Предприятия бумажные, а долги реальные

№43 (880) 26 октября – 1 ноября 2018 г. 24 Октября 2018 0

Значительную часть госпредприятий Минобороны можно смело признавать неэффективными. И мало найдется людей бизнеса, которые бы захотели и смогли их реанимировать.

С одной стороны, ГП МО — это своеобразный рудимент советской эпохи, с которым в новых реалиях не всегда знали, что делать: отдавать совсем на откуп бизнесу не хотели, но и вкладывать в полноценное развитие государству не хватало средств.

С другой же стороны, они являются ресурсом, который легко потерять, но трудно найти. Эти предприятия фактически являются бывшими военными частями, которые стали самостоятельными юридическими лицами и субъектами хозяйственной деятельности, но существенных доходов оборонному ведомству они не приносили. Более того — о статусе таких предприятий в основном вспоминали лишь тогда, когда они накапливали до неприличия большие долги, или же там происходило резонансное ЧП. Но, похоже, этому решили положить конец.

По состоянию на 1 октября 2018-го к сфере управления Минобороны относились 109 субъектов хозяйствования. 15 из них (14%) расположены на неподконтрольных территориях (это военные туристические базы, санатории, военторги, строительные и ремонтные предприятия и заводы).

По 42 госпредприятиям (38,5%) начаты процедуры реорганизации или ликвидации в соответствии с решениями органа управления или судов. Из них 11 — на стадии банкротства. И только 48 из 109 предприятий показывали финансовую отчетность по итогам II квартала 2018 г. В целом деятельность госпредприятий в сфере управления МО характеризуют как убыточную.

Правда, по сравнению с отчетным периодом прошлого года несколько вырос объем их чистого дохода и валовой прибыли, что свидетельствует о некоем оживлении деятельности. Но пока о качественном рывке говорить не приходится, ведь из всех «живых» предприятий с прибылью сработали лишь 27.

Самые большие убытки получили концерны «Техвоенсервис» — 3,128 млн. грн., «Военторгсервис» — 2,377 млн. грн., ГП «Ивано-Франковский военный леспромкомбинат» — 1,66 млн. грн., ГП «Киевская военно-картографическая фабрика» — 692 тыс. грн., ГП «Центр консалтинга и делового сотрудничества» — 676 тыс. грн.

Кардинально что-то изменить смогут совершенно иное качество эффективности управления госимуществом и свежие идеи по открытию второго дыхания для тех предприятий, которые действительно нужны стране в статусе государственных.

С качеством управления пока тоже не все в порядке. Это подтвердила оценка хозяйствования 48 работающих ГП Минобороны. Из них только в девяти увидели признаки эффективного управления, еще 21 получили оценку «удовлетворительно».

Существует ряд причин такой убыточности, о чем говорят профильные специалисты оборонного ведомства — Главного управления имущества и ресурсов МОУ. Основные факторы длительной стагнации упомянутых субъектов хозяйствования: существенное уменьшение загрузки их производственных мощностей из-за отсутствия заказов на продукцию и услуги, начисление штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов, сборов, обязательных платежей в прошлые годы, обусловленные недостатком оборотных средств. Положительных перспектив им не добавляла и неликвидность многих основных фондов, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. Стоит вспомнить в этом контексте и то, что увеличение в 2014-м ставки налога на землю привело к значительным потерям средств на госпредприятиях.

— Практически все эти предприятия уже находятся на том или ином этапе реорганизации. Некоторые давно, — говорит первый замначальника Главного управления имущества и ресурсов МО полковник Руслан Нетребка. — Но реальность такова, что многие из них существуют в «бумажном виде». Т. е. не имеют фондов, на их территориях до 90% помещений или активов им не принадлежит. Однако есть руководитель ГП, удерживающий определенный штат, не ведя по сути полноценной хозяйственной деятельности.

— Что позволяет такому руководителю держаться на плаву и почему предприятия нельзя быстро реорганизовать?

— Они обычно имеют задолженность, и немалую, с многолетней историей. Опишу типичную картину. Это юридическое лицо, оставившее себе минимум помещений (частично на них уже наложен арест, с которым мы ничего не можем сделать до решения суда). А остальные недвижимые активы просто сдаются в аренду. Поступлений в лучшем случае хватает на оплату труда и погашение незначительной части задолженности.

Такая ситуация многих устраивала. Поэтому руководство Минобороны приняло решение реформировать всю систему ведомственных госпредприятий. В качестве выхода предлагается реорганизовывать убыточные предприятия и присоединять их к успешным. Прибыльные ГП должны взять на себя соответствующие долги, оформив организационное слияние с другим предприятием.

— Зачем работающим предприятиям балласт, каков смысл подобного слияния?!

— Я убежден, что успешный руководитель всегда сумеет даже такие фонды, которые считают рискованными, использовать в позитиве. С первым шагом реорганизации мы сразу избавляемся от необходимости содержать большой административный штат предприятий, а освободившиеся средства пойдут на погашение задолженностей.

Наша стратегическая задача — вернуть эти госпредприятия с их фондами в Вооруженные Силы: чтобы никто не мог их продать, навесить искусственные долговые обязательства, не произвел отчуждения имущества. Подобное прежде не раз бывало: на участке земель обороны кто-то ставит здание (или покупает) и через суд впоследствии «аннексирует» себе площадку. Это должно остаться в прошлом, и нынешняя успешная практика возвращения земель обороны под нашу юрисдикцию это доказывает.

Идет поиск правовой формулы реорганизации и возвращения ГП МО. И речь идет не только о коридоре правовых решений. Каждое реорганизационное предложение воплощается после детального изучения конкретной ситуации экономистами. Понятно, что данный процесс не пройдет без «жертв», но они стоят сохранения и возврата основных фондов — зданий, земель, предприятий, техники.

Процесс реорганизации нужно все время контролировать и анализировать, насколько он эффективен. Многое зависит от работы ликвидационных комиссий. К примеру, только в этом году реализованы материалы на замену 14 глав или членов ликвидационных комиссий.

— И что это значит?

— Это свидетельствует об их неэффективной деятельности. Есть предприятия, которые до сих пор — по 10 лет — проходят процесс ликвидации. И безуспешно. Они лишь для вида показывают легкую положительную динамику. Главы некоторых комиссий просто злоупотребляют возможностью принимать определенные управленческие и организационные решения в отношении предприятия, имея право подписи. Конечно, почему бы этим не воспользоваться!

И бывает, что вместо того, чтобы спланировать и расписать пошаговый план и постепенно выполнять какие-то действия по погашению задолженности и ликвидации предприятия или же включить его в перечень на приватизацию и возвращать в ВСУ, они этого не делают. Показывают в документах минимальную активность и «ликвидируют» годами, фактически работая на себя.

Некоторые предприятия вели скрытую хозяйственную деятельность, запрещенную на время ликвидации. Сейчас мы это дело прекращаем. На нескольких ГП уже произошли изменения глав ликвидационных комиссий, и они вышли в «нули», были выведены из процесса ликвидации и восстановили хозяйственную деятельность. Это, к примеру, ГП МОУ «Південвійськбуд», который отсудил все свои долги и начал возвращать фонды. Но там, где мы видим, что госпредприятие реально безнадежное, его ликвидация отменяется, и оно присоединяется к мощному субъекту. Так, в «Киевскую контору материально-технического обеспечения» организационно вошло госпредприятие МО «Армия Украины». Надо думать и о том, как и чем загрузить эти предприятия. Нужно искать идеи, которые обеспечили бы работой и сохранили коллективы.

— Где же искать такие идеи?

— Черкасский автомобильный ремонтный завод в свое время взял госзаказ — ни денег, ни техники в Вооруженные силы не вернул. Назначили нового руководителя, четко определив ему задачи. Теперь имеем иную ситуацию: завод проводит качественный капремонт автомобилей семейства КрАЗ. Вернул долги и технику, переданную ему на ремонт, взял новый заказ, отремонтировав ряд образцов специальной инженерной техники. Как результат — на предприятии стали выплачивать зарплату. Коллектив сохранился благодаря тому, что там законсервировали станки и другое оборудование, сберегли производственные мощности. И здесь просто руководителя не поставишь — нужны лидеры с идеями, видением перспективы развития.

Строительство жилья для военных — актуальная ниша, куда могли бы войти ГП МО, которые перепрофилируются, ведь до 80% таких предприятий имеют надлежащие разрешения. И если из 97 госпредприятий, находящихся в оперативном подчинении нашего главка, останется 30—40, но эффективных, можно считать, что мы с миссией справились. И в дальнейшем будем иметь дело исключительно с предприятиями, которые смогут работать на обороноспособность страны. Сейчас идет работа в специально созданном у нас секторе реформирования в соответствии с пошаговым планом развития ГП МО.

Для спасения хозяйственной сферы Минобороны нужно совершенствовать нормативно-правовое поле. И это сугубо наше украинское домашнее задание, которое за нас иностранцы не сделают.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Женщинам-саперам «зеленый свет»

В Чернигове в 8-м учебном центре Госспецтрансслужбы Минобороны на днях стартовал...

Живи где хочешь, но за регистрацию заплати

Для регистрации или снятия с регистрации будет подаваться только...

Первая мировая: причины не поняты, уроки не выучены

Решающей схватке на полях сражений обычно предшествует война протекционизмов,...

Рева: пей, колись, страна! За все заплачено!

мы должны не только сами платить за квартиру, но и оплачивать счета неких спившихся или...

«Геть від Москви!» вылилось в «Геть з України!»

Трудовая миграция из Украины приобрела масштаб национального бедствия....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка