Как отфильтровать недобросовестность

№11 (899) 12 — 15 марта 2019 г. 13 Марта 2019 1 0

В прошлом году Минобороны заявило, что начинает реальную борьбу, в частности в судебном порядке, с недобросовестными застройщиками и поставщиками. Это привело к отрезвляющему эффекту: некоторые соглашения были расторгнуты, а к нарушителям применили штрафные санкции.

Выставка современного вооружения в Киеве

В январе министр обороны Степан Полторак заявил: «Некоторые поставщики, заключающие сделки с Вооруженными силами, привыкли зарабатывать деньги и плохо выполнять взятые обязательства. Мы будем расторгать сделки и не станем работать с ними, внося в черный список. Похожая проблема есть и в строительстве: многие компании выигрывают на снижении стоимости работ, но потом не выполняют условий контракта. А воевать с ними трудно, ведь они, как хамелеоны, меняют названия, реквизиты, заходят повторно на торги, каждый раз создавая такие же проблемы. Убежден, что 2019-й для нас должен стать переломным в отношениях с поставщиками. Они должны понять: в армию надо поставлять лучший товар максимального качества».

Защитная подушка

Итак, оборонное ведомство устанавливает довольно жесткие фильтры, чтобы в дальнейшем не иметь дела с теми, кто постоянно нарушает условия договоров. Идея сформировать определенный механизм «выбраковки» злостных нарушителей контрактов с МО вполне логична и оправданна. Однако она требует четкого нормативного оформления. Закон «О публичных закупках» не дает права формировать списки фирм с тем, чтобы не допускать их к процедурам закупок. Не хватает определения «исполнитель, не выполнивший условия договора». С другой стороны, в этом законе все же есть основания для отклонения участников.

— Это можно сделать, если участник не выполнил квалификационные критерии в соответствии с законом «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны», — объясняет и. о. директора департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов Минобороны полковник Олег Лутченко. — В нем прописано понятие участника, совершившего нарушение: когда он не прибыл на переговоры, дважды подряд не выполнил условий договора по срокам поставок, качеству работ. Этот закон мы используем при закупках вещевого имущества, техники, ГСМ, услуг по питанию, кроме сферы строительства. На сайте министерства есть этот так называемый черный список, где четко указано, кого мы можем на законном основании отклонить от участия в процедуре госзакупок.

Это почти полтора десятка фигурантов, которые нарушали сроки поставки, отказывались выполнять договорные обязательства, не принимали участия в переговорной процедуре закупки. Продолжается поиск способа включения в такие списки и недобросовестных застройщиков, ведь законодательство о публичных закупках, регулирующих строительство, такого не позволяет.

Конечно, желательно выявлять проблемных игроков как можно раньше, еще на этапе отбора к участию в торгах. Следует привлекать только серьезные компании, вычисляя тех, кто хочет демпинговать с последующей туманной перспективой выполнения контрактов. Можно поддержать идею, циркулирующую в департаменте госзакупок МО. Ее суть такова: если фирма идет на контракт стоимостью 20 млн., у нее должна быть история удачного выполнения аналогичного соглашения хотя бы на 10 млн., подтвержденная финансовыми или фискальными документами. Это один из возможных механизмов предотвращения выхода на торги фейковых фирм, которые априори не смогут выполнить договорные условия.

Департамент госзакупок МО стремится внедрять рациональные способы открытых закупок. Именно здесь с помощью волонтерского десанта проектировали систему ProZorro, и Минобороны одним из первых ее апробировало.

— За полтора месяца 2019-го экономия достигла 97 млн. грн., — рассказывает замдиректора департамента госзакупок Минобороны полковник Игорь Горбенко. — Это отличный результат, который дает ProZorro. На начало этого года в бюджете было предусмотрено по тыловому направлению 12,4 млрд. грн., и уже к концу февраля на 4,7 млрд. было взято обязательств. В процессе находятся торги еще на 3,5 млрд. грн. С заказчиками постоянно ищем экономически выгодные пути улучшения процедур закупок. Шлифуем квалификационные требования к участникам, совершенствуем тендерную документацию и объявления о проведении отборов так, чтобы получать хороший экономический результат, своевременное и бесперебойное снабжение ресурсами нужд ВСУ.

Когда осенью прошлого года было объявлено военное положение, департамент столкнулся с тем, что для кое-кого «война пришла неожиданно». Оказалось, что закон «О публичных закупках» хорошо отработан, но в нем не учтены отдельные нюансы правового режима военного положения. И это следует исправлять.

О чем идет речь? Чтобы провести определенную процедуру закупки и получить гарантированное обеспечение потребностей обороны, нужен минимум 21 день. Это при условии, если не будет обжалований, удлиняющих сроки. Но за 21 день можно проиграть войну! В департаменте предложили выход: нормативно предусмотреть возможность вносить изменения в существующие договора. Т. е. при условии выделения средств из резервного фонда можно будет их увеличивать. К примеру, после введения военного положения пришли тысячи резервистов, их надо немедленно кормить. Но армия уже проторговала объемы питания на определенное количество людей, и на дополнительные торги нет времени. Это же касается топлива, униформы, других компонентов.

— Нужна законная возможность оперативно увеличить объем договора, не поднимая его цены, именно на то количество людей, которые придут, — объясняет Игорь Горбенко. — Если участник не согласится заключить допсоглашение, у нас должно быть право в кратчайшие сроки провести конкурентную переговорную процедуру закупок с публикацией результатов в ProZorro. Гипотетически потратим неделю на процесс, но это возможность незамедлительно обеспечить различные потребности законно. Это «защитная подушка» на случай кризисной ситуации. Мы учимся моделировать ситуацию, учитывая комплекс факторов — курс доллара, индекс инфляции, сезонное колебание цен. Вот в прошлом году удалось своевременно и эффективно для бюджета сформировать условия для закупок ГСМ. Все приходит с опытом.

Упомянутый департамент довольно новаторский. Его специалисты хорошо поработали с проектным офисом реформ над свежепринятым законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления закупок продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту». Он открыл шлюзы прямым закупкам за рубежом всего, что партнеры готовы поставлять нашей армии. Сейчас здесь разрабатывают законопроект, предусматривающий в будущем закупку через ProZorro большей части номенклатуры Государственного оборонного заказа (ГОЗ). Ибо много вооружения, военной и спецтехники, боеприпасов, работ и услуг оборонного характера еще закупают без применения конкурентных процедур. Это беспокоит западных партнеров. А у них все устроено прозрачнее, в соответствии с профильной евродирективой.

Дедовский метод

Вероятно, принятие новой редакции закона «О публичных закупках» отменит понятие тендерного комитета. В странах НАТО эту функцию выполняет институт уполномоченных лиц. Его следует ввести и в МО после апробации в режиме эксперимента, в котором участвует департамент госзакупок.

— В чем суть этого нововведения?

— Тендерный комитет — группа минимум из пяти человек. Он принимает коллегиальное решение путем голосования, — объясняет Игорь Горбенко. — Это размывает ответственность. Внедрение уполномоченных, которым разрешено проводить закупки в определенных объемах, ведет к индивидуальной ответственности за решения. Достигается высокое качество подготовки соглашений, процедурной части в соответствии с законом и в интересах сектора обороны.

— Но ведь многое зависит от специалистов, пишущих условия для проведения закупок, создающих техзадания для потенциальных исполнителей.

— Этим должны заниматься профессионалы. Поэтому обязательно будут курсы будущих уполномоченных лиц. Желательно, чтобы ими становились люди с определенным стажем закупок. Вместе с проектным офисом реформ мы работаем над концепцией системы государственного гарантирования качества. За рубежом такие органы проверяют возможности предприятий, участвующих в торгах в секторе безопасности и обороны. Это организация-фильтр, которую у нас еще следует узаконить.

Долгое время на военное строительство, в частности жилищное, выделялось не так много средств. Теперь ситуация меняется. Арсеналы, общежития и казармы улучшенной планировки, смарт-квартиры для сержантов. Что-то уже построили, а некоторые идеи только начинают воплощать. Опыт, который получило Минобороны в этой области за последние четыре года, разный. Основная проблема при проведении процедур закупки строительных работ — определение добросовестного застройщика, который в соответствии с заключенным договором и в определенные сроки качественно построит и передаст жилье в Минобороны.

— В этом году для подтверждения квалификационных требований застройщиков определен ряд критериев и требований, — рассказывает начальник отдела подготовки и проведения закупки жилья и имущества квартирно-эксплуатационной службы Анатолий Щербань. — Это наличие материально-технической базы, соответствующей проекту строительства, и надлежащая квалификация работников. Также необходимо предоставить сертификат или декларацию о введении подобного дома в эксплуатацию и финансовые документы, подтверждающие исполнение договора. Спланировано включение в тендерную документацию требований по отклонению предложений участников, недобросовестно выполнявших ранее заключенные с Минобороны соглашения.

Надеюсь, это позволит находить застройщиков, которые будут качественно и своевременно строить объекты. Следует рационально подходить к строительству: закупки надо проводить с начала года. Целесообразно убрать и определяющую роль ценового предложения. Ведь выигрывает участник, предлагающий самую низкую цену. Практика показывает, что это не совсем правильно. Экономия в строительстве, в отличие от других видов закупок, не очень хороший показатель, поскольку выиграть можно за счет формальной победы — простого демпинга.

— А какова лучшая практика?

— В процесс определения победителей к аспекту цены следует вводить дополнительные критерии. Очень непросто отличить только по ценовым предложениям лидера, реально готового, даже жертвуя частью прибыли, получить контракт, от того, кто не будет выполнять его как следует. Здесь тонкая грань. Надо хорошо изучать эти фирмы до заключения соглашений, акцентируя внимание на качестве работ. Возьмите известную ситуацию со строительством современного полевого лагеря в Широком Лане. Там были проблемы и с качеством, и со сроками. Сейчас туда зашел другой подрядчик и начал нормальную работу. Безответственность некоторых исполнителей приводит к тому, что в объекты вынужденно вкладывают больше, чем планировалось, ведь нужно за кем-то переделывать. Очевидно, что надо ставить более высокие требования перед нашими потенциальными партнерами.

Недобросовестные застройщики достигают желаемого из-за демпинга, спускаясь к ценам, по которым невозможно построить определенные объекты. Часто бывало, что такой «победитель» в лучшем случае выкапывал котлован, получал определенный аванс, а потом исчезал.

Известным долгостроем, к примеру, является сооружение в Бердичеве 44-квартирного дома, так и не выросшего выше котлована. Усилия по привлечению таких «партнеров» к ответственности в судебном порядке, дабы расторгнуть договор, затягиваются на годы. А страдают люди, которые должны были получить квартиры, и бюджет Минобороны. Поэтому здесь главный критерий отбора — опыт застройщика. И требования к потенциальному застройщику у нас жестче, чем в сфере вещевого обеспечения. Даже если у фирмы есть все лицензии, но не хватает опыта строительства жилья или серьезной инфраструктуры, ее могут не признать победителем. Как бы то ни было, есть «фильтры», помогающие отсеивать проблемных участников.

Отметим, что закупка готовых квартир для Минобороны происходит в соответствии с отдельным постановлением Кабмина, поскольку закон «О публичных закупках» не предусматривает приобретения недвижимости. Эта процедура производится фактически по «дедовскому» методу. Приносят конверты, их разрезают, открывают тендерные предложения, читают при всех участниках. Сейчас идет эксперимент, основная цель которого — завести и эту процедуру на площадку ProZorro. В прошлом году впервые так закупили одну квартиру. Оборонное ведомство работает над созданием механизма, который осовременит приобретение недвижимости.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Искусство гордиться катастрофой

В сети шутят: Израиль — третья в мире страна, которая смогла только разбить свой...

Николай Литвин: «В 2014-м нас обвиняли: почему граница не...

Пограничное ведомство сыграло решающую роль в сохранении государства в 2014 г.

Андрей Гармиш: «Любые проблемы, связанные с...

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Загрузка...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Чужой
15 Марта 2019, Чужой

а что если предположить такое, какие заказчики - такие и исполнители. Ктонить проверял, каким боком взлезли и прошли в конкурс эти недобросовестные? А откаты? А родственные связи? Коррупцию и жадность никто не отменял.
Не может такого быть - им заплатили деньги, а они ничего не сделали, или очень плохо сделали. Так могли поступить только свои, под прикрытием своих же.

- 0 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка