Ничего личного

№40(836) 6—12 октября 2017 г. 04 Октября 2017 5

Украина меняет картошку на белорусский бензин

НАМ ПИШУТ

В 2016 г. Беларусь продала в Украину НОЛЬ тракторов. За полгода 2017-го уже 1799. В Украине все так плохо с собственными тракторами? У нас же вроде тракторные заводы есть? Экспорт белорусского цемента в Украину вырос вроде бы в 173 раза. Глава ассоциации производителей цемента Украины «Укрцемент» Павел Качур заявил, что импорт цемента из Беларуси может привести к закрытию одного-двух заводов на территории нашей страны. Также мы покупаем у Беларуси металл, ж/д вагоны, локомотивы и т. д. Мы проигрываем торговую войну с соседями?

Анатолий, предприниматель (Полтава)

Говорить о межгосударственной торговле с применением военной лексики не совсем корректно, особенно если данное утверждение касается белорусско-украинских отношений. Ведь обоюдные ограничительные меры на поставку продукции, вводившиеся в 2014 — 2015 гг., остались в прошлом.

Несмотря на сокращение торгового оборота между нашими странами почти втрое по сравнению с 2013 г., Украина по-прежнему остается вторым по значимости партнером Беларуси (на первом месте — Россия).

Неуловимое сальдо

Главная статья экспорта республики в нашу страну — нефтепродукты (67%). Ведь единственный работающий отечественный нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге не способен по объективным причинам закрыть все потребности Украины.

Кроме того, в прошлом году по сравнению с 2015 г. Беларусь в пять раз увеличила экспорт молочных продуктов (в основном — сгущенки) в нашу страну на фоне сокращения производства украинского молока.

Наконец, республика превратилась в основного поставщика ржи на наш рынок (66% импорта данной продукции). Дело в том, что отечественным агрохозяйствам невыгодно выращивать рожь из-за высокой себестоимости производства этого товара. Притом что на внешних рынках (ЕС, США, Азия, Африка) ржаной хлеб непопулярен. А для внутреннего потребления проще купить рожь у соседей.

Мы же умудрились стать для Беларуси основным поставщиком картофеля. Несмотря на то что республика остается страной с самым большим производством клубнеплода на душу населения, страна вынуждена обращаться к услугам украинских аграриев, так как местная картошка, выращенная в приусадебных хозяйствах, малопригодна для промышленной переработки.

Однако для нашей страны поставки белорусских товаров и услуг занимают в географической структуре отечественной внешней торговли лишь пятую строчку, уступая по итогам первого полугодия 2017 г. Германии, России, Китаю и Польше. (См. инфографику)

Для сравнения: страны Евросоюза занимают более 40% украинской внешней торговли, Россия, несмотря на почти трехкратное падение взаимных товарооборотов за последние три года, — 11,4%, дружественная и лояльная к Киеву Беларусь — только 4,6%.

Поэтому считать локальное увеличение поставок определенных товарных групп тенденцией к широкомасштабной экспансии, по нашему мнению, нельзя. Да, такие перекосы нервируют представителей отдельных отраслей, но решающего значения на торговый баланс не оказывают. Тем более что внешнее сальдо между Украиной и Беларусью давно уже отрицательное. И связано это не с победой в каких-то торговых войнах, а лишь со сложившейся структурой отечественной экономики.

Так, в мае Беларусь впервые в истории обогнала Россию по поставкам сжиженного газа на украинский рынок. Из РФ было импортировано 32,8 тыс. т (на 51% меньше, чем в мае прошлого года). Белорусы за этот же период завезли к нам 50,1 тыс. т сжиженного газа.

Заметим, ориентация на внешние рынки — основа государственной экономической политики соседей. Так, в интервью «2000» экс-мэр Бобруйска (Беларусь) Дмитрий Бонохов рассказал, что на территории республики для инвестора, желающего открыть новое промышленное предприятие, не существует никаких серьезных препон, за исключением гарантии обеспечить в будущем экспорт не менее 50% произведенной продукции.

По данным Госстата, за І кв. 2017 г. общий товарооборот между Украиной и Беларусью составил более $2 млрд. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на $365,3 млн. (на 21,4%). Экспорт товаров и услуг составил около $581 млн. (рост почти на 41%).

При этом импорт значительно превысил ответные поставки — около $1,5 млрд. Следовательно, сальдо для нашей страны сложилось отрицательное — $911 млн. (Интересно, что показатели внешней торговли от Белстата и Укрстата несколько отличаются, поэтому мы приводим в таблицах обе версии.)

Отметим, что белорусы инвестируют в Украину гораздо больше, чем мы в Беларусь. Так, наши бизнесмены по состоянию на 1 июля 2017 г. вложили в белорусскую экономику около $4,5 млн. В основном — в предприятия перерабатывающей промышленности (54%), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (40%).

Тогда как за аналогичный период объем прямых инвестиций из Беларуси в экономику Украины составил почти $32 млн. Белорусов более всего интересовал наш рынок недвижимости (38,5%), предприятия оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — (28,5%), промышленность (17%), финансовая и страховая деятельность (11,5%).

Белорусы не скрывают, что пытаются выгодно использовать свое членство в Евразийском экономическом союзе — с одной стороны, и участие Украины в зоне свободной торговли с ЕС — с другой.

Исчезающий трактор

Отсутствие поставок белорусских тракторов в Украину в прошлом году легко объяснимо. В ответ на ограничения импорта ряда отечественных товаров в республику Киев с конца января прошлого года ввел дополнительные ввозные пошлины на белорусскую продукцию, в т.ч. тракторы — на уровне 39,2%. Впрочем, данный межгосударственный конфликт очень быстро удалось погасить.

Успех белорусской сельхозтехники не случаен. Еще в 2008 — 2009 гг. республика запустила программу помощи при реализации продукции своего машиностроения в нашей стране. Соседнее государство покрывало часть процента ставки по кредитам для приобретения белорусской техники, плюс предлагался лизинг на выгодных для украинских фермеров условиях.

В 2011 г. на импорт из Беларуси пришлось около 25% поставок тракторов в нашу страну. В 2014 г. республика продала в Украину техники более чем на $42 млн. На аналогичную сумму было поставлено тракторов и за январь—ноябрь 2015 г. Но на фоне падения импорта из других стран доля белорусов выросла с 15% в 2014 г. до почти 21% за 11 месяцев 2015 г. А в сегменте тракторов мощностью 80 — 99 л.с. продукция соседей заняла монопольное положение (почти 100% внешних поставок).

Сегодня действует программа государственного «Укрэксимбанка» «Белорусский импорт», в рамках которой предоставляются кредиты сроком до пяти лет, покрывающие до 90% стоимости приобретенной техники. При этом выплату части процентной ставки уже традиционно берет на себя минфин Беларуси.

Более того, на данный момент в Украине функционирует семь белорусских машиностроительных предприятий, выпускающих трактора (из них шесть — в форме СП с украинскими коллегами). И белорусская техника, собранная в нашей стране, входит в перечень сельскохозяйственных агрегатов, стоимость которых будет на 20% компенсирована аграриям за счет отечественного госбюджета (на обновление сельхозтехники в этом году Кабмин заложил 550 млн. грн.).

Напомним, в конце мая Минэкономики утвердило перечень из 40 отечественных предприятий — производителей агротехники, закупка которой будет частично компенсироваться из госбюджета.

Недавно белорусский вице-премьер-министр Владимир Семашко заявил, что республика готова нарастить поставки сельхозтехники в Украину в четыре раза. Семашко отметил, что в нашей стране около 200 тыс. тракторов изношены на 90%. По его оценке, ежегодно необходимо обновлять тракторный парк украинских аграриев примерно на 20 тыс. единиц техники. А сегодня Беларусь поставляет в страну лишь 3—3,5 тыс. тракторов.

Ради того, чтобы попасть в государственную программу компенсации на покупку украинской техники отечественными сельхозпроизводителями, белорусы увеличат локализацию производства своей техники в нашей стране.

«Мы готовы на это пойти для того, чтобы наша техника попала под субсидии. Это выгодно для всех, — объяснил вице-премьер. — Кроме того, мы должны использовать то, что Беларусь — член Евразийского экономического союза, а Украина, по сути, является ассоциированным членом Европейского Союза. При высокой степени локализации данная продукция может свободно перемещаться по этим огромным рынкам».

Предприятия украинского сельхозмашиностроения пока не могут похвастаться подобными успехами. В декабре прошлого года премьер-министр Гройсман даже заявил: «Дожили, что украинских тракторов уже нет. Но есть и хорошая новость — сегодня разрабатываются новые тракторы, и я думаю, что в следующем году появится качественная конкурентная модель трактора».

Действительно, летом этого года новый трактор «Кий-14102» был представлен компанией «Укравтозапчасть» (центральный офис расположен в Киеве) на выставке «Агро-2017» в столице. Кстати, предприятие, кроме всего прочего, выпускает продукцию по лицензии ПО «РУП «Минский тракторный завод».

В 2015 г. один из ведущих отечественных производителей сельхозтехники — Харьковский тракторный завод (ХТЗ) — выпустил 1,5 тыс. единиц техники. Но уже в прошлом году объявил о серьезном падении объемов продаж продукции из-за невозможности сбыта тракторов в Россию.

Прежде всего из-за введения Москвой ввозной пошлины на тракторы и внедрения утилизационного сбора на сельхозтехнику. К тому же в России раньше нашей страны запустили госпрограмму компенсации стоимости местной сельхозтехники (на 30%), что дополнительно влияло на конкурентоспособность украинской продукции.

Напомним, тогда продолжались судебные разбирательства о взыскании с ХТЗ около 400 млн. грн. задолженности по кредитам, выданным еще в 1998 г. В начале мая прошлого года ХТЗ сообщил о проведенных СБУ с 21 марта по 8 апреля обысках, в ходе которых правоохранители изъяли финансовую и другую документацию предприятия. И вскоре завод остановился.

В январе 2017 г. новый акционер ХТЗ, президент группы компаний DCH Александр Ярославский объявил о возобновлении производства и о планах выпуска в 150 единиц техники в месяц. А в дальнейшем — 3,5—4 тыс. тракторов в год. Основными рынками сбыта для предприятия станут Иран и Турция.

Как бы там ни было, по состоянию на конец сентября 2017 г. завод уже выпустил семь сотен машин и до конца года рассчитывает произвести 1 тыс. единиц техники.

Впрочем, сможет ли продукция украинских машиностроителей в обозримом будущем реально конкурировать на отечественном рынке по цене, объемам и качеству с белорусской техникой, остается большим вопросом.

Цемент преткновения

Последний по времени экономический скандал между нашими государствами связан с галопирующим ростом поставок белорусского цемента в Украину. Так, по данным Белстата, импорт цемента в первом квартале 2017 г. составил около 50 тыс. т, что в 192 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (в денежном выражении увеличился в 170 раз — почти до $1,9 млн.).

Фактически за три месяца этого года белорусские цементные заводы отгрузили на украинский рынок больше продукции, чем за последние пять лет. Так, в 2012 г. объем экспорта составлял $158 тыс., в 2013-м — $991 тыс., в 2014-м — $173 тыс., в 2015-м — $70 тыс., в 2016-м — $287 тыс.

Первой отреагировала на экспансию соседей ассоциация «Укрцемент», объединяющая десяток крупнейших отечественных предприятий отрасли.

«С такими темпами импорта цемента из Беларуси худшим вариантом может быть остановка одного—двух заводов на территории Украины или уход с рынка одной из иностранных компаний, — прокомментировал в интервью «Интерфакс-Украина» председатель ассоциации Павел Качур. — Это видимый результат. Менее заметны — сокращение рабочих мест на территории Украины, уменьшения отчислений в госбюджет».

Действительно, по данным «Укрцемента», наша страна потребляет примерно 10 млн. т цемента в год. Притом что отечественные предприятия потенциально могут производить 18—20 млн. т. Т.е. даже при росте потребления вдвое отрасль готова обеспечить внутренний рынок в полном объеме. Возможно, за исключением лишь каких-то специфических марок цемента, которые у нас не производятся.

«Если белорусский цемент конкурирует на рынке Украины, то и украинский цемент должен иметь возможность конкурировать на рынке Беларуси, — продолжил Качур. — И здесь возникает первая проблема — украинский цемент на белорусский рынок не пускают. Второе — называть экономику Беларуси «рыночной» можно с большой натяжкой, а значит, с большой натяжкой можно говорить и о рыночных ценах».

Руководитель «Укрцемента» пояснил, что при производстве цемента Беларусь использует российский газ, приобретаемый, как он выразился, по «политическим» ценам (на $100 за 1 тыс. куб. м дешевле, чем в нашей стране).

Кроме того, Качур заявил, что «два органа сертификации — госпредприятия «Киевоблстандартметрология» и «Черниговстандартметрология» — выдали сертификаты белорусским производителям цемента, проигнорировав требования об обязательном испытании характеристик ввозимого цемента в независимой лаборатории. Минэкономики было вынуждено отменить эти сертификаты».

Отметим, что ответные поставки украинского цемента на белорусский рынок в первом квартале составили мизерные 5 тыс. т (примерно на $210 тыс.). Хотя в предыдущие годы отечественные цементные заводы чувствовали себя в Беларуси куда вольготнее. Так, в 2015 г. республика импортировала нашего цемента на сумму $7,5 млн., в 2016-м — на $2,1 млн.

Обеспокоенность «Укрцемента» понятна. Крайне неприятно иметь конкурента по ключевому для наших строителей критерию — цене. Особенно при наличии пока превышающих потребности внутреннего рынка производственных мощностей.

Тем более что до конца года наше правительство пообещало начать строительство нескольких бетонных автомагистралей (шоссе Кропивницкий—Николаев, объездная дорога вокруг Житомира, участок Полтава—Днепр и две региональные дороги Львовской и Тернопольской областей). А это проект, сулящий дополнительную загрузку и немалые прибыли отечественным бетонным заводам.

Впрочем, лавинообразная поставка белорусского цемента на украинский рынок вряд ли является тенденцией, скорее — эпизодом, в котором сошлись интересы сразу же двух заинтересованных сторон — белорусских производителей и оптовых перекупщиков в Украине.

В конце концов, гораздо приятней говорить о совместных инфраструктурных проектах. Так, летом Мининфраструктуры сообщило, что Украина и Беларусь готовы инвестировать в реализацию проекта по восстановлению международного судоходства по Днепру $30 млн. При этом соседи потратят $5 млн. на углубление дна на своем участке реки. А наша страна при поддержке иностранных инвесторов должна выделить $25 млн. на модернизацию шлюзов и дноуглубление.

Данная инициатива — часть программы транспортного коридора Балтийское море — Черное море, которая, как считают эксперты, уже положительно сказалась на транзитно-транспортном потенциале наших стран.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

От космоса до подземного арсенала

Главное в проектировании — системный профессиональный подход, это лучшее лекарство...

Ясли вместо четырех стен

Неравноправие заключается в том, что в особый период в отпуск по уходу за ребенком не...

Химический кнут для экономики. Он же пряник

Зависимость Украины от импорта минеральных удобрений стала реальностью, это один из...

Набережная на болоте

В 2015 г. концентрация только азота диоксида в жилой зоне Ирпеня вокруг асфальтового...

Калории для ОСМД

Для проведения полной термомодернизации зданий в Украине, при существующих темпах,...

Загрузка...

Какая украинка не мечтает стать генералом?

Не может быть различий в правах и обязанностях между женщиной-полковником и мужчиной в...

Страна в адском трафике

Наркодилеры оказались прогрессивнее иных бизнесменов, освоив торговлю запрещенными...

Минобороны «отвоевывает» земли

С начала 2018-го МО вернуло 25 тыс. га незаконно отчужденных территорий

Украинская архитектура будущего: «коллективная,...

Крупные города Украины — Киев, Харьков, Одесса и Львов — входят в число самых...

Министерство возможностей

Существующая система социальной поддержки ветеранов не способна удовлетворить ни их...

Заграничное турне в тюрьму на три года

Украина стала объектом посягательства. Расследованием будет заниматься СБУ

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка