Новые права потребителей

02 Июля 2004

Новые права потребителейМинэкономики дает еще одну возможность наказать нерадивых продавцов

Дмитрий ТИМЧУК

Минэкономики расширяет права потребителей, рискуя нарушить устоявшиеся отношения в сфере торговли. Выиграют ли от этого покупатели, пока неизвестно, но поводов для злоупотреблений со стороны проверяющих явно прибавилось.

9 апреля вступили в силу новые «Правила розничной торговли непродовольственными товарами», утвержденные приказом Министерства экономики Украины №98 от 11.03.2004 г. Документ регламентирует порядок приема, хранения, подготовки к продаже и продажу непродовольственных товаров через розничную торговую сеть. Также приказом определены требования в сфере соблюдения прав потребителей, качества и безопасности товаров, уровня торгового обслуживания.

Утвержденным документом закреплены обязанности продавца при реализации товаров, подлежащих гарантийному ремонту, обслуживанию или гарантийной замене. Отныне продавцы в присутствии покупателя должны осуществлять проверку потребительских свойств товара, наличие эксплуатационных документов, гарантийного и отрывного талонов на обслуживание, проверять комплектность товара и обязательно информировать потребителя о правилах безопасного пользования изделием. Изменились и требования относительно информации о товарах отечественного и иностранного производства. Теперь продавец обязан предоставить покупателю в доступной наглядной форме необходимую достоверную и своевременную информацию о товарах на государственном языке. Этикетка непременно должна содержать сведения об особенностях продукции, а также данные о наличии в изделии вредных для здоровья веществ, противопоказания относительно применения. Кроме того, если товар подлежит сертификации, об этом также должно быть сказано в документах.

В случае, если продукция имеет недостатки, покупатель на протяжении гарантийного срока может требовать от продавца их бесплатного устранения либо возмещения затрат на их исправление покупателем или другим лицом.

По мнению координатора проектов института «Конкурентного общества» Ксении Ляпиной, наиболее существенные изменения коснулись правил реализации товаров, на которые гарантийные сроки эксплуатации не установлены. Теперь согласно «Правилам...» покупатель имеет право предъявлять продавцу требования о замене или ремонте изделия на протяжении двух лет со дня покупки, но при условии, если недостатки были выявлены на протяжении разумного срока использования. Под «разумным сроком» подразумевается так называемый гарантийный срок на отдельные виды товаров. Если гарантийный срок не установлен производителем, значит, он составляет два года — это и есть обобщенный гарантийный срок. К примеру, на обувь «разумным сроком эксплуатации» считается сезон, как это было ранее.

Новые «Правила...» — пока свежий документ, и большинство потребителей даже не догадываются об их существовании. Однако уже сейчас юристы, защитники потребительских прав и владельцы магазинов пытаются оценить возможные последствия их применения на практике. Служители Фемиды потирают руки в предвкушении легкой добычи, которой могут стать затяжные споры между сторонами торговых отношений, а «профессиональные покупатели», сутяги и скандалисты радуются появившейся возможности возвращать использованные вещи по причине якобы обнаружившихся недостатков. Невесело только представителям торговой братии, на чьи головы вот-вот обрушатся все последствия нововведений. Наиболее влиятельные уже сейчас ищут пути поправить размытые формулировки правил, которые легко могут стать причиной злоупотреблений со стороны покупателей и защитников прав потребителей.

По мнению некоторых экспертов, противоречия между продавцами и потребителями не так велики, чтобы давать почву для столь серьезных перекосов в правовом регулировании их отношений. «Скорее всего, наибольшую выгоду из новых правил торговли извлекут не продавцы и потребители, а те, кто их придумал, — чиновники. Именно они больше других заинтересованы, чтобы покупатели находились в состоянии перманентного противостояния с торговыми организациями», — уверена Ксения Ляпина.

Создается впечатление, что в этой ситуации государственное регулирование направлено не на нормализацию отношений в сфере торговли, а наоборот, ставит перед собой цель давать новые поводы для конфликтов.

Более всего могут обостриться отношения с покупателями на рынках. Ведь только в магазинах процесс возврата товаров более-менее упорядочен и формализован. Например, продавец магазина имеет право не обменять товар, если ему не будет предъявлен кассовый чек, упаковка или покупатель не сможет аргументировать причину возврата.

По многим причинам, в том числе из-за отсутствия кассовых аппаратов, на рынках эти отношения построены совершенно иначе. Здесь вопросы обмена или возврата решаются в индивидуальном порядке, часто на «шаляпинских правах» — кто кого перекричит, тот и прав. Случается, что покупатели возвращают непонравившиеся или бракованные туфли не тому продавцу, который их продал, а тому, у которого оказались такие же.

«Необоснованный возврат товаров — наиболее распространенный метод злоупотребления, — говорит Ксения Ляпина. — Существующие правила торговли позволяют возвращать сезонную обувь, благодаря чему появились такие потребители, которые возвращают ее, относив сезон. Лет пять назад это было просто катастрофическим явлением. Многие ознакомились с законом Украины «О защите прав потребителей», в который в 1999 году были внесены существенные изменения. Сейчас же в связи с изменением сроков предъявления претензий, вполне вероятно, возвраты снова станут стихийным бедствием на наших рынках». Дмитрий Шубенко, директор компьютерной фирмы «Кош», считает, что новые «Правила...» созданы в интересах крупных предприятий. Для человека, который только начинает бизнес, очень сложно соблюдать нормы подобного рода. В такой же ситуации и малые предприятия, не имеющие ни собственных складов, ни стендов с техникой. По мнению предпринимателя, в Украине много фирм, которые не смогут полностью соблюсти новые требования. В первую очередь пострадают те предприятия, которые не найдут защитников во властных структурах. Многие будут вынуждены собирать последние копейки на штрафные санкции, а крупные предприятия будут платить взятки и расти за счет уменьшения числа конкурентов.

«Некоторые нормы правил торговли должны носить рекомендательный характер, а не обязательный. Иначе их невозможно соблюдать. От этого будут страдать многие. А пользу из сложной ситуации извлекут лишь правозащитные органы в виде купюр, бодро марширующих в их карманы», — предполагает Дмитрий Шубенко.

Не выигрывают и потребители. Купив некачественный товар и попытавшись защитить свои права административным путем, они волей-неволей провоцируют коррупционные действия, вынуждая предпринимателя «решать вопрос» с чиновниками. В лучшем случае он заплатит штраф государству. Потребитель же вполне может остаться при своих интересах, так и не получив компенсации ущерба.

Чтобы жалобы не «гасли» в бесконечных чиновничьих кабинетах, эксперты рекомендуют отстаивать свои права в суде, выдвигая в качестве исковых требований компенсацию материального и морального ущерба. Выиграв суд, материальную компенсацию получает истец, а не чиновник.

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка