Ход локомотива

21 Марта 2003

Ход локомотива

Степан ХАРЛАН

Коллегия Минтранса продемонстрировала рост отрасли, жесткий самокритичный подход к недостаткам

Правительство понимает, что обязано работать «на миру». Реляции об успехах, разбор полетов становятся достоянием общественности.

Коалиционный Кабмин поставил себя вусловия новой системы контроля. Ежепятнично премьер рассматривает ситуацию вкаждом министерстве, апо субботам проходят заседания правительства, где итожится неделя, состояние дел докладывается Администрации Президента ипарламенту. Еще одно новшество, отрадное для СМИ: открытые коллегии министерств. Так, впрошлую пятницу на коллегии Министерства транспорта рассматривались итоги работы ведомства за 2002 год, состояние исполнительской дисциплины, конкретные удачи инедостатки транспортников.

Вкратце о позитивном

Минтрансу не стыдно было пригласить впросторный актовый зал «Автодора» десятки журналистов иэкспертов. Цифры, как говорится, упрямы, инасчет достижений транспортников не сомневаются даже самые ярые скептики. Если оценивать деятельность вминувшем году Минтранса вцелом, тоувидим позитивную динамику, которую дай Бог иостальному отечественному народному хозяйству.

Юрий Крук, член парламентского Комитета по вопросам строительства, транспорта исвязи озвучил, например, такую цифру: «Если 3,5млрд.грн. было «найдено» «Укрзалізницею» всвое время на одном решении проблемы бартера, тоэто заслуживает внимания вмасштабе всего государства».

Улучшение показателей транспортного ведомства в2002 году шло самыми большими темпами за все годы независимости. Повсем видам транспорта— железнодорожного, морского, авиационного, автомобильного— наблюдался рост перевозок, финансовых показателей. Запускались новые современные проекты на транспорте, активизировался ремонт основных фондов.

То, что унас вокзалы стали человеческими по уровню сервиса ивнешнему виду, заметит любой путешественник. Ноэто лишь вершина айсберга: того факта, что вминувшие год-два унас начал формироваться современный рынок транспортных услуг, повысилась конкурентоспособность национальной транспортной сети.

Например, начал курсировать скоростной пассажирский экспресс Киев— Харьков. Вскоре такие же поезда соединят столицу сДнепропетровском, Львовом, Одессой идругими крупными городами.

Реализовывалась программа создания национальной сети международных транспортных коридоров, которая позволит Украине вполной мере использовать свой потенциал транзитной державы. Так, дляоптимальной загрузки производственно-технических мощностей национальных транспортных систем исцелью привлечения транзитных грузов были разработаны удобные для грузовладельцев сквозные тарифы между «Укрзалізницею», 11 морскими портами Украины исудоходной компанией «Укрферри». Согласовывалась тарифная политика сжелезнодорожными администрациями Белоруссии, России, Казахстана, Молдовы иЛитвы.

В2002 году начата новая программа развития внутренних авиаперевозок. Минтранс твердо намерен возвращать пассажиров на самый быстрый иудобный воздушный транспорт, восстанавливать деятельность региональных аэропортов. Сиюля по сентябрь прошлого года существенно увеличилось число авиарейсов по стране, проложены новые маршруты. Эксперимент по снижению почти вдвое цен на авиабилеты получил положительные оценки, ивтекущем году он станет стабильной программой развития внутренних авиаперевозок.

Увы, запоследние десять лет основные фонды транспорта почти не обновлялись. Более 65% подвижного состава работает сотрицательным эксплуатационным ресурсом, устарело морально ифизически. Поэтому обнадеживают минтрансовские мероприятия по обновлению имодернизации основных фондов, особенно подвижного состава.

Не стой на рельсах

Можно было бы рассматривать транспортную коллегию как здоровую демонстрацию успехов, заметных ибез того. Если бы не жесткая самокритика, прозвучавшая ввыступлениях руководителя отрасли гна Кирпы.

Вроде бы ощутимый плюс 2002 года— возросшая деловая активность портов. Нотем не менее министр транспорта отметил, что «отсутствует системность вих работе». Эту мысль он проиллюстрировал так: притемпах роста объемов переработки грузов Скадовским иФеодосийским портами всреднем на 68%, Ренийским иБелгород-Днестровским на 40%, другие порты— Николаевский, Усть-Дунайский, Бердянский иСевастопольский— обеспечили рост переработки соответственно на 10,7%, 5,4%, 3,4% и1,1%. АХерсонский испециализированный морской порт «Октябрь» уменьшили объемы переработки грузов на 22% и2%. Любое другое ведомство, пожалуй, считало бы рост показателей на 5—10% «исправной цифрой», ноГеоргия Николаевича, оказывается, такое положение дел не вполне устраивает. Ведь он прекрасно осознает, что дело не только впроцентной цифири, ноивабсолютных величинах. Рост-то начался едва ли не от «точки дна».

Гн Кирпа обратил особое внимание на некоторые подразделения отрасли, которые он охарактеризовал как «очень запущенные». Например, досталось «Укрпромзалізтрансу», который создавался, чтобы компенсировать нехватку технических возможностей железнодорожного транспорта по переработке грузов. «Укрпромзалізтранс» включает 35 предприятий, однако вместо ощутимых прибылей работает вубыток, который в2002 году составил 0,782млн. гривен. Невпоследнюю очередь из-за того, что здесь подняли зарплаты более стремительно, чем всреднем по министерству. «По уровню зарплаты «Укрпромзалізтранс» находится на третьем месте среди транспортных структур, уступая лишь авиации ипортовикам. Это нонсенс,— возмутился министр, обращаясь круководителю этой структуры Виктору Захарченко.— Увас совсем гнилые технические средства. Посмотрите, что делается! Из 496 вагонов работают сегодня 216. Меньше половины! Увас больше тысячи километров железнодорожных путей не ремонтируются! На 80 тепловозов— 216 вагонов, практически один на три вагона. Так вместо того, чтобы вкладывать деньги времонт технических средств, когда деньги появились, вы их по карманам рассовали на зарплату иждете, что завтра за вас будут ремонтировать технику».

За отсутствие системности вработе Георгий Кирпа покритиковал «Укрморрічфлот» и«Укравіатранс». Особенно за то, что не сумели полностью погасить задолженность по зарплатам, хотя им Минтранс предоставлял денежную помощь. Назывались исамые крупные зарплатные должники— Черноморское морское пароходство и«Авиалинии Украины».

Кроме того, «Авиалинии Украины», атакже «Одесские авиалинии» и«Дніпроавіа Крым» за минувший период допустили спад объемов перевозок, плохо оптимизируют авиарейсы инаправления, практически не решают вопросы обновления парка воздушных судов... Министр перечислял «штрафников», иесли бы не позитивные вцелом итоги годовой работы Минтранса, томогло бы сложиться впечатление, что анализируется не самая благополучная отрасль. Допустили незапланированные убытки Крымское иУжгородское предприятия «Универсал-авиа», атакже «Львовские авиалинии». Снижены объемы производства Азовским судоремонтным заводом,— продолжал гн Кирпа. Большие убытки приходятся на предприятия «Укрморрічфлота», «Укрводошлях», Ильичевский судоремонтный завод...

Министр напомнил транспортникам, что правительство инициировало снятие сдолжности председателя Фонда госимущества засистематическое невыполнение решений Президента иКабмина. Это прозвучало как намек должностным лицам Минтранса: несправляешься— дадут шанс добиться успехов другому. Назвал Георгий Кирпа инесколько конкретных фамилий «несправляющихся». Так, министр отметил «беспринципную позицию руководства Государственного департамента морского иречного транспорта», заключающуюся внеэффективном управлении. И, вчастности, втом, что вподотрасли процветает массовое посредничество: нетолько на погрузочно-разгрузочных работах, ноипри ремонте судов. «Вэтих вопросах нам необходимо наводить суровый порядок»,— сказал министр иконкретизировал: уже представлен вКабмин документ спросьбой привлечь кадминистративной ответственности директора Госдепартамента морского иречного транспорта Геннадия Скворцова.

Досталось иначальнику Одесского морского торгового порта Александру Соборову. Вчастности зато, что кпорту прилипли, как ракушки, несколько «иллюзорных» совместных украинско-иностранных компаний. Им всвое время передавались основные средства порта ценой вдесятки млн. грн. понулевой стоимости. Витоге они на протяжении нескольких лет «съедают» доход, создаваемый фактически за счет ресурсов одной стороны— украинской, измеряемый сотнями млн. грн. После начала минтрансовской ревизии, пословам гна Кирпы, «пропал» главбух Одесского морпорта. Так что гнуСоборову вприсутствии сотен коллег пришлось услышать, что он «смая месяца работает начальником порта, агвоздя не забил для того, чтобы исправить дело»!

Потребовал гн Кирпа улучшения работы ведомственных структур по составлению финансовых планов предприятий, осуществлению контроля над их выполнением. Оказывается, часть руководителей государственных предприятий попросту не научились этого делать! Так, перечислял министр, по«Укрморрічфлоту» финансовые планы на 2003 год утверждены лишь по 47 государственным предприятиям из 56. Неутверждены также 7 финансовых планов предприятий системы «Укравіатранса».

Георгий Кирпа вкоторый раз обозначил свою неприязнь кпосреднической деятельности внутри транспортной отрасли. «Мы понимаем, что этим поддерживаются личные интересы руководителей»,— констатировал он. Приэтом гн министр готов передавать вчастные руки все то, что не связано сосновной задачей транспорта. Так, по«Укрзалізниці» ликвидированы 110 непрофильных подразделений, приватизировано 15 промышленных предприятий, работа которых не связана сдеятельностью железных дорог, и38 предприятий торговли, быта иобщественного питания. Проведена реструктуризация авиационных предприятий путем выделения из их состава аэропортов, большинство которых переданы вкоммунальную собственность.

Вероятно, многим карманным фирмам-«боковичкам», главная цель которых— перекачка государственных денег вкоррупционные карманы, теперь на транспорте станет сложновато. Например, начальнику Николаевского облавтодора гну Степаненко пришлось перед коллегией отвечать на нелицеприятные вопросы министра: что за фирма «Реал-М» сотрудничает соблавтодором? Где ина каких условиях она закупает некачественный битум для ремонта дорог? Не связаны ли руководители-«реалисты» собластным автомобильным начальством родственными узами?

Однако вцелом гн Кирпа продемонстрировал, что он готов не столько копаться впрошлом впоисках ответа на вопрос «Кто виноват?», сколько добиваться решения сегодняшних изавтрашних транспортных задач, определяя «Что делать?»

Свою позицию министр сформулировал внятно: неэффективная, затратная иубыточная деятельность предприятий транспортной сферы недопустима. Она— свидетельство устаревшей системы управления, низкого уровня структурных преобразований. Предложил решительно применять процедуры банкротства по отношению кнеработающим, убыточным предприятиям икхроническим должникам.

Витоговом слове присутствовавший на коллегии вице-премьер Виталий Гайдук затронул, пожалуй, один из самих болезненных вопросов отрасли. Он сказал онедостаточном пока обеспечении транспортных предприятий необходимым подвижным составом: локомотивами, вагонами, автобусами, самолетами, морскими судами ит.п. Подчеркнул, что тут необходимы скоординированные усилия других министерств. «На железнодорожном транспорте начиная с2000 года первые реальные шаги сделаны вэтом направлении,— сказал гн Гайдук.— Благодаря налаженному сотрудничеству смашиностроителями на украинских заводах начато изготовление подвижного состава, пассажирских вагонов, дизель-электропоездов, электровозов. Это стало поддержкой отечественных производителей транспорта, дало возможность существенно уменьшить зависимость Украины от иностранных поставок, сэкономить достаточно серьезные средства, поддержать десятки рабочих мест».

Всем украинским правительствам эпохи независимости, как бы мы их ни критиковали, приходится выполнять задачи посложнее инамного противоречивее, чем цивилизованным кабминам Германии или Финляндии. Устранять перекосы вэкономике— ипри этом повышать зарплаты ипенсии. Модернизировать основные фонды— ипочти не брать кредиты. Короче, тянуть себя за чуб из болота, подобно барону Мюнхаузену. «Георгий Кирпа доказал, что государственный менеджмент, вопреки распространенному мнению, может быть вполне успешным»,— констатировал вице-премьер Виталий Гайдук. Вероятно, опыт Минтранса когда-нибудь будут изучать вучебниках по экономике переходного периода... Если все же Украине удастся перейти от недоразвитого социализмакцивилизованному хозяйствованию.

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка