Мелкий бизнес под лупой налоговиков

№44 (881) 2 — 8 ноября 2018 г. 31 Октября 2018 5

НАМ ПИШУТ

Министерство экономического развития и торговли разработало и запустило сайт, с помощью которого каждый может узнать о планируемых надзорными органами проверках компаний и оценить работу по проверке. Кабмин обещает по-новому определять предприятия, где нужны проверки. Теперь каждый проверяющий орган должен ввести прозрачные критерии, чтобы определять, нужны ли проверки на том или ином предприятии. Раньше фискальная служба Украины получила доступ к информации о банковских счетах малых предпринимателей, зарегистрированных на упрощенной системе налогообложения (т. н. ФОПов), и начала подготовку к проведению проверок. Это довольно тревожная для ФОПов информация, потому хотелось бы узнать подробнее — что и как именно будут проверять у них фискалы? На что они имеют право, а на что — нет? В чем цель этих проверок?

Елена БУХТЕНКО, Львов

Государственная фискальная служба (ГФС) регулярно публикует на своем сайте планы-графики «Документальных плановых проверок налогоплательщиков — физических лиц», у которых объем дохода за год не превышает 20 млн. грн. В документах указываются фамилии, имена и отчества предпринимателей, а также даты проверок. В плане-графике, опубликованном в мае этого года, ГФС запланировала проверить 2039 физических лиц.

Заниженные обороты

Следует учитывать, что проверки подразделяются на документальные (плановые, внеплановые, выездные, невыездные и электронные), фактические и камеральные.

В закон о госнадзоре (№1728) с 1 января 2018 г. были внесены изменения, расширяющие основания для внеплановых мер контроля. Внеплановая проверка может быть проведена в случае наступления события, которое имеет значительное негативное влияние (согласно критериям, утвержденным Кабмином) на права, законные интересы, жизнь или здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства. Кроме того, такая проверка может быть проведена для выяснения, как предприятие выполнило предписания после предыдущей ревизии.

В начале октября этого года ГФС начала проверять предпринимателей, которые получают платежи за товары и услуги на личные счета и таким образом скрывают свой реальный оборот. По словам и. о. заместителя главы ведомства Евгения Бамбизова, банки по требованию ГФС стали предоставлять информацию о счетах, открытых лицами, имеющими статус ФОП. Предварительный анализ показал, что только треть из них открыта как счета для ведения предпринимательской деятельности. «Налоги должны платить все — и крупный бизнес, и ФЛП (физическое лицо—предприниматель. — Авт.)», — заявил он.

Из почти 2 млн. самозанятых лиц банковские счета, открытые для осуществления предпринимательской деятельности, есть лишь у 964 тыс. ФОП. Налицо умышленное занижение оборотов бизнеса и уклонение от уплаты налогов. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко объяснил, что проверки будут начинаться со 150 тыс. грн., а иногда и с 300 тыс. грн. У всех субъектов предпринимательской деятельности есть налоговый код. Его сверяют со списками всех таких субъектов и их кодами и таким образом определяют оборот по банковским картам физлица. Если оборот нетипичный, представители службы просят пояснений.

К слову, уже есть первые ласточки. В Харьковской обл. выявили женщину, которая в 2017 г. занималась торговлей. Средства за реализованный товар получала на карточные счета как физлицо. Эти суммы не декларировала и налоги с них не платила. За год она получила 9,2 млн. грн. После проверки ГФС ее обязали уплатить 2,7 млн. грн. налогов и сборов.

Инициатива ГФС о проверке личных счетов ФОПов на предмет уплаты налогов вызвала огромный резонанс в предпринимательской среде. Как сказала президент Ассоциации защиты банков Екатерина Назимко, главная причина — ГФС за счет штрафов мелких предпринимателей хочет больше наполнить бюджет. Как правило, ей это удается, но вреда от таких действий больше, чем пользы, поскольку, согласно рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2018, Украина занимает худшие позиции среди стран бывшего соцлагеря.

По словам адвоката компании Ario Law Firm Натальи Швец, стремление ГФС контролировать доходы физических лиц, которые одновременно являются и ФЛП, понятно, но автоматический обмен информацией между банками и фискальным органом не должен пугать бизнес. Необходимо досконально урегулировать законодательство, касающееся данных правоотношений.

По данным МВФ, объем теневых денежных операций в Украине сопоставим с половиной украинского бюджета — около $55 млрд. В США, Нидерландах, Японии, Швейцарии, Сингапуре и других развитых странах этот показатель находится в пределах 7—15% ВВП. ГФС указала, что по результатам проверок субъектов хозяйствования, которые выплачивали зарплату и другие доходы физическим лицам с нарушением законодательства, в январе—августе 2018 г. было доначислено 642 млн. грн. на доходы физлиц, 173 млн. грн. единого взноса и 28 млн. грн. военного сбора. За 9 месяцев 2018 г. было предотвращено разворовывание 2,7 млрд. грн. НДС, изъято из незаконного оборота 4,3 млрд. грн. денежных средств и имущества, возмещено в бюджет денежными средствами 3,1 млрд. грн., что на 5,8% превышает аналогичный показатель января—сентября 2017-го.

Предпринимателям также следует учитывать, что ГФС штрафует за нарушение правил ведения книг учета расчетных операций (КУРО), своевременная подача отчетности в электронном виде не спасает. Эксперты утверждают, что хоть вся необходимая отчетность автоматически попадает в базу данных ГФС через электронные предпринимательские кабинеты, для перестраховки все равно нужно вести учет наличной прибыли каждый день в КУРО, вручную вклеивать отчеты, расчетные квитанции, чеки и т. п. За нарушение могут оштрафовать в пятикратном размере от неоприходованной наличности.

Главное — не переборщить с расходами

ГФС информирует, что документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике, размещенном на официальном сайте ведомства. Руководитель (заместитель или уполномоченное лицо) фискального органа принимает решение о ее проведении, которое оформляется приказом. Право на проверку предоставляется только в случае, когда налогоплательщику не позднее чем за 10 календарных дней до дня ее проведения вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты ее начала.

Продолжительность документальной плановой проверки для субъектов малого предпринимательства не должна превышать 10 рабочих дней. Продление сроков возможно по решению руководителя фискального органа не более чем на 5 рабочих дней.

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель (заместитель или уполномоченное лицо) фискального органа принимает решение, которое опять же оформляется приказом. Право на ее проведение предоставляется лишь в случае, когда налогоплательщику до начала визита налоговиков вручена копия приказа. Продолжительность проведения документальной внеплановой проверки для субъектов малого предпринимательства не должна превышать10 рабочих дней. Продление сроков возможно по решению руководителя контролирующего органа не более чем на 2 рабочих дня.

Следует также учитывать, что, согласно ч. 8 ст. 4 закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», органы госнадзора (контроля) и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя реализации такого мероприятия.

Резонный вопрос, когда ждать проверку, если ФОП прекращает свою деятельность. Налоговики могут назначить и провести документальную проверку физлица — плательщика налогов на основании сведений, полученных от органа государственной регистрации о прекращении предпринимательской деятельности, представленной в контролирующий орган по основному месту его учета.

При этом срок, в течение которого руководитель (заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение о назначении документальной внеплановой проверки при прекращении деятельности физическим лицом — предпринимателем (физлицом, осуществлявшим независимую профессиональную деятельность) или по заявлению налогоплательщика, в Налоговом кодексе Украины (НКУ) не определен.

ГФС утверждает, что имеет право проводить документальные (плановые или внеплановые, выездные) или фактические проверки в срок, определенный в направлении на проверку с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика.

В законодательстве нет четкого определения понятий «рабочий день» и «рабочее время». Вместе с тем, согласно разъяснению Минтруда, рабочее время — это время, в течение которого работник должен выполнять обязанности по трудовому договору. Режим работы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливаются работодателем самостоятельно в правилах внутреннего трудового распорядка или в коллективном договоре. Отсюда вывод — налоговики не имеют права проверять, когда им вздумается, а должны учитывать график работы предпринимателя.

О том, чем в первую очередь будут интересоваться налоговики, можно судить по трем типичным нарушениям предпринимателей: несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, декларирование в неполном объеме доходов от осуществления предпринимательской деятельности и минимизация доходов за счет необоснованных расходов.

По итогам проведенных в 2016—2018 гг. документальных плановых проверок самозанятых лиц, по которым установлены расхождения между самостоятельно декларируемыми и фактически полученными от налоговых агентов доходами от осуществления предпринимательской деятельности, обнаружена недоплата в бюджет налоговых платежей в размере 283 млн. грн.

На вызов по телефону можно не реагировать

Права и обязанности налоговиков прописаны в НКУ, мы же обратим внимание на нюансы, которые должны учитывать предприниматели.

Как указывалось выше, право на плановую выездную проверку предоставляется только в том случае, если налогоплательщику не позднее чем за десять дней до начала ее проведения направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания.

Что делать, если инспектор нарушил это требование НКУ? Предприниматель может не допустить его, потребовав доказательства, что уведомление о проверке было вовремя направлено. У него появится 10 дополнительных дней. Впрочем, во избежание нежелательного конфликта можно разрешить налоговикам произвести проверку, а затем либо написать жалобу в ГФС, либо подать иск в хозяйственный суд о признании недействительным такого решения.

Если налоговый инспектор прибыл для внеплановой проверки на основании выявления недостоверности налоговой декларации, предприниматель может сослаться на то, что не получил соответствующий запрос. Согласно закону, проверка на основании недостоверности может проводиться в том случае, если предприниматель не предоставит пояснения и документальные подтверждения на обязательный письменный запрос ГФС в течение десяти дней со дня его получения. Но если он поставит личную подпись на документе, что такое письмо получил, проверки не избежать.

Если налоговый инспектор позвонил по телефону предпринимателю, назначил дату встречи и указал, какие документы ему следует принести, на такой вызов можно не реагировать, поскольку он должен оформляться исключительно в письменном виде (заказное письмо за 10 дней до даты проверки).

Также следует иметь в виду, что инспектор при проверке не может забирать с собой часть документации. Это следует из НКУ, где указано, что налоговики имеют право получать бесплатно от плательщиков налогов информацию, справки, заверенные копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, доходах, расходах плательщиков налогов и т. п. Однако они обязаны обратиться с письменным запросом. Он подписывается руководителем (заместителем) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые ее подтверждают, а также основания для направления запроса.

Плательщик налогов обязан представлять информацию, указанную в запросе, и ее документальное подтверждение в течение месяца со дня, следующего за днем его поступления. Если запрос составлен с нарушением требований, плательщик налогов освобождается от обязанности отвечать на него.

Нередко во время проверки выясняется, что часть документов у предпринимателя отсутствует. Согласно НКУ, срок хранения документации, подтверждающей налоговые декларации, составляет не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности. Если она сгорела, была украдена и т. п., предприниматель обязан в течение 5 дней письменно уведомить об этом орган налоговой службы по месту учета. На их восстановление выделяется 90 дней со дня уведомления налоговиков. В противном случае предпринимателю грозят штрафы.

Юристы также обращают внимание на камеральные проверки, во время которых проверяется правильность заполнения отчетности и соответствие суммы налогового обязательства, заявленного к уплате в бюджет. Такую проверку налоговик проводит на своем рабочем месте, исходя из данных, указанных предпринимателем в отчетности. Инспектор не имеет права требовать от предпринимателя какие-либо документы, подтверждающие приведенные в отчетности данные. Если у него возникли сомнения в декларации, ГФС должна направить предпринимателю письменный запрос для представления пояснений и их документальных подтверждений. С внеплановой проверкой налоговики могут нагрянуть только в случае, если предприниматель не предоставит требуемую информацию в течение 10 дней.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Женщинам-саперам «зеленый свет»

В Чернигове в 8-м учебном центре Госспецтрансслужбы Минобороны на днях стартовал...

Живи где хочешь, но за регистрацию заплати

Для регистрации или снятия с регистрации будет подаваться только...

Первая мировая: причины не поняты, уроки не выучены

Решающей схватке на полях сражений обычно предшествует война протекционизмов,...

Рева: пей, колись, страна! За все заплачено!

мы должны не только сами платить за квартиру, но и оплачивать счета неких спившихся или...

«Геть від Москви!» вылилось в «Геть з України!»

Трудовая миграция из Украины приобрела масштаб национального бедствия....

Загрузка...

Учим чиновников коммуникации за счет госдепа

Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА) в партнерстве с...

Медицинский психолог Тина Берадзе: «Мы теряем своих...

За прошлый год почти 6 тысяч украинцев свели счеты с жизнью

Какая погода, такой и прогноз топливного рынка

На фоне резкого повышения стоимости коммунальных услуг — а с 1 ноября цена кубометра...

Короткий ствол и долгая дорога

После принятия закона о гражданском оружии уровень уличной преступности за первый год...

Предприятия бумажные, а долги реальные

Есть предприятия, которые по 10 лет проходят процесс ликвидации. И безуспешно

Президентские одежды из «Карточного домика»

Пока Центризбирком официально не дал отмашку началу выборов, а произойдет это, кстати,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка