ОКБ летающих компьютеров

№48 (392) 30 ноября - 6 декабря 2007 г. 30 Ноября 2007 0

Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени О. К. Антонова вступил в полосу юбилеев: в минувшем году исполнилось 100 лет со дня рождения Олега Антонова и 60 лет самому предприятию. Совсем недавно седьмой десяток разменял легендарный «кукурузник» Ан-2, а в 2008 г. исполнится 20 лет со дня первого полета другой антоновской легенды — сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрія». Однако не одними юбилеями живут антоновцы. В этом мы убедились, побеседовав с генеральным конструктором АНТК Дмитрием Кивой.

Заработать на самолет

— Дмитрий Семенович, еще в 90-е годы не только меня удивляло, что, несмотря на жесточайший экономический кризис, когда предприятия закрывались чуть ли не ежедневно и миллионы инженеров и рабочих оставались без работы, АНТК имени Антонова продолжал создавать новые самолеты. Как так получилось?

— Руководство фирмы, в первую очередь генеральный конструктор Петр Васильевич Балабуев (к сожалению, его уже нет в живых), после развала СССР сделало все, чтобы сохранить предприятие, чтобы оно развивалось и получить пожарный сертификат. Внедрялись новые технологии, в том числе информационные, и сегодня мы проектируем самолеты в цифре. Мы понимали, что о таком государственном финансировании, которое было в Советском Союзе, можно забыть и деньги надо зарабатывать самим. Стали искать дополнительные источники доходов, не побочные — вроде торговли ценными бумагами, а те, что напрямую связаны с нашей деятельностью. Так у нас появилась своя авиакомпания, которая выполняет международные коммерческие перевозки. Весь этот комплекс мер позволил сохранить саму фирму и ее научный потенциал.

— Выходит, авиакомпания «Авиалинии Антонова» стала «кормилицей» предприятия?

— Конечно, не в одной авиакомпании дело, но если она вдруг исчезнет, то это существенно отразится на положении АНТК. Останемся без доходов от авиаперевозок — не сможем разрабатывать самолеты. Ведь мы это делаем за свои деньги. Например, из тех средств, которые были потрачены на разработку Ан-148, доля государства составила всего 3%, все остальное — средства нашей фирмы.

— Кстати, об Ан-148. Уже почти три года прошло, как он впервые поднялся в небо. Однако его серийное производство все еще не началось. В чем же дело?

— Для начала поясню, что довольно часто путают разработчика самолета и его производителя. Так вот, АНТК имени Антонова — это разработчик. Все, что было необходимо, мы сделали. 26 февраля этого года получили сертификат на самолет. Вручали нам его в торжественной обстановке. Было много гостей. В том числе Виктор Янукович и Александр Мороз.

— Поясните, пожалуйста, о каком сертификате идет речь?

— Этот сертификат дает право на производство и эксплуатацию самолета. После его получения можно возить пассажиров. Вот, например, аэробус А-380. «Эйрбас» получил сертификат, и эти лайнеры уже совершают регулярные рейсы.

— Получив сертификат, АНТК, насколько я понимаю, должен был передать серийным производителям соответствующую документацию на самолет?

— Да, и это было сделано. Более того, киевскому заводу «Авиант» мы передали документацию на льготных условиях. Кроме того, им была передана документация на техническое оснащение и сама оснастка, которая у нас используется для изготовления первых опытных машин. И это еще не все: мы разрешили, и на стапеле АНТК (несмотря на то что он предназначен не для серийных, а для опытных самолетов) «Авиант» делал первый фюзеляж.

— Задержки с передачей документации не было?

— Во-первых, у нас не было никаких договорных обязательств, по которым мы должны кому-то в какой-то срок передать документацию на самолет. Поэтому к нам никаких претензий быть не должно. Да их и нет. Могу привести один пример. Недавно в Кабмине состоялось совещание, на котором в том числе обсуждался и вопрос по Ан-148. Так вот на нем ни слова не было сказано о том, что из-за нашей фирмы срываются сроки серийного производства самолета. Еще могу сказать, что на последней коллегии Минпромполитики, которое курирует нас, АНТК имени Антонова отметили и похвалили за работу по сертификации Ан-148.

— Однако серийное производство Ан-148 до сих пор не началось...

— Это не совсем так. Вы, вероятно, знаете, что Ан-148 будет строиться не только в Украине, но и в России. Генеральный директор «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» («ВАСО») Михаил Шушпанов еще в начале июля этого года заявил, что последние барьеры сняты и завод приступает к производству самолета. А совсем недавно правление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая руководит российскими авиастроителями, утвердило производственную программу «ВАСО» по Ан-148, рассчитанную на пять лет. По ней уже в следующем году должны быть построены четыре машины, в 2009 г. — 12, и каждый год производство будет наращиваться.

— Воронежский завод планирует делать Ан-148 самостоятельно или ему понадобится помощь украинских авиастроителей?

— Без Украины этот проект просто не состоялся бы. Значительная часть комплектующих для Ан-148 будет производиться украинскими предприятиями. Так запорожский завод «Мотор Січ» подписал договор на поставку двигателей для 34 самолетокомплектов. Днепропетровск будет делать шасси для Ан-148. Харьковский завод ФЭД и киевский «Электронприбор» — поставлять в Воронеж свое оборудование. В проекте также участвует енакиевское «Спецтехстекло». Наш же АНТК получит «роялти» — процент от продаж за свою интеллектуальную собственность, которой является конструкция самолета.

— Если не секрет, в какой сумме выражается процент вашего предприятия?

— Порядка 100 млн. долларов за первые 34 самолета, а всего Украина заработает около 350 миллионов.

— Конкурентом Ан-148 называют лайнер «Сухой Суперджет 100». Не боитесь соперника?

— Вы наверняка пользуетесь интернетом. Так вот, ради интереса в какой- нибудь поисковой системе наберите «Ан-148», а потом название самолета «Сухого». И вы найдете множество фотографий нашего самолета в полете, а «Суперджет» — только макеты и рисунки (автор воспользовался этим советом и убедился в правоте собеседника).

На последнем авиасалоне в Ле-Бурже был представлен только макет-кабина «Сухого», а мы привезли готовый самолет. Потом в конце сентября в Комсомольске-на-Амуре «Суперджет 100» выкатили из ангара, но самолет еще без «начинки», и у его создателей еще много работы. Но на поддержку этой программы государство выделило 1 млрд. долларов, подчеркиваю — миллиард, а нам — только 36 млн. гривен.

Дискриминация женщин и КРУ

— На одном из интернет-сайтов я прочитал статью, в которой критиковали руководство АНТК имени Антонова. Вас упрекают в том, что у женщин, работающих в АНТК, раньше был 6-часовой рабочий день, который теперь стал 8-часовым. Врут?

— Нет, не врут, но тот, кто это написал, не очень понимает, в чем тут дело. Еще в разгар горбачевской перестройки руководство предприятия в лице Петра Балабуева ввело для женщин сокращенный рабочий день. Делалось это для того, чтобы хозяйка могла раньше уйти с работы и отстоять очередь в магазине, которые становились все длиннее и длиннее. Сейчас это уже неактуально. Но возникла другая проблема: руководители наших подразделений стали неохотно принимать представительниц слабого пола на работу. Потом, если женщина работает неполный день, ее нельзя повысить в должности. В общем, стала проявляться своеобразная дискриминация. Поэтому на совете руководителей я поставил на голосование вопрос об отмене 6-часового дня. Где-то из 45 присутствующих только трое высказались за то, чтобы сохранить его.

Вообще, я считаю, лучше тем же женщинам повысить зарплату. И месяц назад был подписан приказ о повышении на 10% тарифных ставок всем работникам АНТК. А работает у нас 7 тыс. человек, из них больше половины — инженеры и ученые. Ежегодно принимаем на работу более сотни молодых людей. Это же важно не только для АНТК, но и для всей страны. В итоге средняя зарплата в нашей фирме сегодня составляет 2400 грн. в месяц. Хотя на других предприятиях — только 1700 грн. Так что не вижу в изменениях количества рабочих часов для женщин ничего плохого.

— Несколько месяцев назад КРУ проводило проверку предприятия, каковы ее результаты?

— После завершения проверки мы подали иск в Голосеевский районный суд. Он признал все пункты заключения КРУ бездоказательными.

Крылья над Евразией

— 90-е прошли, фирма выжила, какие сейчас перспективы у АНТК?

— Огромные. Во-первых, сотрудничество с российскими авиастроителями. В России сегодня все ОКБ вместе взятые (имею в виду те, которые создают самолеты для гражданской и транспортной авиации — «Ильюшин», «Яковлев», «Туполев») слабее нашей фирмы. Поэтому Россия заинтересована в нас — там видят, что антоновцы работают на современном уровне, с использованием новейших технологий. Тот же Ан-148 — это летающий суперкомпьютер. В самолете больше 60 вычислительных станций, все системы составляют единый вычислительный комплекс. С российскими предприятиями мы сотрудничаем не только по Ан-148: по Ан-38 — с Новосибирском, Ан-124 — с Ульяновском, Ан-140 — с Самарой, Ан-3 — с Омском.

Еще работаем по нескольким программам с Китаем, а с Ираном сотрудничаем по Ан-140. Недавно на переговоры с нами прилетали представители Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (ЕАДС), также с АНТК хотят сотрудничать Турция, Италия и Польша.

— А украинские предприятия?

— Разработки нашей фирмы они используют максимум на 15—20%. Мощности этих заводов не позволяют их освоить. А мы должны развиваться как авиационный НТК, поэтому активно работаем с зарубежными партнерами.

— В марте этого года был создан авиастроительный концерн «Авиация Украины». Каковы результаты его деятельности?

— Прошло чуть больше полугода, поэтому не будем спешить с выводами. Одно могу сказать: наш концерн в своем роде уникален.

— Что вы имеете в виду?

— Нигде в мире нет государственного авиационного концерна. Есть корпорации — «Боинг», ЕАДС. А «Эйрбас», например, консорциум. То есть еще более мягкое объединение. У них все строится на рыночных принципах: есть доля государства, есть доля частного капитала. У нас концерн государственный, и может получиться так, что частный инвестор не станет вкладывать в него средства.

— Но ведь в России тоже создано подобное объединение. Правда, это не концерн, а корпорация?

— Контроль за ней осуществляет государство, но частный капитал присутствует — его доля составляет где-то 40%. Потом 80% правления ОАК составили генеральные конструкторы и руководители фирм-разработчиков: «Ильюшин», «Сухой», «МиГ», «Туполев», «Яковлев» и т. д. У нас же этого не произошло.

Справка «2000»

31 мая 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР о создании опытного конструкторского бюро (ОКБ-153) на Новосибирском авиазаводе и о назначении Олега Константиновича Антонова главным конструктором. Летом 1952 г. ОКБ переезжает в Киев.

За более чем 60 лет своего существования ОКБ, а затем АНТК созданы многоцелевой самолет Ан-2, транспортные — Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-74Т, Ан-124 и Ан-124-100 «Руслан», Ан-225 «Мрія», Ан-70, Ан-3Т, пассажирские — Ан-10, Ан-14, Ан-24, Ан-140 и Ан-148, грузо-пассажирские — Ан-28, Ан-38-100, Ан-38-200, Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200, Ан-74ТК-300, а также ряд специализированных машин — сельскохозяйственных, пожарных и др. Всего же построено более 22 000 самолетов «Антонов». Свыше полутора тысяч машин экспортированы в более чем 50 стран мира. Кроме того, антоновцы создали несколько типов планеров, дельтапланов, мотодельтапланов.

В последние годы АНТК им. Антонова решает проблемы перевозок пассажиров не только в небе, но и на земле. С применением авиатехнологий, алюминиевых сплавов и композитных материалов фирма создала единственный в странах СНГ и Восточной Европы низкопольный трамвай, семейство комфортабельных и надежных троллейбусов. А разработанная специалистами АНТК велотехника помогла спортсменам сборной Украины выиграть «золото» Олимпиады-2000 в Сиднее.

Дмитрий Семенович Кива родился 8 октября 1942 г. в г. Казани. Трудовую деятельность начал в 1959 г. слесарем Харьковского авиазавода. В 1965 г. окончил Харьковский авиационный институт им. Жуковского, получил направление на АНТК имени Антонова. В период с 1965-го по 1987 г. — инженер-конструктор, ведущий конструктор по самолету Ан-28, заместитель главного конструктора по машинам Ан-2, Ан-3, Ан-14, и Ан-28. В 1987—90 гг. — главный конструктор, руководитель программы по семействам самолетов Ан-28, Ан-38, Ан-72 и Ан-74. В 1990—2005 гг. — главный конструктор, первый заместитель генерального конструктора. С 25 мая 2005 г. исполнял обязанности генерального конструктора АНТК согласно приказу Министерства промышленной политики. 24 января 2006 г. был назначен генеральным конструктором предприятия.

Дмитрий Кива — доктор технических наук, профессор, академик Академии инженерных наук Украины, лауреат Государственной премии Украины, премии имени Антонова НАНУ, заслуженный деятель науки и техники Украины. 6 мая 2006 г. избран членом-корреспондентом НАНУ. Автор более 100 печатных трудов, имеет 18 патентов и авторских свидетельств. Награжден орденами «За заслуги» I, II и III степеней, медалями.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Загрузка...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Николаевский вокзал ожидания

«Брудний і смердючий». Міністр інфраструктури Володимир Омелян під час робочого...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка