Последний(?) компромисс

№47(931) 22 — 28 ноября 2019 г. 20 Ноября 2019 0

Многие владельцы легковушек с иностранной регистрацией (т. н. евробляхеры) до сих пор не хотят их растаможить, считая существующие правила драконовскими.

Вполне возможно, что ситуация для них изменится в лучшую сторону. В ВР зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упрощения условий ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств и приведения условий налогообложения с общим режимом акцизных сборов Европейского Союза», разработанный народным депутатом Алексеем Ковалевым.

Формальное движение в Европу

Законопроект предлагает с 1 января 2021 г. полностью отменить акцизный налог. А до этого времени дать возможность евробляхерам растаможить авто по ставкам акциза, без учета коэффициента возраста. Законопроект по сути снижает стоимость растаможивания подержанных авто от существующих 250—650% их стоимости до 35% (примерно столько стоит растаможка нового авто). Однако сделать это смогут лишь те, кто ввез автомобиль в страну до момента вступления в силу этого закона. Предполагается также отмена акциза при переоборудовании пассажирских автомобилей из грузовых фургонов.

В проекте закона предусматривается упрощение ввоза автомобилей скорой помощи, передвижных медицинских клиник, пожарных автомобилей в случае, если их заказчиком является государство. Депутат предлагает упростить ввоз автотранспорта возрастом более 30 лет, а также в тех случаях, когда он является предметом коллекционирования или антиквариата.

В пояснительной записке автор указал, что государственную политику последних лет в отношении владельцев автомобилей на еврономерах можно назвать карательной, непоследовательной и ущербной. Вначале государство сделало невозможной растаможку и регистрацию легковых транспортных средств, не соответствующих Евро-5, а затем ввело сверхвысокие акцизы на авто с пробегом.

А когда в Украине практика покупки и использования нерастаможенных автомобилей, которые имеют номерные знаки ряда государств ЕС (прежде всего Польши и Литвы), стала массовой, власть решала проблему поспешными директивными методами, фактически сделав тысячи граждан преступниками. Были введены штрафы 8,5—17 тыс. грн. или лишение права управления на год и изъятия авто в случае использования незарегистрированной машины. Их дополнили дискриминационные акцизы. Например, для транспортных средств, которые использовались свыше 8 лет, ставки акцизов применяются с коэффициентом 50, хотя завезенные иностранные авто значительно экологичнее, чем советские «Волги» и «Жигули», а также грузовики и маршрутки, колесящие по нашим дорогам.

Проблема с евробляхерами до сих пор не решена. В конце прошлого года принят закон, который предусматривал 180 дней для льготного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины и отсрочку штрафных санкций за нарушение таможенных правил для транспортных средств, в отношении которых не соблюдены сроки и условия таможенных режимов временного ввоза или транзита. Этот срок истек 22 мая 2019 г. В мае его продлили до 22 августа, в сентябре — до 22 ноября.

Следует отметить, что ст. 1 директивы Совета ЕС № 2008/118 определяет перечень товаров, которые должны быть отнесены к подакцизным. Это продукты энергии и электрическая энергия, алкоголь и алкогольные напитки, а также табачные изделия. Учитывая изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины в 2014—2015 гг., перечни почти совпадают, за исключением категории «продукты энергии», которые имеют украинский аналог — «горючее», что является аналогичным по сути, но имеет более узкое значение.

Согласно правительственному плану мероприятий по выполнению соглашения об ассоциации с ЕС, окончательная гармонизация украинского законодательства с европейским состоится 31 декабря 2021 г. А сегодня обязательства по приближению законодательства Украины к нормам директивы ЕС №2008/118 выполнены лишь на формальном уровне, но не по сути.

Кунаку ничем не поможешь

А теперь поговорим о перспективах законопроекта Ковалева. Это же не продажа земли сельскохозяйственного назначения. У народных избранников новые иномарки, и их не слишком интересуют проблемы евробляхеров.

Между тем глава евробляхеров Олег Ярошевич считает, что народные депутаты, вероятно, проголосуют за данный законопроект в течение месяца. Вместе с тем он отметил, что документ, по всему, будут долго согласовывать в комитете налоговой и таможенной политики, где есть лоббисты, выступающие против дешевой растаможки.

По словам Ярошевича, евробляхеры не способны напрямую повлиять на законодательную инициативу, однако могут отстаивать свои права и интересы. Регистрация законопроекта — важный шаг, после его принятия и вступления в силу владельцы ввезенных авто смогут бюджетно перерегистрировать свои машины. В перспективе бюджетное растаможивание будет доступно всем гражданам Украины, но это произойдет не раньше, чем через полгода. Это якобы связано с тем, что изменения в Налоговом кодексе вступают в силу только через шесть месяцев после принятия нового закона.

Между тем глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев уже заявил, что не будет инициировать вопрос пересмотра ставок акциза, этим вопросом занимается президент, ведущий переговоры с евробляхерами-активистами. По словам г-на Гетманцева, обозначенный ранее срок растаможки — до 22 ноября — «последний компромисс». При этом процедура возможна только по 100-процентным ставкам акцизного сбора.

По данным информационного управления аппарата ВР, при годовом плане в 1 млрд. грн. за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1 млрд. грн., то есть в 7 раз больше, чем было запланировано.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко на своей страничке в Facebook написал, что на 100% поддержит законопроект Алексея Ковалева, если тот дополнит документ предложениями об отмене акциза, НДС и пошлины на все импортные авто, заменив их единым импортным налогом в привязке к кВт, лошадиным силам или объему двигателя (например, как в Грузии: 0,4—0,5 евро с 1 куб. см). Хочешь ездить на 6-литровом «Кади» — уплати 3 тыс. евро, хочешь на «Смартике» 0,8 л — 400 евро.

«В Грузии, как и у нас, сильно развито кумовство, поэтому зависимость растаможки от стоимости авто порождала коррупцию и занижение стоимости. Именно поэтому власти Грузии волевым решением отменили НДС и другие налоги от стоимости авто и ввели налог, привязанный к объему двигателя — 0,4—0,6 долл. за 1 куб. см. И теперь таможенник никак не может помочь своему кунаку «порешать» вопрос, так как надо платить налог от объема, плюс налоговый сбор и т. д. Понимаю, что «решалы» в расчете на миллиардные прибыли будут критиковать отмену акциза, НДС с пошлиной и замену их на единый налог. Но если мы хотим убрать их и коррупцию, обеспечив прозрачную растаможку и доступные авто, то иного выхода не вижу», — считает г-н Назаренко.

У главы Государственной таможенной службы Максима Нефедова собственное мнение. Он считает, что «для самых дешевых авто было бы логично сделать какую-то фиксированную сумму за растаможку, чтобы упростить этот процесс и уменьшить число скандалов и возможных коррупционных рисков».

К слову, на днях г-н Нефедов сообщил, что в тестовом режиме запущен калькулятор ориентировочной таможенной стоимости и платежей при оформлении автомобилей (https://calc.customs.gov.ru). Сервис подтягивает данные о минимальной, средней и максимальной стоимости авто за 2018—2019 гг. на основе реальной информации о миллионе машин более 2300 моделей.

Пользователю нужно ввести по очереди характеристики транспортного средства — марку, модель, страну происхождения, год изготовления, объем и тип двигателя, период использования автомобиля. Если в выпадающем списке необходимого варианта нет — его нужно ввести вручную.

Далее необходимо ввести цену, за которую человек хотел бы приобрести транспортное средство (если не уверен в его стоимости, можно ввести среднюю взвешенную цену, которую предложит калькулятор). Здесь же доступна информация о транспортном средстве, код товара и график с историей цен на автомобиль с аналогичными характеристиками за прошлые годы. В итоге можно будет увидеть, сколько придется заплатить при растаможивании транспортного средства.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

Блоха и керосин в придачу

Основной удар будет нанесен по телеканалам и интернет-площадкам, которые вызывают у...

И четверг станет пятницей

У давних идей периодически возникает шанс на возвращение в русло экономического...

ООН: к 2100 году температура на планете возрастет на 3,2...

26 ноября опубликован ежегодный доклад об объемах выбросов в атмосферу Земли Программы...

ЗЕмельный блеф

Иностранные инвесторы уже сейчас обрабатывают и частично владеют почти 1 млн. га наших...

С каких пор Украина — «критически важный» союзник...

Выслушав показания представителей госдепартамента США Джорджа Кента и Уильяма...

Движение в разнонаправленных векторах*

Общемировой тренд — поворот крайне вправо — усилился с приходом в Белый дом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка