Предприятия бумажные, а долги реальные

№43 (880) 26 октября – 1 ноября 2018 г. 24 Октября 2018 0

Значительную часть госпредприятий Минобороны можно смело признавать неэффективными. И мало найдется людей бизнеса, которые бы захотели и смогли их реанимировать.

С одной стороны, ГП МО — это своеобразный рудимент советской эпохи, с которым в новых реалиях не всегда знали, что делать: отдавать совсем на откуп бизнесу не хотели, но и вкладывать в полноценное развитие государству не хватало средств.

С другой же стороны, они являются ресурсом, который легко потерять, но трудно найти. Эти предприятия фактически являются бывшими военными частями, которые стали самостоятельными юридическими лицами и субъектами хозяйственной деятельности, но существенных доходов оборонному ведомству они не приносили. Более того — о статусе таких предприятий в основном вспоминали лишь тогда, когда они накапливали до неприличия большие долги, или же там происходило резонансное ЧП. Но, похоже, этому решили положить конец.

По состоянию на 1 октября 2018-го к сфере управления Минобороны относились 109 субъектов хозяйствования. 15 из них (14%) расположены на неподконтрольных территориях (это военные туристические базы, санатории, военторги, строительные и ремонтные предприятия и заводы).

По 42 госпредприятиям (38,5%) начаты процедуры реорганизации или ликвидации в соответствии с решениями органа управления или судов. Из них 11 — на стадии банкротства. И только 48 из 109 предприятий показывали финансовую отчетность по итогам II квартала 2018 г. В целом деятельность госпредприятий в сфере управления МО характеризуют как убыточную.

Правда, по сравнению с отчетным периодом прошлого года несколько вырос объем их чистого дохода и валовой прибыли, что свидетельствует о некоем оживлении деятельности. Но пока о качественном рывке говорить не приходится, ведь из всех «живых» предприятий с прибылью сработали лишь 27.

Самые большие убытки получили концерны «Техвоенсервис» — 3,128 млн. грн., «Военторгсервис» — 2,377 млн. грн., ГП «Ивано-Франковский военный леспромкомбинат» — 1,66 млн. грн., ГП «Киевская военно-картографическая фабрика» — 692 тыс. грн., ГП «Центр консалтинга и делового сотрудничества» — 676 тыс. грн.

Кардинально что-то изменить смогут совершенно иное качество эффективности управления госимуществом и свежие идеи по открытию второго дыхания для тех предприятий, которые действительно нужны стране в статусе государственных.

С качеством управления пока тоже не все в порядке. Это подтвердила оценка хозяйствования 48 работающих ГП Минобороны. Из них только в девяти увидели признаки эффективного управления, еще 21 получили оценку «удовлетворительно».

Существует ряд причин такой убыточности, о чем говорят профильные специалисты оборонного ведомства — Главного управления имущества и ресурсов МОУ. Основные факторы длительной стагнации упомянутых субъектов хозяйствования: существенное уменьшение загрузки их производственных мощностей из-за отсутствия заказов на продукцию и услуги, начисление штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов, сборов, обязательных платежей в прошлые годы, обусловленные недостатком оборотных средств. Положительных перспектив им не добавляла и неликвидность многих основных фондов, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. Стоит вспомнить в этом контексте и то, что увеличение в 2014-м ставки налога на землю привело к значительным потерям средств на госпредприятиях.

— Практически все эти предприятия уже находятся на том или ином этапе реорганизации. Некоторые давно, — говорит первый замначальника Главного управления имущества и ресурсов МО полковник Руслан Нетребка. — Но реальность такова, что многие из них существуют в «бумажном виде». Т. е. не имеют фондов, на их территориях до 90% помещений или активов им не принадлежит. Однако есть руководитель ГП, удерживающий определенный штат, не ведя по сути полноценной хозяйственной деятельности.

— Что позволяет такому руководителю держаться на плаву и почему предприятия нельзя быстро реорганизовать?

— Они обычно имеют задолженность, и немалую, с многолетней историей. Опишу типичную картину. Это юридическое лицо, оставившее себе минимум помещений (частично на них уже наложен арест, с которым мы ничего не можем сделать до решения суда). А остальные недвижимые активы просто сдаются в аренду. Поступлений в лучшем случае хватает на оплату труда и погашение незначительной части задолженности.

Такая ситуация многих устраивала. Поэтому руководство Минобороны приняло решение реформировать всю систему ведомственных госпредприятий. В качестве выхода предлагается реорганизовывать убыточные предприятия и присоединять их к успешным. Прибыльные ГП должны взять на себя соответствующие долги, оформив организационное слияние с другим предприятием.

— Зачем работающим предприятиям балласт, каков смысл подобного слияния?!

— Я убежден, что успешный руководитель всегда сумеет даже такие фонды, которые считают рискованными, использовать в позитиве. С первым шагом реорганизации мы сразу избавляемся от необходимости содержать большой административный штат предприятий, а освободившиеся средства пойдут на погашение задолженностей.

Наша стратегическая задача — вернуть эти госпредприятия с их фондами в Вооруженные Силы: чтобы никто не мог их продать, навесить искусственные долговые обязательства, не произвел отчуждения имущества. Подобное прежде не раз бывало: на участке земель обороны кто-то ставит здание (или покупает) и через суд впоследствии «аннексирует» себе площадку. Это должно остаться в прошлом, и нынешняя успешная практика возвращения земель обороны под нашу юрисдикцию это доказывает.

Идет поиск правовой формулы реорганизации и возвращения ГП МО. И речь идет не только о коридоре правовых решений. Каждое реорганизационное предложение воплощается после детального изучения конкретной ситуации экономистами. Понятно, что данный процесс не пройдет без «жертв», но они стоят сохранения и возврата основных фондов — зданий, земель, предприятий, техники.

Процесс реорганизации нужно все время контролировать и анализировать, насколько он эффективен. Многое зависит от работы ликвидационных комиссий. К примеру, только в этом году реализованы материалы на замену 14 глав или членов ликвидационных комиссий.

— И что это значит?

— Это свидетельствует об их неэффективной деятельности. Есть предприятия, которые до сих пор — по 10 лет — проходят процесс ликвидации. И безуспешно. Они лишь для вида показывают легкую положительную динамику. Главы некоторых комиссий просто злоупотребляют возможностью принимать определенные управленческие и организационные решения в отношении предприятия, имея право подписи. Конечно, почему бы этим не воспользоваться!

И бывает, что вместо того, чтобы спланировать и расписать пошаговый план и постепенно выполнять какие-то действия по погашению задолженности и ликвидации предприятия или же включить его в перечень на приватизацию и возвращать в ВСУ, они этого не делают. Показывают в документах минимальную активность и «ликвидируют» годами, фактически работая на себя.

Некоторые предприятия вели скрытую хозяйственную деятельность, запрещенную на время ликвидации. Сейчас мы это дело прекращаем. На нескольких ГП уже произошли изменения глав ликвидационных комиссий, и они вышли в «нули», были выведены из процесса ликвидации и восстановили хозяйственную деятельность. Это, к примеру, ГП МОУ «Південвійськбуд», который отсудил все свои долги и начал возвращать фонды. Но там, где мы видим, что госпредприятие реально безнадежное, его ликвидация отменяется, и оно присоединяется к мощному субъекту. Так, в «Киевскую контору материально-технического обеспечения» организационно вошло госпредприятие МО «Армия Украины». Надо думать и о том, как и чем загрузить эти предприятия. Нужно искать идеи, которые обеспечили бы работой и сохранили коллективы.

— Где же искать такие идеи?

— Черкасский автомобильный ремонтный завод в свое время взял госзаказ — ни денег, ни техники в Вооруженные силы не вернул. Назначили нового руководителя, четко определив ему задачи. Теперь имеем иную ситуацию: завод проводит качественный капремонт автомобилей семейства КрАЗ. Вернул долги и технику, переданную ему на ремонт, взял новый заказ, отремонтировав ряд образцов специальной инженерной техники. Как результат — на предприятии стали выплачивать зарплату. Коллектив сохранился благодаря тому, что там законсервировали станки и другое оборудование, сберегли производственные мощности. И здесь просто руководителя не поставишь — нужны лидеры с идеями, видением перспективы развития.

Строительство жилья для военных — актуальная ниша, куда могли бы войти ГП МО, которые перепрофилируются, ведь до 80% таких предприятий имеют надлежащие разрешения. И если из 97 госпредприятий, находящихся в оперативном подчинении нашего главка, останется 30—40, но эффективных, можно считать, что мы с миссией справились. И в дальнейшем будем иметь дело исключительно с предприятиями, которые смогут работать на обороноспособность страны. Сейчас идет работа в специально созданном у нас секторе реформирования в соответствии с пошаговым планом развития ГП МО.

Для спасения хозяйственной сферы Минобороны нужно совершенствовать нормативно-правовое поле. И это сугубо наше украинское домашнее задание, которое за нас иностранцы не сделают.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В Минобороны рассказали, как Зеленский игнорировал...

Владимир Зеленский, ныне кандидат в президенты, четырежды проигнорировал повестки,...

5,5 тысяч судебных дел

Стараниями юридического департамента Минобороны с 2015 г. удалось вернуть 34 тыс. га...

Самые мощные вооруженные силы планеты в 2030 году:...

В 2030 году большинство сухопутных вооруженных сил стран мира будут обладать...

Минобороны Эстонии: страна готовится к войне

«С помощью оборонных инвестиций и переорганизации Сил обороны» 

Загрузка...

Андрей Гармиш:

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка