Хождение по кругу: все время на повороте

04 Мая 2007 0

Поспешное принятие в конце минувшего года поправок к законам Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве» поставили Государственную исполнительную службу (ГИС) в прямую зависимость от местных администраций.

Реформа! Реформа! Неужели дела так плохи?

С государственными исполнителями, так или иначе, сталкивается едва ли не каждый второй предприниматель и каждый десятый гражданин Украины. Только за второй квартал 2006 года по решению судов Департамент Государственной исполнительной службы Министерства юстиции фактически исполнил 1 млн. 268 тыс. 774 исполнительных документа и взыскал свыше 2,3 млрд. гривен (сайт Департамента государственной исполнительной службы www.dvs.gov.ua).

Смысл первого реформирования ГИС в 2005 году, на которое ушел практически весь 2006 год, заключался в получении большей финансовой самостоятельности и независимости службы. Впервые с 1993 года госисполнители перестали подчиняться областным управлениям юстиции, а главу Департамента стал утверждать премьер-министр.

По мнению специалистов, фактическое выделение службы в самостоятельное подразделение привело к тому, что реальное взыскание средств с должников в прошлом году в среднем увеличилось по Украине на 24,6%, чем за тот же период 2005 года.

Если говорить о ГИС в Днепропетровской области, которая по итогам прошлого года прочно утвердилась в тройке лидеров по взысканиям, то при уменьшении количества и фактического исполнения дел за 12 месяцев 2006 года по сравнению с 2005-м существенно, на две трети, увеличились суммы взысканий.

По мнению экспертов, принятие поправок к вышеупомянутым законам отбрасывают ГИС на старые позиции — как и в прежние времена, главу Службы будет назначать министр юстиции, а областных подразделений — начальник облюста. Возвращение ГИС в прежнюю ипостась двойного подчинения (министерства и облуправления юстиции) предоставляет реальную возможность вмешиваться и влиять на работу госисполнителей губернаторам, председателям РГА, местным прокурорам, налоговикам и силовым структурам.

К слову, когда в 2005 году принималось решение о выделении ГИС в самостоятельное подразделение, невзысканные долги в Украине за первое полугодие достигли 33 млрд. гривен! Снижение задолженности по Днепропетровской области специалисты объясняют исключительно получением большей самостоятельности, а статистические данные стали соответствовать действительности.

Между тем главным аргументом сторонников возвращения к прежней системе функционирования ГИС служит недостаточный контроль ее работы. Неужели управления юстиции смогут осуществлять его должным образом, фактически не отвечая за показатели? Кроме того, как отреагирует Евросоюз, выделивший на реформирование украинской исполнительной службы несколько миллионов евро?

Возврат ГИС в прежний формат, по мнению «отцов» поправок, не скажется на финансировании и не отнимет ни копейки из госбюджета. Возможно, хотя в пятимиллионной сумме, положенной той же ГИС в Днепропетровской области на транспортные, технические и прочие расходы в 2007 году, не заложены расходы на внесение изменений в Единый государственный реестр исполнительных производств (ЕГРИП).

Дополнения и изменения в положение о ЕГРИП делают серьезную дыру в бюджете ГИС. Дело в том, что регистрация одного исполнительного документа в Реестре обходится исполнителям в 2,5 гривни, а ежемесячная плата за стоимость пакета услуг по поддержке, сопровождению и техническому обслуживанию ЕГРИП для одного структурного подразделения ГИС составляет 725 гривен. В итоге за поддержку Реестра только в Днепропетровской области служба госисполнителей должна перечислить госспецпредприятию «Информационный центр» Минюста свыше 800 тыс. грн.!

А что взамен? Теоретически физические и юридические лица, включая ГИС, обязаны за получение одной выдержки из Реестра платить 34 грн. Средства за регистрацию и ежемесячную плату, перечисляемые на счета «Информцентра», выделяются из денег, полученных с должника за затраты на проведение исполнительных действий, 50% которых в 2006 году шли на поощрение самых ретивых сотрудников ГИС.

Их боятся больше, чем ненавидят

Как показала практика, принудительное взыскание, помимо юридической и физической подготовки, фундаментальных знаний психологии, требует безусловного материального поощрения исполнителей. С января прошлого года этот мощный стимул наконец-то заработал на полную катушку, когда у госисполнителя появилась альтернатива: стать мздоимцем и неспокойно спать либо получать солидные премии за каждое удачное исполнение взыскания. Максимум, что может получить госиполнитель за одно дело, — 510 грн. за имущественное взыскание и 85 за неимущественное. Всего в 2006 году конкретно госиполнителям выплатили почти 159 тыс. грн.

Скорее всего, именно щедрые премии стали катализатором фантастического роста удовлетворенных взысканий. Почти в десять раз по сравнению с 2005 годом увеличились показатели отдела принудительного исполнения решений днепропетровской ГИС, а рекордсменами стали госисполнители Терновского района Кривого Рога, увеличившие свою производительность в 26(!) раз.

Впрочем, есть в области такие районы, где премии если и получают, то очень смешные — от 15 до 52 гривен. Причины разные. Это и экономическая отсталость региона, нехватка кадров, широкий круг знакомств, где госисполнителю едва ли не каждый второй друг, знакомый или родственник. Несмотря на это, финансовые стимулы заставляли оперативников ГИС творчески подходить к вопросу удовлетворения потребностей государства и обиженных людей. Поэтому исполнительную службу стали бояться больше, чем ненавидеть. После известных дополнений в законы будет наоборот.

Тем не менее, КПД взыскания долгов никогда не станет 100-процентным, поскольку действие исполнительных документов (177 в 2006 году) может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным статьями Закона Украины «Об исполнительном производстве» (около 14% дел в 2006 году — ст. 34, 35, 40).

Эти самые статьи предусматривают приостановку исполнения взыскания по многим мотивам, в частности, смерть должника, отсутствие у него денег или какого-либо достойного реализации имущества, призыв в армию, наконец, переход на нелегальное положение. Кроме того, имеются другие объективные и субъективные причины, которые влияют на взыскание задолженностей.

Механизм взыскания —не перпетуум мобиле

Классическим методом принудительного взыскания долгов было и остается наложение ареста на счета и имущество предприятия или отдельного индивидуума. Однако зачастую бизнесмен, обязанный выплатить солидную сумму, оказывается нищим, а целый автопарк престижных иномарок принадлежит не ему, а теще, куму, свату, брату (ненужное зачеркнуть).

Аналогичная ситуация с «хатынками» на южном побережье Крыма, в Швейцарии и прочем дальнем-ближнем зарубежье. Да и счета в банках бумажному «нищему» при близком рассмотрении не принадлежат. Дабы отделить мух от котлет, законодатели в прошлом году логично инициировали составление реестра доверенностей на управление авто, дабы бизнесмены-банкроты не успели их оформить задним числом.

Что же касается юридических лиц, то выбить накопленные долги из них тоже задача не из легких. В принципе главной причиной, усложняющей или делающей невозможным исполнение решений о взыскании задолженности по зарплате и другим выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями, является то, что предприятие-должник экономически не активно, т. е. не работает, и его банковские счета чисты, как погоны рядового.

Что же касается предприятий-должников ЖКХ, то изъять и продать их основные средства производства (теплотрассы, трубы, теплопункты) нереально, ибо чревато социальным взрывом оставшихся без воды и тепла граждан. Вот и приходится ГИС постоянно взимать задолженность с арестованных счетов коммунальщиков-должников и их дебиторов. По этой схеме в 2006 году взыскали 553,5 тыс. грн.

Не редкость, когда руководители предприятий, не успев спрятать концы, то бишь имущество, в «воду», идут на откровенное нарушение закона, зная, что кара будет куда меньше полученной выгоды. Директор ООО «Новоивановское», например, взял и продал 200 тонн арестованного ячменя, заплатив по решению суда... 1700 грн. штрафа, что составляет менее 10% стоимости украденного ячменя!

На самых наглых беспредельщиков-руководителей днепропетровская облГИС направила правоохранителям в прошлом году 10 представлений на привлечение тех к уголовной ответственности. И что? Четыре вернули на доработку, по двум отказали, по еще двум полная тишина и лишь по двум(!) представлениям дела таки возбудили.

Вина и кара

Откровенно говоря, коррупция в рядах госисполнителей имеет место быть. Дабы «не допущать» и пресекать, все 800 с лишним днепропетровских сотрудников ГИС ежегодно подают декларации о доходах и имущественном положении себя и членов семьи.

А искушений действительно много. Госисполнитель может под благовидным предлогом, не даром, разумеется, приостановить взыскание, что даст возможность должнику вывести активы и другие ценности из-под долгового пресса. И, наоборот, может открыть исполнительное производство по корыстным мотивам безо всяких законных оснований. Собственно, по вышеобозначенным причинам прокуратура в прошлом году вынесла свыше 25 постановлений о привлечении к дисциплинарной ответственности оперативников ГИС.

Тем не менее, изучая коррупционную статистику в 2006 году, можно сделать утешительный вывод: в отличие от прежних лет только один привлечен к уголовной ответственности, трое уволены, еще несколько человек получили выговоры. Большинство оправдано. И дело не в «крышевании» руководителями ГИС подчиненных, а скорее от незнания некоторыми работниками прокуратуры закона «Об исполнительном взыскании».

Например, прокуратура указывает на надуманность отказа в исполнительном взыскании. На самом деле госисполнитель действовал строго в рамках закона. А вот судебные клерки, которые готовили резолютивную часть исполнительного документа, напутали с адресами должников, о чем госисполнитель уведомил суд и попросил уточнить. В ответ ни тпру ни ну.

И таких случаев — подавляющее большинство, хотя корреспондент «2000» не собирается утверждать, что все 829 сотрудников ГИС Днепропетровщины поголовно белые и пушистые.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка