено в требования к фрахтуемому судну), что предельная его длина -- до 84-86 метров, поскольку бóльшая его протяженность значительно усложняет маневрирование в узкостях пролива Мика. Аналогичны и требования, ограничивающие некоторые другие параметры судна, включая осадку и водоизмещение. А пойти на нарушение этих требований и допустить более крупное судно (каким является «Море Содружества») -- невозможно, ибо НАНЦ -- национальный оператор при пересменке экспедиций и транспортно-логистических операциях, а потому несет ответственность за их безопасность, и сознательно идти на недопустимые риски мы просто не имеем права.

 «Наезды» с разных сторон

-- При тендере, объявленном осенью 2016-го, -- рассказывает Литвинов, -- были четко сформулированы обязательные условия, включая и требования к фрахтуемому для перевозки экспедиций судну. Мы надеялись, что такие разъяснения будут понятны всем, в том числе и тем, кто безосновательно лоббировал «Море Содружества». Но понимания с их стороны мы, увы, не встретили -- и на наш центр начались «наезды» с самых разных сторон.

-- Одним из первых, -- говорит Валерий Аркадьевич, -- оказалось письмо, с которым к министру образования и науки Лилии Гриневич в октябре 2016-го обратился народный депутат Украины Ярослав Едаков (в парламенте он входит во фракцию «Народный фронт»). В этом письме нардеп, со ссылкой на обращения от общественных организаций, почему-то называет требования и условия, изложенные в документации к конкурсным торгам, подготовленной НАНЦ, «неоднозначными» и «дискриминационными» и якобы имеющими целью сузить число потенциальных участников конкурсных торгов. К числу «необоснованных» Ярослав Едаков относит ограничения по длине судна до 86 метров, по ширине -- до 16 м, по водоизмещению -- до 3000 тонн, а к числу «дискриминационных» -- требование о предоставлении информации про выполнение претендентом ранее аналогичных договоров. Нардеп утверждает также, что (цитируем по оригиналу) «закупівля проведена по завищеній ціні, оскільки вітчизняний учасник запропонував нижчу ціну предмета закупівлі». Абсурдность такого утверждения очевидна, -- поясняет Литвинов. -- Ведь, согласно действующему законодательству, тендеры проводятся по системе «Прозоро». И, в соответствии с заранее объявленными сроками проведения тендера, вскрытие сайта и ознакомление с предложениями потенциальных участников тендерных торгов могло быть осуществлено только после 5 декабря 2016 года. Так что 10 октября 2016-го, когда нардеп Ярослав Едаков отправил свое письмо министру Лилии Гриневич, никто, естественно, не мог знать о том, какие цены предложены каждым из участников тендера.

-- Учитывая сложившуюся ситуацию, -- рассказывает Валерий Аркадьевич, -- я попросился на личный приём к министру Лилии Гриневич, на котором, кроме меня, присутствовал и наш куратор в МОН -- заместитель министра Максим Стриха, который поддержал наши аргументы. Мы всё достаточно подробно разъяснили министру -- и, кажется, она восприняла приведенные нами доводы.

Следствием той беседы стал ответ Министерства образования и науки нардепу Ярославу Едакову, отправленный из МОН 28 октября. В этом ответе руководство МОН, со ссылками на соответствующие законы и другие нормативные документы, убедительно показало, что выдвинутые в условиях тендера требования не являются дискриминационными, а ограничения к параметрам фрахтуемых судов не являются необоснованными.

В частности, в ответе МОН сказано: «Таким чином, використання судна з більш крупними габаритами, ніж зазначено в документації конкурсних торгів, … несе загрозу безпеці, успішному здійсненню ротації членів експедиції та логістичних операцій, а також погіршенню екологічної ситуації в районі станції у разі виливу пального». А далее в ответе МОН народному депутату отмечено: «Виходячи з викладеного, вважаємо некоректним стверджувати, що закупівлю проведено за завищеною ціною, … або що документація конкурсних торгів містить дискримінаційні вимоги з метою виключення зі складу потенційних учасників, включаючи вітчизняні, для продовження роботи з одним і тим же постачальником послуг».

НАНЦ отправил также соответствующее письмо с разъяснениями и в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте (с копией -- Государственному агентству рыбного хозяйства).

-- Кстати, аргументацией НАНЦ, основанной на более чем двадцатилетнем опыте этого центра по ежегодной подготовке и проведению украинских антарктических экспедиций, отнюдь не ограничивается перечень подтверждений верности такой нашей позиции, -- говорит Валерий Аркадьевич. -- К аналогичным выводам пришли и такие опытные в этих сферах организации, как Национальный университет «Одесская морская академия» (экспертное заключение их специалистов от 3 ноября 2016 г.) и межведомственный научно-технический совет «Антарктика», утвердивший «Технические условия к морскому транспорту (судну) для перевозки команды зимовщиков и грузов ежегодных украинских экспедиций», а также рекомендации откликнувшихся на запрос НАНЦ экспертов Британской антарктической службы (которой до 1996 года принадлежала антарктическая станция «Фарадей», затем переданная Великобританией Украине и ставшая нашей станцией «Академик Вернадский»).

…К сожалению, история с обращением нардепа Едакова в МОН оказалась далеко не единственным эпизодом, связанным с тендером, проводимым для определения потенциального партнера НАНЦ при подготовке и проведении 22-й украинской антарктической экспедиции.

-- Нас, -- рассказывает Литвинов, -- удивил визит в НАНЦ представителей Службы безопасности Украины, которые затребовали тендерную документацию за несколько минувших лет. Председатель тендерного комитета НАНЦ -- главный бухгалтер нашего центра Алёна Михальченкова предоставила для СБУ интересующие их документы. А совсем недавно из СБУ у нас запросили и документацию на ныне проводимый тендер (по подготовке к предстоящей 22-й экспедиции), на что мы разъяснили: вся эта документация имеется в открытом виде на соответствующем сайте в системе «Прозоро». Право же, -- добавляет руководитель НАНЦ, -- не хотелось бы думать, что вдруг возникший пристальный интерес такой уважаемой организации, как СБУ, к тендерам по подготовке и проведению антарктических экспедиций имеет отношение к другим попыткам воздействия на наш центр…

 Атаки, увы, продолжаются

-- Как и было заранее предусмотрено и объявлено, -- говорит Литвинов, -- 5 декабря 2016 года ровно в 16:00 система «Прозоро» дала возможность открыть сайт квалификации участников тендера по подготовке и проведению 22-й антарктической экспедиции и все желающие смогли ознакомиться с потенциальными его участниками. Претендентов оказалось четверо. Однако двое из них (в том числе и уже упоминавшийся «Интерпромфлот», продвигающий судно «Море Содружества», которое к тому моменту находилось в уругвайском порту Монтевидео), к открытию сайта выставили там не полный комплект необходимой документации, а лишь часть ее, -- и потому, в соответствии с правилами, выбыли из дальнейших торгов. Остались в тендере два претендента -- кипрская компания и компания из Великобритании. Рассмотрение и сравнение их предложений и должно было выявить победителя.

-- Но, к сожалению, -- продолжает руководитель НАНЦ, -- дальнейший процесс вновь затормозился. Судя по всему, «Интерпромфлот» и его сторонники предпочли, чтобы им отказали по формальным (хотя и вполне законным) причинам, связанным с неполной подачей документации к оговоренному моменту заранее определенной даты, а не из-за явного несоответствия «Моря Содружества» условиям и требованиям к судам, доставляющим экспедиции и их грузы к станции «Академик Вернадский». И действительно, очень скоро выяснилось, что «Интерпромфлот» подал жалобу в Антимонопольный комитет Украины. А пока эта жалоба не будет рассмотрена в АМКУ по существу, процесс тендерных торгов опять остановлен. А это означает, что НАНЦ до сих пор (пока не определена дата аукциона) не может заключить контракт на весь комплекс необходимых работ и услуг. Сложившаяся же из-за этого ситуация может поставить под угрозу срыва проведение пересменки экспедиций и своевременное обеспечение станции в Антарктиде всем необходимым для очередной годичной зимовки и осуществления там фундаментальных и прикладных научных исследований. Всё это вызывает обоснованную тревогу не только у руководства НАНЦ, а и у тех полярников, которые либо уже работали в Антарктиде (и хорошо знают, что к чему), либо собираются туда в 22-ю экспедицию. Так неужели возобладают чьи-то корыстные устремления, а не государственные интересы Украины и отечественной науки?! -- таким эмоциональным рефреном-вопросом завершил наше интервью Валерий Литвинов.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Призрачный эффект wunderwaffe

Кроме государства Украина, у отечественной железнодорожной отрасли нет других...

Куда посылают мэров

Правил игры нет, политическая система не работает, будущее туманно, неотвратимо и...

Потеря связи с людьми — путь к политическому краху

Отсутствие связи избирателя и депутата способно привести к политическому краху не...

Штабной период

Штабная форма управления таким сложным механизмом, как экономика, не может быть...

«Большой брат» будет следить за нами круглосуточно

Замена бумажных трудовых книжек электронными — это тотальный контроль над каждым...

Круговая оборона «Пьемонта»

В противостоянии с поляками украинские националисты прибегают к такой же риторике,...

Загрузка...

Планшет, не заслуживающий беспокойства

Хочу поздравить всех пользователей Windows 7, коих в мире насчитывается 400 млн. человек. 14...

Лучший случай — организованный

Политическая воля позволяет поддерживать режим свободной конкуренции, предотвращая...

«Трудовое евангелие» от власти: украинцы с правами...

Власть хочет оставить работника один на один с интересом и волей работодателя

Зе-дрессировка

Зе-команда пытается официально институционализировать карманную организацию...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка