Николай Литвин: «В 2014-м нас обвиняли: почему граница не стала Брестской крепостью?»

№18–19 (906) 17 — 23 мая 2019 г. 15 Мая 2019 1 3.1

В штабе тактической группировки «Кордон» с генерал-лейтенантом В. Мышаковским. Лето 2014 г.

Экс-глава Государственной пограничной службы Украины презентовал книгу воспоминаний «Линия разграничения», которая стала результатом переосмысления многолетнего непростого пути, который прошла структура с момента обретения Украиной независимости.

В книге собран уникальный материал, повествующий о становлении пограничной службы Украины, о тех реформах, которые претерпело ведомство в постсоветский период, и об испытаниях, которые ему пришлось пройти на разных этапах современной истории. Это события вокруг острова Тузла в 2003 г., и российско-грузинская война в 2008-м с участием в ней Черноморского флота, и потрясения, выпавшие на долю наших погранцов в результате авантюрной политики и бездарных действий руководства страны после «революции достоинства».

На основе документов, не известных широкой общественности фактов и личных наблюдений генерал армии, отдавший почти 40 лет воинской службе и 13 из них — государственной границе, попытался с высоты своего жизненного и профессионального опыта откровенно и объективно рассказать о трагических событиях 2014 г., ставших переломными для всего украинского общества. Именно тогда, по мнению Николая Литвина как непосредственного участника этих событий, на карте нашей страны и в сердце каждого ее гражданина появилась та самая линия разграничения, которая обозначила границы между добром и злом, варварством и цивилизацией, запустив губительные для государства процессы.

В книге без купюр описаны события в Крыму, действия по сохранению состава Морской охраны, передислокация Азово-Черноморского регионального управления ГПСУ в Херсонскую, Запорожскую и Николаевскую области и создание в беспрецедентно короткий срок — за полтора месяца — соответствующей инфраструктуры на временной границе.

Хронологически подробно рассказывает бывший главный пограничник и о начале боевых действий на границе — по датам и фактам, что дает возможность объективно оценить роль ГПСУ во время аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе. Ведь не секрет, что именно пограничники и руководство Госпогранслужбы оказались в роли «стрелочников», на которых пять лет назад обрушились обвинения в прорыве государственной границы, сдаче Крыма и неспособности удержать территориальную целостность страны.

Почему же силовой блок был бессилен перед нависшей над страной угрозой? Какую роль сыграли пограничники в событиях весны—осени 2014 г. в АРК и на Донбассе? На ком лежит ответственность за потерю Крыма? Почему государственные силовые структуры, оборонно-промышленный комплекс и системы государственного управления, ответственные за национальную безопасность, не смогли адекватно отреагировать на вызовы, перед лицом которых оказалось государство? На эти и многие другие вопросы отвечает в своей книге экс-глава ГПСУ.

К слову, пять лет назад, когда практически все руководители силовых органов покинули страну, спасаясь бегством, Николай Литвин остался в Киеве. Когда по стране прокатилась волна «мусорных» люстраций и праворадикалы начали рейды с угрозами к офису администрации ГПСУ на Владимирской, забрасывая его фаерами и требуя отставки главного пограничника, который, по их мнению, отсиживался в теплом кабинете, Николай Литвин находился рядом с теми, кто нес вахту на границе. Он координировал действия служб, ночевал в блиндажах, принимал борты с ранеными, руководил операциями, поднимая личным примером боевой дух рядовых пограничников.

В погонах, но без депутатских значков

Мы встретились с Николаем Михайловичем в агентстве УНИАН, где проходила презентация «Линии разграничения». К сожалению, это событие выпало из поля зрения большинства украинских СМИ — медийщики сфокусировались на перипетиях президентской кампании.

Основную аудиторию составляли бывшие коллеги и подчиненные Николая Литвина — начальники региональных подразделений и погранотрядов, управленческий коллектив погранслужбы почти в полном составе — крепкие профессионалы, опытные военнослужащие, генералы и ветераны погранвойск. Те, кто реформировал службу с учетом новейшего зарубежного и накопленного в советское время опыта, преобразовав ее к 2013 г. в современную модернизированную правоохранительную структуру, а весной и летом 2014-го в экстремальных условиях перестраивал ее на оборонные рельсы. Во многом благодаря четким и профессиональным действиям этих людей Украине удалось избежать гораздо больших потерь и катастрофических последствий в период начала военных действий на Донбассе. Однако именно они попали под каток люстрации — осенью 2014-го дорвавшиеся до власти политиканы фактически обезглавили погранслужбу.

По словам Николая Михайловича, этот факт стал одним из толчков к написанию книги «Линия разграничения».

— Прежде всего мне хотелось показать вклад пограничного ведомства в сохранение нашего государства, дать ответы на вопросы, которые были неправильно поняты обществом. Я решил написать в память о подвиге тех наших побратимов, которые погибли или были ранены. Ну и, конечно же, мне хотелось поделиться уникальным опытом комплексного реформирования Госпогранслужбы: это можно и нужно использовать в будущем.

В книге я делаю акцент на том, что необходимо размежевывать политический и административный уровни управления. Ведь как только политика начинает превалировать в министерствах и ведомствах, которые занимаются обороной, безопасностью или правоохранительной деятельностью, это приводит к пагубным последствиям, связанным с вымыванием кадров, падением уровня профессионализма и т. д. Силовые ведомства должны работать так, чтобы в случае смены власти они продолжали четко выполнять свои функции. Я всегда старался придерживаться этого принципа в своей работе.

ГПСУ — единственная государственная служба, где не было депутатов — ни районных, ни верховных рад, единственная служба, где не было политических назначений. И это тоже служило цементирующим моментом, давая положительный результат: погранслужба работала на человека, на общество, а не обслуживала какой-то политический проект.

Надо понимать, что история современной Украины тесно связана с пограничным ведомством. Но чтобы оценить масштаб задач и результаты его работы, нужно время. Только с расстояния времени можно сформировать объективную и непредвзятую оценку действий людей в зеленых фуражках.

Все пять лет после ухода в отставку я старался не обращать внимания на бестактность и политические заявления в мой адрес и в адрес ГПСУ. За это время фактически вычеркнули из истории моих побратимов — легендарных людей, которые стояли у истоков службы — с 1991 г. И это удар не столько по людям, сколько по государству. Говорю это вам как человек, который всегда руководствовался в своих действиях интересами страны.

Безусловно, я горжусь тем, что мне довелось на протяжении многих лет руководить украинской погранслужбой. О результатах пусть говорят другие, но я старался не делать ничего, что могло бы причинить вред авторитету и имиджу нашей службы. Я всегда оставался сторонником современной, профессиональной европейской структуры, которая базируется на фундаменте интегрированной системы управления границей с распределением функций между вооруженными силами, силовыми структурами и пограничниками правового статуса охраны и обороны. Как раз это и стало тем ключевым вопросом, который назрел в 2014 г., и все последующие события наглядно подтвердили необходимость создания именно такой модели охраны границы.

Сдача Крыма: кто виноват?

— Николай Михайлович, не могу не задать вам вопрос, который вот уже пять лет будоражит общество: почему сдали Крым? Кто виноват, и была ли возможность удержать ситуацию?

— На этот вопрос нет однозначного ответа. Во-первых, властные и оппозиционные элиты довели страну до общественного раскола, и наш сосед умело использовал эту ситуацию в своих интересах. Вторая причина заключается в том, что не были задействованы государственные механизмы прямого действия. Можно было решить вопрос с помощью введения правового режима чрезвычайного положения, когда был захвачен Верховный Совет АРК, или режима военного положения, когда ситуация стала выходить из-под контроля. Есть еще закон о территориальной обороне, который тоже не был применен. Вот эти три правовых рычага не были запущены, и это дало возможность блокировать силы и средства, которые находились в военных городках и не выполняли свои функции.

Ну и третья причина: в Крым следовало немедленно отправить правительственную комиссию, которая должна была разобраться в обстановке и взять под контроль переговоры с тогдашним руководством автономной республики, чтобы решить те или иные вопросы. Но и это не было сделано.

В итоге инициатива оказалась в руках России, которая привела в полную боевую готовность все находящиеся в Крыму силы и средства. В первую очередь под удар попали пограничники, которые делали все возможное, чтобы удержать свои позиции в ожидании помощи. Но помощь так и не пришла. Хотя, еще раз повторю, ситуацию можно было удержать с помощью введения правового режима. Подробнее об этом вы можете прочитать в моей книге.

В 2014-м нас обвиняли: «Почему граница не стала Брестской крепостью?» Чтобы расставить все точки над «і», я еще раз хочу пояснить всем, кто в потере территории винит пограничников, путая понятия охраны и обороны: Государственная пограничная служба Украины была сформирована и развивалась как правоохранительное полицейское ведомство, предназначенное для охраны границы и осуществления пропускных операций в пунктах пропуска.

Что касается вопроса соотношения охраны и обороны, то в Украине нет такого уникального ведомства, которое могло бы полностью взять на себя обе функции. И в случае возникновения внешней угрозы оборона границы — прерогатива вооруженных сил согласно стратегии и военной доктрине. Когда возникает угроза нападения, ВСУ должны подтягивать силы к государственной границе, выходить в обозначенные районы и занимать линию обороны. После чего под руководство ВСУ переходят все правоохранительные структуры и органы безопасности — МВД, СБУ и Госпогранслужба, каждый из которых выполняет свою функцию. Ничего этого не случилось в 2014 г.

Когда возникла угроза на Донбассе и руководство ГПСУ обратилось с просьбой к вооруженным силам взять под оборону границу в пределах Луганской, Донецкой, Сумской и Черниговской областей, войска не вышли. Вот почему я говорю в своей книге о необходимости военно-территориального деления страны и создания оперативно-стратегических органов управления. В мирное время это не было сделано, а те подразделения и части, которые имелись, не были готовы выйти к обороне границы.

Единственное, где нам была предоставлена квалифицированная военная помощь, так это в Херсонской, Николаевской и Запорожской областях, во время перекрытия Перекопского перешейка, которое осуществил Восьмой армейский корпус. Военные вышли с артиллерией, бронетехникой, и когда пограничники выполняли свои правоохранительные пропускные функции, за их спиной стояли вооруженные силы. Это общепринятая классическая схема, которая обеспечивает целостность границы.

Хочу привести вам такой пример: Восточное региональное управление ГПСУ охраняло 2295 км украинско-российской границы, где несли службу 8 тыс. пограничников. Т. е. в среднем четверо пограничников на 1 километр. Они охраняли границу в штатном соответствии, будучи оснащены вооружением и техникой, необходимыми для обеспечения правоохранительных функций. И когда нам вменяют в вину: «Почему вы не обороняли?», я повторяю, мы — правоохранительное ведомство, но вынуждены были своими силами перейти к обороне, поскольку ни в Луганской, ни в Донецкой областях ни единой части вооруженных сил до июня месяца не было.

Испытание войной: одни за всех

— Почему силовой блок государства оказался беспомощным как перед внешней, так и перед внутренней угрозой? Вы наверняка знаете, что происходило в тот период в кабинетах новой власти.

— Проблема в том, что в тот период, когда нужно было действовать быстро и на опережение, новая власть делила страну, министерства и должности. В дни аннексии Крыма представители оппозиционных сил, перехватившие государственный штурвал, распределяли портфели. Когда время шло на часы, а и.о. президента—главе ВР и премьеру нужно было принять и возглавить неотложные меры, чтобы локализовать неправовые, насильственные действия, этого не произошло. Один из активных участников второго майдана, Андрей Сенченко, позже рассказывал журналистам о том, что 23—25 февраля, когда можно было удержать Крым, новая власть «расписывала «шахматку» всей страны — до районных администраций включительно».

— Одна из частей вашей книги называется «Испытание войной», где вы рассказываете о майдане, начале войны и установлении линии столкновения на фоне политических процессов в государстве. Какие выводы вы сделали, проанализировав этот период?

— Прежде всего я пытался проанализировать первопричины кризиса власти, ее падения и размежевания общества с последующим ослаблением государства, что привело к потерям не только части территории, но и населения страны в Крыму и на востоке.

В ночь с 21 на 22 февраля 2014 г. обезглавленными остались многие министерства и ведомства — их руководство спасалось бегством. Среди всех силовых ведомств в этот период в штатном режиме без сбоев функционировала только погранслужба. И я могу со всей ответственностью заявить, что пограничное ведомство сыграло решающую роль в сохранении государства в 2014 г.

К концу 2013-го — началу 2014 гг. погранслужба как профессиональная структура успела пройти все этапы реформирования и единственная из всех силовых структур во времена испытания майданом и войной предстала организованной силой, четко управляемой, которая смогла в одиночку до июня 2014 г. держать границу, а значит — уберечь государство от глобальной катастрофы.

Весной—летом 2014 г. на границе Луганской и Донецкой областей пограничники остались единственными представителями государственной власти и не сдали без боя или приказа ни одного объекта — военного городка, органа управления или пункта пропуска. В то время как районные и областные госадминистрации, органы СБУ, прокуратуры и МВД рассыпались и прекратили свое существование. Одни растерялись, испугались и разбежались, другие — перешли на сторону сепаратистов. А некоторые выехали на подконтрольные украинской власти территории.

Оборона управления Луганского погранотряда, жестокие бои под Изварино, Краснопартизанском, Мариновкой, Красной Таловкой, оборона Мариуполя, бои в составе группировки совместно с вооруженными силами в секторе Д — это далеко не полный перечень героических действий пограничников. Причем офицеры и генералы из администрации ГПСУ принимали непосредственное участие в боях на границе, в т.ч. в составе мотоманевренных и оперативных групп.

Большую роль сыграло логистическое обеспечение, когда в сжатые сроки нужно было обеспечить решение вопросов и проблем, которые в мирное время перед нами не стояли. Прежде всего — обеспечить процесс перехода от правоохранительных действий на границе, которые выполняла погранслужба, к ведению общевойсковых, оборонительных боев и столкновений, что было несвойственно институции, но жизнь диктовала нам новые правила.

Уникальным опытом для нас стало выполнение заданий под ударами ракетных систем залпового огня, артиллерии, огня танков, бронетехники, снайперов и минной войны, противодействие диверсионно-разведывательным группам. Если взять историю аналогичных институций Европы и мира, то ни одна из них не имеет опыта такого быстрого переформатирования структуры с охранных функций до ведения общевойсковых действий. Это действительно уникальный опыт, который требует дополнительного изучения.

Убрать политику из силового блока!

— Насколько серьезными были потери пограничников в 2014 г., учитывая отсутствие опыта обороны и полноценной поддержки со стороны ВСУ?

— За время проведения АТО по состоянию на 1 октября 2014 г. потери ГПСУ составляли: 61 погибший, 344 раненых, 9 пропавших без вести, один пленный. И хотя это наименьшие потери среди всех силовых структур, мы обязаны до конца жизни помнить наших пограничников, которые погибли, получили ранения или остались калеками, выполняя свой долг.

Большую роль в тех событиях сыграла профессиональная подготовка пограничников, поскольку с 2008 г. ведомство полностью отказалось от призыва военнослужащих срочной службы и перешло на контрактную основу.

Я уверен в том, что если бы мы комплектовали службу срочниками, при недостаточном материально-техническом обеспечении, при недостаточном уровне управления и связи, без усиления подразделений офицерами и генералами региональных управлений и мобилизованными резервами, потери были бы на порядок выше. В том, что отвели большую беду, заслуга работы управленческого состава ГПСУ, органов охраны границы и реформ, которые были проведены. В погранслужбу приходили в основном люди, средний возраст которых составлял 27—28 лет, большинство из них имели высшее техническое образование. И этот костяк помог выстоять в горниле испытаний.

— Меня удивляет, что на презентации такой важной книги, которая могла бы стать пособием для нынешних пограничников, нет никого из теперешних руководителей ведомства. Преемники не обращаются к вам за помощью, учитывая ваш опыт?

— Это вопрос не ко мне. Но я всегда открыт к общению и готов предоставить любую консультацию своим коллегам. Кстати, книга — в некотором смысле хрестоматия для всех, кто решил посвятить себя пограничной службе, поскольку в ней я не только анализирую пройденный путь, но и делюсь своим видением будущего.

Имея многолетний опыт службы в системах государственной безопасности, понимая государственную систему управления, я решил изложить свое субъективное видение дальнейшего развития службы в виде предложений и рекомендаций, поскольку блок обороны и безопасности государства требует неотложных реформ силовых ведомств. Реформирование должно выполняться на основании единых нормативных требований к каждой структуре, ее численности, задачам и функциям, с четко определенными критериями стратегической координации функционального взаимодействия всех структур и единым алгоритмом управления.

К сожалению, на протяжении последних лет в работу силового блока постоянно вмешивается политика. Исправить ситуацию может только совершенствование политической системы в нашей стране и реформирование системы внутренней безопасности через взаимодействие МВД, Нацгвардии, СБУ и пограничной службы.

Особенно остро стоит вопрос профессионализации власти и формирования ее по принципу наличия опыта, знаний и конкретных результатов, а не политической целесообразности и симпатий. Хотелось бы, чтобы рекомендации, которые я даю в книге, помогли избежать ошибок на этом пути.

Впрочем, «Линия размежевания» — это не пособие исключительно для пограничников. Надеюсь, что книга будет интересна широкому кругу людей, небезразличных к судьбе государства. Верю в то, что трагические события войны, неудачи и испытания со временем выкристаллизуют наше государство, и сделают Украину более сильной и сформируют ее как нацию.

— Вы наверняка наблюдаете, как развивается погранслужба. Видите плюсы, минусы в этом процессе? Как в целом оцениваете работу ведомства?

— Как человек, отдавший погранслужбе 13 лет, я не хотел бы критиковать коллег. Скажу только, что экономическая ситуация в стране и война требуют рационального использования ресурсов. Реформируя структуру, я стремился к оптимизации, рациональности и экономичности. Во времена моего руководства ГПСУ было 6 департаментов, а сейчас их 15, было 5 региональных управлений, сейчас — 7. И как вы понимаете, это все — должности, звания, оклады, дополнительная бюрократия и т. п.

— Если новый президент обратится к вам с просьбой вернуться в кабинет на Владимирской, вы дадите согласие?

— Нет. ГПСУ — это пройденный для меня этап. Я его перерос. Я и так задержался на этой должности. Как говорил Наполеон, главное задание любого правителя — не дать своим подчиненным состариться на своих постах. Но я считаю, что если государство вкладывает в образование и профессиональное становление человека серьезные ресурсы, то оно должно максимально использовать полученные им знания и опыт. И это касается не только меня, в нашей стране есть много профессионалов, которые могут принести ей пользу. Я очень надеюсь, что вместе со сменой руководства Украины время дилетантов уйдет в прошлое.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Лидер или политическая пешка?

Зеленский стремится заключить с населением некий договор о выполнении пожеланий...

Пристайко рассказал о планах Зеленского по отводу...

Министр иностранных дел Вадим Пристайко рассказал о планах президента Владимира...

Зеленский дает отмашку на мощную встряску для Украины

Впереди Зеленского по-прежнему подстерегает бесчисленное число ловушек, причем...

Зеленский призвал уволить генерала МВД из-за ролика в...

Причиной для увольнения главы Днепровского управления МВД послужило опубликованное в...

Дети восточной Украины раны войны залечивают боксом

Постоянная угроза, исходящая от контролируемой сепаратистами соседней Горловки, а...

Загрузка...

Новых легковушек стало больше

В сентябре текущего года в Украине было продано 7,2 тыс. новых легковых автомобилей. По...

Дело Пукача: шантаж, угрозы и допущения

Еще в 2004 г. Юрий Кравченко порекомендовал Алексею Пукачу перейти на нелегальное...

ПРАВИЛА ВЫБОРА ФИНАНСОВОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ЗАЙМА ОНЛАЙН В...

Для получения краткосрочной ссуды на выгодных условиях не стоит полагаться на...

Продажа украинской земли — непоправимая ошибка!

Ошибочные действия нынешней украинской власти начались с необоснованной и...

Мемуары взрывоопасны, особенно в США

Проблема не в системе засекречивания информации, а в том, как именно правительство...

«Не пущать!»

29 сентября избирательный штаб демократа Джо Байдена направил официальное послание...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
16 Мая 2019, Виктор

Нема той зрады, из которой можно сделать перемогу и обьявить себя хероем......

- 5 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка