НДС как системная угроза национальной безопасности

03 Ноября 2006 0

Итак, можно сказать, что тема НДС, его администрирования и возмещения приобрела черты национального бедствия.

Но зададимся другим вопросом: где это случилось? А это случилось в системе государственной налоговой администрации. Той самой, которая охватывает своим влиянием всю страну и каждого ее жителя в отдельности. Которая располагает собственной разведкой, милицией, следственными органами и силовым аппаратом. Которая по сути стала государством в государстве!

Почему ГНАУ оказалась якобы неспособной сама разобраться в проблеме, и понадобилось влияние президента, участие СНБО и всего аппарата государственной власти, в том числе МВД, СБУ и прокуратуры?

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, содержит два знаковых момента. Первый — это «звонок» правительству, свидетельствующий о серьезности намерений президента поставить под свой контроль его действия и фактически о попытках создания «второго Кабмина» в рамках СНБО, то есть речь идет об углублении процесса сворачивания политреформы.

Второй заключается, простите за каламбур, в моменте истины. Казалось бы, нет ничего проще, чем строго следовать букве закона и разобраться с проблемой НДС по существу, что в состоянии сделать собственными силами любая структура — ГНАУ, МВД, СБУ и прокуратура.

Почему же этого не происходит? Потому что интересы бизнеса, особенно крупного, у нас окончательно слились с интересами власти вопреки революционным лозунгам, с которыми политики шли во власть. Это особенно проявляется на срезе НДС: любой вопрос о получении (неполучении) сверхдоходов у нас больше не решается в правовом поле, на уровне закона и справедливости — он всегда решается на уровне «договоренности сторон», при котором подлинные интересы государства не берутся в расчет.

 

Самой неразрешимой проблемой нашего общества стала проблема обязательности исполнения законов высшими эшелонами власти. Вместо этого идет «подковерная борьба», преследующая интересы тех или иных крупных финансово-промышленных групп, для многих из которых так называемый возврат НДС стал одним из наиболее стабильных и надежных источников доходов. Вот, в частности, откуда взялись и многочисленные льготники по НДС, и те поправки, изменения и дополнения к закону об НДС, которых сегодня насчитывается более сотни и в которых утонет любая надежда найти зерно справедливости при распределении налогового бремени.

В этой связи настораживает не только сама проблема, но и подход к ее решению, демонстрирующий хроническую болезнь нашей власти (особенно в последние годы), — отсутствие системного анализа причин происходящих событий. Мы опять собираемся «лечить» следствие, тогда как надо лечить саму болезнь.

И на расширенном заседании у президента, и в ВР, и в Кабмине, и в обществе сейчас живо обсуждается совсем не то, что следовало бы обсуждать. Крен идет в сторону проблемы правомерности или неправомерности возврата НДС субъектам предпринимательской деятельности, с чем ГНАУ хронически не справляется. А необходимо говорить о фискальной политике государства в целом — как инструменте, стимулирующем экономический рост (а вовсе не изъятия и доплаты).

Именно такой крен демонстрирует президент, который поручил председателям ОГА в течение трех дней создать под их личным контролем и непосредственным руководством комиссии по возмещению НДС с условием, чтобы эти комиссии формировались из первых лиц прокуратуры, СБУ, МВД, ГНАУ, бизнеса и... прессы.

А что дальше? Допустим, поработают эти комиссии «ударно», наденут наручники на десять из сотни мошенников и коррупционеров, вернут государству какую-то часть украденных средств. Но что принципиально изменится?

При таком подходе существенно ничего никогда не меняется. И на смену нынешним коррупционерам и мошенникам придут новые, более опытные и изощренные.

Тема НДС, которой сегодня накаляют страсти в обществе, — красный сигнал светофора, свидетельствующий о том, что государство подошло к крайней и самой опасной черте: политическому и экономическому банкротству.

Государство, которое не умеет собирать налоги, не может сконцентрировать собственные ресурсы и грамотно управлять ими, не способно проводить осмысленную политику. Рано или поздно оно перестает существовать.

Признаки

системного кризаса

Все, что происходит у нас с НДС и вокруг него, заявляет о себе как о системных угрозах государству и национальной безопасности.

Первая наиболее опасная системная угроза — отсутствие внятной и осмысленной налоговой политики, при которой во главу угла будет поставлено единство интересов государства и человека. Как говорил один из основоположников политэкономии Джон Стюарт Милль, «налоговое облегчение одному плательщику не приносит столько добра, сколько зла причиняет другому несправедливое налогообложение. Только равное бремя для всех плательщиков оборачивается для общества наименьшими экономическими потерями».

Эта аксиома классической политэкономии, к сожалению, до сих пор остается неразрешимой проблемой украинской действительности.

Вторая угроза — зависимость судебной власти и промедление с судебной реформой, способной обеспечить независимость. На примере администрирования НДС государство уже столкнулось с коррупцией судов, принимающих решения по возмещению НДС исходя из размеров гонорара судье, а не из интересов государства и потребителя. И это — только вершина айсберга.

Третья угроза — безнадежное положение сельского хозяйства, особенно животноводства, ветеринарии и кормопроизводства, как производное системных ошибок в налоговой политике.

Здесь самое время коснуться проблемы возврата НДС, чем так обеспокоен президент. Потому что все три системные угрозы зримо проявляются на срезе НДС.

Украина — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Экспорт этот гарантирует не только достаточно высокую прибыль, но и возврат НДС, так сказать, в виде дополнительного денежного бонуса. Только «трудягами» оказываются не те, кто работает в поле и выращивает урожай, а посредники и трейдеры, за бесценок скупающие его в крестьянских хозяйствах. Государство отрицательно влияет на этот процесс. Вместо того чтобы стимулировать товаропроизводителя и ограничивать трейдера, наше законодательство, в том числе налоговое, стимулирует последнего и обирает первого.

Ярчайшее тому доказательство — практика применения НДС, от которой крестьянские хозяйства не получают ровно ничего.

Если следовать логике НДС, в цене, которую мы платим за пакет молока, 20% составляет НДС. Почему наша корова, которая дала это молоко, не получает «возврат» в виде хотя бы охапки сена? На этот вопрос не может ответить ни один налоговый инспектор. Но все почему-то возмущаются, когда крестьянин режет корову. Итог столь необычной «заботы» власти о собственном крестьянине: только в 2006 году в целом по Украине молочное поголовье КРС сократилось на 7%, и животноводству как отрасли сегодня грозит катастрофа.

«В налоге на добавленную стоимость, несмотря на столь мудреное название, нет никакого глубокого экономического смысла, — пишет в своем исследовании «Порочность налоговой системы» доктор экономических наук В. Белов. — Это просто технический прием в налогообложении, который позволяет легко давать льготу экспорту, а при необходимости отдельным видам импорта, а именно: импорту сырья, топлива. В налоговом кодексе США налога на добавленную стоимость нет. НДС хорошо подходит для таких стран, как, например, Япония или Германия, которые экспортируют технически сложную, наукоемкую и трудоемкую продукцию, а импортируют сырье и топливо. Освобождая экспорт от уплаты НДС, эти страны обеспечивают ценовую конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке. Освобождая импорт сырья, а особенно нефти и газа, от уплаты НДС, эти страны расширяют платежеспособный спрос на внутреннем рынке и дополнительно увеличивают ценовую конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке».

Что же происходит у нас? Ввиду сугубо украинского применения этого «технического приема» мы обеспечиваем баснословные дивиденды и прибыли посреднику, занимающемуся экспортом. А облагая НДС сырье, материалы и ГСМ, мы убиваем собственного товаропроизводителя: его продукция по причине высокой себестоимости более не в состоянии конкурировать с импортной. Мы «режем» и платежеспособный спрос населения на внутреннем рынке: ведь, например, цены на продукты питания сегодня установились по многим позициям, и прежде всего по мясу, выше мировых в самых дорогих странах мира. И это при зарплате украинца на два-три-четыре порядка ниже!

Получается, что наши граждане, в том числе пенсионеры и грудные младенцы, помогают развиваться экономикам других стран, — социализму в Дании и Швеции, процветанию Китая и Юго-Восточной Азии (не говоря уж о США) и фактически отказывают в праве на достойную жизнь себе. На том уровне, на котором реализуется политика применения НДС, он напрямую противоречит национальным интересам государства и грозит превращением Украины в сырьевой придаток развитых стран.

Специалисты нам — не указ

Вопрос об НДС Одесская область не единожды ставила перед высшими органами власти. Неоднократно во время наших встреч в Кабмине, тогдашней Администрации Президента, на совещаниях, во время подведения итогов мы называли задачу системного решения этой проблемы в числе первостепенных. И это при том, что администрирование НДС в прежние годы было проще, чем сейчас, а мошенничество с возвратом не достигало тех масштабов, о которых мы вынуждены говорить теперь.

Наглядная иллюстрация того, что это так и было, — «дело» об исключении Украины из черного списка FATF (перечень стран, занимающихся отмыванием нелегальных доходов). Во многом благодаря мониторингу Одесской области — единственной в Украине, за которой год наблюдала FATF, — в конце 2003-го нас наконец вычеркнули из этого списка. Между тем система возмещения НДС в Одесской области изучалась FATF крайне скрупулезно, поскольку во всем мире к НДС есть претензии именно как к системе, где существуют «черные дыры», позволяющие создавать легальную денежную массу из нелегальной.

Что же случилось за последние два года, если сегодня мировое сообщество все чаще упоминает нашу страну в числе наиболее коррумпированных? А случилось то, что случилось. Майдан положил начало не столько процессам демократических преобразований, сколько своеобразной «демократичности» в понимании властью как своих задач, так и законов. Правовой нигилизм и «забывчивость» по поводу обязательности следования закону стали нормой поведения на всех уровнях. А там, где не властвует закон, его роль принимают на себя другие далеко не демократичные явления и факторы. Мы столкнулись с ситуацией, когда государственная машина, кажется, более не в состоянии разобраться с тем, что у нас происходит, в том числе в области фискальной политики.

Почему в критической ситуации не хотят слышать практиков, ученых, ведущих экономистов страны, наконец, профессиональных работников налогового ведомства? Не слышат или не хотят слышать?

Приведу цитату из статьи в апрельском номере «Вестника налоговой службы Украины» известного специалиста, кандидата экономических наук, доцента Национального университета ГНС Александра Сторожука: «Система налогообложения в Украине, к сожалению, не обеспечивает необходимую свободу для предпринимательской деятельности, а, следовательно, доходную часть бюджета наполняет недостаточно. Объектом налогообложения должен быть доход, а не его источник или уровень расходов. Объектом налогообложения при косвенных налогах являются расходы, а не доходы. Они прибавляются к цене товара. Косвенные налоги на товары и услуги — удобная форма пополнения казны. Они обеспечивают стабильность поступлений в бюджет. И все-таки, косвенные налоги нецелесообразны, особенно в условиях спада производства и снижения жизненного уровня населения... Налог может быть силой созидания. Но он же может стать и разрушительной силой, если, например, не объединить в динамическом равновесии экономические, фискальные, социальные, этические факторы налогообложения. Поэтому возможны два принципиальных решения: первое — создание абсолютно новой оптимальной налоговой системы; второе — перестройка существующей системы, придание ей нового качества».

Ни того ни другого у нас не происходит. А если принять классическое определение НДС как косвенного налога, наверное, следует вспомнить и то, в каких условиях мы его получили: именно в условиях катастрофического спада производства и снижения жизненного уровня населения в 1992 году.

Налог на жизнь

«В мировой практике НДС считается одним из наиболее эффективно работающих налогов. Но, во-первых, он применяется не везде, а во-вторых, наше правительство постоянно забывает главную проблему: к нам этот налог пришел «срисованным» с западной модели современного образца и в то время, когда экономика страны находилась в состоянии «каменного века». Напомним и еще об одном: до восьмидесятых годов прошлого века НДС не был распространен в европейских странах. Именно потому, что они находились в стадии интенсивного развития. Вот почему в условиях всех постсоветских стран НДС оказался тормозом, и к отмене его призывают все трезвомыслящие экономисты.

...Что вы знаете о налогах? Многие из них нам очень знакомы, мы их «знаем в лицо»: это налоги на фонд оплаты труда. Часть из них платит за нас предприятие, часть мы сами — всего 51%, так называемый «налоговый пресс». Конечная цель сбора налогов — формирование системы бюджетов, сосредотачивающих средства для потребностей общества.

Конечная цель сбора налогов для нашей украинской действительности объяснения не имеет. Ее не знает не только «пересічний» обыватель — ее не знает ни один налоговый инспектор в стране, потому что целью сбора налогов является на самом деле просто... сам сбор налогов. О том, что эта система представляет собой прежде всего полный абсурд, мало кто задумывается».

Это запись беседы со специалистом ГНАУ, который пожелал остаться инкогнито. Трудно не разделить его озабоченность абсурдностью нашей налоговой системы, тем более что на самом деле мы с вами, т. е. простые граждане, платим налоги исправно и в полном объеме.

Именно поэтому «цели», на которые эти налоги идут, вызывают у нас сомнения и вопросы. Если говорить об НДС, то в сущности он превратился в нашей стране в налог на потребление. Получается, что за право на жизнь мы должны заплатить 20%. Это налог на еду, на воздух, на питье... Государство нагло отбирает у нас по 20% хлеба, молока, мяса, воды и т. д. Образно говоря, оно сокращает нашу жизнь ровно на одну пятую — механизм НДС заложен во всем: от рождения до смерти.

Набирая обороты, этот налог все время увеличивается и залезает прямо в карманы граждан. Причем что интересно: все участники этого процесса имеют право на возмещение НДС, и только нам с вами ничего не возмещается. Почему? Это самая большая загадка (если не сказать несправедливость), потому что в ней нет никакой логики. Дело в том, что согласно закону граждане не являются плательщиками НДС. Получается, что не являясь плательщиками, мы — единственные, кто регулярно его платит при каждой покупке. Зато нам его можно не возвращать, потому что мы... «не являемся плательщиками».

В нашей стране человек всегда ставился на последнее место. Но если во времена СССР это было оправдано ясной и предсказуемой социальной политикой государства, при которой любой гражданин был абсолютно защищен социальными гарантиями, то в условиях капитализма власть превратила его в источник доходов — как для государства, так и для капитала.

Мы опять скопировали опыт Запада с той лишь разницей, что это был его негативный опыт, пройденный сто лет назад и от которого там отказались. Отказались исключительно от фискальной стороны налоговой системы в пользу ее социально-экономических функций и мотивации к эффективному труду. Если налогам на Западе, по выражению известного экономиста, сегодня отведена «роль гормона в экономической политике распределения доходов и размещения ресурсов», то у нас им отведена роль цианистого калия.

Кто виноват?

Вспомним, что НДС Украина приняла в качестве одного из условий будущего мифического вступления в ЕС. Таким образом, принятие закона об НДС было продиктовано политическими соображениями, а не экономической целесообразностью.

Одна из существенных особенностей НДС в том, что рассчитываемая добавленная стоимость состоит из затрат на оплату труда с отчислениями в социальные, внебюджетные фонды и прочие налоги и прибыль.

Однако по всем этим параметрам предприниматель уже уплатил налоги. Таким образом, при начислении НДС происходит как минимум двойное налогообложение. Кроме всего прочего, это стимулирует производителей искать эффективные схемы ухода от налогов, в том числе резко и фиктивно увеличивать себестоимость продукции. А в итоге за все расплачивается конечный потребитель.

На кого рассчитана подобная система, если она стимулирует рост цен, инфляцию, дальнейшее обнищание населения и стремление капитала в максимально короткие сроки получить максимальную прибыль? Ответ очевиден: именно для эпохи первичного накопления капитала это идеальная налоговая система для приумножения капитала любыми законными и незаконными средствами. Согласно выводам Счетной палаты Украины, сделанным в 2003 году, «НДС утратил роль бюджетообразующего налога, не соответствует современным экономическим реалиям государства и создает условия для многочисленных злоупотреблений». А согласно исследованию специальной комиссии, созданной при президенте Кучме, «НДС не выполняет возложенных на него функций как с точки зрения наполнения доходной части бюджета, так и регулирования экономических отношений... У государства... нет единых данных, сколько у нас льготников по НДС. Разные государственные органы используют разные методики для их оценки, как и для прогнозирования поступлений НДС в бюджет. Так, Минфин считает, что сумма таких льгот составляет 6 млрд. грн., ГНАУ — 41 млрд., таможенная служба — 9».

«Незаконное возмещение НДС стало одним из наиболее прибыльных видов теневого бизнеса, — пишет Юрий Забара в «Юридической практике». — Нередко говорят о создании системы «псевдо-экспорта» с целью последующего возмещения НДС за счет государственного бюджета. Действительно, организованная преступность быстро «освоила» это направление».

Сегодня, по оценке экспертов, масштаб махинаций с НДС стал серьезно угрожать государству, составляя до трети объема госбюджета страны! По оценкам же журнала «Вестник налоговой службы Украины», в бюджете за последние пять лет (2000 — 2005 гг.) «после возмещения налогового кредита остается лишь половина чистых поступлений от суммы налоговых обязательств по НДС за каждый отчетный период».

Требуйте возмещения НДС!

Сегодня уже никто не скрывает, что вред от НДС перевешивает все (лишь теоретически возможные) его преимущества.

По общему мнению экономистов, ученых, налоговиков и производственников, основные негативные последствия введения НДС в Украине следующие: отвлечение значительных оборотных средств предприятий; несоответствие между сущностью НДС и методами его начисления, учета и администрирования (даже при отсутствии добавленной стоимости налог на нее все равно начисляется); сложность, противоречивость и запутанность законодательства по НДС, обусловленные частым его изменением, поправками, и вызванные этим злоупотребления; невозможность нормально планировать хозяйственную деятельность ввиду запутанности НДС; обременительность для бюджета в связи с необходимостью выплат значительных сумм возмещения; чрезмерное количество льгот, противоречащее сущности назначения НДС; отрицательное влияние на спрос, ограничивающий возможности роста отечественного производства; отсутствие эффективного регулирующего действия.

Эти выводы, на мой взгляд, больше похожи на приговор всей системе налоговой политики государства.

Несовершенство отечественной системы взимания налогов порождает множество факторов, которые губительно сказываются на экономическом потенциале страны. Если НДС откровенно вредит, то, скажем, налог на прибыль не работает. Доля его в ВВП падает из-за нашей глубоко национальной черты: при начислении налога на прибыль из суммы, подлежащей налогообложению, вычитается себестоимость. Нет ничего проще, чем сделать эту себестоимость «заоблачной».

Для отечественного бизнеса характерно, когда прибыль практически исчезает или сводится к минимуму ради минимального налогообложения, не стимулируя при этом производство.

Подытожим. Мы подошли к краю пропасти, и первый сигнал прозвучал именно оттуда, откуда его все ждали, но почему-то никто не хотел слышать, — из сферы сбора налогов, в том числе и НДС.

То, что происходит в налоговой сфере, нельзя более рассматривать только с позиций экономической мысли и профессиональных бухгалтерских расчетов. Мы должны признать: речь идет о политической несостоятельности власти. Экономика и налоги только сигнализируют об этом, предупреждая о грозящей катастрофе. Образно говоря, Украина сегодня напоминает вагон, прицепленный к двум локомотивам. Один — устремлен на Запад, другой — на Восток. Если не разорвут на части, есть шанс остаться посередине, но ехать будет нельзя. Никуда.

Но это не та ситуация, когда «третьего не дано». Как раз наоборот: именно этому «вагону» и дано третье — волею судьбы складывающаяся вокруг Украины уникальная геополитическая ситуация. У нас есть шанс отцепиться от обоих локомотивов и начать строить собственный. Гражданский.

А для этого простым гражданам, которые стали заложниками налоговой системы, стоит собрать все чеки, где указано, что они уплатили 20% НДС, и обратиться в суд со справедливым требованием его возмещения государством.

^Сергей ГРИНЕВЕЦКИЙ, депутат Одесского облсовета

Последняя надежда под газом

Обитатели многоэтажек, у которых из приборов только газовые плиты, никаких особых...

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка