Найдутся ли деньги на ударный беспилотник?

№10 (898) 8 — 14 марта 2019 г. 05 Марта 2019 2

Опытный образец тактического разведывательного БПЛА «Горлица»

Конструкторы и другие специалисты госпредприятия «Антонов» ведут разработку ударного беспилотного летательного аппарата, предназначенного для Вооруженных cил Украины.

Ранее в том же ГП был создан опытный образец тактического беспилотника разведывательного назначения «Горлица», который впервые показали представителям СМИ во время демонстрационного полета 8 ноября 2017 г. на аэродроме летно-испытательной базы «Антонова» вблизи Гостомеля. Затем последовали летные испытания, в ходе которых выяснялись нюансы поведения «Горлицы» при взлете и приземлении, проверялась управляемость в полете и т. д.

А тем временем конструкторы ГП «Антонов» на основе технического задания, подготовленного Центральным НИИ вооружения и военной техники ВСУ, приступили к разработке проекта беспилотного летательного аппарата другого целевого назначения — ударного стратегического. Он будет отличаться как внешним обликом, так и своими, естественно, бо'льшими размерами, весом и другими параметрами.

С Николаем Воробьевым, директором программы по беспилотным авиационным комплексам (БАК) на «Антонове», мы познакомились на проходившей в Киеве в октябре 2018 г. международной научно-практической конференции «Проблемы координации военно-технической и оборонно-промышленной политики в Украине. Перспективы развития вооружения и военной техники». Беседа, начавшаяся во время перерыва между заседаниями, на которых Николай Митрофанович был одним из докладчиков, продолжилась затем у стенда ГП «Антонов» в экспозиции госконцерна «Укроборонпром» на двух объединенных между собой международных выставках — «Зброя і безпека» и «АвіаСвіт-ХХІ», где среди «антоновских» экспонатов была и модель будущего ударного беспилотника.

— Известно, что применение беспилотных авиационных комплексов различных типов в современных военных конфликтах позволяет вести качественную воздушную разведку, а при использовании ударных БАК — эффективно поражать намеченные цели противника, — говорит г-н Воробьев. — В Украине потребности ее Вооруженных сил в беспилотной авиационной технике особенно актуальны с учетом продолжающихся уже пятый год военных действий на востоке страны. А еще разные беспилотники могут найти себе всевозможное применение и в Пограничных войсках, Национальной гвардии, Государственной службе по чрезвычайным ситуациям, а также в сельском хозяйстве. Кроме того, для мониторинга земной поверхности и морских акваторий, газопроводов и линий электропередачи, различных объектов инфраструктуры и т. д.

Одной из наших первых разработок тактического назначения, — продолжает г-н Воробьев, — стал уже упоминавшийся разведывательный беспилотный авиационный комплекс «Горлица». Его взлетная масса 200 кг. Способен нести до 50 кг полезной нагрузки. Максимальная высота полета — 5000 м, практическая дальность полета — до 1050 км, тактический радиус действия — 80 км. Крейсерская скорость полета 150—180 км/час, максимальная же скорость — 230 км/час, а рабочая высота ведения воздушной разведки — 1800—2400 м с продолжительностью до семи часов.

При этом стоит, пожалуй, отметить, что на разработку по той теме «Антонов», к сожалению, не получал никаких госбюджетных ассигнований, а потому все работы по «Горлице» — научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие — пришлось осуществлять за счет собственных средств предприятия.

Теперь решается очередная задача — разработка ударного стратегического БПЛА, который будет входить в состав многоцелевого беспилотного авиационного комплекса, предназначаемого для поражения различных наземных и надводных целей, как стационарных, так и мобильных, в условиях, когда противник применяет средства ПВО и РЭБ.

Разрабатываемый беспилотник, по замыслу проектировщиков и конструкторов, будет иметь такие габариты: длина — 13,09 м, высота — 4,45 м, размах крыла — 24,63 м. Взлетная масса будущего БПЛА составит 6 т, максимальный запас топлива — 2700 кг, а максимальная масса целевой полезной нагрузки — 1400 кг.

Ударный беспилотник планируется оснастить двумя модифицированными турбовинтовыми двигателями АИ-450 отечественной (запорожской) разработки, имеющими мощность по 750 л. с. каждый. Это позволит развивать крейсерскую скорость 310—420 км/час. А продолжительность рабочего полета на крейсерской высоте, которая составит около 12 200 м, будет до 24 часов.

Стратегический ударный беспилотник, проект которого разрабатывают конструкторы и другие специалисты ГП «Антонов», а пока что на выставке продемонстрировали макет такого летательного аппарата

В этом БПЛА на его подкрыльных и подфюзеляжных точках подвески могут размещаться различные виды полезной нагрузки — и не только ударное вооружение (бомбы и ракеты), но и оборудование для оптико-электронной, радиоэлектронной разведки и для радиоэлектронного подавления средств РЭБ противника. Кроме того, предусматривается, что у беспилотника будут еще различные датчики и бортовой комплекс обороны.

— Хотелось бы отметить, — подчеркивает Николай Митрофанович, — что сейчас созданием ударных беспилотных летательных аппаратов в классе БПЛА для средневысотных и больших высот полета никто в Украине, кроме госпредприятия «Антонов», не занимается, поскольку для нашей страны это стало принципиально новой разработкой. Такой будущий украинский ударный БАК по своим тактико-техническим характеристикам будет близок к американскому беспилотному авиационному комплексу MQ Reaper.

Для реализации в нашей стране такой программы и создания соответствующих новых видов высокотехнологической продукции, какой являются беспилотные авиационные комплексы, разработчики из «Антонова» предлагают привлечь ряд отечественных предприятий и организаций. В т. ч. ГП «Ивченко-Прогресс» в Запорожье (разработка модифицированных авиадвигателей), КБ «Луч» в Киеве (создание ударных видов вооружения для БПЛА), НИИ радиотехнических измерений в Харькове (оборудование командно-телеметрической радиолинии и радиолинии для передачи данных), «Телекарт-Прибор» в Одесе (создание наземных станций управления), и др.

Кроме уже упоминавшихся беспилотных летательных аппаратов, в ГП «Антонов» предлагают к реализации и программу по созданию мишенного комплекса. Он будет способен имитировать в воздухе полеты малоразмерных и полноразмерных целей различных типов (таких, как «самолет», «вертолет», «крылатая ракета», «беспилотный летательный аппарат») и при этом иметь возможность обеспечивать подобность характеристик мишени и имитируемой ею цели.

Такой мишенный комплекс можно использовать как для тестирования средств противовоздушной обороны и тренировки ее расчетов, так и для испытания новых видов артиллерийского и ракетного вооружения (в стрельбе по летящей мишени).

БПЛА, который станет основным компонентом мишенного комплекса, конструкторы предлагают оснастить малым реактивным двигателем и комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), что позволит обеспечивать выполнение различных задач. Управление полетом такого беспилотника будет осуществляться с помощью наземной станции по заранее заданной программе, а в случае необходимости можно будет перейти на ручное управление.

Взлет БПЛА предусматривается производить с катапульты стартовой установки, а его посадку — либо на парашюте, либо «по-авиационному» — на специальную предназначенную для этого лыжу.

Понятно, что осуществлять большой комплекс задач по разработке, созданию и испытанию ударных стратегических и других БПЛА за собственные средства предприятия нереально, ибо таких немалых финансовых средств у ГП «Антонов» просто нет. А потому, как подчеркнул Николай Воробьев, для реализации программы по созданию таких беспилотных авиационных комплексов, нужных и важных для Вооруженных сил и ряда других структур нашей страны, необходим государственный заказ — с соответствующим госбюджетным финансированием.

...В нынешней ситуации, учитывая, что в госбюджете Украины на 2019 г. отечественное авиастроение не почувствовало реальной государственной заботы об этой весьма важной для экономики и обороны страны отрасли, поневоле возникает вопрос касательно перспектив финансового обеспечения работ по созданию современных и высокоэффективных беспилотных авиационных комплексов: откликнутся ли на все это «наверху»?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

БПЛА в Китае начинают использовать в самых различных...

Использование БПЛА снижает себестоимость и риск перевозок, позволяет сэкономить...

«Коконы» для снарядов

В нашей стране имеется 400 тыс. т боеприпасов к обычным вооружениям. Для обновления...

Зачем Госрезерву пиар, если в закромах Родины пусто?

Основные результаты работы Госрезерва за последние три года: на складах ничего нет,...

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

Загрузка...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Вера Савченко: «Если беззаконие возводится в закон,...

Надежда Савченко останется за решеткой не только до президентских, но как минимум до...

Как отфильтровать недобросовестность

Желательно выявлять проблемных игроков еще на этапе отбора к участию в торгах

Прекрасный стимул на фоне долгов

Мы строим столько новых трасс, сколько выходит из эксплуатации

Такие родные квадратные метры

Отобрать жилье смогут, если коммунальные долги перевалят за 83 460 грн.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка