Наша РЛС видит то, чего не замечают зарубежные радары

26 Августа 2005 0

Украина создает принципиально новую систему мониторинга за собственным морским пространством. На Черноморском побережье установлено три радара нового поколения «Буревестник-1», в ближайшие два месяца в эксплуатацию будут введены еще шесть. Всего же для полного и надежного контроля акватории Черного и Азовского морей нужно более сотни таких РЛС.

По мнению специалистов, эти радары не только надежно обезопасят Украину, но и потеснят на мировом рынке продукцию известных производителей приборов морского дистанционного контроля. С главным конструктором РЛС Олегом Прокопенко встретился корреспондент «2000».

Забыть кружок «умелые руки»

— Олег Иванович, общедоступной информации о радаре «Буревестник-1» не так уж много, но знатоки считают его появление не просто знаковым событием в отечественном высокоточном приборостроении, а серьезным вызовом США, Великобритании, Германии, России, традиционно считающихся бесспорными авторитетами в конструировании РЛС.

— Боюсь показаться нескромным, но мы действительно создали едва ли не лучшую на сегодняшний день радиолокационную станцию. «Буревестником-1» всерьез заинтересовались США, Израиль, Египет, Россия. Не только наши, но и зарубежные специалисты признали, что он изготовлен на очень высоком уровне и по некоторым ТТХ превосходит станции такого же класса зарубежного производства, но стоит при этом дешевле.

— Если не секрет, сколько?

— Не хотел бы называть конкретные цифры, потому что не занимаюсь ценовой политикой, скажу только, что киевским заводом «Буревестник» предусмотрена гибкая система скидок. Но рассчитывать, что станция обойдется в копейки, не нужно: в ней используются комплектующие ведущих зарубежных компаний, и они недешевые. Достойной оплаты требует и интеллект наших ученых и промышленников, вложивших в этот продукт свои знания, умение, время, деньги в конце концов.

Что же касается дефицита информации о «Буревестнике-1», думаю, это временно. Поскольку заводские испытания не позволяли должным образом корректировать опытный образец, многое приходилось дорабатывать уже на действующих РЛС.В принципе в этом есть свои плюсы: никакой имитатор не создаст предельно достоверную и разнообразную по сложности навигационную обстановку, и только реальные помехи позволяют корректировать программное обеспечение и доводить прибор до совершенства. Мы не торопились заявлять о себе, потому что нам нужно было время для испытания и твердая уверенность, что все составляющие действуют безукоризненно. Теперь мы этого добились. Станция на мысе Херсонес проработала без выключения 43 суток, и ни один компонент не дал сбоя. Я считаю, это хороший показатель. Три наши станции уже сданы в эксплуатацию Госпогранслужбе с оценкой «отлично» — это о многом говорит.

— Вы намерены конкурировать с зарубежными радарами?

— Мы к этому готовы. Прибор видит малые объекты на расстоянии и в условиях, недоступных другим станциям такого класса. На мысе Урет мы столкнулись во время наладки станции с удивительным фактом. В погожий день на мониторе неожиданно появились непонятные линии, которых там не должно было быть. Начали проверять при малом масштабе и никак не могли понять, что же происходит: на поверхности воды ничего не видно, а радар фиксирует узкий и длинный объект. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что в том месте находится гряда камней на глубине 1,5—2 м! Сегодня мы вырвались если не в бесспорные лидеры, то уж наверняка заставили обратить внимание и считаться с собой лучших разработчиков и производителей высокоточных технологий.

Если Украина хочет занять достойное место в Европе, не говоря уже о мире, нам крайне необходимо развивать высокие технологии. Торговать интеллектом, а не ресурсами — вот к чему мы должны стремиться, поскольку имеем соответствующий научный потенциал. На мировом рынке такие страны не любят: хвалят на словах, но не поддерживают на деле. Это сопротивление необходимо преодолеть. Если мы в чем-то вырвались вперед, нужно приложить максимум усилий, чтобы удержаться. Утюг или телевизор сделать может любая страна, а вот создать ЭВМ — единицы.

Впереди планеты всей

— Расскажите об основных технических возможностях «Буревестника-1».

— Максимальная дальность обнаружения морского буя — 6 миль, судна водоизмещением 5000 тонн — 40 миль, моторных лодок — 4 мили. В условиях сложной навигационной обстановки при включении режима борьбы с помехами радар хорошо видит на большом расстоянии малые плавсредства, например катера.

Антенна, совмещенная с приемопередатчиком, может эксплуатироваться как в арктическом климате при температуре от -50 градусов по Цельсию, так и тропическом — до +70С.Она помещена под радиопрозрачным обтекателем, в котором использованы новейшие компоненты, изобретенные НПО «Поливента». Сконструированный «Одесспецмонтажпроектом» двигатель постоянного тока с электронным управлением без щеточных токосъемников позволяет перейти на частотно независимое питание и во много раз увеличить срок эксплуатации станции. Это очень важно для зарубежных заказчиков, потому что в их странах частота тока 50 Гц, 60 Гц, 440 Гц. Все существующие РЛС работают на какой-то одной из них, мы же все источники питания скомпоновали и снизили потребляемую мощность до 0,6 кВт. Наша станция включается в любую электрическую розетку и не боится перепадов напряжения. Фирма «Фазотрон-Украина» изготовила приемник с улучшенным линейно-логарифмическим коэффициентом усиления, с цифровым управлением и цифровой автоматической подстройкой частоты, с применением абсолютно новой технологии. Завод «Генератор» разработал уникальный передатчик.

Хочу особо отметить, что применяемое в РЛС программное обеспечение киевской компании «Техноком-АТ» позволяет осуществлять перехват судна-нарушителя, вычислять скорость, курс, координаты всех обнаруженных радаром судов, выводить корабли Морской охраны на цель. «Буревестник-1» не только отображает существующую обстановку в реальном масштабе времени, но и архивирует ситуацию: в память заносятся траектории движения взятых на автосопровождение судов, что необходимо при последующем анализе или разрешении спорных вопросов в суде. В этом случае оператор может «поднять» всю обстановку на море за последние двое суток. При задержании нарушителя границы записываются координаты как перехватчика, так и цели, причем с расчетом места и времени их встречи. Сейчас это вычисляется вручную с помощью планшета, наша же станция все делает в автоматическом режиме: каждые 3 секунды происходит перерасчет ситуации, что очень важно, когда суда меняют курс и скорость.

Нами проведены предварительные работы по налаживанию системы передачи информации от стационарных постов технического наблюдения к пограничным отрядам и непосредственно в администрацию Госпогранслужбы в Киеве. За воплощение столь амбициозных, но перспективных намерений берутся завод «Буревестник» и компания «Техноком-АТ», имеющая высокий научный потенциал.

Как видите, «Буревестник-1» — это взаимопонимание и тесное сотрудничество нескольких отечественных компаний и производителей. Один завод такой сложный комплекс создать бы не смог. РЛС — это электроника, механика и вычислительная техника. Приступая в 1998 г. к работам по созданию радара, мы искали тех, кто по своему потенциалу мог обеспечить выполнение столь важной для Украины задачи. Наши соседи по СНГ до сих пор не верят, что мы самостоятельно создали такой радар.

— Где сегодня применяется прибор?

— В эксплуатацию сданы три РЛС: в Черноморке под Одессой и на мысах Урет и Херсонес. До конца года станции начнут действовать в районе Белгород-Днестровского, Одессы, Керчи, в портах Ильичевск и Железный. На свою продукцию завод дает гарантию два года, технический же ресурс РЛС не менее 40 тыс. часов (10 лет эксплуатации). Но мы уверены, что техника будет исправно работать намного дольше.

— Это исключительно береговой радар или его можно устанавливать и на кораблях?

— Нами ведутся работы по созданию нескольких модификаций РЛС.«Буревестник-2» — это корабельный вариант с дополнительным индикатором для ведения судового электронного журнала. «Буревестник3» предназначен для передвижных постов технического наблюдения. Его вес и габариты небольшие, он легко устанавливается на двухосный автомобиль. Использовать его можно в регионах, где невозможно поставить вышки, либо для временного контроля. Может работать от дизеля или от автомобильного аккумулятора.

— Если потенциальных зарубежных покупателей заинтересует «Буревестник-1», где и когда его можно посмотреть в деле?

— По согласованию с администрацией Госпогранслужбы, первой закупившей РЛС, и заводом «Буревестник» все заинтересованные могут увидеть работающие станции в районе Одессы, Керчи и Херсонеса уже в середине сентября. Уверен, что по части конкурентоспособности прибор находится на очень выгодных позициях: прекрасные тактико-технические характеристики, привлекательная стоимость, надежность в работе, постгарантийное обслуживание.

К сожалению, завод еще не вышел на уровень, когда за собственные средства можно изготовить несколько десятков станций. Но мы справимся с любым заказом (неважно, 10 или 50 комплектов) — на его изготовление нам понадобится не больше четырех месяцев.

— Насколько я знаю, любая радиолокационная станция может облучать людей. Учитывая, что побережье Азовского и Черного морей — место традиционного отдыха тысяч людей, не повредит ли станция их здоровью?

— Естественно, если оказаться рядом с работающей антенной РЛС на расстоянии до 10 м, можно получить определенную дозу облучения. Но практически это исключено, потому что антенна устанавливается на высоте 17 м, так что для окружающих она не представляет опасности. В «Буревеснике-1» предусмотрен режим работы в определенном секторе, т. е. под облучение попадает только та зона, которую необходимо осмотреть, а сторона, обращенная к расположенным на берегу населенным пунктам, отключается. К тому же для каждого поста наблюдения мы обязательно составляем экологический паспорт.


Загрузка...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Загрузка...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Николаевский вокзал ожидания

«Брудний і смердючий». Міністр інфраструктури Володимир Омелян під час робочого...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка