Минздрав предупредил: проверит по-американски

№3(803) 20 — 26 января 2017 г. 19 Января 2017 5

Последние инициативы, исходящие из украинского Минздрава, не обсудил только ленивый и тот, кто не пользуется интернетом. По уровню общественного резонанса вокруг своей деятельности это ведомство держит пальму первенства среди всех министерств. Незамеченным не осталось и нововведение, которое касается подготовки будущих врачей.

В конце декабря 2016 г. Минздрав разослал ректорам медицинских вузов страны информационное письмо, подписанное и. о. министра Ульяной Супрун.

В документе, обнародованном на сайтах университетов и академий, речь идет о том, что весной будет проведена проверка того, насколько наше медицинское образование соответствует международным стандартам, в частности американским. Для этого в рамках лицензионного экзамена «Крок-3» врачи-интерны уже в марте должны будут сдать субтест по оказанию помощи при неотложных состояниях, основанный на аналогичном тесте, разработанном в США. Похожее испытание ожидает в мае студентов-медиков 6-го курса. Им предписано пройти тест, подспорьем для которого стал заокеанский тест «Международные основы медицины».

На днях сотрудницы Центра тестирования при Минздраве Марина Мруга и Леся Войтенко немного успокоили студентов и интернов, сообщив, что на оценивание результата экзамена «Крок» его американская часть не повлияет. Она будет представлена как отдельный блок вопросов. Писать тест будут не на английском, а на украинском языке.

По словам Марины Мруги, выбор именно американского теста был обусловлен тем, что оценивание уровня медицинского образования по-американски представляет собой «золотой стандарт».

Из этого следует, что в результате пробного тестирования пострадать может разве что самолюбие студентов и интернов и в какой-то мере репутация учебного заведения. «2000» собрали мнения представителей медицинской сферы по актуальному поводу.

Роман Свистун, кандидат медицинских наук, доцент, директор Учебно-научного института последипломного образования Тернопольского государственного медицинского университета им. Горбачевского:

— Думаю, тест будет составлен в форме анкеты на отдельных бланках или что-то в этом роде. В подавляющем большинстве студенты нашего вуза и интерны, уверен, справиться с ним смогут. В чем разобраться будет трудно, так это в некоторых медицинских параметрах. Например, в США результатами компьютерной томографии пользуются лет 20, она давно внедрена повсеместно, а в Украине этот процесс начался недавно.

Кстати, наша система «Крок» уникальна для постсоветских стран, она действует только в Украине.

Системе независимого тестирования в отечественном медицинском образовании не первый год, основана она как раз на американской методологии и показала свою эффективность: знания студентов и интернов оценивают непредвзятые специалисты, которые не зависят от администрации медицинских вузов. Поэтому не нужно так бояться американских тестов. Их введение — это нормально, есть стимул к совершенствованию.

Западные учебные программы более детализированы, чем отечественные. Например, перед врачом стоит задача провести непрямой массаж сердца. В зарубежных стандартах прописано конкретное количество нажатий на грудную клетку пациента. В наших методических рекомендациях, грубо говоря, указан разбег 60—84 нажатия, в их инструкциях — конкретная цифра. У нас чуть больше «демократии», врач имеет немного больше пространства для маневра. А на Западе стандарты выучили раз и навсегда и не пересматривают их в рабочем процессе.

Наталья Завгородняя, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой офтальмологии Запорожской медицинской академии последипломного образования, член Европейского и Американского обществ катарактальных и рефракционных хирургов, практикующий врач с 1987 г., руководитель офтальмологической клиники «Визус» в Запорожье:

— В целом идею изменений в выпускных экзаменах считаю позитивной. «Крок-3», который сдают интерны, давно нуждается в усовершенствовании. Ведь его вопросы на 80% состоят из общемедицинских, при том что в интернатуре молодой человек получает уже конкретную врачебную специализацию. И было бы логично, чтобы на экзамене он продемонстрировал знание конкретного сегмента медицины. Например, сейчас без пяти минут офтальмологам, урологам, ЛОР-врачам и другим предлагают ответить на два-три специализированных вопроса из общего массива. Готов ли выпускник интернатуры работать по специальности, по итогам экзамена не всегда понятно.

Возвращаясь к введению вопросов по американскому образцу, отмечу, что конечная цель пока неясна. Что даст проверка, кроме выявления несоответствий между украинской системой медицинского образования и американской? В среде более-менее продвинутых врачей эти отличия и так известны. Экзаменуемый должен показать, как он освоил материал на протяжении семестра, одного или нескольких учебных лет.

Вообще студент — такой человек, который может выучить все. Но ему нужно дать время, поэтому малый срок подготовки к тестированию — это, наверное, неправильно. Если вы даете образование не по той программе, значит, не имеете права спрашивать.

Введению каких-либо вопросов в экзамен должно предшествовать их введение в учебную программу. Подготовиться самостоятельно к сдаче экзамена в медицине крайне сложно. Современный объем мировой медицинской информации огромен и разнообразен, и студент или интерн должны четко знать, что именно им нужно искать и использовать.

Смогут ли украинские интерны сдать американский тест по оказанию помощи при неотложных состояниях? Если говорить сугубо о медицинских аспектах, например о технике проведения реанимации, то она аналогична. Но сама организация здравоохранения существенно отличается, и рассказать об американских принципах у наших неподготовленных интернов не выйдет. Допустим, в США функционирует служба доврачебной помощи 911, у нас такой нет; пациента в неотложном состоянии у них везут в больницу одного типа, у нас — другого.

Если поставлена задача не просто выяснить, насколько велика разница между подготовкой наших студентов и западных, а начиная со следующего учебного года модернизировать учебные программы, тогда эта инициатива правильная. Люди во всех странах болеют одинаково, лечить их нужно одинаково.

Отличие отечественной и западной систем образования — один из факторов, существенно влияющих на адаптацию наших врачей за рубежом, если они решили найти работу там. Для украинских студентов, обучающихся другим профессиям, например, для будущих юристов, инженеров, экономистов, маркетологов, уже не составляет проблемы завершить курс обучения за границей, поехать на стажировку в иностранный вуз и оттуда попасть на производственную практику в западную компанию.

В среде будущих медиков студенческий обмен ограничен. Поэтому врачам, уже имеющим опыт, во многом приходится учиться заново. На Западе лекарства выписывают по названию действующего вещества, у нас в рецепте традиционно указывают коммерческое на-звание препарата. И таких отличий немало.

Евгений Якушкин, студент 6-го курса Одесского национального медицинского университета, медбрат многопрофильной университетской клиники:

— Мне кажется, что возможности качественно провести заявленный тест пока нет. В течение учебы мы сдаем «Крок» разных уровней трижды: после третьего курса, после шестого и после интернатуры. Экзамен вводили в течение трех лет: сначала было три пробных «Крока» и лишь потом окончательный вариант.

Из своего опыта могу сказать, что в экзамене были недоработки, недочеты. А сейчас на введение нового теста отвели меньше полугода. У шестикурсников и так большая учебная и практическая нагрузка: мы готовимся сдавать госэкзамены, кто-то совмещает учебу с работой или с наукой. Желаем ли мы проходить еще одно, дополнительное, испытание? Думаю, ответ очевиден.

К тому же не совсем понятно, какие преимущества получает выпускник медицинского вуза после успешной сдачи теста. Она никак не влияет на его будущее трудоустройство, если он соберется уехать на работу за границу. Если намерен остаться в Украине, то тем более ни на что не влияет. Я, например, из своей страны уезжать не собираюсь. Наша система здравоохранения работает по своим правилам, в соответствии с приказами и рекомендациями нашего Минздрава, американская, западноевропейская — по своим.

Для доктора первостепенным является знание того, как устроен человеческий организм, какой в нем может быть сбой и как с этим бороться. Как организована система здравоохранения за границей — да, такое знание может быть полезно в будущем, когда врач проработает определенное время, получит профессиональный опыт, расширит горизонт своего восприятия профессии. Но изучать этот вопрос детально уже сию минуту молодому врачу, по моему мнению, необязательно.

Второй момент. Как украинский студент или интерн может пройти американский тест, если системы медицинского образования в Украине и США сильно отличаются? Курса «Международные основы медицины» в своей университетской программе не припомню. У нас своя учебная база — материалы, учебники, авторы которых нередко представляют свою научную школу.

Отечественная медицина больше ориентирована на нозологический аспект, на внешние проявления болезни. Наши специалисты востребованны, в частности, в странах третьего мира, потому что могут предположить и обосновать диагноз, не пользуясь высокотехнологичным оборудованием, ведь в небогатой стране его может и не быть. Западный подход предполагает доступ к высокоточной аппаратуре, дорогостоящей лабораторной диагностике и т. д.

Американские и западноевропейские студенты-медики сначала долго учатся на манекенах разных уровней реалистичности и только потом могут быть допущены к пациенту. В Украине курсы симуляционной медицины только создаются. Так, в Одессе открыт один из первых симуляционных центров, где я работаю как тьютор (наставник. — Авт.). К нам приезжали лекторы из Голландии, Канады.

Международное сотрудничество очень интересно и приносит свои плоды, но преподавать всем студентам симуляционную медицину пока невозможно, поскольку она требует существенных финансовых вложений. В то же время никакой манекен не сымитирует человеческое тело полностью: найти подкожные вены на манекене — одно, на пациенте — другое, и эта задача бывает куда сложнее.

Словом, идея тестирования по зарубежным стандартам имеет право на жизнь, но требует правильного последовательного воплощения. Сложно ожидать от украинских студентов и интернов, что, обучаясь на одной базе, они легко смогут сдать экзамен, соответствующий другому курсу, к тому же не имея достаточно времени для подготовки. Четыре с половиной месяца — это очень мало.

Справка «2000» 

Сайт Тернопольского государственного медицинского университета им. Горбачевского: tdmu.edu.ua.

Сайт Запорожской медицинской академии последипломного образования: zmapo.edu.ua.

Сайт Одесского национального медицинского университета: odmu.edu.ua.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Дефицит боеготовности: в чем причина медлительности...

Держать вооруженные силы в постоянной боевой готовности накладно

В бою без «дашки» как без рук

25-я отдельная воздушно-десантная бригада в прошлом году отметила 15-летие

Армия: матрасы уже не ватные

На продовольственное обеспечение войск в 2018-м предусмотрено 3,5 млрд. грн.

Оборонительный трансформер

Если в какой-то госструктуре есть коррупция, это не означает, что мы должны такую...

Без паники

Срок действия пошлины 30 евро на тонну заканчивается 15 сентября 2018 г.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка