Не брат ты мне, коллаборант

№1-2(849-850) 5 — 18 января 2018 г. 10 Января 2018 2 5

Нам пишут

В СМИ написали, что в ВР зарегистрировали законопроект, согласно которому запретят принимать на госслужбу людей, подозреваемых в сотрудничестве с Россией и сепаратистами. Якобы при главе государства создадут специальную комиссию, которая и будет решать, достоин человек доверия или нет. Хотелось бы узнать, по каким критериям будут определять изгоев и не приведет ли это к тому, что человек получит клеймо сепаратиста на основании доноса, как это было при Сталине, когда врагами народа становились невинные люди.

Валентина ШИПКО, Херсон

Проект закона, о котором пишет наша читательница, называется «О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма».

Искривленная картина мира

Согласно документу, коллаборационизм — сотрудничество с врагом, содействие в осуществлении агрессивных действий, развертывании вооруженного конфликта против Украины, предоставление врагу помощи во время подготовки и проведения агрессии, при развертывании вооруженного конфликта. В это понятие также входят обеспечение участия регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины; проведение разведывательно-подрывной и диверсионной деятельности; разжигание межэтнической, межконфессиональной, социальной вражды и ненависти, сепаратизма и терроризма.

В законопроекте указывается, что коллаборационистами являются лица, чьи действия направлены на создание и всестороннюю поддержку органов, самопровозглашенных или созданных врагом, оккупацию и аннексию территорий Украины; наращивание военных группировок у границ нашей страны и на временно оккупированной территории. А также коллаборационизм предполагает образование экстремистских преступных вооруженных группировок, блокировку усилий Украины относительно противодействия монополизации стратегических отраслей экономики иностранным капиталом, торгово-экономическую войну, истощение украинской экономики и подрыв общественно-политической стабильности.

А еще осуществление информационно-психологической войны, унижение украинского языка и культуры, публичное надругательство над флагом, гербом или гимном Украины, фальсификацию украинской истории, формирование средствами массовой коммуникации альтернативной к действительности искривленной информационной картины мира.

На этом список не ограничивается. Под понятие коллаборационизма подпадает организация массовых мероприятий политического характера (митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки) в рамках сотрудничества с врагом.

Сюда же относятся неоднократное размещение в интернете призывов к поддержке действий врага, трудоустройство на политические и административные должности в органах, самопровозглашенных или созданных им, участие в военных действиях на его стороне, проведение мероприятий по поиску и привлечению других лиц с целью обеспечения агрессивных действий, развертывания вооруженного конфликта.

Кроме того, согласно документу, коллаборационисты — это лица, подозреваемые в передаче материальных и нематериальных ресурсов регулярным войскам врага, советникам, инструкторам и наемникам, а также незаконным формированиям. В список входят и те, кто проводит агитацию среди воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от формы обучения и типов учебных заведений с целью обеспечения поддержки агрессивных действий врага.

Существует и своеобразная амнистия. От суровой кары закона освобождаются лица, которые сотрудничали с врагом вследствие физического принуждения их или членов их семей, в связи с угрозой убийства или применением насилия. А также с целью «устранения угрожающей опасности, если она в данной обстановке не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является равнозначным или менее значительным, чем вред предотвращенный (крайняя необходимость), что подтверждено соответствующими доказательствами».

В ст. 12 указано, каких прав лишаются коллаборационисты. Они не могут занимать любые должности на госслужбе и в органах местного самоуправления, избираться в них или включаться в комиссии и рабочие органы, осуществлять правосудие, работать в правоохранительных органах и в Вооруженных силах. Их нельзя назначать на работу на объекты, имеющие стратегическое значение, допускать к гостайне. Они не получат разрешение на приобретение, хранение и ношение огнестрельного охотничьего, холодного и пневматического оружия.

Вышеуказанные ограничения применяются на срок 15 лет, но если лицо впервые совершило проступок, раскаялось и активно способствовало раскрытию своей или чужой деятельности на этом поприще, то можно ограничиться 10 годами.

На проверку — не более года

Разумеется, возникает сакраментальный вопрос: «А судьи кто?» Ответ на него дается в ст. 14. Этим будет заниматься комиссия по вопросам рассмотрения дел по коллаборационизму при президенте. Он же утверждает ее регламент по согласованию с Кабмином, Службой внешней разведки и СБУ. Состав комиссии определяется на конкурсной основе по решению главы государства и оформляется его указом. В комиссию войдут 50 человек, работать будут пять коллегий, а распределять дела между ними станет председатель. Финансироваться новый орган будет за счет госбюджета.

Для обеспечения деятельности комиссии образуют секретариат и территориальные подразделения. При комиссии с целью консультационной поддержки и проведения научных исследований создадут консультативный научный совет (который может действовать и на общественных началах) из лиц, имеющих опыт работы в области защиты прав и свобод человека.

Членом комиссии, согласно ст. 15, может быть назначен гражданин Украины, который достиг 35 лет, владеет государственным языком, имеет высокие профессиональные и моральные качества, а также общественный авторитет. Отбирать их будет конкурсная комиссия, в которую войдут по два представителя от президента, ВР, Кабмина, Службы внешней разведки и СБУ.

Общественные организации и физлица могут подавать в Администрацию Президента информацию о добропорядочности кандидатов в состав комиссии. Президент издает указ о назначении лица в состав комиссии только после прохождения специальной проверки и дополнительного собеседования с представителями Службы внешней разведки и СБУ. Члены комиссии имеют допуск к гостайне. Срок их полномочий составляет 5 лет с правом повторного назначения.

К полномочиям комиссии относятся сбор и проверка информации по содействию отдельных лиц врагу в осуществлении агрессивных действий, развертывании вооруженного конфликта против Украины, включая поддержку самопровозглашенных или созданных врагом органов. Они будут обеспечивать доступ лицам, имеющим на это право, к материалам проверки, направлять запросы в госорганы и органы местного самоуправления, проводить осмотр мест и вещей, назначенных для экспертизы, а также использовать технические средства для фиксации отдельных процедурных действий.

В ст. 18 указано, что основанием для проверки могут служить заявление человека, желающего удостовериться в своей благонадежности, сообщение третьего лица, включая коллективное, а также инициатива комиссии.

Согласно ст. 19, доказательствами могут быть любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для предоставления объективных и непредвзятых выводов.

Источниками доказательств могут быть объяснения участников процесса проверки и свидетелей, документы, выводы экспертов, консультации специалистов, а также информация, размещенная в интернете или полученная комиссией по результатам запросов.

Обращения комиссии в госорганы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, об истребовании документов и сведений, необходимых для принятия решения и утверждения выводов, обязательны для выполнения. Служба внешней разведки и СБУ предоставляют комиссии содействие в сборе доказательств.

Проверяемое лицо имеет право быть выслушанным комиссией, а также предоставить объяснения и возражения в письменной или устной форме.

В ст. 22 указано, что проверка на коллаборационизм должна быть проведена, а выводы утверждены в разумные сроки, но не позднее года со дня ее начала.

Общественное согласие без самосудов

В пояснительной записке к законопроекту указано, что агрессия РФ против Украины, которая продолжается с февраля 2014 г., привела к многочисленным человеческим жертвам, оккупации значительной части территории Украины, большим экономическим потерям. Кроме того, в ходе международного вооруженного конфликта получило распространение явление коллаборационизма. Именно коллаборационисты часто играли определяющую роль в содействии захвату украинских территорий и помощи агрессору.

Уникальные для XXI в. события, которые произошли на территории Украины (в частности, аннексия Крыма), и способы осуществления враждебных действий требуют разработки новых подходов к противостоянию агрессору. Кроме того, постконфликтное урегулирование невозможно без восстановления справедливости и ограничения ряда прав лиц, причастных к коллаборационизму.

Сейчас лица, причастные к коллаборационизму, продолжают занимать или претендовать на высокие должности в государстве, что недопустимо. Кроме того, в ходе урегулирования конфликта многим таким лицам предоставят амнистию, к ним будет применено законодательство по недопущению преследования и наказания лиц — участников событий на временно оккупированной территории Украины.

Нет сомнений, что коллаборационизм должен быть осужден, а определенные права коллаборационистов ограничены в целях защиты национальных интересов Украины, обеспечения мира, безопасности и демократического развития государства. Кроме того, такое решение ВР будет способствовать общественному согласию, решению этого вопроса в правовых рамках и избеганию самосудов. Государство не имеет права уходить от решения данной общественной проблемы.

Что удивительно, авторы законопроекта утверждают, что реализация законопроекта не потребует дополнительных средств из госбюджета. Они будто забыли о том, что комиссия по вопросам рассмотрения дел по коллаборационизму, состоящая из 50 (!)человек, будет финансироваться за госсредства. А ведь еще собираются создать ее территориальные филиалы.

Инструмент репрессий или пиар?

Я не зря завел речь о деньгах. Мы уже создали антикоррупционные органы, сотрудники которых получают весьма солидные по сравнению с доходами обычных граждан зарплаты, однако эффективность новых структур оставляет желать лучшего. Назовите хотя бы одного высокопоставленного чиновника, который бы попал под суд за взятки. Я уж не говорю о многочисленных скандалах, связанных с деятельностью этих самых антикоррупционеров. А ведь в нынешнем году собираются создать еще и Антикоррупционный суд, члены которого, надо полагать, получат должностные оклады не ниже судей Верховного Суда.

Нельзя забывать и о том, что если закон заработает, это может привести к вымыванию из всех структур государственной власти профессиональных кадров, вместо которых придут люди, имеющие поверхностные знания о том, чем им нужно заниматься.

Яркий тому пример — необдуманная люстрация в МВД. В 2013 г. было зафиксировано 563,5 тыс. преступлений, в 2015-м — 565,2, в 2016-м — 592,6, а за 11 месяцев 2017-го — свыше полумиллиона (конкретные цифры за весь 2017 г. МВД и ГПУ пока не опубликовали).

Еще в 2016 г. бывший глава управления криминальной разведки в составе МВД Валерий Кур с горечью заметил по этому поводу: «Сегодня на одного следственно-оперативного работника нагрузка в 40 раз больше, чем положено. Они еле успевают регистрировать документы о поступлении новых заявлений. Общество криминализируется все больше. Осталось профессионалов единицы. Набрали одну десятую часть. Красивые мальчики и девочки, но они ничего не умеют делать. Поэтому пика преступности мы не достигли. Сегодня это не пик. Тенденции настолько страшны, что будущее будет более категоричным и нехорошим».

Существует и другая опасность. Нет уверенности в том, что закон о коллаборационизме, если будет принят, пойдет на пользу государству. Знаете, чем отличается хороший закон от плохого? Железобетонными формулировками, не допускающими никаких дополнительных или превратных толкований. А теперь разберемся, насколько рассматриваемый нами проект отвечает этому критерию.

Например, что означает осуществление «информационно-психологической войны» и «формирование средствами массовой коммуникации альтернативной к действительности искривленной информационной картины мира»? Под такой критерий может попасть любой пост в Фейсбуке или другой соцсети, автор которого не согласен с экономической политикой власти. Напишет он, например, что помощь МВФ Украине обходится слишком дорого, а тарифы на услуги ЖКХ неподъемны для большинства граждан, и сразу попадет в коллаборационисты.

По словам политолога Руслана Бортника, коллаборация (сотрудничество) — еще более расплывчатое определение, чем государственная измена. Согласно закону, первыми, по его мнению, могут сесть депутаты «Народного фронта», которые имеют бизнес и деловые контакты с российскими партнерами, а также многие представители нынешней власти, достигающие соглашения с российскими органами власти. Такой закон может спровоцировать радикальные настроения в обществе.

Такого же мнения придерживается и народный депутат от фракции «Оппозиционный блок» Алексей Белый. Если Крым — это Украина, то получается, что жители полуострова — враги, которых надо посадить на 15 лет? Вместо того чтобы развивать государство и улучшать жизнь людей, народные депутаты занимаются пиаром, чтобы о них заговорили. Не говоря уже о том, что подобный законопроект напрямую противоречит Минским соглашениям.

Старший научный сотрудник Института государства и права им. Корецкого НАНУ Николай Сирый в интервью радио «Свобода» указал, что недопустима ситуация, когда определять, кто любит Украину, а кто — нет, будет некая комиссия при президенте.

О том же на своей странице в Фейсбуке написал блогер Андрей Шокотко. По его словам, под этим документом «с удовольствием подписался бы товарищ Сталин». Коллаборантом человека будет объявлять не суд, а некая комиссия, в которую войдут «моральные авторитеты», в том числе сотрудники правоохранительных органов. «Проверкам на благонадежность будут подвергаться целые категории граждан в обязательном порядке, а остальные по доносам, в том числе анонимным», предупредил г-н Шокотко.

Эксперт Центра информации о правах человека Алена Лунева утверждает, что система проверок на предмет причастности к коллаборационизму не содержит предохранителей от коррупционных действий и злоупотреблений. Единственный способ защиты лица — предоставление собственных объяснений, и даже этого права оно может быть лишено в случае «очевидной безосновательности» дачи объяснений. Что, безусловно, является нарушением права на юридическую защиту.

В заключение следует отметить, что создание внесудебных органов, как бы они ни назывались, — один из признаков диктатуры, свидетельство того, что государство все еще далеко от принципов демократии. Вместо того чтобы тратить бюджетные деньги на всяческие комиссии, может, стоит направить их на улучшение работы всех органов госвласти, включая действующих правоохранителей?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

От космоса до подземного арсенала

Главное в проектировании — системный профессиональный подход, это лучшее лекарство...

Ясли вместо четырех стен

Неравноправие заключается в том, что в особый период в отпуск по уходу за ребенком не...

Химический кнут для экономики. Он же пряник

Зависимость Украины от импорта минеральных удобрений стала реальностью, это один из...

Набережная на болоте

В 2015 г. концентрация только азота диоксида в жилой зоне Ирпеня вокруг асфальтового...

Калории для ОСМД

Для проведения полной термомодернизации зданий в Украине, при существующих темпах,...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
10 Января 2018, Валерий

Украину ждёт охота на ведьм , если ничего не изменится ( что маловероятно ) . В роли
Великого инквизитора Пётр Порошенко ?

- 15 +
Старый Ворчун
12 Января 2018, Старый Ворчун

Ну зачем же Петюню напрягать (он сам в первых рядах в коллаборанты загреметь может - липецкая фабричка-то работает). Скорее всего камланием раскольников Филарета при участии нацистов Авакова будут вызывать дух Джозефа Маккарти и консультироваться у него. А "за долю малую" - выдавать индульгенции. "Кто не откупится - я не виноват". Чисто по-украински. :-)

- 6 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка