Нефть в мире дешевеет, а у нас?

28 Марта 2003

Нефтяные котировки на лондонской бирже начали расти. На фоне событий в Ираке мировой нефтяной рынок пока продолжает фиксировать прибыль, образование так называемой «военной премии». В Украине же дорожают нефтепродукты.

С февраля «Укрзалізниця» увеличила на 27% плату за транспортировку нефтепродуктов, а Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) с начала марта на 12—68% подняла стоимость услуг по транзиту нефти трубопроводным транспортом. Эксперты ОАО «Укртранснефть» считают это повышение преждевременным, но НКРЭ отвергает их доводы. По данным нефтетрейдеров, удельный вес железнодорожных тарифов в цене на нефтепродукты составляет 3—4%. Поэтому рост тарифов с января повлиял на рост цен на нефтепродукты, по подсчетам экспертов, в среднем на 1%, при этом был смягчен сезонным снижением спроса.

Владельцы НПЗ сетуют также на дискриминацию по возврату НДС на поставляемую российскую нефть, грядущее очередное повышение Россией экспортных пошлин. И особенно на перебои с поставкой вагоноцистерн. По словам Алексея Кулика, маркетолога компании «Нафта — Херсон», нехватка вагоноцистерн будет решающим фактором, который приведет к росту цен на горючее.

«Цистерн хватало и хватает для того, чтобы перевезти нужный объем нефтепродуктов. Мало того, мы даем цистерны в Казахстан за нефтью для перевозки транзитом через Украину, мы грузим на Прибалтику нашими цистернами, а также помогаем ими России», — считает министр транспорта Георгий Кирпа.

«Ситуация с подачей подвижного состава улучшилась. Но Минтрансу необходимо совместно с нефтяниками выработать и придерживаться общей стратегии поставки цистерн на НПЗ. Производители должны получать вагоны в первую очередь», — выражает озабоченность директор объединения «Укрнефтехимпереработка» Николай Приймак.

Разумеется, появилось много негосударственных собственников подвижного состава. Однако перевозчики требуют от государства вагоны и гарантии их своевременной подачи. И сетуют на чиновников, которые считают, что производители должны сами обеспечивать себя «канистрами».

Нефтяники слаженно дают довольно угрожающие прогнозы развития ценовой ситуации в ближайшее время. Стоимость нефтепродуктов в опте продолжит расти, переходя в розничный сектор. В общем, горючее подорожает на 20—30%.

Исполнительный директор ПИИ «ТНК-Украина» (ей принадлежит Лисичанский НПЗ) Сергей Лизунов полагает, что сезонный рост цен на нефтепродукты, традиционно происходящий накануне посевной, в сочетании с повышением тарифов на транспортировку сырья может привести к 20—30%-ному повышению цен.

Александр Лазорко, и. о. председателя правления АО «Нефтехимик Прикарпатья», называет примерно те же цифры: «Налоговый и тарифный пресс на нефтяников с начала года вырос более чем на 250 грн. на тонне. А это подталкивает к 20—30%ному подорожанию...»

«Цены могут возрасти на треть, так как рынок пережил двукратное повышение акциза на смесевые бензины, а потом подорожала транспортировка нефти и нефтепродуктов. Наконец, в ожидании войны в Ираке повысилась цена углеводородов в мире», — отмечают и в концерне «Галнафтогаз».

Аналитики российских инвестиционных компаний также прогнозируют как поднятие цен на горючее (примерно на 20%), так и на любую продукцию или услугу, в себестоимости которой «заложены» транспортные расходы.

Еще в феврале нефтяники «ТНК-Украины», «Лукойл-Украины», «Укртатнафты» и «Казахойл-Украины» обратились к Виктору Януковичу с просьбой снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным и железнодорожным транспортом. Производители предупреждают правительство о возможности дальнейшего неконтролируемого роста цен.

Предположим, что эти четыре крупных компании, чьи НПЗ переработали 87% нефти в Украине в прошлом году, могут договориться о синхронном повышении цен. Тогда потребителю действительно придется нелегко. Впрочем, Антимонопольный комитет прекрасно чувствует ситуацию на этом рынке и в состоянии отреагировать адекватно. При этом, как сообщили «2000» в пресс-службе АМК, «пока никаких признаков монополизации рынка нефтепродуктов нет».

«Очень важно, чтобы возобновила работу экспертно-аналитическая группа при Министерстве экономики и по вопросам европейской интеграции», — говорят в «ТНКУкраина». «Кроме того, что государству стоит периодически собирать нефтяников и министров для обсуждения текущих проблем, было бы неплохо еще выработать единую стратегию снабжения аграриев дизельным топливом», — считает Николай Приймак. По его словам, НПЗ до сих пор получили заявки на поставки дизтоплива по льготным ценам (1550 грн./т) от облгосадминистраций лишь в объеме 20 тыс. тонн, когда на посевную необходимо не менее 500 тыс. тонн дизеля.

Намечено преобразование крупнейшего в Украине нефтедобывающего ОАО «Укрнафта» в вертикально-интегрированную нефтяную компанию международного уровня, о чем заявил председатель его правления Игорь Палица. Акционеры «Укрнефти» также одобрили план развития компании, который предусматривает создание сети автозаправочных станций, а также приобретение НПЗ или объединение с каким-нибудь из них.

Премьер-министр пока обдумывает обращение четырех крупных операторов рынка горючего. Ну а фон этих размышлений — повышение мировых цен на нефть. Причем даже полный триумф антииракской коалиции вряд ли гарантирует, что проблема «рассосется» сама собой.

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка