Опыт «плошчаной брани»

25 Мая 2007 0

Cвершилось! Майдан майдану шлет привет и через головы законных правительств эдак геополитически гукает: «Ганьба! Nevseremos! Даешь Европу!» И прочие кричалки «цветных» революций. И что интересно, в роли международных связников выступают дипмиссии заинтересованных стран. Вот и посольство Литовской Республики в Украине недавно провело в киевском Доме кино политический митинг солидарности... белорусской оппозиции с их украинскими собратьями во спонсорах. Правда, это политически не вполне корректно, но сегодня вполне возможно. Особенно в стране, которая стремительно теряет остатки правосознания. А называлось это так: премьера нового фильма режиссера-диссидента Юрия Хащеватского «Площадь».

Плюс майданизация всей страны

Почти полуторачасовая документальная «Плошча» (то бишь «Майдан» по-нашему) примечательна также тем, что создана, как легкомысленно проговорился режиссер, на средства эстонского продюсера, а показана в Украине благодаря оргусилиям и в присутствии литовских дипломатов. После просмотра с зажигательным политическим заявлением выступил специально приехавший в Киев родной брат опального белорусского деятеля г-н Козулин. Интересно и то, что этот фильм-митинг прибыл в столицу Украины из Лозанны, а на очереди в рамках его трансевропейского турне — Лондон и далее — везде.

Итак, на экране украинского зрителя ждет практически полное дежавю. Ситуация президентских выборов-2006 в Беларуси по виду и сути мало чем отличается от таковой в Украине 2004 года. В минском варианте скопированы и киевские постановочные решения: тот же палаточный городок в центре города, такая же весело бунтующая «за свободу» молодежь и почти дословно (!) воспроизведен клич оппозиционного лидера, который загодя вбрасывает в толпу уже знакомые нам «демократические» идеи: если победим не мы — значит, выборы сфальсифицированы. Ведь «мы» якобы и до, и без выборов знаем, что «нас багато, і нас не подолати».

Только в белорусском кино про Майдан «плохой парень», понятно, не Кучма, а Лукашенко, роль Ющенко доверена г-ну Милинкевичу, а партию Юлии Тимошенко исполняет г-н Козулин. Хотя последний, увы, не только без косы, но и, пардон за бестактность, вообще лыс. Кто знает, может, это сыграло фатальную для белорусских «революционеров» роль. Ведь знаменитая «Юлина коса» стала вполне культовым объектом и привела на «баррикады», наверное, многих инсургентов...

Впрочем, не только в мелочах заметно отличие Плошчи от Майдана. А это кино так и смотрится: в постоянном внутреннем «переводе» белорусского опыта на украинский и обратно, сквозь призму беспрестанных сличений тамошней копии с нашенским оригиналом.

Документ или карикатура?

У режиссера Хащеватского получился издевательский и гневный сатирический памфлет, направленный против «режима Лукашенко». Установка именно на такое восприятие задается зрителю уже в начальных титрах, сообщающих, что лента создана якобы на студии STOPLUKAFILM. А далее мы, продолжая регистрировать в уме украинско-белорусские параллели и различия, на основании кинодокументов неизбежно должны бы прийти к выводу, что белорусская Плошча в своих мотивациях выглядит гораздо более праведной, чем наш Майдан. Мы увидим, что там простой народ и впрямь бедствует, а спецназ на самом деле сурово «прессует» протестантов, иногда даже — с помощью бульдозеров. А в одном из шокирующих эпизодов зритель вблизи увидит, как спецназовец своим чугунным кулаком прямо в лицо бьет хрупкую молодую женщину из цепи протестантов.

Ничего подобного в последней фазе «бесчеловечного режима Кучмы», как известно, не было. Напротив, имел место бесспорный экономический подъем и достаточно свободно функционировали оппозиционные СМИ (чего стоит только пропагандистская роль «5 канала»!). А вот на пике «оранжевой» эйфории, напротив, «революционеры-демократы» массово прессинговали инакомыслящих и в итоге сумели навязать стране род коллективного «майданного» психоза, деструктивные последствия чего не изжиты до сего дня.

Поэтому на фоне белорусской Плошчи наш Майдан выглядит хорошо срежиссированной блажью масс. Не более того. Думаю, это совсем не предусмотренный автором эффект фильма в украинской аудитории.

Фильм Юрия Хащеватского неоднозначен и в творческом отношении. С одной стороны, далеко не бездарный режиссер собрал весьма впечатляющую коллекцию видеофактов, разоблачающих и высмеивающих «режим Лукашенко» и лично «бацьку». Однако, с другой стороны, режиссер как бы не доверяет самостоятельной силе документальных свидетельств и прибегает к приемам откровенного окарикатуривания противника техническими средствами (например, изменением темпа движения в кадре, что «одурачивает» персонажей) и авторским издевательским комментарием за кадром.

Соседство в картине Хащеватского карикатуры и документа оказывается губительным для последнего: как можно доверять документу, если автор, как говорится, встык, демонстрирует в фильме свою предельную политическую ангажированность, выступает не как мыслитель и аналитик происходящего, а всего лишь как «майданный» остряк-агитатор. В общем, получился неплохой, хоть и очень затянутый, агитпропагандистский фильм для следующей избирательной кампании. Не более того.

Между тем история если чему-то и учит, то в первую очередь — своей иронии. Вот и мы, глядя на светящиеся «революционным» энтузиазмом лица минской молодежи на их Плошче, невольно представляем возможные перспективы их «революции» с позиции исторического «послезнания», которое мы обрели в результате собственного Майдана. Думаем: победи в прошлом году в Беларуси «европейская» оппозиция — и уже сегодня там былые «революционеры» могли бы превзойти былого «тирана» в авторитарных замашках. И, скажем, гипотетический президент Милинкевич сегодня мог бы уже уволить г-на Козулина с поста премьер-министра, и, возможно, перед ним, «народным президентом», уже ребром вставал бы вопрос о разгоне «демократически избранного» парламента, а также — проблема «неконституционности наезда» на Конституционный суд.

Поблагодарим же белорусского автора за сеанс поучительного сравнения наших «майданов». Хочется верить, что и наш «постмайданный» опыт на родине г-на Хащеватского пригодится не только в качестве образца для слепого подражания.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка