Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

20 Марта 2019 5

Вице-премьер-министр Павел Розенко на днях заявил, что Украина готова к внедрению накопительного уровня пенсионной системы, и призвал Верховную Раду как можно скорее принять закон, необходимый для его запуска с 2020 г. «Если бы Украина вовремя ввела накопительную систему, примерно 10 лет назад, то мы бы за это время аккумулировали больше ресурсов в экономике Украины от системы пенсионного страхования, чем получили кредитов от Международного валютного фонда. Вот какого ресурса мы лишены из-за нерешительности политиков», — утверждает вице-премьер. Не могла бы редакция разъяснить, что он имеет в виду и действительно ли накопительная пенсионная система спасет экономику нашей страны от краха.

Сергей ВОЛОДЧЕНКО, г. Харьков

Законопроект № 6677 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования», о котором упоминает г-н Розенко, был внесен в ВР еще в июле 2017 г. и с той поры пылится в стенах парламента.

«Справедливые условия»

Если вкратце, авторы законопроекта предлагают следующее.

Ввести обязательную уплату в накопительную систему пенсионного страхования (НСПС) взносов застрахованными лицами, которым на момент вступления закона в силу исполнится 35 лет. Людям старшего возраста предоставляется право добровольного участия в НСПС.

Определить размер взноса на уровне 2% в первый год внедрения системы с постепенным увеличением этого размера на 1% до достижения 7%. Установить такие пенсионные выплаты: пожизненная пенсия и единовременная выплата.

Предусмотреть переходный период на 3 года для инвестирования пенсионных средств НСПС, в частности в земельные участки сельскохозяйственного назначения (до 30% активов).

Уменьшить размер налога на доходы физических лиц до 15% (в 20202022 гг.), отменить уплату военного сбора (в 20202023 гг.) и направить высвобожденные в результате таких мероприятий средства в НСПС.

Установить децентрализованную накопительную систему через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Лицо само выбирает НПФ, в котором желает формировать свои обязательные пенсионные сбережения, при этом в любой момент может изменить фонд. За Пенсионным фондом Украины (ПФУ) сохраняются полномочия администратора НСПС. ПФУ будет заниматься приемом и обработкой заявлений застрахованных лиц, выдавать распоряжения администраторам избранных НПФ об открытии персональных накопительных пенсионных счетов, вести счета в системе реестра застрахованных лиц и заниматься их администрированием (сбор, учет и распределение между избранными гражданами НПФ).

Управлять активами НПФ будут специальные компании, а хранить деньги банки-хранители, которые получат для этого лицензии.

Надзирать за НПФ будут Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, а также НБУ.

В законе предусмотрена возможность наследования накопленных пенсионных сбережений, а также случаи, когда участник НСПС имеет право досрочно использовать полностью или частично принадлежащие ему пенсионные средства. Например, на лечение тяжелых заболеваний самого участника или его близких родственников до 100% средств.

Будет введена административная ответственность установлены штрафы в случае нарушения порядка начисления, исчисления и сроков уплаты страховых взносов в НСПС: от 30 до 120 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (5102040 грн).

Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что децентрализованная система накопительного пенсионного страхования обеспечит справедливые условия пенсионного обеспечения и повышенную персональную мотивацию -- возможность обеспечивать свою старость, формируя собственные пенсионные накопления; повысит уровень пенсионного обеспечения в старости. Появится возможность контролировать собственные пенсионные накопления, использовать их до выхода на пенсию в случае наступления определенных жизненных ситуаций (болезнь, обучение детей, оплата ипотеки и т. д.). Кроме того, такая система «даст мощный инвестиционный толчок для динамичного роста экономики».

Для защиты пенсионных активов законопроектом предусмотрен допуск только тех НПФ, которые отвечают необходимым критериям. В течение первых трех лет они должны будут инвестировать средства в ОВГЗ, а 50%  в финансовые обязательства (депозитные счета, сберегательные сертификаты, корпоративные облигации) банковских учреждений. Также разрешается вкладывать не более 10% средств в облигации местных займов, приобретать корпоративные ценные бумаги украинских эмитентов (облигации и/или акции) и земельные участки сельскохозяйственного назначения. Не более 50% общей стоимости пенсионных активов разрешается вкладывать в приобретение ценных бумаг государственных инвестиционных фондов или дополнительное инвестирование в них.

Почти миллиард гривен в минус

Представители НПФ не против такого закона. Их аргументы таковы.

Пенсионные отчисления имеют многоуровневую защиту. Кто бы ни делал отчисления (работодатель, родственники) деньги на счете принадлежат будущему пенсионеру. Он распоряжается средствами по своему усмотрению. Например, он имеет право «переложить» их в другой НПФ.

Другие финансовые учреждения (банки) большую часть прибыли от деятельности оставляют себе, а клиенту выплачивают лишь ее часть (процентная ставка по депозиту). НПФ обязаны распределять все заработанные деньги между участниками. Небольшое вознаграждение за управление (67% в год) получают лишь обслуживающие компании. В случае ликвидации фонда деньги участников переводятся в другой НПФ (по их выбору).

А если банкротом становится одна из обслуживающих компаний (например, банк-хранитель), то НПФ не будут нести ответственность по ее обязательствам. Деньги участников останутся в целости и сохранности -- поменяется только «хранитель».

Однако юристы настроены не столь оптимистично. Например, Главное научно-экспертное управление Рады полагает, что использование ПФУ в НСПС «как передающего и дублирующего государственного органа выглядит недостаточно обоснованным». Расходы на содержание ПФУ увеличатся, так как ему придется привлекать специалистов дополнительно.

По данным Нацкомфинуслуг, на 31 марта 2017 г. НПФ уплатили пенсионные взносы на сумму 1,9 млрд грн, т. е. на одного участника приходилось 2272 грн. В ведомстве подсчитали, что за квартал частное лицо откладывало в среднем 137,8 грн. Размер отчислений от юридических лиц составлял 6,73 тыс. грн. Однако по информации участников рынка, большинство сделок заморожено, поскольку отчисления по ним были приостановлены во время кризиса 20082009 гг. или после 2013-го.

Кроме того, высокая инфляция в предыдущие годы и девальвация гривни съели существенную часть сбережений будущих пенсионеров. К тому же во время «банкопада» многие фонды потеряли свои сбережения в банках-банкротах (основными их инструментами были депозиты 40,3% активов и ОВГЗ 42,3%). Согласно закону о системе гарантирования вкладов физических лиц, депозиты фондов приравнены к депозитам юридических лиц, а значит, не гарантируются государством и возмещаются в последнюю очередь если хватит средств. Пока пенсионным фондам не удалось получить возмещение ни по одному делу; потерь не удалось избежать даже НПФ Нацбанка: от вложений в облигации и акции будущие пенсионеры сотрудники НБУ потеряли около 0,9 млрд. грн.

Возможности НПФ по эффективному инвестированию полученных взносов сегодня остаются весьма ограниченными.

Введение накопительной пенсионной системы с инвестированием пенсионных накоплений в существующий сейчас реальный сектор экономики вряд ли способно гарантировать сохранение и рост пенсионных накоплений.

Специалисты Главного научно-экспертного управления ВР обратили внимание на негативный опыт стран Восточной Европы с более развитой экономикой и правовым порядком там законодательными решениями пытаются вернуть накопленные гражданами средства в солидарную пенсионную систему или национализировать эти средства (например, в Венгрии).

В Литве и Латвии ставку взносов в пенсионную систему второго уровня в течение нескольких лет снижали до 2% от зарплаты, а в Эстонии свели к нулю. Чехия в январе 2016 г. объявила о ликвидации второго уровня, который был создан только в 2013-м. В Польше в феврале 2014-го из-за введенных государством ограничений на формы инвестирования фондами страхования те начали получать негативную доходность (в частности, было запрещено инвестировать в государственные облигации, а предыдущие инвестиции необходимо было безвозмездно вернуть государству для сокращения государственного долга). Впоследствии польское правительство дало гражданам срок в три месяца на возвращение в солидарную систему по молчаливому согласию, если не будет заявлено об отказе, и продолжает такую ​​практику в дальнейшем. Таким образом, второй уровень пенсионной системы в этих странах в ближайшее время может прекратить свое существование.

Накопительная система этих стран не оправдала надежд на построение такого уровня пенсионного обеспечения граждан, который наработан в Западной Европе. Причин тому несколько: низкий уровень зарплат и соответствующих ему взносов, слабое развитие финансовых институтов и небольшой выбор фондов для инвестирования с достаточной доходностью на пенсионные накопления.

С 1984-го по 2004 г. Всемирный банк ассистировал проведение реформ пенсионного сектора в 68 странах и одной из предпосылок успешного запуска второго уровня пенсионной реформы определил решение проблем солидарного уровня, в том числе баланса доходов и расходов. По мнению экспертов ВБ, для транзитивных (переходных) экономик влияние кризисов на пенсионную систему будет зависеть от того, насколько успешно правительства могут справиться с нехваткой средств. При этом основные проблемы возникают у стран, которые имеют общий финансовый дефицит и опираются на внешние займы, доступ к которым осложняется вследствие ухудшения финансовой ситуации на глобальных рынках.

Ситуация в солидарной системе пенсионного страхования Украины критическая по многим причинам: демографическим, экономическим и политическим. В этих обстоятельствах одним из неудачных решений, которое привело к дальнейшему кризису в солидарной системе, стало установление единого взноса на уровне 22% для работодателей и освобождение от его уплаты застрахованных лиц.

В противоположность такому шагу развитые страны принимают меры противодействия негативному влиянию финансовых кризисов на пенсионные системы и уровни. Если оказывается, что пенсионный бюджет с дефицитом, а власть не может предложить меры по его устранению, пенсионные взносы автоматически повышаются настолько, чтобы покрыть 50% ожидаемого дефицита, а пенсия замораживается на ближайшие годы. В Канаде, например, будущий пенсионный баланс рассчитывается каждые три года, утверждают юристы научно-экспертного управления ВР.

Условие — развитая финансовая система

В феврале 2018 г. Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения ВР также обратил внимание на то, что второй уровень не способен обеспечить повышение размеров пенсий.

Накопительная система создается в первую очередь для частичной замены солидарной системы, а уже во вторую очередь как дополнительный уровень пенсионного обеспечения, если полученный инвестиционный доход обеспечит полноценную актуализацию пенсионных сбережений в соответствии с темпами инфляции и покроет все расходы на администрирование.

В законопроекте не предусмотрено комплексное урегулирование вопросов эффективного функционирования рынков капитала, повышение качества обслуживания потребителей финансовых услуг, в том числе пенсионных фондов, составляющих важные предпосылки запуска накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Комитет ВР по вопросам бюджета также не поддержал законопроект и заявил, что в условиях существования дефицита бюджета ПФУ, который покрывается за счет средств госбюджета, введение второго уровня пенсионного обеспечения невозможно.

Отрицательно оценили проект закона Минсоцполитики и Минфин, а также Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Что касается ПФУ, то он считает, что необходимо комплексное решение по реформированию системы пенсионного страхования, в том числе и ее накопительной части.

Обстоятельно и доходчиво о накопительной системе еще в 2017 г. высказался экономический эксперт и аналитик Андрей Головачев: для ее функционирования необходима развитая финансовая система. Другими словами, негосударственные пенсионные фонды должны иметь надежные инструменты для инвестирования пенсионных накоплений. А ведь инвестировать они должны на 20 и 30 лет. И даже более!

А куда будут инвестировать наши НПФ? Рынка акций нет, банковские депозиты ненадежны и не покрывают инфляции. Облигации государства? Но кто поверит нашему государству на горизонте 2030 лет? Нет рынка корпоративных облигаций и соответствующей законодательной базы.

Финансовые рынки создаются десятилетиями упорной работы. Собственно, финансовые рынки это и есть рыночная экономика, заявил Андрей Головачев. Для нее необходимы хорошо проработанное законодательство и независимый компетентный суд, развитая страховая система, биржи, надежная банковская система, соответствующая налоговая система, безупречная работа правоохранительной системы, система тотального декларирования всех доходов и имущества и очень многое другое. Потому что все это должно гарантировать сохранность и накопления пенсионных отчислений людей в течение десятилетий. В конце концов, должна быть низкая инфляция, стабильный курс, политическая стабильность. И не должно быть войны.

По его словам, в России было совершено две попытки ввести накопительную пенсионную систему, и обе провалились люди в НПФ деньги не понесли. И у нас им не поверят. А те, кто поверит, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут вместе с НПФ.

Подводя итоги, можно сказать, что совершенно непонятно, почему вице-премьер Розенко решил, что «Украина готова к внедрению накопительного уровня пенсионной системы». Скорее всего, просто не ознакомился с мнениями экспертов на этот счет. Однако не исключено, что народные депутаты, как это не раз случалось, все же примут сырой закон. В этом случае будущих пенсионеров остается только пожалеть.  


Загрузка...

Погибший сотрудник АП отвечал за медианаправление

В обязанности Александра Бухтатого входило реформирование коммунальных газет

Кабмин выясняет, кто виноват в задержке выплаты...

В правительстве пытаются выяснить, почему во взаимодействии Минсоцполитики, Минфина и...

В Кабмине рассказали, кто первый в очереди на...

На передовых позициях списка — «чернобыльцы» и люди с большим трудовым стажем,...

У миллиона пенсионеров в июле вырастут пенсии

Увеличивается прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность

Загрузка...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Искусство гордиться катастрофой

В сети шутят: Израиль — третья в мире страна, которая смогла только разбить свой...

Николай Литвин: «В 2014-м нас обвиняли: почему граница не...

Пограничное ведомство сыграло решающую роль в сохранении государства в 2014 г.

Андрей Гармиш: «Любые проблемы, связанные с...

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка