Манна Зеленского

№10(944) 6 – 12 марта 2020 г. 04 Марта 2020 4

На XIII Международном молочном конгрессе

В Кабмине пришли к выводу, что украинского производителя все же надо поддержать. В 2021—2023 гг. на эти цели правительство обещает выделить более 90 млрд. грн. Вопрос только, как потратить их с наибольшей пользой, и не поздновато ли дойдут деньги до промышленников и аграриев.

Половина — аграриям

Всего лишь за полгода мировоззрение Владимира Зеленского и членов его команды претерпело трансформацию от полного отрицания какой-либо поддержки субъектам экономики до признания ее необходимости.

На прошлой неделе пресс-служба Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства (МРЭТ) сообщила о подготовке бюджетной декларации на 2021—2023 гг. В течение трех этих лет ведомство Тимофея Милованова прописало приоритетным направлениям производства и экспорта государственную поддержку в объеме более чем 90 млрд. грн.

Из этих средств 45,5 млрд. грн. достанутся аграриям в виде финансовой поддержки (40,9 млрд. грн.), кредитов фермерам (1,5 млрд. грн.) и гарантий для кредитования (3,12 млрд. грн.).

Промышленности обещают в общей сложности более 32,7 млрд. грн., в т. ч. 16,9 млрд. грн. — на развитие авиастроения, 6 млрд. грн. — в виде компенсации процентных ставок по кредитам на обновление производственного оборудования. Еще 6,8 млрд. хотят выделить на проекты региональной специализации, а 3 млрд. грн. внести в Фонд энергоэффективности в промышленности, создать который предлагают в экономическом ведомстве.

Отдельной строкой министерство Милованова хочет финансировать экспортеров, для которых запланировано в общей сложности 12,4 млрд. грн. Эти деньги фактически разделят между собой существующее пока только на бумаге Экспортно-кредитное агентство и организации, компенсирующие процентные ставки по кредитам экспортеров. При этом предполагается, что конечными получателями дотаций окажутся не только торговые компании, но и предприятия аграрного сектора и промышленности.

По годам господдержка должна составить: 2021 г. — 26 млрд. грн., 2022-й — 31 млрд. грн. и 2023 г. — 33 млрд. грн.

Курсовая ловушка

Очевидно, что к резкому развороту экономического курса, пока что декларированному, президента и его подчиненных подтолкнула курсовая ловушка, в которую попали украинские экспортеры, а вместе с ними и чиновники.

Перед выборами оппоненты Зеленского из лагеря Порошенко утверждали, что при президенте-комике гривню ожидает девальвация до 50 грн./$.

Произошло все ровно наоборот. Гривня укрепилась благодаря скупке гривневых облигаций внутреннего займа (ОВГЗ) нерезидентами: Минфин сполна предоставил им такую возможность.

Однако тезис «сильный президент — сильная гривня» в этом случае не сработал, поскольку промышленники оказались не готовы даже к небольшой ревальвации национальной валюты.

Как рассказывал автору руководитель одного из крупных машиностроительных заводов, из-за запрета на торговлю с Россией в 2014 г. они ушли с этого рынка и начали осваивать европейский. Однако после того как гривня вновь начала укрепляться, вынуждены были сообщить европейским партнерам, что не в состоянии производить для них продукцию, поскольку для предприятия она стала убыточной.

В итоге в Украине сложилась патовая ситуация, когда экономика продолжает расти, а промышленное производство падает. По итогам 2019 г. падение промпроизводства достигло 1,8%.

Противопоставить этому чиновники пока что смогли только манипуляцию статистикой. Недавно Госслужба статистики опубликовала «обновленные данные», согласно которым падение производства в прошлом году составило всего лишь 0,5%.

Как выяснилось, уменьшить глубину падения статведомству удалось за счет смены базового года расчета промышленного индекса — с 2010 г. на 2016-й.

Между тем уже сейчас понятно, что в дальнейшем украинскую экономику ожидают непростые времена, связанные с распространением по миру коронавируса, и реагировать на угрозы надо быстро и точно.

Аграрии уже прокомментировали обещания правительства помочь отрасли, указав наиболее эффективные, по их мнению, точки приложения. На XIII Международном молочном конгрессе, проходившем в Киеве 3—4 марта, участники рынка поставили задачу перед отраслью к 2024 г. увеличить поголовье коров почти в два раза (с нынешних 334 тыс. до более чем 600 тыс.) и нарастить производительность с 6 тыс. кг молока на корову в год до 8,5 тыс. кг.

Это позволит Украине выйти на показатель производства промышленного молока — 5 млн. т в год и обеспечить внутренний и экспортный рынки.

«Реализация этого потенциала даст нам возможность нарастить экспорт вдвое, вследствие этого увеличить поступления в бюджет и как следствие увеличить долю занятого населения», — заявила на конгрессе вице-президент Ассоциации производителей молока Анна Лавренюк.

Однако для этого молокозаводчикам необходимо гарантировать сохранность и расширение земель под пастбища, а также доступ к финансовым ресурсам и понятные системные правила налоговой и аграрной политики, которые «не меняются каждый день».

В ответ на эти пожелания замминистра МРЭТ Тарас Высоцкий заявил, что к июню власти намерены разработать программы поддержки агросектора, которые будут действовать в течение следующих трех лет.

По его словам, программы поддержки молочного животноводства в основе должны быть нацелены на максимальную производительность поголовья. Такой результат обеспечат программы компенсации покупки племенного высокопродуктивного поголовья, компенсации до 30% реконструкций и строительства животноводческих комплексов, а также удешевления кредитов до 5% годовых.

«Также мы бы хотели реализовать программу поддержки земельным ресурсом молочного животноводства из расчета дополнительно 2 га на одну корову. Кроме того, надеемся, что будут развиваться молочные семейные фермы. Дополнительно планируем запустить программу поддержки семейных и фермерских хозяйств путем выплат по 5 тыс. грн. на корову для хозяйств, содержащих не более 25 коров», — утверждает Тарас Высоцкий.

На крупнейшем авиастроительном предприятии — ГП «Антонов», которое, если планы МРЭТ реализуются, также получит крупную дотацию, знают, на что потратят деньги.

В пресс-службе госпредприятия «Антонов» сообщили, что если помощь выделят, она будет потрачена на современные программы, в т. ч. на программу импортозамещения по семейству Ан-1Х8 (Ан-148, Ан-158, Ан-178).

Как известно, в 2014 г. украинские власти приняли решение полностью отказаться от российских деталей в авиастроении. Для этого при экономическом ведомстве создали комиссию под председательством замминистра, которая должна была определить перечень покупных комплектующих изделий для предприятий авиационной отрасли и разработать меры по организации их производства в Украине с помощью государства. Однако этого сделано не было, и «Антонов» вынужден проводить импортозамещение за свой счет. Что делает его более длительным и дорогостоящим.

При этом производство сложной авиатехники практически во всем мире осуществляется не без помощи государства. Так, аэрокосмический гигант США — Boeing — регулярно получает исследовательские гранты минобороны США и NASA, которые исчисляются миллиардами долларов. В конечном итоге это позволяет снизить стоимость гражданских самолетов.

Европейский конкурент Boeing — Airbus решает те же задачи получением помощи ЕС для запуска новых проектов, в частности, производства самолета A380. Кроме того, европейский авиаконцерн имеет возможность кредитоваться по процентной ставке, ниже рыночной. У украинских предприятий такой возможности нет.

А вот президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий к идее правительства раздавать деньги промышленникам и аграриям отнесся весьма отрицательно. И дело не только в том, что в публикации Минэкономики ничего не говорится о целевой поддержке судостроения.

«Выпрашивать из бюджета деньги сейчас, когда учителя и врачи получают мизерные зарплаты, могут только люди низкого достоинства (в оригинале прозвучала еще более резкая характеристика). Однако я от имени судостроительной ассоциации написал три докладные на имя президента. И мы подготовили законопроект, основанный на опыте начала 2000-х, предполагающий изменение системы регулирования по всему отраслевому кластеру, начиная от проектирования судов. Но с конца лета мы так и не получили от власти никакого отклика», — рассказал «2000» г-н Лисицкий.

Наша власть, вероятно, самая неосведомленная в мире. Потому что пытается раздавать миллиарды в стране, где деньги разворовываются бесконтрольно. И не пытается изменить систему принятия решений.

Не развивая собственное судостроение, не имея своего транспортного флота, Украина теряет ежегодно несколько миллиардов долларов. Потому что морские перевозки — один из самых выгодных бизнесов. Моря занимают большую часть земного шара и позволяют дешевле всего доставлять товар из одной точки в другую.

После развала СССР Украина имела суда дедвейтом 6,2 млн. т и входила в 35 ведущих морских держав. Сейчас показатель водоизмещения сократился до 350 тыс. т. Суда дедвейтом еще 3,3 млн. т, принадлежащие украинским судовладельцам, ходят под флагами иностранных государств и зачастую обходят украинские порты, поскольку стоимость обработки грузов в Одессе значительно дороже, чем в других черноморских портах. Несколько лет назад об этом говорилось в отчете Мирового банка. Т. о. не используются гигантские возможности», — убежден глава судостроительной ассоциации.

Вирус — враг, учитель и друг

Что ж, за годы независимости украинские власти неоднократно пытались поддерживать как отдельные предприятия, так и целые отрасли. Однако почти всегда делалось это крайне неэффективно. Во многих случаях деньги банально разворовывались или в дело вмешивались внешние факторы.

Но сейчас даже самые благие намерения команды Владимира Зеленского могут оказаться запоздалыми, если помощь будет выделяться без учета негативных тенденций, связанных с экономическими последствиями распространения коронавируса.

Заявленные МРЭТ меры поддержки производства и экспорта датированы 2021—2023 гг. Однако действовать надо сейчас, а мероприятия, предусмотренные бюджетом текущего года, намного скромнее планов.

Между тем эксперты вовсю трубят о новом экономическом кризисе и даже о свертывании процесса глобализации и расходятся во мнении лишь относительно темпов замедления мировой экономики. Если вспышка коронавируса локализуется в Китае, последствия для экономики будут менее негативными. Если эпидемия распространится по всему миру и затронет другие крупные экономики, — более губительными.

В этом контексте украинские власти должны определить, кому они будут помогать: отраслям, которые понесут наибольшие убытки из-за вируса. Это могут быть металлургия и связанные с ней отрасли. Для их поддержки необходимо развивать программы внутреннего потребления металлопродукции.

Либо же госдотации получит недостаточно развитый у нас малый бизнес, который помог Поднебесной минимизировать социально-экономические последствия высокой заболеваемости. К ним относятся сферы онлайн-доставки и малые форматы торговли, транспортные услуги, бизнес, связанный с удаленной занятостью и т. д.

Уже сейчас понятно, что со вспышкой COVID-19 связаны страхи американских и европейских потребителей покупать продукцию, произведенную в Китае. Поэтому есть смысл как минимум зондировать возможность крупнейших корпораций, в том числе китайских, диверсифицировать риски, разместив в Украине свои производственные площадки.

Во всяком случае Украина может стать не худшей частью мастерской Европы, чем Польша, Чехия или Словакия. Но для этого украинские власти должны обеспечить хорошую регуляторную среду и предоставить желающим не худшие, чем у наших соседей, условия.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Зеленский объявил о готовности получить транш МВФ

Президент Украины Владимир Зеленский считает, что украинская власть выполнила все...

Зеленский провел кадровые перестановки в СБУ

Президент Украины Владимир Зеленский подписал ряд указов о кадровых перестановках в...

У Зеленского рассказали о коммуникации с Пинчуком

У Офиса президента Украины нет никакой особой коммуникации с украинским олигархом...

Зеленский сегодня полетит в Грузию: план визита

Президент Украины Владимир Зеленский сегодня с рабочим визитом полетит в Грузию. Там...

Законы о Высшем совете правосудия и предложения...

Рада сегодня продолжит рассмотрение поправок ко второму чтению законопроекта о...

Визит Зеленского в США: Ермак обсудил с Нуланд вопросы...

В продолжение регулярного диалога с американской стороной руководитель Офиса...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка