Китайский стратегический транспортный самолет Юнь-20

№35(785) 2 — 8 сентября 2016 г. 01 Сентября 2016 3

Долгое время китайские самолетостроители сначала копировали, а затем переделывали для нужд страны советские самолеты. Они учились — и были очень прилежными и настойчивыми учениками. Пробовали копировать и «Боинги», но неудачно.

В 2006 г. появилось сообщение, что авиационный завод в городе Сиань приступил к проектированию тяжелого стратегического транспортного самолета, который сможет перевозить танк весом до 60 т на расстояние до 4500 км. Многие обозреватели восприняли это сообщение скептически: такой груз не мог надежно перевозить даже американский С-141. Китайские военные ограничивались использованием вариантов доработанных Ан-12 и закупленных в России Ил-76. Эти самолеты могли использоваться для выполнения тактических, а не стратегических задач. К тому же завод в Ульяновске не смог выполнить крупный китайский заказ, поэтому Илов в Китае всего 18, и они были построены в Ташкенте.

26 января 2013 г. китайский тяжеловес впервые поднялся в воздух. Полет был успешным, но на посадке самолет подпрыгнул в воздух из-за слишком высокой скорости. Специалисты восприняли этот факт как обычный, но были и злорадные комментарии. Пилоты, производившие посадку, не имели дела с таким тяжелым самолетом, поэтому им пришлось учиться на своих ошибках. Самолет не был разрушен, и его испытания продолжались в штатном режиме.

Официальное сообщение было коротким. Самолет получил обозначение «Юнь-20» (Xian V-20) и название «Кунпенг», в честь могучей птицы из китайской мифологии. Однако появилось и другое прозвище — «Толстенькая девушка», поскольку фюзеляж у самолета большого диаметра. Надо отметить, что транспортник выглядит хорошо и на земле, и в воздухе.

В СМИ всего мира появилось много комментариев. Сразу же начались пересуды, на кого похожа «Толстенькая девушка». Россияне приводили доказательства, что на российский самолет, а если точно, то на советский Ил-76. Американцы сдержанно молчали, поскольку китайское «дитя» слишком сильно походило на их С-17. Агентство «Жэньминь жибао» без комментариев поместило на рассмотрение публики профессиональную подборку фотографий, из которой видно, что С-17 и V-20 близкие родственники. Но китайцы сделали самолет для выполнения своих задач, поэтому его летно-технические характеристики отличаются и от С-17, и от Ил-76.

Российский Ил-76 больше по габаритам фюзеляжа, но его грузоподъемность значительно меньше. Экипаж российского самолета по современным меркам слишком большой, пять человек, а китайскую машину ведут два летчика, а третий член экипажа занимается погрузкой и выгрузкой грузов.

Был и совсем нелепый комментарий. Якобы самолет был разработан в Украине, а теперь его построили в Китае. Нет необходимости комментировать такие заявления. Забывают о тысячах чертежей и документов, поставках металлургических заводов и технологической подготовке производства.

На первом экземпляре китайцы использовали российские двигатели Д-30КП фирмы «Сатурн». Со временем их заменят на китайские WS-20 с тягой на две тонны больше, до 13 т каждый. Сегодня уже проходят летные испытания три Y-20, но неизвестно, испытывали ли на них местные двигатели. В КНР вообще не любят обнародовать свои работы, даже и очень успешные.

Китайцы освоили методы разработки новых самолетов. Это очень сложный и дорогостоящий процесс, без права на ошибку. Нет ничего удивительного, что именно в авиации чаще всего разоблачают шпионов. Американцы заявили, что в 2009 г. арестовали сотрудника фирмы «Боинг», который передавал в Китай технические материалы по тяжелому С-17, а также по ракете-носителю «Дельта» и «Спейс Шаттл». Впрочем, это никого не удивляет и не умаляет достижений китайских самолетостроителей. Для создания самолета нужно иметь не технические материалы, добытые шпионами, а развитую промышленность и армию хорошо обученных специалистов по различным направлениям и областям науки и техники, металлургии и приборостроения — и еще очень много чего другого.

Сегодня известно, что «Юнь-20» был построен, наземные испытания проходили в 2012 г., а его интенсивное проектирование началось на шесть лет раньше. Это хороший показатель — такие большие самолеты другим странам приходилось строить значительно дольше. Китайцы смогли спрессовать время, потому что использовали новые технологии, по которым работали только американцы при создании пассажирского «Боинга-787».

ВВС Китая заявили, что им нужно от 3 до 4 сотен Y-20. Это позволит контролировать обстановку на значительных расстояниях от границ страны. Такая возможность активного противодействия недружественным намерениям не понравилась некоторым соседям, в особенности России и Австралии. Австралийские военные уже подсчитали, что с двумя заправками в воздухе Y-20 вполне может прилететь в гости, с посадкой на северном побережье. Они ошиблись, потому что «Кунпенг» может долететь до Австралии и без дозаправки, но не с максимальным количеством десантников. Впрочем, это напрасные опасения, потому что мощный Китай никому и не собирается угрожать, это мирная страна, которая стремится ко взаимовыгодному сотрудничеству.

Для построения такого большого количества тяжелых самолетов завод в Сиане будет расширен. Даже после модернизации завода, да и всей промышленности страны, на выполнение программы потребуется 10—15 лет.

Китайцы все делают по плану и разумно. На базе Y-20 будет создан пассажирский самолет С919. Его начнут строить после проведения летных испытаний «Юнь-20». Риск для пассажиров будет сведен к минимуму, а производство самолетов станет дешевле из-за увеличения серии.

С китайскими двигателями «Юнь-20» сможет перевозить грузы до 66 т на расстояние 4500 км. С грузом 40 т дальность достигнет 10 000 км. Пустой самолет весит 100 т, а на старте — максимум 220 т. Примерно такие же весовые данные у нашего «Антея», а по размерам «китаец» значительно меньше, что очень выгодно и говорит о мастерстве проектировщиков.

Размах крыла «Антея» — 64,4 м, а длина — 57,92 м. «Юнь-20» имеет длину 47 м и размах крыла 50 м, что немного непропорционально и говорит о возможности удлинения фюзеляжа. Это обеспечит увеличение грузового отсека и грузоподъемности до 80 т (как у «Антея»).

Китайская «Толстенькая девушка» сразу понравилась всем, даже конкурентам.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Турции разбился пожарный самолет

В Турции разбился пожарный самолет Бе-200. Судьба членов экипажа неизвестна. Об этом...

Наводнения в Китае: тысячи людей эвакуировали,...

Пять городов в центральной китайской провинции Хубэй объявили о "красном" уровне...

Товары на 7 млн гривен: ГБР разоблачило контрабанду из...

Правоохранители сообщили о подозрении врио заведующего одним из постов Одесской...

Концерты: искусство или политика?

Концерт ансамбля «Шеньюнь», рекламируемый как «возрождение традиционной...

Китайский народ торжественно отмечает 100-летие со дня...

1 июля — 100-летняя годовщина со дня основания Коммунистической партии Китая. Это не...

На рынке в Китае произошел взрыв: 25 человек погибли

В Китае в городе Шиян в провинции Хубэй произошел взрыв газа. В результате...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка