«Мерседес» с большой дороги

23 Августа 2002 0

За первое полугодие нынешнего года на границе Украины задержано больше ворованных автомобилей, чем за весь 2001-й. Легально ввозить их становится все сложнее. А нелегально — опасно.

Иномарки прорывают кордон

14 августа на украинско-венгерской границе новые «Мерседес» и БМВ, сбив венгерского пограничника, демонстративно прорвались в Украину.

Водители намеревались проехать лесом недалеко от пункта пропуска «Лужанка», но попали в ловушки, расставленные украинскими пограничниками. Многие проселочные дороги, которые не используются местными жителями, перекопаны и нашпигованы всевозможными средствами принудительной остановки автотранспорта. Предосторожность отнюдь не лишняя: здесь и ранее фиксировались подобные «прорывы».

Заслоны сработали и в этот раз. Две тяжелые иномарки, имевшие к тому же низкую осадку, не смогли преодолеть заграждения и с пробитыми колесами застряли в проселочной грязи. Преступники вынуждены были бросить машины, пересесть в ожидавшую их на украинской стороне белую «Ниву» и скрыться с места происшествия.

Сейчас в Закарпатье проводится ее поиск, правоохранительные органы совместно с венгерскими коллегами устанавливают личности злоумышленников. На горных перевалах выставлены дополнительные контрольные посты и секреты, а в лесу устанавливаются сигнальные мины.

Аналитики Госкомграницы уверены, что подобные атаки будут продолжаться минимум год. Приближаются сроки вступления Польши, а затем и других восточноевропейских стран в ЕС. Как только это произойдет, заниматься перегоном ворованных машин будет крайне сложным занятием и не исключено, что данный вид криминального бизнеса утратит актуальность. Но пока он жив.

Можно ли купить «Мерседес» за 2—3 тысячи гривен? Еще недавно некоторые изъятые у незаконных владельцев иномарки самых престижных моделей оценивались в такие вот смешные суммы.

Иномарка за 2 тысячи...

гривен

Но дальнейшая судьба подобных машин столь же удивительна: судя по документам, они реализовывались для нужд «широких слоев населения». А на практике — лишь наиболее приближенных к авторыночным делам.

Специалисты, занимающиеся перегоном иномарок из Европы в Украину и страны СНГ, прекрасно знают, где и когда разумнее пересекать границу, точно рассчитывают, чтобы в это время службу несли знакомые контролеры и таможенники, а очереди в пункте пропуска отсутствовали. Серьезные люди предпочитают плановый подход.

В последние годы любителей в этом бизнесе вытеснили настоящие профессионалы, те, кто за одну ходку осуществляет перегон сразу от четырех до десяти машин. У них на кон поставлены сотни тысяч долларов, товар ожидают на специализированных рынках, задаток получен и потрачен. А время, наоборот, не ждет. Поэтому малейших эксцессов и неувязок на кордоне опасаются как огня: они слишком накладны для всех заинтересованных сторон — поставщиков, курьеров, покупателей, причастных к обороту «колес» чиновников. И главное — чреваты непредсказуемыми последствиями, так как почти все догадываются, что любое авто может оказаться ворованным.

«Черная дыра»

Поломать практику необъективной оценки и несправедливой реализации конфискованного автотранспорта взялись возглавившие в конце прошлого года Госкомграницы Николай Литвин и Гостаможслужбу — Николай Каленский. И кое-что удалось изменить: если в 2001 году пограничниками задержаны 233 машины (в последующем оцененные соответствующими органами в 1.114.708 гривен), то за семь месяцев нынешнего — изъяты уже 300 авто на 3.100.144 грн.

Особенно жестко за наведение порядка в пунктах пропуска через кордон взялись в Госкомграницы. Недавно назначен новый начальник управления погранконтроля и регистрации полковник Виталий Антонюк, в некоторых КПП на 75% заменен командный состав, скомпрометировавшие себя сотрудники уволены из войск или переведены на должности, не связанные с пропуском лиц и грузов. В каждом погранпереходе к услугам граждан — информационные щиты и телефоны доверия.

Сделано действительно многое, наметился прогресс, хотя утверждать, что наведен желаемый порядок еще рано.

Но вернемся к теме перемещения ворованного автотранспорта. Профессионалы от этого бизнеса идут на риск вполне сознательно, в надежде, что пограничники не обнаружат фальшивые техпаспорта и перебитые номера на кузовах и двигателях. Или, если машину все же конфискуют, ее удастся со временем выкупить за бесценок.

Как показывает практика, сегодня очень редко автомобиль, даже разыскиваемый Интерполом, возвращается истинному хозяину. То ли владельцы не особо настаивают, то ли страховые компании не очень рьяно ищут пропажи и защищают интересы своих клиентов, но за пределами Европейского Союза такие иномарки исчезают, словно в «черной дыре».

Между тем два года назад Украина всерьез занялась проблемой контроля на кордоне за всеми транспортными средствами. Инициатива возникла на межведомственном уровне МВД и Госкомграницы. Теперь милиция незамедлительно передает пограничникам информацию о всех похищенных авто, в том числе поступающую по линии Интерпола, а те в свою очередь отслеживают возможность их перемещения через кордон. Как результат — у граждан Украины появилась уверенность, что угнанную машину не переправят за рубеж, а у иностранцев больше шансов вернуть пропажу.

Только в июле задержали 25 машин при попытке ввезти в нашу страну и еще 18 — вывезти. Три четверти из них следовали на польском и венгерском направлениях. Чаще всего ворованный транспорт задерживался в пунктах пропуска «Шегини», «Тиса», «Рава-Русская», «Устилуг».

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка