Пристальный взгляд с небес

№25 (563) 24 - 30 июня 2011 г. 23 Июня 2011 0

Накануне Дня пограничника несколько предприятий нашей страны представили технику, способную обеспечить охрану государственных кордонов. Смотр состоялся в учебном центре подготовки младших специалистов Госпогранслужбы в пос. Оршанец под Черкассами (см. материалы «По воде и по суше» и «Где учат пограничников», «2000», № 21 (559), 27.05—2.06.2011). Особого внимания среди технических новинок заслуживают агрегаты ГП «Чугуевский авиационный ремонтный завод» (ЧАРЗ).

Ныне это базовое предприятие Министерства обороны, однако родилось оно еще в 1938 г. Сегодня завод специализируется на модернизации и капитальных ремонтах самолетов Л-39 и МиГ-23 всех модификаций. Кстати, ЧАРЗ — одно из самых востребованных предприятий по ремонту Л-39 — за четыре года заново возродили более 80 этих машин. Также здесь восстанавливают самолеты ТУ-143, находящиеся на вооружении МО.

Но на выставке в Оршанце были представлены вовсе не громадные самолеты, а их миниатюрные собратья — беспилотные летательные аппараты (БЛА) «Стрепет».

По словам директора завода Олега Соловьева, беспилотниками предприятие занимается уже 5 лет. Что примечательно, все представленные модели разработаны самостоятельно.

Мощные МиГи. Фото Александра ПАЛЬЧУНА

Маленький самолет с большими возможностями

В беспилотных летательных аппаратах традиционно используют двигатели известных западных производителей. Чтобы уйти от иностранной зависимости, на ЧАРЗ создали двигатель собственной конструкции. Это не только удешевляет микросамолеты, но и делает завод полностью автономным при изготовлении БЛА.

В арсенале предприятия — 4 модели летательных аппаратов, различных по размерам, а следовательно, и по назначению. Для каждого из них разработан двигатель определенной мощности и размера.

Самый маленький БЛА при своем взлетном весе 12—15 кг может взять на борт 5 кг полезной нагрузки. Задуман он как разведчик в военное время и ретранслятор наземных сигналов. При своих микроскопических по авиационным меркам размерах в воздухе может находиться около 6 часов.

Средняя модель «Стрепета» весит до 90 кг, полезная нагрузка — до 35 кг, более крупные модели берут на борт до 100 кг аппаратуры.

Как рассказал Дмитрий Тышенко, замдиректора по научно-исследовательской работе ЧАРЗ, машины оснащены системой искусственного интеллекта. Это позволяет беспилотникам находиться в воздухе и выполнять поставленную задачу по установленной программе практически без участия человека. В пространстве они ориентируются по GPS-сигналам, причем различных операторов. В случае исчезновения одного «указателя» это позволяет переключиться на дублирующий, не сбиваясь с курса.

Крохотные «Стрепеты»

К преимуществам БЛА также относится возможность полетов в темное время суток. Самолеты практически бесшумны и невидимы для радаров.

Разумеется, БЛА незаменимы для военных и разведывательных целей. Но сегодня их можно использовать и в народном хозяйстве. Причем качество работ будет не хуже, чем у больших дорогостоящих самолетов, чьи эксплуатационные расходы в десятки раз выше.

«Стрепет» — незаменимый помощник там, где есть угроза жизни человеку. Достаточно вспомнить аварию на ЧАЭС, когда степень загрязнения воздуха и ситуацию на станции изучали с помощью вертолетов. Пилоты вертолетов и даже известный западный доктор Роберт Гейл получили высокие дозы облучения. Сегодня бы с этой задачей справился микросамолет, причем качество экспертизы не пострадало бы. Аппаратура, установленная на БЛА, позволяет рассмотреть микроскопические детали на земле, взять пробы воздуха и т. д.

Мониторинг трубопроводов, газопроводов, линий электропередач — все это сфера возможного применения «Стрепетов», говорит Дмитрий Тышенко. Для этого на летательном аппарате устанавливается инфракрасная камера, фиксирующая изменения фоновых температур.

Сотрудник завода с гордостью продемонстрировал двигатель СШ-70. При рабочем объеме 70 куб. см и собственном весе менее 4 кг он развивает мощность 15 л. с. То есть силовая установка как минимум втрое мощнее моторов, применяемых на всем известных скутерах. При этом, разумеется, надежность мотора в несколько раз выше — ибо на летательном аппарате установлена дорогостоящая аппаратура. Риск потерять ее из-за основного двигателя очень высок.

При создании двигателей для БЛА успешно решена еще одна задача — минимальное потребление топлива. Чем меньше бак, тем больше полезная нагрузка, стало быть, он дольше может находиться в воздухе.

Как объяснил ситуацию с двигателями для беспилотников директор ЧАРЗ, в мире существует закрытый клуб его производителей. Если вам потребуется мотор на маленький самолет промышленного или военного назначения, то придется заплатить 50 тыс. долл., в то время как его себестоимость не превышает 2 тыс. Именно это обстоятельство подвигло на создание отечественных моторов.

Чугуевские двигатели нисколько не уступают западным аналогам по качеству. Созданы они в рамках оригинальной концепции: двигатели должны быть очень дешевыми и не ремонтироваться. После выработки моторесурса двигатель выбрасывают, вместо него ставят новый. Вероятно, такая стратегия оправдана, ибо в реальности, особенно при использовании двигателей в военных целях, никто их не ремонтирует.

Электронное всевидящее око

Электронный глаз вертолета

Рядом с маленькими летательными аппаратами был выставлен двухместный вертолет американского производства, предлагаемый для закупки украинским силовым структурам, в частности — Госпогранслужбе. С его помощью можно патрулировать границу. Примечательно, что самое сложное в оборудовании вертолета — тепловизорные камеры и электронные системы слежения — тоже изготовлено специалистами ЧАРЗ.

Но, пожалуй, наиболее эффективным оборудованием по охране особо важных объектов, в т. ч. и границ, может стать аэростат Чугуевского завода. Этот летательный аппарат также оснащен оптико-электронной системой слежения и тепловизорными камерами.

Аэростат может находиться в воздухе и днем и ночью круглый год. Радиус обзора аппаратуры — 20 км (на этом расстоянии оптика позволяет рассмотреть даже номера машин). В ночное время система способна обнаружить маскирующегося человека за 10 км.

Аэростат, наполненный гелием, с помощью троса поднимается на высоту до 300 м. При необходимости шар автоматически подкачивается при помощи запасного баллона гелия.

Аэростат перед подъемом.
Фото Александра ПАЛЬЧУНА

Для особо важных объектов, например атомной станции, трудно найти лучшего охранника, чем аэростат. Вся информация с него автоматически подается в наземный пункт управления. Дежурный оператор, получив сигнал о машине или человеке, оказавшемся в запретной зоне, может прицельно навести объективы телекамер, увеличить объект на экране. Если понадобится по команде оператора посылается оперативная группа захвата.

Немаловажно, что вся получаемая информация фиксируется и записывается компьютерами, ее всегда можно изучить впоследствии.

При использовании такой системы в сущности один человек способен обеспечить охрану территории радиусом до 20 км.

В эффективности системы слежения я мог убедиться лично. С помощью оборудования аэростата, расположенного в нескольких сотнях метров от меня, оператору удалось прочесть слова, записанные в моем блокноте (разумеется, повернутом в сторону телекамер).

Конструкторы ЧАРЗ позаботились не только о надежности оборудования, но и об удобстве оператора слежения. В мобильном пункте управления, размером с небольшую комнату, установлен кондиционер, работающий в режимах «холод» и «тепло». Так что оператор будет «находиться в дозоре» с большим комфортом, чем нынешние пограничники.

Судейский помощник

Подобные системы слежения отлично зарекомендовали себя за рубежом. Они вели и ведут наблюдение за государственными границами США, Израиля и других стран, а также во время проведения саммитов «Большой восьмерки», олимпийских игр в Китае и Канаде. Сегодня появилась возможность использовать ее и в нашей стране.

Естественно, есть и опасения по поводу уязвимости «летающего охранника» — он виден издали и, вероятно, может быть поврежден ружейным или автоматным выстрелами.

Но, как заверил Дмитрий Тышенко, для таких ситуаций в аэростате предусмотрена аварийная система подкачки гелия. Шар не рухнет на землю, и его аппаратура не повредится от удара. Да и вряд ли найдутся желающие участвовать в столь безрассудных стрельбах, ведь аппаратура мгновенно фиксирует координаты стреляющего. После этого скрыться от присланного вертолета или группы захвата уже невозможно.

Об эффективности системы слежения с помощью аэростата свидетельствует то, что в Израиле, на границе с сектором Газа, их никто не рискует обстреливать.

Без сомнения, эра использования современных электронных систем, расположенных на воздушных шарах, только начинается — спектр их применения неограничен. Вероятно, в следующем году при проведении Евро-2012 зрители увидят аэростаты над городами-участниками. Они будут выполнять не только охранные функции, но и создадут идеальную телевизионную картинку.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Прибрежный Азов: ни рыбы, ни улиток

В Минагрополитики считают, что военное положение может существенно отразиться на...

Гори все ядерным пламенем!

Ядерная энергетика в мире воспринимается неоднозначно

Космические успехи. Лучше больше, да меньше

На фоне почти полной стагнации ракетостроения заурядные в прошлом события теперь...

36 рисков военной коррупции

Согласно ежегодному рейтингу, обнародованному международной организацией Transparency...

Загрузка...

«Хрущевская» оттепель

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ начали общественное...

Не желаете квартирантов — требуйте деньги за свою...

Как правило, такие вопросы возникают у разведенных супругов, что вполне понятно. С...

Пять мин под столичную экологию

Об экологических проблемах Киева говорят не первый год, но сейчас мы, похоже, подходим...

Буковина — это Румыния! утверждает черновицкая...

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — изучаем публикации изданий Буковины,...

Безналичный зачет

При администрации Виктора Януковича внедрить переход большинства торговых точек на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка