Космические успехи. Лучше больше, да меньше

№ 50 (887) 14 — 20 декабря 2018 г. 12 Декабря 2018 0

Вторая половина ноября выдалась урожайной для космической отрасли Украины. 17 ноября с космодрома Уоллопс (Вирджиния, США) была успешно выведена на орбиту ракета-носитель Antares с грузовым кораблем Cygnus с полезной нагрузкой 3450 кг для международной космической станции.

21 ноября с космодрома Куру (Французская Гвиана) ракета легкого класса Vega Европейского космического агентства доставила на солнечно-синхронную орбиту спутник Mohammed VI-B массой 1108 кг, изготовленный компанией Thales Alenia Space при участии Airbus по заказу Королевства Марокко.

Украинские предприятия участвуют в создании обеих ракет-носителей. КБ «Южное» спроектировало, а ПО «Южмаш» изготовило основную конструкцию первой ступени РН Antares. Эти же предприятия обеспечили РН Vega двигателем 4-й ступени, который включается на последнем этапе старта и обеспечивает точность вывода спутника на заданную орбиту.

Сразу две космические удачи за неделю. Пресс-релизы ГКАУ на этот счет были сдержанными. Зато политики и СМИ дали волю эмоциям. «Космическая держава: NASA запустила «украинскую» ракету», отчиталось о запуске Antares информагентство «RBK.Украина».

«Сегодня ракета-носитель «Антарес», которая имеет первую украинскую ступень, успешно вывела на орбиту космический корабль «Синус» («Лыбедь»). Шаг за шагом Украина возвращает свой статус космической державы. Поздравляю Государственное космическое агентство Украины», — написал на своей страничке в Facebook министр Кабинета Министров Александр Саенко.

Посол Украины в США Валерий Чалый также прокомментировал на своей страничке в FB запуск Antares, назвав его «успешным примером сотрудничества компаний космической отрасли Украины и США в сфере мирного исследования космоса».

«Так, главная конструкция первой ступени ракеты разработана конструкторским бюро «Южное» и изготовлена на Южном машиностроительном заводе им. Макарова в сотрудничестве с украинскими предприятиями «Хартрон-Аркос», «Хартрон-ЮКОМ», «Рапид» и др. Украинские специалисты принимали активное участие в испытаниях «Антареса», которые проводились в США», — написал Чалый.

Г-н посол не забыл упомянуть и о том, что американский заказчик ракеты — компания Orbital ATK в июне 2018 г. стала подразделением одной из мощнейших оборонных корпораций США — Northrop Grumman Inc. Однако не захотел говорить или не знал об участии в проекте создания РН Antares российских предприятий.

Объективности ради стоит все же сказать, что «космической державой» принято называть страну, имеющую возможность выводить своими ракетами собственные спутники. По этим параметрам Украину и раньше только с оговорками можно было считать полноценной «космической державой». За время независимости были запущены только два украинских спутника — «Січ-1» и «Січ-1М». Запуски изготовленных в нашей стране носителей обеспечивали другие государства — Россия, Казахстан или международный консорциум Sea Launch. Своего космодрома Украина, как известно, не имеет.

При этом еще 10—15 лет назад Украина входила в тройку ведущих держав по количеству пусков своих носителей после США и РФ либо же делила 3-е—5-е места по этому показателю с ЕС и Китаем. Еще в начале этого десятилетия тогдашний гендиректор «Южмаша» Виктор Щеголь вполне серьезно говорил о необходимости обеспечить сборку предприятием 10 ракет в год и больше, чтобы «Южмаш» стал прибыльным.

В 2018 г. Украина не может записать на свой счет ни одного ракетного пуска. Последний был произведен в декабре 2017 г. с космодрома Байконур. РН «Зенит», изготовленная еще до кризиса 2014 г., вывела на орбиту ангольский спутник AngoSat.

Поэтому роль событий первой величины в космической отрасли теперь заняли международные проекты, роль в которых Украины уже является не доминирующей, а только лишь вспомогательной.

Ввиду неприязненных отношений с Россией абсолютно все украинские комментаторы умалчивают об участии россиян в производстве РН Antares, которая доставляет грузы на Международную космическую станцию. Хотя именно давний партнер «Южмаша» — подмосковное НПО «Энергомаш» обеспечивает этот проект самой критичной и капиталоемкой продукцией — двигателями первой ступени, которые в Днепре соединяются с другими агрегатами этой части ракеты-носителя.

Изначально Antares использовал двигатели первой ступени НК-33, разработанные для советской лунной программы еще в 60-х гг. Ракетостроителям из Днепра эти двигатели были знакомы еще по совместной работе в общесоюзной кооперации. Именно поэтому американцы и доверили КБ «Южное» и «Южмашу» участие в проекте.

После аварии 2015 г. старые российские двигатели были признаны не соответствующими требованиям безопасности. Но незадолго до этого провайдер НАСА — компания Orbital ATK, очевидно, не без помощи космического агентства США заключила контракт с основным производителем ракетных двигателей РФ — НПО «Энергомаш». После этого в очень короткие сроки начались поставки модернизированных двигателей РД-181 для Antares.

Пока что заключен контракт на поставку 20 двигателей стоимостью более $11 млн. каждый с возможностью опциона на дополнительные поставки до конца 2021 г. И это не единичный пример сотрудничества российских и американских предприятий в области космоса.

Если не считать совместную эксплуатацию Международной космической станции и полеты американских астронавтов на российских «Союзах», самым заметным совместным проектом этих стран являются поставки двигателей РД-180 для крупнейшей на сегодняшний день американской ракеты-носителя Atlas-5.

Формально «совместным производителем» двигателя РД-180 считается компания PrattWhittney. Однако собирается двигатель в России из российских комплектующих на все том же НПО «Энергомаш». Правом на монтаж двигателей в США обладает предприятие United Launch Alliances, созданное крупнейшими корпорациями США — Boeing и Lockheed Martin.

О масштабе сотрудничества свидетельствуют 79 пусков с 2002 г. и полезная нагрузка, которая выводилась американцами с помощью российских двигателей. Это многочисленные разведывательные и навигационные спутники, автоматические межпланетные станции и уникальный военный орбитальный самолет Boeing-X37B.

С недавних пор конкуренцию ULA (United Launch Alliance) пытается составить Space X Илона Маска, убеждающая американских законодателей, что частная компания готова обеспечить НАСА более дешевыми пусками. Но даже если это и так, то поставки российских двигателей в США будут производиться как минимум до 2021 г. включительно, а то и позже.

Ведь с помощью Atlas-5 Boeing собирается выводить на орбиту свой пилотируемый корабль Starliner. Эта же РН предназначена для запуска грузового корабля следующего поколения для снабжения МКС — Dream Chaser и других проектов.

Что касается Украины, из-за неурегулированных военно-политических отношений с РФ Antares является, пожалуй, единственным российско-американским проектом, «стыковка» которого осуществляется в Украине.

Другой, куда более крупный для Украины проект, который ранее реализовывался с участием корпорации Boeing, — «Морской старт» сейчас находится на распутье.

Российская компания S7 Владислава Филева, выкупившая имущество консорциума Sea Launch за $150 млн., до сих пор не может договориться о производстве для него в Украине ракет-носителей из российских двигателей.

В последнем интервью гендиректор S7 Сергей Сопов говорит о намерениях самостоятельно создать ракету, которая будет лучше «Зенита». Но признает, что это трудновыполнимая задача, поскольку «в своем классе данная ракета и сегодня все еще лучшая в мире» (www.space.com.ua).

В то же время он обходит вопросы о производстве «Зенитов» в Украине, хотя в апреле 2017 г. компания S7 Sea Launch Limited подписала контракт с «Южмашем» на изготовление 12 ракет. После этого представители «Южмаша» заявили о наличии у предприятия твердого пакета заказов на $350 млн.

Понятно, что вопрос возобновления производства РН «Зенит» для нового владельца компании Sea Launch и океанской стартовой платформы — прежде всего политический. Пока отношения между Украиной и Россией в тупике, РФ отказывается санкционировать поставки в Днепр двигателей первой ступени РН «Зенит», заказчиком которой является S7, и выталкивает S7 в свободное плавание, вынуждая идти по пути Маска и разрабатывать собственную многоразовую ракету.

Россияне не раз озвучивали намерение заменить украинский «Зенит» собственной ракетой. Последний такой проект называется «Феникс», или «Союз-5». Учитывая это, судьба лучшего в мире на сегодняшний день одноразового носителя украинского производства действительно вызывает сожаление. Хотя потенциал «Зенита» не исчерпан.

Периодически муссируются слухи, что окончательная сборка «Зенитов» может быть перенесена в США. Хотя и этот вариант является технически сложным и вряд ли будет реализован.

Чтобы остаться на рынке пусковых услуг, КБ «Южное» пытается реализовать проект «Циклон-4М» в канадской провинции Новая Шотландия. Однако пока что он отстает от графика из-за необходимости длительных экологических согласований.

Тем временем украинские власти занялись демонтажом существующей системы управления космической отраслью. Сначала из сферы управления Государственного космического агентства было выведено ГП «Павлоградский химический завод», а теперь в ведение Министерства экономразвития и торговли хотят передать «Южмаш».

Глава ГКАУ Павел Дегтяренко негативно оценил эти события, считая, что переподчинение может привести к срыву международных контрактов. Но руководство «Южмаша» его опасения не разделяет.

В отрасли давно уже говорят о необходимости реструктуризации с целью избавиться от непрофильных и избыточных мощностей, которые значительно удорожают конечную продукцию и мешают предприятиям модернизировать собственные разработки. Тем не менее заказчики последней реформы пока не известны, как и их цели. Поэтому космическая отрасль Украины продолжает оставаться в зоне риска.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Каков «дух» — таковы и сидельцы

Получается, что открывать с помпой малозначительные объекты — это наша новая...

Александр Ватутин: «Не послушай Сталин Хрущева, дед...

Когда Ватутин оставил Житомир, Сталин был в ярости. С этого момента между ними...

Пекин как последний бастион на пути торговой тирании...

В контексте противостояния США и Китая развивающиеся страны теперь могут искать...

А новостей об отечественной экономике сегодня нет

Предварительные итоги экономического развития Украины в 2018 г. подтвердили главные...

Зеленая, как доллар

То, что ЕБРР отвернулся от украинского солнца, — скверный знак для многих инвесторов

Дефолт и «нетрясимая страна»

Дефолт, конечно, не конец света. Но перспектива его для страны, согласитесь, несколько...

Загрузка...

Выстрел в колено как способ заставить выучить...

Немногие здравомыслящие граждане говорят, что Украине следует спокойно и без истерик...

И прости нам долги наши

Американский экономист Хайман Мински, представитель монетарного посткейнсианства, в...

Прибрежный Азов: ни рыбы, ни улиток

В Минагрополитики считают, что военное положение может существенно отразиться на...

Гори все ядерным пламенем!

Ядерная энергетика в мире воспринимается неоднозначно

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка