Какая погода, такой и прогноз топливного рынка

№44 (881) 2 — 8 ноября 2018 г. 31 Октября 2018 0

На фоне резкого повышения стоимости коммунальных услуг — а с 1 ноября цена кубометра газа повысилась с 6900 до 8550 грн. — страсти по бензину в Украине слегка поутихли. Но вряд ли период затишья продлится долго.

Сегодня литр бензина А-95 в зависимости от региона стоит 32—35 грн., однако некоторые эксперты полагают, что к концу года цена может достигнуть отметки 40 грн./л и даже более. Агентство Bloomberg, например, сообщило, что стоимость нефти увеличится с $80 до $100 за баррель только при намеке, что никто не сможет компенсировать дефицит нефти, вызванный снижением поставок из Ирана вследствие санкций США. Что же будет с топливом в нашей стране?

Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский утверждает, что существуют два ключевых фактора, которые влияют на ситуацию: экономический и политический. Что касается первого, то в него входят цены на топливо на европейских рынках, стабильность национальной валюты и акциз на нефтепродукты. А он по сравнению с 2010 г. поднялся со 110 евро за 1 тыс. л бензина А-95 до 213,5 евро. Отсюда и неизбежное повышение цен.

Другое дело, что в вопросах функционирования рынка нефтепродуктов в последние четыре года мы наблюдаем абсолютное бездействие правительства. Нет диалога между властью и игроками рынка. Чем занимается Министерство энергетики и угольной промышленности, большой вопрос. Между тем при «тоталитарной власти» работала экспертно-аналитическая группа, которая устанавливала ценовые коридоры. Тогда даже пытались создать топливный резерв, причем за счет государства, а не потребителей.

Тем не менее, по словам Валентина Землянского, учитывая прогнозы мировых аналитиков относительно цены на нефть, в Украине до конца года стоимость бензина до 40 грн./л вряд ли повысится.

Эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук считает, что бороться с повышением цен на бензин — все равно, что выбрасывать зонтики во время дождя. Проблема Украины в том, что в цене на топливо велика валютная составляющая, поскольку более 85% приходится на импорт. И с этой точки зрения потребители и операторы рынка не понимают, почему акцизы установлены в евро, тогда как, например, в Чехии — в кроне, а в Польше — в злотых.

Никто не спорит, что в Украине не самые высокие акцизы. У нас доля налогов в топливе рынка в розничной цене в зависимости от курса гривни и внешнего рынка составляет 35—45%, тогда как в ЕС — 70%. Однако в Европе исповедуют принцип: не бойтесь высоких цен, опасайтесь маленьких доходов.

По словам эксперта, за последнее время рынок по бензину поднялся на 12%, а по дизтопливу — на 15%. Это свидетельствует о том, что участники рынка не заинтересованы в повышении цены. Бизнесмены при покупке топлива руководствуются исключительно его стоимостью, а не политическими соображениями. Не они виноваты, что курс гривни по отношению к доллару поднялся с 26,2 до 28,5.

Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак называет три причины повышения стоимости топлива: рост цен на нефть на мировых рынках, девальвация гривни и монопольный сговор операторов рынка. На пресс-конференции в агентстве «Голос-UA» он заявил, что для Кабмина это позитивный фактор, позволяющий наполнять государственный бюджет. По его словам, пока правительство все экономические проблемы, как сегодня, будет решать исключительно за счет налогоплательщиков путем повышения цен и тарифов, ситуация не изменится, неадекватного — относительно доходов украинцев — повышения цен на энергоресурсы не избежать.

— Решение проблем в Украине сегодня лежит не в экономической, а в политической плоскости, — утверждает г-н Новак. — Если оставим действующих политиков при власти, экономическая ситуация не изменится. Если хотим других результатов, нет иного выхода, как сменить политикум — максимально его обновить, а не перезагрузить.

Андрей Новак также считает повышение цен на бензин до 40 грн./л маловероятным, поскольку в госбюджет на конец года курс гривни к доллару заложен на уровне 30,1, именно им при закупках руководствуются нефтетрейдеры. Если национальная валюта девальвируется, поступления в госбюджет резко снизятся. Однако многое зависит и от мирового нефтяного рынка.

Согласен с ним и член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, который однако, полагает, что власть за четыре года имела возможность сделать резервы нефтепродуктов, предусмотреть вариант долгосрочных государственных закупок на мировых рынках, но это не было сделано.

Более пессимистичен директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. В начале октября он утверждал, что повлиять на ситуацию переработчики не могут и ожидают до конца года 100 долл. за баррель. В этом случае бензин марки А-95 будет в Украине стоить 40 грн./л, а дизтопливо — 38,5 грн./л. Правда, после того, как стоимость черного золота начала незначительно падать, он свое мнение изменил и дал прогноз, что нынешние цены на бензин в Украине в краткосрочной перспективе могут даже снизиться на полторы-две гривни.

С одной стороны, вроде бы нет причин для беспокойства. Международное рейтинговое агентство Standard Poor's Global Ratings на конец текущего года прогнозирует обменный курс на уровне 29,5 грн./долл. Аналитики утверждают, что в случае стабилизации ситуации на мировых рынках нефть может оказаться в коридоре $80—83 за баррель. Согласно последнему отчету ОПЕК, спрос в мире не дотягивает до прогнозов, а рост добычи превышает их. Снижение добычи в Иране и Ливии полностью компенсируется ростом производства в Саудовской Аравии, Ливии и странах, не входящих в ОПЕК.

С другой стороны, по словам директора спецпрограмм НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, цена нефти в $100/баррель — это спекулятивная цифра, исходящая от представителей финансовых организаций, банковских и инвестиционных фондов, которые зарабатывают на колебаниях котировок.

Тут остается только процитировать Леонида Косянчука, который сказал, что по сравнению с перспективами топливного рынка прогноз погоды можно считать точной наукой.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Прибрежный Азов: ни рыбы, ни улиток

В Минагрополитики считают, что военное положение может существенно отразиться на...

Гори все ядерным пламенем!

Ядерная энергетика в мире воспринимается неоднозначно

Космические успехи. Лучше больше, да меньше

На фоне почти полной стагнации ракетостроения заурядные в прошлом события теперь...

36 рисков военной коррупции

Согласно ежегодному рейтингу, обнародованному международной организацией Transparency...

Загрузка...

«Хрущевская» оттепель

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ начали общественное...

Не желаете квартирантов — требуйте деньги за свою...

Как правило, такие вопросы возникают у разведенных супругов, что вполне понятно. С...

Пять мин под столичную экологию

Об экологических проблемах Киева говорят не первый год, но сейчас мы, похоже, подходим...

Буковина — это Румыния! утверждает черновицкая...

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — изучаем публикации изданий Буковины,...

Безналичный зачет

При администрации Виктора Януковича внедрить переход большинства торговых точек на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка