Как провожают самолеты...

02 Августа 2002 0

Уже выплаканы, казалось бы, все слезы убитых горем родителей, потерявших детей, и детей, лишившихся отцов, матерей, братьев, сестер. Выплеснулись на телеэкраны, страницы газет горькие, но, увы, справедливые слова в адрес вновь «отличившихся» Вооруженных сил, ВВС, командиров, летчиков, устроивших вместо большого, яркого авиационного праздника кровавое месиво. Замерли в ожидании результатов расследования сотни, тысячи семей, судьбы которых перечеркнули и еще перечеркнут события прошлой черной субботы. Наступает время трезвого анализа происшествия и некоторых обобщений.

27 июля весь личный состав 14-го авиационного корпуса ВВС Украины ожидал с трепетом и волнением.

В этот день ему исполнялось 60 лет, и к круглой дате готовились вовсю. Объединение, одно из лучших, кстати, в Вооруженных силах, унаследовало славные боевые традиции одноименной Воздушной армии, чьи летчики в годы Великой Отечественной совершили более 74 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и сожгли на земле 1323 вражеских самолета, 398 танков, почти 10 тысяч автомашин, более 20 тысяч немецких солдат и офицеров.

Пресс-служба Минобороны, анонсировавшая предстоящее авиашоу, с гордостью назвала накануне цифры: 82 воздушных аса 14-й армии были удостоены звания Героя Советского Союза, 8255 летчиков в годы войны отмечены государственными наградами.

В послевоенный период части армии были дислоцированы в Западной Украине, а ее штаб — во Львове. Летчики осваивали реактивные МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, Як-28, фронтовые бомбардировщики Ил-28, военно-транспортные Ил-12 и Ил-14, учили боевые машины взлетать и садиться на грунтовые полосы. 22 февраля 1968 года за заслуги в овладении авиатехникой, качественное решение поставленных задач объединение стало Краснознаменным.

Воины 14-й ВА воевали в Афганистане, одними из первых прибыли в зону аварии на Чернобыльской АЭС, принимали участие в операциях по оказанию помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, за что многие отмечены государственными наградами.

Почти три года назад звено МиГ-29 этого объединения, которое возглавлял отправленный ныне в отставку Главком ВВС (тогда замминистра обороны, просто командующий) генерал-полковник Виктор Стрельников, впервые в истории военной авиации Украины совершило невероятное: пять боевых самолетов сели, а потом и взлетели прямо с автострады Киев—Чоп.

Многие изумлялись, для чего потребовался столь рискованный эксперимент. Командование сдержанно ответило: в свете войны на Балканах надо уметь делать и это — для рассредоточения сил. Тогда обошлось без инцидентов. Очевидно, готовились лучше, чем к юбилею.

Летчики 14-го авиакорпуса были задействованы также в военных парадах в честь Дня независимости в 1999-м и 2001-м годах.

По случаю 60-летнего юбилея свои поздравления военным летчикам и ветеранам объединения прислал временно исполняющий обязанности министра обороны Украины генерал-полковник Петр Шуляк (надо же было случиться — именно ему выпало замещать Владимира Шкидченко в период отпуска последнего; и именно и.о. министра попал под раздачу, лишившись должности начальника Генштаба). Шуляк пожелал им «крепкого здоровья, благополучия, новых успехов в воздушной военной подготовке, а также качественном решении задач укрепления обороноспособности нашего независимого государства».

Как же двусмысленно выглядят эти поздравления сейчас, на фоне происшедшей трагедии!

В программе авиашоу было заявлено о демонстрационных полетах планеров, выступлениях легкомоторных летательных аппаратов, десантировании парашютистов. Подчиненные командующего 14-го авиационного корпуса генерал-лейтенанта Сергея Онищенко (также теперь бывшего), на истребителях Су-27 и МиГ-29 обещали показать фигуры высшего пилотажа.

Теперь известно, чем окончилось обещанное представление, за которое заплачено 83 человеческими жизнями, десятками изуродованных, покалеченных людей, переживших сильнейший шок.

Сегодня впору задаться вопросом: зачем нужен был этот грандиозный, если не сказать помпезный, праздник? Высокопоставленные военные убеждают нас в том, что даже на воздушный парад над Крещатиком требуются огромные деньги — а тут командование корпуса, пусть и очень крупного, заслуженного, устраивает фактически бесплатное шоу!

Можно понять патриотический порыв людей с большими звездами: показать народу, что в невероятно трудных условиях авиация жива, летчики поднимают в небо грозные истребители, не утратили былой мощи и выучки. Наверное, так оно и было.

Но рассказали мне и о другом: что между командирами 5-го и 14-го корпусов идет, точнее, шло негласное соперничество — кто лучше. И когда в июне под Одессой откатали свой авиапраздник, во Львове решили не ударить в грязь лицом и убедить, что ничем не хуже одесситов.

Тогда, в июне, никаких ЧП не случилось. В отличие от Скнилова.

...Автору этих строк приходилось бывать на авиационных салонах, крупномасштабных воздушных шоу, причем не только в Украине. Например, в подмосковном Жуковском, Фэйрфорде (Великобритания) обращали на себя внимание первоочередные и очень жесткие меры безопасности, которые во главу угла ставили организаторы этих массовых, ярких зрелищ.

Свободное передвижение людей разрешается там исключительно в зонах статического показа воздушной техники, на значительном удалении от основных взлетно-посадочных полос, в местах, где выставлены самолеты, вертолеты, пара- и дельтапланы, другие летательные аппараты.

Для заявленных и утвержденных участников демонстрационных выступлений машин выделяются ВПП, доступ к которым посторонних категорически запрещен и моментально пресекается в интересах неукоснительного соблюдения все тех же правил безопасности. Хотите любоваться полетами — нет проблем: занимайте кресло на трибунах, подходите к красной оградительной ленте, фотографируйте, снимайте на видео, но дальше — ни шагу.

Самолеты выполняют фигуры высшего пилотажа в заранее обозначенной зоне, вдали от толп зрителей. Так что если и возникнет острая, нештатная, как принято говорить, ситуация, включая падение машины на землю, риск стать пострадавшими сведен к минимуму.

А как было в Скнилове? Очевидцы трагедии 27 июля рассказывали мне, что выступавшие до Су-27 легкие спортивные Як-52 тоже, вопреки здравому смыслу, чудили прямо над головами тысяч людей: у Яков, как и у экипажа «Сухого», не было зоны для выполнения разворотов.

Прямое нарушение всех канонов и инструкций по безопасности полетов должно было вызвать по меньшей мере недоумение у высшего командования, а по большому счету — немедленную реакцию. РП на то и назначается руководителем полетов, дабы корректировать действия пилотов, внимательно следить за ситуацией в небе, приказывать в случае необходимости покинуть опасный сектор, а то и свернуть выполнение программы.

Таких приказов, по предварительной информации, не поступило. Это же так захватывающе, эффектно — крутить «бочки», «горки» над трибунами! Это нравится зрителям, вызывает их восхищение и аплодисменты. Высший класс! И чем ближе к земле проносится многотонная машина, тем это выглядит зрелищнее. Но есть допуски, пределы, преступать которые — преступно.

Экипаж Су-27 работал на критически малых высотах. Пока мы точно не знаем, его ли это была «художественная самодеятельность» или граничащие с безумием параметры запрограммировали устроители праздника. Но если допустить, что утверждавшие полетное задание генералы и полковники вдруг позабыли элементарные вещи, то опытные асы, какими, вне всякого сомнения, являются Владимир Топонарь и Юрий Егоров, просто не имели права принимать подобные условия игры. Прекрасно осознавая, чем может обернуться лихачество.

А если в том месте, которое стало братской могилой, вообще не должно было быть людей (как об этом по горячим следам докладывали едва пришедшие в себя после катапультирования пилоты), то впору спросить, как они там оказались — кто их пустил, кто разрешил войти в «зону смерти».

Кстати, о пилотах. Как удалось выяснить «2000», предположительно должен был лететь один летчик — именитый Федор Тищук. Самый классный и штатный на сегодняшний день пилотажник ВВС. Именно он в последнее время успешно солирует в демонстрационных полетах на Су-27 — в Словакии, Чехии, Румынии, Турции, Австрии. Но он в это время, по некоторым данным, находился в отпуске.

Владимир Топонарь, как совершенно правильно отрапортовали Президенту сразу по прибытии во Львов, действительно выходец из известной далеко за пределами Отечества пилотажной группы «Украинские соколы», летчик-испытатель, знающий Су-27 от А до Я.

Его никак не упрекнешь в непрофессионализме. Хотя, нечего скрывать, и у профессионалов случаются сбои, ошибки. Один из «соколов», Сергей Дудкин, не менее авторитетный летчик и прекрасной души человек, четыре года назад погиб при совершенно нелепых, как для воздушных асов такого уровня, обстоятельствах.

Выполнялись плановые полеты в Кировском. На аэродром начал опускаться густой туман. Напарнику Дудкина по приказу РП еще при относительно нормальной видимости удалось сесть, после чего и Сергей решил сажать машину (хотя был предупрежден о сложной метеообстановке в зоне аэродрома). Дескать, чтобы я да не приземлился?!..

Сесть-то сел, а самолет разбил и сам пострадал, катапультировался уже практически с земли, получил тяжелейшие повреждения позвоночника. До больницы довезти его не успели.

Как сказал мне один опытнейший боевой летчик из Полтавы, у профессионалов со временем вырабатывается так называемый комплекс беспечности:

— Кажется, все многократно изучено, проверено, просчитано, машину чувствуешь, как родную, бывал в различных переделках, но... Наступает момент, когда чувство опасности притупляется, и тогда вступают в силу законы иного свойства.

И Юрий Егоров далеко не новичок в авиации. Должность его называется так: председатель летной квалификационной комиссии, главный инспектор-летчик ВВС Украины.

Из достоверных источников «2000» стало известно: осенью позапрошлого года произошел инцидент. После посадки учебно-боевого МиГ-29, где Юрий Михайлович был летчиком-инструктором, в двигатель машины затянуло руку техника, который потерял часть кисти.

Не лишенные суеверия коллеги увидели в ЧП недобрый знак, своего рода предзнаменование большой беды. Знать бы, что беда эта обернется столь масштабной трагедией и не только для самого Егорова...

Теперь относительно техники. К каждому демонстрационному полету готовятся две машины — основная и резервная. В основной могли уже перед самым взлетом обнаружиться какие-то неполадки, на устранение которых не оставалось времени, и экипаж пересел на аналогичный истребитель (правда, неясно, почему вместо боевого самолета это была учебно-боевая «спарка») с бортовым номером 42.

Аналогичный факт имел место аккурат перед самым вылетом на авиашоу в Румынию: у основного Су-27 пошел отказ по системам. Федору Тищуку пришлось срочно пересесть на резервный, на котором и выступал.

Интересно, имеет ли под собой почву слух о том, что к воздушному празднику в Скнилове готовили все-таки два самолета, а в приказ о проведении шоу по чьему-то злому умыслу или извечной привычке надеяться на авось включили только один? А тот, включенный в приказ, сошел с дистанции, и в небо устремился Су-27, который, словно гигантским топором, рассек людскую толпу, раскурочил другие самолеты и сгорел, развалившись на части?

Проверяя информацию о лишнем топливе на борту потерпевшего катастрофу истребителя, удалось выяснить следующее. Су-27 пригоняли из Озерного Житомирской области, где находится база этих истребителей. И якобы 2 тонны керосина, залитые в баки, предназначались для выполнения полета до Скнилова и обратно. Возможно, это действительно так. Однако нести на борту 5 или 7 т — две большие разницы. Вопрос?

Вопросы вообще-то задавать легко. Вот только отвечать на них трудно.

Могла ли попасть в двигатель птица? При всем почтении к Генеральному прокурору, который подобную версию априори опровергает (мол, вряд ли пернатые виновны в том, что самолет находился на высоте 200 метров), считаю, и она имеет право на существование.

На момент, когда Святослав Пискун делал это заявление, еще не было результатов исследования экспертами фрагментов двигателя. А на видеопленке четко видны по меньшей мере три птицы, находившиеся по курсу Су-27. Их не спугнули малошумные спортивные машины, откатавшие свою программу, но мощный звук двигателей боевого самолета растревожил.

Экс-министр обороны, ныне народный депутат генерал армии Александр Кузьмук проникновенно говорил о том, что все Вооруженные Силы, и он в том числе, стоят на коленях, прося прощения у народа и моля об одном: чтобы им позволили подняться с колен на ноги.

Сильно сказано! Пробирает до самого сердца. Читал ли уважаемый Александр Иванович интервью «Народній армії» своего бывшего заместителя Виктора Стрельникова, которое тот дал журналисту газеты в декабре 2001-го? Если нет, могу процитировать — ситуация обязывает:

«Почти за десятилетнюю историю Военно-Воздушные силы труднее года, чем нынешний, еще не знали. При составлении плана мы предусматривали самое малое за все предыдущие годы количество налета. Однако и его удалось выполнить лишь на 15 процентов. Такого низкого показателя еще не было. В минувшем году мы опустились до 18 процентов. Основная причина известна — дефицит топлива... Положение складывается угрожающее. Мы уже не можем говорить о восстановлении навыков у авиаторов: резерв в прошлом достаточно подготовленных, высококлассных специалистов исчерпан... В летных полках служит половина авиаторов, которые не поднимались в воздух на самолетах, состоящих на вооружении... Такая ситуация, кроме того, негативно влияет на безопасность полетов. При подобном уровне тренированности возникает угроза потерь людей и самолетов... В авиации есть выражение: кто больше летает, тот дольше летает, а значит, и дольше живет. И наоборот. При таком налете, как у нас, подъем самолета в воздух становится рискованным. Пора выводить ВВС из пике, резерв безопасной высоты исчерпывается...»

Буквально за два дня до трагедии состоялось заседание Военного совета ВВС. Главным в повестке дня была та же больная проблема — безопасность полетов.

И до Скнилова происходили инциденты, летные происшествия, возникали предпосылки к ним, случались аварии, катастрофы. Так, при облете только-только отремонтированного в Запорожье штурмовика Су-25 разбился военный летчик.

Может, тогда надо было бить во все колокола, трясти народных депутатов, правительственных и министерских чиновников?

Бьюсь об заклад: сейчас откуда-то вдруг найдутся 180 тысяч тонн авиакеросина, которые просили на нынешний год Военно-Воздушные силы. Возможно, и нормы вещевого обеспечения увеличат после сокращения до минимума, и продпайки сделают полноценными. Потому что Стрельников в том же памятном декабрьском интервью сетовал на «экономистов», предложивших кормить военных авиаторов в столовых не ежедневно, а лишь... в день проведения полетов.

Как государство ценит летчиков, так и они относятся к государству. Боевые пилоты — кто с сожалением, а кто и без — увольняются из армии, ищут себя в другой, рыночной жизни.

Уходит признанный ас Николай Коваль, блиставший на шоу в Великобритании, Турции, Румынии, Израиле. Где-то на чужбине тренирует молодежь еще один неугомонный покоритель высоты Иван Черненко, облетывавший не только отечественную технику, но и американский F-15, звено которых однажды гостило в Миргороде.

Я рассказывал об этих замечательных людях, воздавая должное их потрясающему мастерству и высочайшей преданности избранной профессии. Будет ли о ком рассказывать через пять-семь лет? Не уверен.

Когда-то мне очень хотелось служить в ВВС, летать на боевых машинах, упиваться романтикой неба. Сегодня такое желание отсутствует, и если выпадает дальняя дорога как пассажиру, то чаще всего приходится уповать лишь на Господа и везенье.

...О трагедиях, человеческом горе писать журналистам всегда невероятно трудно. Если ничего не изменится в наших ВВС, как и в Вооруженных силах в целом, катастрофы, подобные скниловской — как ни цинично это звучит — будут повторяться. Не исключено, с еще более серьезными последствиями. Возможно, нас хотят приучить к мысли, что такие катаклизмы неизбежны.

Военные Западного региона сдали свыше 70 литров крови пострадавшим в результате трагедии.

А на львовских кладбищах выросли свежие могилы. 23 из них совсем маленькие. Там, в земле, лежат те, кто с таким нетерпением ждал этого праздника и со слезами упрашивал пап-мам обязательно посмотреть, как красиво летают самолеты.

Послезавтра — девятины.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка