Ооновский «пирог» отхватила Украина, продлив контракт на авиаперевозки в Конго

07 Июня 2002 0

29 мая ООН продлила до конца текущего года контракт с государственным предприятием Министерства обороны «Украинская авиационная транспортная компания» (УАТК) в рамках так называемого «Письма о помощи».

«Письмо о помощи», или программа MONUC предполагает доставку гуманитарных грузов в Демократической Республике Конго, что сулит немалые прибыли крупнейшему отечественному авиаперевозчику.

Как считают эксперты, контракт чрезвычайно важен для Украины, причем по многим причинам. Во-первых, после завершения работ в рамках «Письма о помощи», которые выполнялись УАТК на основе межгосударственных договоренностей, ООН приняла решение перевести перевозки на коммерческую основу, для чего организовали три тендера.

Вполне актуальной была проблема удержаться на рынке, поскольку целый ряд авиакомпаний из России, Белоруссии, Казахстана и Великобритании включился в борьбу за весьма прибыльный ооновский «пирог». По мнению президента УАТК Андрея Кукина, эта «победа свидетельствует как об опыте украинских авиаперевозчиков, так и о том, что Украина уже приобрела имидж государства, которое на высоком уровне оказывает на мировом рынке услуги подобного рода».

Но это не все. Специалисты в области авиатранспортных перевозок говорят, что именно долговременная работа с ООН может пробить Украине дорогу в ЕС и НАТО. Так, в конце марта госсекретарь Минобороны Виктор Банных отмечал, что Киев может предложить для нужд Сил быстрого реагирования ЕС 50—60 военно-транспортных самолетов как из состава украинских Военно-воздушных сил, так и из УАТК. Военно-транспортные Ил-76МФ хорошо проявили себя при транспортировке систем ПВО для итальянских вооружений. Есть все основания полагать, что предложения Украины по использованию ее потенциала ВТА будут рассмотрены на саммите Украина—ЕС в Копенгагене.

Что же касается НАТО, то презентация УАТК возможностей украинского военного ведомства подтвердила, что единственно необходимым штрихом для начала работы в рамках Североатлантического альянса является недостающее политическое решение.

Наконец победа приобретает новый оттенок в контексте опубликованных на этой неделе данных ежегодного собрания Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, объединяющей 274 авиакомпании. Так, в минувший понедельник в своем выступлении ее генеральный директор Пьер Жаннуа сообщил, что в текущем году убытки авиакомпаний на рынке международных услуг могут составить $6 млрд.

Г-н Жаннуа считает, что авиакомпаниям пришлось бы очень трудно даже без прошлогодних терактов, повлекших падение спроса на воздушные перевозки на треть.

Хотя среди пострадавших в основном пассажирские авиаперевозчики, изменения на рынке негативно отразились и на транспортных компаниях. Объем воздушных перевозок сократился в прошлом году на 5,7%, что является самым большим спадом за всю историю международной организации. Если же взять серьезных украинских перевозчиков, то из них только УАТК завершила 2001 год без ощутимых потерь.

Впрочем, ныне уже не шесть, а только четыре Ил-76, принадлежащие ей, будут находиться в Киншасе и выполнять задачи по переброске гуманитарных грузов. Специалисты не рассматривают этот факт как большую потерю. По мнению Кукина, заключение контракта на эксплуатацию такого количества машин вовсе не означает сокращения миссии: согласно контракту, стороны оставляют за собой право увеличивать число эксплуатируемых самолетов. В УАТК, напротив, ожидают расширения присутствия миссии ООН в Конго — до восьми-девяти воздушных судов. Естественно, компания имеет все шансы привлечь для этого проекта еще несколько самолетов.

Но проблема скорее в другом: несколько месяцев назад «Ильюшины» были переведены с итальянской авиабазы ООН Бриндизи. «Это связано с введением ограничений ИКАО по шумам», отметил представитель авиакомпании.

Интересно, что Россия, оказавшаяся в таком же положении, повела себя гораздо жестче: после переговоров с чиновниками Евросоюза было решено, что чартеры смогут летать в аэропорты, расположенные вдали от крупных городов. Список таких портов согласовывается с каждой конкретной страной, а общее настроение Европы свидетельствует о не слишком большом желании ввязываться в «воздушную войну». Что же касается Украины, то роль государства в этом деле оказалась не столь значительной, как у соседа на северо-востоке. Все же победа в тендерах досталась УАТК, хотя, как заявляют представители компании, приобретенный в ООН авторитет давался нелегко. В течение двух лет компания принимает участие в выполнении специальной программы грузоперевозок Организации Объединенных Наций. Задолго до подписания «Письма о помощи» (в 1999 году) УАТК работала по программам ООН: в 1998 г. двумя самолетами компании, которые базировались в Кении (аэропорт Найроби), выполнялась работа в Судане по десантированию продуктов питания для голодающих беспарашютным способом. С мая 2000-го по программе Миссии уже в рамках «Письма» было задействовано 8 «Ильюшиных».

В интересах ООН выполнялись разовые чартерные рейсы во Фритаун (Сьерра-Леоне), Банги (ЦАР), Восточный Тимор (Индонезия) и другие, которые были выиграны в ходе проведенных тендеров ООН. В активе УАТК, среди прочего, и обеспечение эвакуации сотрудников миссии ООН и членов их семей из Тель-Авива, специальные перевозки миротворческих контингентов Украины в Ливан, Сьерра-Леоне, Косово, работы по долгосрочным контрактам с компаниями «Hermes», «HeavyLift», «Intersky», другими. В то же время по украинским авиаперевозчикам в недалеком будущем могут ударить уже упоминавшиеся ранее в «2000» требования ИКАО по шумам: в результате их введения теперь европейские аэропорты практически закрыты для наших рамповых самолетов. Именно таким образом некоторые конкуренты хотели отсечь Украину от новых предложений ООН.

Эксперты говорят, что конкуренты просто не могут оговорить меньшую стоимость летного часа, однако будут искать другие способы вытеснения с рынка УАТК, а также «Авиалиний Антонова» (последняя осуществляла переброски немецких и польских контингентов в Афганистан). Например, предоставлением более современного и более дешевого сервиса.

Сегодня промежуточный этап УАТК выиграла. Как будет завтра, время покажет.


Загрузка...

Прибрежный Азов: ни рыбы, ни улиток

В Минагрополитики считают, что военное положение может существенно отразиться на...

Гори все ядерным пламенем!

Ядерная энергетика в мире воспринимается неоднозначно

Космические успехи. Лучше больше, да меньше

На фоне почти полной стагнации ракетостроения заурядные в прошлом события теперь...

36 рисков военной коррупции

Согласно ежегодному рейтингу, обнародованному международной организацией Transparency...

Загрузка...

«Хрущевская» оттепель

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ начали общественное...

Не желаете квартирантов — требуйте деньги за свою...

Как правило, такие вопросы возникают у разведенных супругов, что вполне понятно. С...

Пять мин под столичную экологию

Об экологических проблемах Киева говорят не первый год, но сейчас мы, похоже, подходим...

Буковина — это Румыния! утверждает черновицкая...

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — изучаем публикации изданий Буковины,...

Безналичный зачет

При администрации Виктора Януковича внедрить переход большинства торговых точек на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка