Он дарил нам крылья

25 Мая 2007

Леонид Кучма, второй Президент Украины

Умер последний из могикан отечественного самолетостроения. В Украине нет в этой отрасли равной ему фигуры, и я не знаю, будет ли кто-либо такой в ближайшее время. Огромная заслуга Балабуева в том, что в условиях распада Советского Союза ему все же удалось сохранить потенциал АНТК и тем самым — авиапромышленность Украины в целом. В то же время Балабуев, хорошо понимая, что украинскому авиастроению без сотрудничества с Россией не распутать клубок сложнейших проблем, шаг за шагом шел в этом направлении и иного пути не видел.

Человек ушел с должности (а в 2005-м ПВ по сути вынудили уйти с поста руководителя АНТК, поскольку он был категорически против идей заталкивания предприятий и организаций отечественного авиапрома в концерн. — Авт.), и как будто он перестал существовать для властей. В мае 2006-го я был дома у Балабуева на его 75-летии. Ни радио, ни телевидение, да и почти ни одна газета не откликнулись на юбилей выдающегося конструктора и замечательного человека. Все власти — и президент, и премьер-министр, и министры — практически проигнорировали это. Что же вы думаете, у Петра Васильевича от подобного к нему отношения прибавилось здоровья? И только когда он умер, стали говорить, какой он великий.

А был он разным. По работе был и строгим, и жестким, и последовательным. А в быту — душа-парень. Очень любил жену Раису Панфутиевну, которая к тому же была его единомышленницей. Вне работы ПВ был человеком компанейским, мог расслабиться, с ним можно было и чарку выпить, поговорить по душам о дне сегодняшнем и завтрашнем. В общем, с такими людьми можно горы сворачивать. И, право, жаль, что жизнь-злодейка распоряжается судьбой не так, как хотелось бы и как надо было бы с пользой для страны...

Анатолий Мялица, экс-министр промышленной политики Украины, бывший гендиректор Харьковского авиазавода

Петр Васильевич был человеком слова и, хотя работать с ним было непросто, всегда выполнял свои обещания. Но в то же время был необычайно требовательным к партнерам. Мы это почувствовали при подготовке и развертывании серийного производства в Харькове Ан-140. А еще больше тогда, когда в условиях отсутствия госбюджетного финансирования разработок авиационной техники по инициативе Петра Васильевича было решено создавать новый турбореактивный Ан-148 за счет собственных средств предприятий Киева, Харькова, Запорожья, Днепропетровска, России на принципах разделения рисков.

Так в сложнейших экономических условиях Петр Васильевич сумел сохранить от «расползания» по базарам интеллектуальный потенциал своего АНТК, его «мозговую часть».

Юрий Алексеев, генеральный директор Национального космического агентства Украины

Как-то в 90-х Балабуев попросил руководителей ряда предприятий собраться в Москве на совещание по двигателестроению. Там Петр Васильевич внес предложение совместными усилиями делать народный самолет Ан-148 и, в частности, обратился ко мне с вопросом, возьмется ли «Южмаш» (где я был тогда гендиректором) за шасси для «сто сорок восьмого». Причем за собственные средства предприятия. Самое интересное, что «Южмаш» тогда как раз вел судебную тяжбу с АНТК по долгам за выполнение предыдущих работ. Тем не менее, несмотря на то что утром мы встречались в суде, после обеда обсуждали программу Ан-148. Спорили, «бодались», но находили взаимоприемлемые решения, что и привело к успешному созданию шасси.

Вячеслав Саликов, заместитель генерального директора авиационной лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.« (Россия) 

Я благодарен судьбе, что мне в качестве гендиректора Воронежского акционерного самолетостроительного общества довелось работать с Балабуевым при производстве Ан-148. Эта машина родилась в сложное время, и наши хорошие личные взаимоотношения стали во многом основой этого проекта.

Вячеслав Богуслаев, генеральный директор АО «Мотор-Січ»

ПВ (так в авиационных кругах называли Петра Васильевича) был воистину гением — и как инженер, и как организатор, и как управленец, и как конструктор. К этому добавлялись его энциклопедические знания и огромный опыт. На совещаниях, в которых вместе с самолетостроителями участвовали и мы, двигателисты, и другие смежники, Балабуев всегда позволял высказаться, изложить свою точку зрения — и тут же комментировал эти предложения, моментально оценивая их. Причем с возрастом его интеллектуальный потенциал не увядал, он был молод умом и душой, полон идей, задумок на будущее и, думаю, не достиг своего «пика», мог бы еще жить и творить.

Кстати, нынешние события в отечественном авиастроении показали, что ПВ тысячу раз был прав, когда предвидел, что при тех непродуманных волюнтаристских решениях по реорганизации отрасли, которые кое-кто продвигал в Украине, у нас скоро не будет конкурентоспособной авиапромышленности и авиации, ибо производство самолетов снизилось до «штучного» минимума, на украинский авиатранспортный рынок надежд мало и приходится ориентироваться на потенциальных заказчиков большей частью из стран третьего мира.

Федор Муравченко, генеральный конструктор запорожского машиностроительного КБ «Ивченко-Прогресс», однокурсник Балабуева

Мы с Петром, помимо учебы, немало времени уделяли шефской работе. Подшефными нашими были сироты из детской колонии имени Горького (той самой, которую создал Антон Макаренко). Тогда-то у Пети и проявилось острое чувство сострадания и стремление сделать все возможное, чтобы таких детей было как можно меньше.

Что-то было в его характере такое, что не позволяло ему что-либо «прихватизировать» самому и подпускать к АНТК кого-либо со стороны. По твердости духа он полностью соответствовал своему имени — Петр, что в переводе с греческого означает «камень». Балабуев никогда ничего не делал «из-за угла», всегда шел открыто на противостояние с оппонентами. А они, временщики, били и били по нему, укорачивая жизнь. Ему бы еще жить и жить, работать и работать...

Василий Теплов, замгенерального конструктора АНТК имени О. К. Антонова по программе Ан-70 и однокурсник Балабуева

В послевоенные годы многие здания в Харькове еще стояли разрушенными, так что о студенческих общежитиях речь вообще не шла. Спать нам приходилось в аудиториях — по два десятка человек в помещении. Мерзли, недоедали. Но именно в те нелегкие времена у Петра и проявились лидерские качества — в группе он старался всячески поддерживать дух оптимизма. А уже в первые годы «взрослой работы» показал себя незаменимым членом команды. Начинали мы тогда с конструкторских чертежей создававшегося военно-транспортного самолета Ан-8. Сроки выполнения той работы были весьма жесткие, так что приходилось сидеть за кульманами с утра до ночи. Уже тогда Балабуев отличался не только большой работоспособностью и преданностью делу, но и настойчивостью в решении поставленных задач.

Валерий Шмаров, президент ассоциации «Укравиапром»

Петр Васильевич прежде всего заботился об интересах дела — невзирая на лица, в том числе и в Москве (в Минавиапроме СССР), убежденно отстаивал свои принципы и позицию. При этом случались ситуации, в которых многие сочли бы за благо не упорствовать, а согласиться с «вышестоящей» точкой зрения (или хотя бы сделать вид, что согласен). Но Балабуев, как правило, на такие компромиссы не шел, был «неудобным» оппонентом и говорил то, что думает, открыто и аргументированно, чем нажил себе немало неприятностей...

Олег Шевченко, генеральный директор киевского завода «Авиант»

Мне в жизни повезло, что довелось сотрудничать с таким человеком, как Балабуев. Он меня многому научил. И хотя мы не раз и спорили, и даже ругались, доказывая друг другу свою правоту, но потом садились за стол, договаривались и плодотворно продолжали сотрудничество.

Александр Галуненко, заслуженный летчик-испытатель, народный депутат Украины

Коллектив АНТК потерял настоящего батьку, особенно летчики-испытатели, настолько душевно и заботливо относился он к нам.

Я убежден, что Раиса Пафнутиевна вовсе не случайно, а посоветовавшись с мужем в последние дни ПВ, решила хоронить его не на престижном Байковом кладбище, что вполне позволял бы статус Балабуева, а на том участке «Берковцов», где похоронены погибшие экипажи.

А иначе и не могло быть — ПВ был удивительно скромным человеком. Никому — ни ближайшему окружению, ни сослуживцам — он не позволял на торжествах поднимать за него персональный тост. Не разрешал, чтобы его превозносили, — пресекал на корню. А в свои дни рождения Петр Васильевич стремился уехать — то ли в командировку, то ли в отпуск, дабы не вводить людей в искушение.

Еще хочу упомянуть о его прозорливости — когда экономика страны только начала разваливаться, ПВ смог добиться у Горбачева разрешения эксплуатировать транспортные самолеты АНТК, чтобы хоть как-то зарабатывать средства на зарплаты и создание новой техники. Так была создана транспортная авиакомпания «Авиалинии Антонова» и, несмотря на периодические попытки некоторых бизнес-кругов прибрать ее к рукам, по-прежнему успешно функционирует.

Дмитрий Кива, генеральный конструктор АНТК

Когда в 1984 году не стало Олега Константиновича Антонова, всем было ясно, что претендент на пост руководителя КБ только Балабуев. Его богатый опыт, глубокие знания и практические навыки, приобретенные в «школе Антонова», были приумножены прозорливостью, принципиальностью и целеустремленностью, собственным видением проблем, стоявших перед мировой и отечественной авиацией.

 

В минувшую субботу столица Украины прощалась с великим авиаконструктором Петром Балабуевым, шесть дней не дожившим до своего 76-летия.

Потомственным инженером Петр Васильевич Балабуев не был — 23 мая 1931 г. он родился в семье кузнеца Василия Балабуева на хуторе Валуйск Станично-Луганского района Ворошиловградской области. В 1942-м отца не стало — Василия Игнатьевича немцы расстреляли как партизана.

В 1948-м Петя поступил в Харьковский авиационный институт (ХАИ), после окончания которого весной 1954-го был распределен в КБ Антонова (тогда носившее название Киевский механический завод).

Но Петр был не единственным, кого направили на Киевский механический. Вместе с ним была распределена и его институтская любовь Рая — симпатичная девчушка, приехавшая учиться в ХАИ с далекого Алтая. В Киеве они и поженились. Полвека прожили Петр Васильевич и Раиса Пафнутиевна в любви и согласии, вырастили дочь и сына, дождались внуков.

В антоновском КБ, где он проработал 51 год, Балабуев начинал как инженер-конструктор. Уже в 1956-м он стал начальником заводских мастерских, в 1959 г. — начальником сборочного цеха, а в 1960-м — ведущим конструктором с полномочиями начальника производства. Это были годы создания пассажирского Ан-10 и транспортного Ан-12.

В 1961-м Олег Антонов направляет 30-летнего Балабуева в Узбекистан, где Петр Васильевич четыре года возглавляет представительство родного КБ на Ташкентском авиазаводе, осваивавшем производство гигантского по тем временам «Антея», в 1965-м произведшего фурор в Ле Бурже.

В 1971-м сорокалетний Балабуев становится главным конструктором, первым замом генерального и приобретает личную неофициальную аббревиатуру среди советских авиастроителей — ПВ.Именно в 70-х гений Антонова в полной мере раскрывает конструкторский и организаторский потенциал Балабуева. В результате — успешная реализация программ по Ан-72, Ан-74 и Ан-124 «Руслан».

А уже после смерти Олега Константиновича в 1984-м, когда к руководству Авиационного научно-технического комплекса им. О. К. Антонова (АНТК) пришел Балабуев, были созданы самолет с самой большой грузоподъемностью в мире Ан-225 «Мрія», пожарный Ан-32П, многоцелевой

Ан-38, а также лайнеры, производство которых только разворачивается в Украине, России и Иране — турбовинтовой Ан-140 и турбореактивный

Ан-148. Ждет своего часа и обладающий уникальными возможностями короткого взлета и посадки военно-транспортный Ан-70, разработанный по заказу ВВС Украины и России.

Впрочем, создание «семидесятки», которую окрестили «самолетом XXI века», принесло ПВ больше грусти, чем радости. Во время одного из испытательных полетов разбился первый опытный экземпляр Ан-70, а его экипаж погиб. Причем исключительно по своей вине. Затем, когда речь уже вплотную шла о совместном производстве Ан-70 с европейскими партнерами, в силу политических факторов предпочтение было отдано европейскому А-400М (в проекте которого только заложено то, что уже давно реализовано в «семидесятке»). По тем же политическим соображениям вышла из совместного проекта по Ан-70 и Россия.

Впрочем, зампредседателя военно-промышленной комиссии РФ Владимир Дмитриев, выступая на траурном митинге, признался, что по-прежнему считает самолет Ан-70 лучшим в своем классе в мире, и выразил надежду на возобновление украинско-российского сотрудничества по этой программе. Аналогичную точку зрения на перспективы дальнейшей судьбы Ан-70 в беседе со мной высказал и командующий ВВС Украины генерал-полковник Анатолий Торопчин, подчеркнувший, что это уникальное детище Балабуева очень нужно Вооруженным силам Украины.

Несомненно, жизнь выдающегося конструктора и организатора Петра Васильевича Балабуева достойна книги. Сегодня же хочется познакомить читателей «2000» с воспоминаниями о нем самых близких соратников, которыми они поделились, провожая Петра Васильевича в последний путь.

P.S.

С Петром Васильевичем Балабуевым расставались не только друзья и соратники. Над незасыпанной еще могилой в ясно-голубом небе один за другим пролетали под легендарный марш «Все выше и выше, и выше...» его детища. И покачивали крыльями, прощаясь со своим творцом.

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка