Найдутся ли деньги на ударный беспилотник?

№10 (898) 8 — 14 марта 2019 г. 05 Марта 2019 3

Опытный образец тактического разведывательного БПЛА «Горлица»

Конструкторы и другие специалисты госпредприятия «Антонов» ведут разработку ударного беспилотного летательного аппарата, предназначенного для Вооруженных cил Украины.

Ранее в том же ГП был создан опытный образец тактического беспилотника разведывательного назначения «Горлица», который впервые показали представителям СМИ во время демонстрационного полета 8 ноября 2017 г. на аэродроме летно-испытательной базы «Антонова» вблизи Гостомеля. Затем последовали летные испытания, в ходе которых выяснялись нюансы поведения «Горлицы» при взлете и приземлении, проверялась управляемость в полете и т. д.

А тем временем конструкторы ГП «Антонов» на основе технического задания, подготовленного Центральным НИИ вооружения и военной техники ВСУ, приступили к разработке проекта беспилотного летательного аппарата другого целевого назначения — ударного стратегического. Он будет отличаться как внешним обликом, так и своими, естественно, бо'льшими размерами, весом и другими параметрами.

С Николаем Воробьевым, директором программы по беспилотным авиационным комплексам (БАК) на «Антонове», мы познакомились на проходившей в Киеве в октябре 2018 г. международной научно-практической конференции «Проблемы координации военно-технической и оборонно-промышленной политики в Украине. Перспективы развития вооружения и военной техники». Беседа, начавшаяся во время перерыва между заседаниями, на которых Николай Митрофанович был одним из докладчиков, продолжилась затем у стенда ГП «Антонов» в экспозиции госконцерна «Укроборонпром» на двух объединенных между собой международных выставках — «Зброя і безпека» и «АвіаСвіт-ХХІ», где среди «антоновских» экспонатов была и модель будущего ударного беспилотника.

— Известно, что применение беспилотных авиационных комплексов различных типов в современных военных конфликтах позволяет вести качественную воздушную разведку, а при использовании ударных БАК — эффективно поражать намеченные цели противника, — говорит г-н Воробьев. — В Украине потребности ее Вооруженных сил в беспилотной авиационной технике особенно актуальны с учетом продолжающихся уже пятый год военных действий на востоке страны. А еще разные беспилотники могут найти себе всевозможное применение и в Пограничных войсках, Национальной гвардии, Государственной службе по чрезвычайным ситуациям, а также в сельском хозяйстве. Кроме того, для мониторинга земной поверхности и морских акваторий, газопроводов и линий электропередачи, различных объектов инфраструктуры и т. д.

Одной из наших первых разработок тактического назначения, — продолжает г-н Воробьев, — стал уже упоминавшийся разведывательный беспилотный авиационный комплекс «Горлица». Его взлетная масса 200 кг. Способен нести до 50 кг полезной нагрузки. Максимальная высота полета — 5000 м, практическая дальность полета — до 1050 км, тактический радиус действия — 80 км. Крейсерская скорость полета 150—180 км/час, максимальная же скорость — 230 км/час, а рабочая высота ведения воздушной разведки — 1800—2400 м с продолжительностью до семи часов.

При этом стоит, пожалуй, отметить, что на разработку по той теме «Антонов», к сожалению, не получал никаких госбюджетных ассигнований, а потому все работы по «Горлице» — научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие — пришлось осуществлять за счет собственных средств предприятия.

Теперь решается очередная задача — разработка ударного стратегического БПЛА, который будет входить в состав многоцелевого беспилотного авиационного комплекса, предназначаемого для поражения различных наземных и надводных целей, как стационарных, так и мобильных, в условиях, когда противник применяет средства ПВО и РЭБ.

Разрабатываемый беспилотник, по замыслу проектировщиков и конструкторов, будет иметь такие габариты: длина — 13,09 м, высота — 4,45 м, размах крыла — 24,63 м. Взлетная масса будущего БПЛА составит 6 т, максимальный запас топлива — 2700 кг, а максимальная масса целевой полезной нагрузки — 1400 кг.

Ударный беспилотник планируется оснастить двумя модифицированными турбовинтовыми двигателями АИ-450 отечественной (запорожской) разработки, имеющими мощность по 750 л. с. каждый. Это позволит развивать крейсерскую скорость 310—420 км/час. А продолжительность рабочего полета на крейсерской высоте, которая составит около 12 200 м, будет до 24 часов.

Стратегический ударный беспилотник, проект которого разрабатывают конструкторы и другие специалисты ГП «Антонов», а пока что на выставке продемонстрировали макет такого летательного аппарата

В этом БПЛА на его подкрыльных и подфюзеляжных точках подвески могут размещаться различные виды полезной нагрузки — и не только ударное вооружение (бомбы и ракеты), но и оборудование для оптико-электронной, радиоэлектронной разведки и для радиоэлектронного подавления средств РЭБ противника. Кроме того, предусматривается, что у беспилотника будут еще различные датчики и бортовой комплекс обороны.

— Хотелось бы отметить, — подчеркивает Николай Митрофанович, — что сейчас созданием ударных беспилотных летательных аппаратов в классе БПЛА для средневысотных и больших высот полета никто в Украине, кроме госпредприятия «Антонов», не занимается, поскольку для нашей страны это стало принципиально новой разработкой. Такой будущий украинский ударный БАК по своим тактико-техническим характеристикам будет близок к американскому беспилотному авиационному комплексу MQ Reaper.

Для реализации в нашей стране такой программы и создания соответствующих новых видов высокотехнологической продукции, какой являются беспилотные авиационные комплексы, разработчики из «Антонова» предлагают привлечь ряд отечественных предприятий и организаций. В т. ч. ГП «Ивченко-Прогресс» в Запорожье (разработка модифицированных авиадвигателей), КБ «Луч» в Киеве (создание ударных видов вооружения для БПЛА), НИИ радиотехнических измерений в Харькове (оборудование командно-телеметрической радиолинии и радиолинии для передачи данных), «Телекарт-Прибор» в Одесе (создание наземных станций управления), и др.

Кроме уже упоминавшихся беспилотных летательных аппаратов, в ГП «Антонов» предлагают к реализации и программу по созданию мишенного комплекса. Он будет способен имитировать в воздухе полеты малоразмерных и полноразмерных целей различных типов (таких, как «самолет», «вертолет», «крылатая ракета», «беспилотный летательный аппарат») и при этом иметь возможность обеспечивать подобность характеристик мишени и имитируемой ею цели.

Такой мишенный комплекс можно использовать как для тестирования средств противовоздушной обороны и тренировки ее расчетов, так и для испытания новых видов артиллерийского и ракетного вооружения (в стрельбе по летящей мишени).

БПЛА, который станет основным компонентом мишенного комплекса, конструкторы предлагают оснастить малым реактивным двигателем и комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), что позволит обеспечивать выполнение различных задач. Управление полетом такого беспилотника будет осуществляться с помощью наземной станции по заранее заданной программе, а в случае необходимости можно будет перейти на ручное управление.

Взлет БПЛА предусматривается производить с катапульты стартовой установки, а его посадку — либо на парашюте, либо «по-авиационному» — на специальную предназначенную для этого лыжу.

Понятно, что осуществлять большой комплекс задач по разработке, созданию и испытанию ударных стратегических и других БПЛА за собственные средства предприятия нереально, ибо таких немалых финансовых средств у ГП «Антонов» просто нет. А потому, как подчеркнул Николай Воробьев, для реализации программы по созданию таких беспилотных авиационных комплексов, нужных и важных для Вооруженных сил и ряда других структур нашей страны, необходим государственный заказ — с соответствующим госбюджетным финансированием.

...В нынешней ситуации, учитывая, что в госбюджете Украины на 2019 г. отечественное авиастроение не почувствовало реальной государственной заботы об этой весьма важной для экономики и обороны страны отрасли, поневоле возникает вопрос касательно перспектив финансового обеспечения работ по созданию современных и высокоэффективных беспилотных авиационных комплексов: откликнутся ли на все это «наверху»?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Развод в красивой обертке

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома

В США начнут доставлять лекарства дронами

До сих пор такие поставки, начатые в августе 2018 года, осуществлялись с помощью курьеров...

БПЛА в Китае начинают использовать в самых различных...

Использование БПЛА снижает себестоимость и риск перевозок, позволяет сэкономить...

«Коконы» для снарядов

В нашей стране имеется 400 тыс. т боеприпасов к обычным вооружениям. Для обновления...

Загрузка...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Искусство гордиться катастрофой

В сети шутят: Израиль — третья в мире страна, которая смогла только разбить свой...

Николай Литвин: «В 2014-м нас обвиняли: почему граница не...

Пограничное ведомство сыграло решающую роль в сохранении государства в 2014 г.

Андрей Гармиш: «Любые проблемы, связанные с...

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка