Юбилей в сложные времена

№8(808) 24 февраля — 2 марта 2017 г. 22 Февраля 2017 4.7

Космические аппараты различного назначения, созданные в Украине за годы ее независимости

Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ), в чью сферу управления входят предприятия и организации отрасли, создающие и производящие ракетно-космическую технику и непосредственно реализующие различные направления космической деятельности, на днях отметит 25-летний юбилей.

Указ №117 «О создании Национального космического агентства Украины» первый президент Леонид Кравчук подписал 29 февраля 1992-го. Тот год был високосным, а потому праздновать день рождения космического агентства с точным соблюдением даты удавалось только раз в четыре года. В невисокосные же годы очередной день создания НКАУ (ГКАУ) обычно отмечается либо 28 февраля, либо 1 марта.

Вехи четвертьвековой истории

В том президентском указе были сформулированы как причины создания агентства (необходимость сохранения и дальнейшего развития в интересах независимой Украины научно-технического и производственного потенциала космической отрасли народного хозяйства Украины и его использования для решения социально-экономических проблем), так и его основные задачи.

Среди них — разработка концептуальных основ государственной политики в области исследования и использования космического пространства; подготовка предложений и рекомендаций президенту и Кабмину по вопросам исследования и использования космического пространства; координация деятельности органов государственной исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций космической отрасли по вопросам организации и проведения космических работ; организация межгосударственного сотрудничества и осуществления контроля за соблюдением международно-правовых норм в вопросах исследования и использования космического пространства; организация работ фундаментального и прикладного характера в космической отрасли; финансирование работ по исследованию и использованию космического пространства.

После того как в результате распада Советского Союза прекратило свою деятельность министерство общего машиностроения СССР, ведавшее созданием и производством ракетной и ракетно-космической техники, Украина унаследовала от него почти треть потенциала в этой сфере.

Инициатором создания НКАУ и его первым гендиректором (назначен постановлением Кабмина через несколько дней после указа) стал Владимир Горбулин — выходец из днепропетровского комплекса отечественного ракетостроения. После университета он проработал в ОКБ-586 (КБ «Южное») 15 лет (1962—1977), участвовал в разработке первых стратегических ракетных комплексов и космических аппаратов серии «Космос», а в дальнейшем, уже работая на различных постах в Киеве, занимался вопросами оборонно-промышленного комплекса и национальной безопасности (ныне Владимир Павлович — первый вице-президент Национальной академии наук Украины и директор Национального института стратегических исследований).

Под руководством Горбулина, возглавлявшего НКАУ в 1992—1994 гг., была разработана и начала реализовываться первая Национальная космическая программа Украины, охватывавшая пятилетний период — с 1993-го по 1997 г.

Закономерно, что и два следующих руководителя космического агентства также прошли большую школу в днепропетровском ракетно-космическом комплексе. Второй генеральный директор НКАУ Александр Негода после окончания вуза в Днепропетровске 23 года (1972—1995) трудился в конструкторском бюро «Южное». Там он прошел путь от инженера до заместителя генконструктора, участвовал в решении многих инженерно-технических и организационных вопросов при разработке боевых ракетных комплексов и космических ракет-носителей.

За те десять лет (1995—2005), в течение которых Александр Алексеевич руководил НКАУ, был запущен первый украинский спутник «Січ-1» (31 августа 1995 г. с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Циклон-3»); созданы Институт космических исследований, подведомственный НКАУ и НАНУ (июль 1996-го), Национальный центр управления и испытаний космических средств вблизи Евпатории (август 1996-го) и Национальный центр аэрокосмического образования молодежи (сентябрь 1996-го — в Днепропетровске). В ноябре—декабре 1997-го совершил полет первый космонавт независимой Украины Леонид Каденюк (в составе экипажа корабля «Колумбия»). Были разработаны и реализовывались вторая (1998—2002) и третья (2003—2007) национальные космические программы.

Налаживалось сотрудничество с различными странами в изучении и освоении космического пространства; началась реализация нескольких международных космических проектов («Морской старт», «Днепр» и др.). И, пожалуй, одно из важнейших дел того периода — под эгидой НКАУ была сформирована космическая отрасль Украины, куда вошли такие предприятия и организации, как днепропетровские КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод», харьковские «Коммунар», «Хартрон» и Научно-исследовательский институт радиотехнических измерений, столичные «Арсенал», «Киевприбор» и Киевский радиозавод, Черниговский завод радиоприборов и др.

Третий руководитель космического агентства — Герой Украины Юрий Алексеев (гендиректор НКАУ в 2005—2009 гг. и в 2010—2011 гг., председатель ГКАУ в 2011—2014 гг.) тоже из Днепропетровска. После университета 33 года (1972—2005) проработал на Южном машиностроительном заводе — от помощника мастера до генерального директора. Внес весомый вклад в создание, отработку производства и серийный выпуск ракетных комплексов стратегического назначения, космических ракет-носителей из семейств «Циклон» и «Зенит», космических аппаратов научного, оборонного и народнохозяйственного назначения.

За те годы, когда Юрий Сергеевич возглавлял Национальное (затем Государственное) космическое агентство, активизировалось сотрудничество с Европейским космическим агентством (ESA), США (NASA), Китаем, Францией, Германией и другими странами, началась реализация делового партнерства по таким международным проектам, как «Наземный старт», «Лыбидь», «Вега», «Антарес», была сформирована Общегосударственная космическая программа Украины на 2008—2012 гг., а затем и на 2013—2017 гг.

...За четверть века с различных космодромов осуществлены 149 пусков ракет-носителей отечественной разработки и производства, которыми на околоземные орбиты выведены 378 космических аппаратов, принадлежащих 25 странам. В их числе — 28 космических аппаратов, разработанных в КБ «Южное» и изготовленных ПО «Южный машиностроительный завод», из них пять спутников, выведенных в космос в интересах Украины.

Помимо уже упоминавшихся запуска первого украинского спутника «Січ-1» и полета космонавта Леонида Каденюка, можно напомнить еще о нескольких знаковых событиях в истории космической отрасли нашего государства.

28 марта 1999 г. по международной программе «Морской старт» в Тихом океане на экваторе с плавучего космодрома — самоходной платформы «Одиссей» — был осуществлен первый пуск украинской ракеты-носителя «Зенит-3SL».

21 апреля 1999-го на Байконуре состоялся первый пуск конверсионной ракеты-носителя «Днепр», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты

РС-20 (SS-18 — «Сатана»), в которой вместо снятых ядерных боевых блоков была новая, мирная головная часть — для выведения в космос спутников из разных стран.

17 июля того же года с Байконура украинской ракетой-носителем «Зенит-2» на орбиту был выведен космический аппарат «Океан-О», предназначенный для дистанционного зондирования Земли. Кстати, за тем пуском мне довелось непосредственно наблюдать во время первого посещения Байконура.

31 июля 2001 г. на космодроме Плесецк автор этих строк стал свидетелем того, как украинской ракетой-носителем «Циклон-3» был запущен космический аппарат

«АУОС-СМ-КФ», выведенный на орбиту для исследования активности Солнца.

А 24 декабря 2004 г. во время еще одной командировки на космодром Плесецк я увидел, как с помощью ракеты-носителя «Циклон-3» были выведены в космос украинский спутник «Січ-1М» (для дистанционного зондирования Земли) и первый отечественный микроспутник «Микрон».

17 апреля 2007-го с Байконура с помощью ракеты-носителя «Днепр» запущен на орбиту первый космический аппарат для Египта — EgiptSat-1, созданный по заказу этой страны в Украине.

30 января 2008 г. с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Циклон-3» отправлен на околоземную орбиту космический аппарат «Коронас-Фотон», на борту которого находился украинский прибор «СТЭП-Ф» — уникальный спутниковый телескоп электронов и протонов. Он создан в Харьковском национальном университете им. В. Каразина для проведения комплексных исследований по международному проекту изучения Солнца и влияния солнечной активности на электромагнитную и радиационную обстановку вокруг нашей планеты.

28 апреля 2008-го на Байконуре состоялся первый пуск модернизированной ракеты-носителя «Зенит-3SLБ», созданной для реализации международной программы «Наземный старт».

13 мая 2010 г. в Киеве было подписано соглашение между госпредприятием «Укркосмос» и канадской компанией MacDonald Detviller and Associates (MDA) о создании телекоммуникационного космического аппарата «Лыбидь», предназначенного для будущей национальной спутниковой системы связи в Украине.

17 августа 2011-го с базы «Ясный» (в Оренбургской обл. РФ) осуществлен пуск ракеты-носителя «Днепр», выведшей на орбиту украинский спутник «Cіч-2» для дистанционного зондирования Земли.

13 февраля 2012 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся первый пуск новой европейской ракеты-носителя «Вега», в которой маршевый двигатель верхней ступени был разработан и изготовлен в Украине.

21 апреля 2013-го на космодроме Уоллопс (расположенном на одноименном острове вблизи атлантического побережья США) осуществлен первый пуск американской ракеты-носителя «Антарес», в которой основная конструкция первой ступени была разработана и изготовлена в Украине.

18 октября 2016 г. на том же космодроме успешно прошел первый пуск новой модификации космического носителя — «Антарес-2030» — с разработанной и изготовленной в нашей стране основной конструкцией первой ступени этой ракеты.

Проблемы и перспективы

Перспективные космические аппараты, разрабатываемые ныне в нашей стране

В последние годы отечественная космическая отрасль переживает сложные времена. И дело тут не только в ее недостаточном, мягко говоря, госбюджетном финансировании (оно, увы, значительно скромнее необходимых величин, которые позволили бы не просто выживать, а и развиваться, дабы Украина не потеряла статус космической державы). Среди тех, кто оказался в кризисной ситуации, — ПО «Южный машиностроительный завод».

Немало проблем появилось и из-за разрыва давних связей научно-технического сотрудничества (не говоря уже о военно-техническом) и взаимных поставок по производственной кооперации между предприятиями украинской и российской космических отраслей, произошедшего в связи с аннексией Россией Крыма и ее агрессивными действиями на Донбассе. Ведь ранее в экспортной номенклатуре ряда украинских предприятий — например, харьковских «Коммунара» и «Хартрона», киевских «Арсенала» и «Киевприбора» (да и не только их) — заметное место занимали всевозможные комплектующие — системы, агрегаты, приборы, являющиеся компонентами для российских ракет.

Аналогичное положение и во встречном направлении. Понятно, что подобное сотрудничество со страной-агрессором стало проблематичным и просто невозможным, а потому отечественным производителям ракетно-космической техники приходится активно заниматься импортозамещением или искать других (не российских) поставщиков комплектующих для своей продукции.

Из-за той же аннексии Крыма наша страна в числе других важных объектов лишилась расположенного вблизи Евпатории большого комплекса Национального центра управления и испытаний космических средств, захваченного российскими военными. Пришлось создавать аналогичный новый центр на материковой территории Украины, что, естественно, требует и средств, и сил, и времени.

В течение нескольких лет неоднократно (из-за финансовых и других проблем) переносились сроки выведения на геостационарную орбиту космического аппарата «Лыбидь» — первого украинского телекоммуникационного спутника. Его созданием для нужд нашей страны занимались канадская компания МDА и АО «Информационные спутниковые системы им. академика М. Решетнева», находящееся в Железногорске Красноярского края РФ. И, насколько нам известно, аппарат «Лыбидь», для которого канадцы выполнили все, что должны были сделать, уже давно находится в Железногорске, а его дальнейшая судьба до сих пор не определилась.

По вполне понятным причинам для пусков украинских ракет-носителей («Зенитов», «Циклонов» и др.) и для выведения на орбиты украинских спутников оказались закрытыми российский космодром Плесецк в Архангельской обл. РФ и космодром Байконур, арендуемый Российской Федерацией у Казахстана, а также пусковой комплекс «Ясный» в Оренбургской обл. России. «Зависла», похоже, без просвета деятельность совместной российско-украинской компании «Космотрас», учрежденной в 1997 г. для использования в мирных целях конверсионных ракет «Днепр», созданных украинскими конструкторами на основе трансформации снимаемых с боевого дежурства в России межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (SS-18).

По тем же причинам застопорилась реализация международной программы «Наземный старт», для которой на Байконуре имеется «зенитовский» стартовый комплекс и создана модификация ракет-носителей «Зенит-3SLБ». Туманно и будущее другой международной программы — «Морской старт», по которой у одного из ее участников — американского «Боинга» — есть серьезные финансовые претензии к российской ракетно-космической корпорации «Энергия» (ей принадлежит большая доля в компании Sea Launch) и к другим участникам программы. Заработает ли «Морской старт», неясно.

Большие надежды возлагались Украиной на пусковой центр Алкантара в Бразилии, расположенный немного южнее экватора, и на созданную с этой целью бинациональную украинско-бразильскую компанию «Алкантара Циклон Спейс», для которой в нашей стране создавалась перспективная ракета-носитель «Циклон-4». Однако бразильская сторона денонсировала это соглашение (судя по всему, не без соответствующего влияния России). И теперь Украине, потратившей на проект немало лет и вложившей солидные средства, предстоит не только добиваться от Бразилии возврата наших затрат. Придется искать новых партнеров, у которых есть космодром, пригодный для запусков ракет-носителей «Циклон-4», и желание войти в такой проект...

Семейство ракет-носителей (легкого и среднего класса) «Маяк» — одна из перспективных разработок конструкторского бюро «Южное», флагмана нашей космической отрасли

Перечень проблем, стоящих перед отечественной космической отраслью, можно продолжить. В разработке эффективных мер, призванных помочь ей реформироваться и развиваться, государству уже давно пора от слов перейти к конкретным делам. Комплекс таких мер, предлагаемых украинскими специалистами, разрабатывается — и, хотелось бы надеяться, будет утвержден правительством. Но это уже тема, требующая отдельного глубокого и всестороннего — не юбилейного — рассмотрения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Карантинные метры

Эксперты рассказали об изменениях на рынке недвижимости

Печатный станок: инфляция или дефолт

Если даже Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка